Мои публикации

Ахметова Марина Валерьевна

Фрагменты публикаций, материалы конференций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx19.12 КБ
Файл statya_pro_inklyuziyu_2017.docx23.62 КБ
Файл doklad.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ахметова М.В.

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением опорно-двигательного аппарата в изучении МДК 01.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации. 

Данные методические рекомендации могут быть полезны преподавателям в организации самостоятельной работы студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) при освоении рабочей программы междисциплинарного курса, входящего в профессиональный модуль «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование.

Основной задачей образования является формирование творческой личности, способной к саморазвитию, к самообразованию, к деятельности, полной инноваций. Решить эту задачу невозможно только одним путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Поэтому познавательная самостоятельность студентов является одной из решающих предпосылок улучшения качества подготовки специалистов в современных условиях. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является самостоятельная работа студентов.

Цель организации самостоятельной работы студентов – подготовка специалиста со средним профессиональным образованием и сформированными профессиональными компетенциями. 

Исходя из этой цели, можно определить следующие задачи самостоятельной работы:

- повторение изученного материала студентами;

- возможность использования приобретенных знаний;

- проверка усвоения студентами изученного материала;

- развитие познавательных способностей и творческой активности: самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования общих и профессиональных компетенций

- организация самостоятельности мышления, выявление способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Объем самостоятельной работы студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. В рабочей программе профессионального модуля ПМ.01 Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации для специальности 53.02.01 Музыкальное образование на самостоятельную работу студентов отводится 31 час.

Основными документами, определяющими самостоятельную работу студентов с ОВЗ в колледже, являются: Закон Российской Федерации от 25 апреля 2012 года «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Приказ Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» [6,7].

Студенты с нарушениями ОДА представляют собой группу лиц, которая имеет различные двигательные патологии, а также нарушения в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Это следует учитывать всем участникам образовательного процесса.

Формы и виды самостоятельной работы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются преподавателем и осуществляются с учетом их способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала (устно, письменно в тетрадке или на электронном носителе, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий. Выполнение самостоятельной работы студентов требует изучение не только теоретических материалов в учебниках и учебных пособиях, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях, творчески переработать изученный самостоятельно материал, осуществить обработку информации с помощью компьютерных технологий.

Согласно ФГОС специальности 53.02.01 Музыкальное образование при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии для передачи информации в доступных для них формах. Необходимо использовать такие методы в работе со студентами с нарушением ОДА, которые активизируют познавательную деятельность, развивают устную и письменную речь и формируют необходимые учебные навыки. [5].

Виды самостоятельной работы:

- подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы;

- самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе;

- написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме;

- создание портфолио, подготовка к защите портфолио;

- работа со справочной литературой.

В таблице 1 представлены рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы в изучении МДК 01.01 «Теоретические и методические основы музыкального образования в ДОО».

Таблица 1. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы

Методические рекомендации по выполнению задания

Методические рекомендации по выполнению задания студенту с ОВЗ

1.Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту.

2.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.

1. Детально изучите материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Уточните содержание новых терминов и понятий, дайте детальное описание определений.

3. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные на уроке преподавателем.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала.

6. Приступайте к выполнению заданий, упражнений.

1. Детально изучите материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте определение терминов, подготовленных преподавателем.

3. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные на уроке преподавателем.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала.

6. Приступайте к выполнению заданий, упражнений.



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПМ. 01"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

В данной статье обучение представлено в виде оптимизации и методического обеспечения сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в том числе с инвалидностью, на ступени профессионального образования при освоении рабочей программы междисциплинарного курса, входящего в профессиональный модуль «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга дошкольной образовательной организации» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование.

Преодоление «трудностей обучения» можно осуществить средствами образования, которое специально организовано и построено особым образом для достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [4].

На аудиторных занятиях в процессе реализации рабочей программы в организации практических занятий студента с ОВЗ (нозология – нарушение опорно-двигательного аппарата, далее ОДА) применяются следующие правила:

1 – необходимо определить учебное место в аудитории, студент сам подбирает комфортную позу для выполнения практических работ (сидя или стоя т.д.);

2 – обеспечить студенту возможность перемещения для демонстрации практического задания;

3 – предварительно обеспечить студента наглядным материалом для выполнения самостоятельной аудиторной работы (подготовленные тесты, нотный материал, схемы и таблицы с музыкальной терминологией);

4 – учитывается объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности меняются формы проведения занятий – увеличивается время для подготовки (раскладывание наглядных материалов и пособий для игр) и выполнения задания (поиск информации по заданию в Интернет-ресурсах). Студентам, которые имеют двигательные проблемы в написании текста, преподаватель размещает задания для изучения и закрепления в нетбук или записывает на диктофон.

5 – выполнение практических работ проводятся парами или «бригадами», в которых присутствует смешанный состав обучающихся: в паре – один обычный обучающийся и один обучающийся с двигательным нарушением; «бригада» включает одного обучающегося с двигательным нарушением и несколько обычных обучающихся [3].

В связи с этим в организации практических занятий, основанных на инсценировании различных видов деятельности дошкольников на музыкальном занятии в ДОО, применяются следующие формы и методы работы:

Организация этапов певческой деятельности дошкольников. Подготовительный этап - знакомство с песней.

Студенты с ОВЗ заранее готовят анализ произведения при помощи рассказа, демонстрации портретов композитора и автора слов, рассматривания иллюстраций. При показе песни для предполагаемой детской аудитории на практическом занятии они демонстрируют звуковой файл с фонограммой песни, либо исполняют ее на музыкальном инструменте (с учетом физических возможностей).

Основной этап - разучивание песни. Для подготовки голосового аппарата воспитанников на моделируемом музыкальном занятии студенты с ОВЗ применяют распевки с облегченным вариантом изложения сопровождения на музыкальном инструменте и ограниченным диапазоном и составом звеньев распевания:

1.        Пение вокализов, с гласным звуком. Например, сочетание звуков «ре – ми» - надо пропеть на звук – «а». Затем, на пол тона выше со звуком «о» и т.д.

2.        Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках и др.

Пение (разучивание) – начинается с разучивания стихотворной части песни, затем следует поэтапное разучивание мелодической линии. Студенты с ОВЗ по возможности проигрывают элементы мелодии на музыкальном инструменте одной рукой. Применяются и другие методы работы над песней: прохлопывание ритмического рисунка песни одновременно проговаривая текст; пропевание по фразам вокализом на гласный звук; звуковысотный показ рукой; пропевание по группам (3-4 чел.).

Заключительный этап - Исполнение песни. Разученное произведение исполняется под фонограмму-минус или а capella.

Организация музыкально-ритмических движений дошкольников.

Работа проводится в команде (при содействии других студентов)

Подбирается 1—2 музыкально-ритмических упражнения для дошкольников и студенты с ОВЗ демонстрируют их, исходя из своих физических возможностей. Например, упражнение «Роботы», где под «космическую» музыку выполняются движения головой, руками, затем ногами, имитируя роботов.

Студенты с ОВЗ применяют упражнения, общим свойством которых является синтез движения – речи – музыки. Например, упражнение «На что похоже солнце?» (ритмодекламация под музыку или на фоне ритмического сопровождения):

«На что похоже солнце?»

Слова Т. Боковой, музыка – мелодия песни А. Чернышова «Зеленая песенка»

На что похоже солнце? Движение руками над головой вправо-влево, ладони «раскрыты».

На круглое оконце. Руки выполняют круг, снизу вверх, замыкая над головой.

Фонарик в темноте. Движения кистью правой руки в кулачке, корпус вертится вправо-влево.

На мяч оно похоже, Ноги пружинят, кисти рук ритмично отбивают мяч

На блин горячий тоже. Гладят живот

И на пирог в плите. Кулачками «месят» тесто, затем вытягивают кисти.

На жёлтенькую пуговку. Считают, загибая пальцы левой руки,

На лампочку. На луковку.

На медный пятачок.

На сырную лепёшку.

На апельсин немножко. Загибают мизинец правой руки

И даже на зрачок. Грозят указательным пальцем, затем показывают на свой зрачок

Только если солнце мяч — Удивляются, руки в стороны.

Почему же он горяч? Движение «Жарко», обмахиваются ладошками.

Если солнце — это сыр, Удивляются, руки в стороны.

Почему не видно дыр? Показывают дырочки.

Если солнце — это лук, Удивляются, руки в стороны.

Все бы плакали вокруг. Трут глаза кулачками.

Значит, светит мне в оконце. Грозят пальчиком, «окошко».

Не пятак, не блин, а солнце! Руки вверх над головой.

Пусть оно на всё похоже,

всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ! Руки крест на крест к сердцу.

Солнце правая рука вверх

Солнце левая рука вверх

Наше солнце! Две руки вверх.[6]

Особым интересом для студентов с ОВЗ является изучение пальчиковых игр, так как они развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

Следующие пальчиковые игры: «Котенька-коток», «Журавель и лягушата» и др., доступны для инструментального освоения студентами с нарушениями ОДА [6]:

Пальчиковая игра «Котенька-коток»

Исходное положение рук – кулачки прижаты друг к другу таким образом, что большие пальцы находятся сверху, а мизинцы – снизу.

Котя – котенька - коток,

Котя – серенький хвосток. (достаём мизинчики и соединяем их подушечки, подучается «хвостик»)

Лапочки-подушки, (хлопки «мягкими ладонями»)

Ушки на макушке, (кулачки сжаты, достаём и вытягиваем указательные пальцы)

Как услышат мышку, (поворачиваем «мордочку» вправо-влево)

Мышку-шалунишку.

Превратятся лапки (сжимаем и разжимаем пальчики - «коготки»)

В коготки – царапки.  

Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)

Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)

Мышка, мышка, не шурши, (легко гладим ладошки друг об друга)

Котя- котик, не спеши… (замерли)

Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)

Ам! (сжимаем ладони, «поймали

Давайте посмотрим, все ли мышку поймали? (заглядываем в ладошки).

Организация элементарного музицирования дошкольников.

На практических занятиях по освоению методов организации коллективного музицирования воспитанников на музыкальном занятии студенты с ОВЗ осваивают шумовые инструменты (трещотки, маракасы, бубны, свистульки, ложки, колокольчики и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Организация музыкально-дидактических игр для дошкольников.

Студентам с ОВЗ отводится доступная и удобная роль в исполнении задания при освоении методов организации музыкально-дидактической игры на музыкальном занятии. Поэтому подбираются игры с пассивной ролью, которая и будет исполняться студентом с ОВЗ [2]. Например: музыкально-дидактическая игра на различие тембровой окраски у дошкольников - «Медведь и птички», «Дирижер», где с ролью Дирижера студент с ОВЗ справляется легко и непринужденно, в ситуации, когда нарушения ОДА не позволяют студенту находиться в позе «Дирижера», он может дирижировать сидя на стуле в удобной позе:

Игра «Дирижер».

Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего. Атрибуты: дирижерская палочка.

Ход игры: Дети слушают Дирижера и выполняют предложенные действия. «Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать. На него мы поглядим и движенья повторим: 1-2-3 – замри!»

Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами. На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка.

Контроль успеваемости для обучающихся с ОВЗ осуществляется в процессе проведения практических занятий, выполнения индивидуальных работ, домашних заданий. При необходимости используются дистанционные формы контроля.

Форма промежуточной аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам. Зачет проводиться в различных формах:

1. Устные сообщения на основе подготовленных ими рефератов (по предложенным заранее темам);

2. Дискуссия, в основе которой могут быть разные точки зрения на проблемы музыкального обучения, воспитания и развития.

На экзамене студенты с ОВЗ показывают в комплексном интегративном задании свое знание теоретического содержания предмета, музыкальной терминологии, знание различных учебных пособий, новейших исследований и владение практическими приемами организации музыкального воспитания с детьми дошкольного возраста [3].

Использование описанных подходов по организации практических занятий по изучения междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях» способствуют созданию благоприятного психологического климата в группе, повышению учебной активности, формированию таких важных качеств личности студентов как ответственность, взаимопомощь, толерантность, терпение.

Источники:

1.        Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92.

2.        Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Карапуз, 2000.

3.        Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами - инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с.

4.        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 22 апреля 2015 г. № 06-443

5.        Постановления Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2020 годы».

6.        Ритмодекламация для детей старшего дошкольного возраста.

7.        Смирнов А.А. Инклюзивное музыкальное обучение как путь к профессии: из опыта практической работы // Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика: монография. Новосибирск, 2013.



Предварительный просмотр:

1слайд

Преодоление «трудностей обучения» можно осуществить средствами образования, которое специально организовано и построено особым образом для достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

2слайд

Поэтому на аудиторных занятиях в процессе реализации рабочей программы в организации практических занятий студента с ОВЗ (нозология – нарушение опорно-двигательного аппарата) применяются следующие правила:

1 – определяется учебное место в аудитории, сам студент подбирает комфортную позу для выполнения практических работ (сидя, стоя);

2 – обеспечить студенту возможность перемещения для демонстрации практического задания;

3 – предварительно обеспечить студента наглядным материалом для выполнения самостоятельной аудиторной работы (подготовленные тесты, нотный материал, схемы и таблицы с музыкальной терминологией);

4 – учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности следует менять формы проведения занятий – увеличивается время для подготовки (раскладывание наглядных материалов и пособий для игр) и выполнения задания. Студентам, которые имеют двигательные проблемы в написании текста, преподаватель размещает задания для изучения и закрепления в ноутбук или записывает на диктофон.

5 – выполнение практических работ проводятся парами или группами, в которых присутствует смешанный состав обучающихся.

3слайд

В связи с этим в организации практических занятий, основанных на инсценировании различных видов деятельности дошкольников на музыкальном занятии в ДОО, применяются следующие формы и методы работы:

певческая деятельность дошкольников состоит из 3х этапов.

На 1 этапе - студенты с ОВЗ заранее готовят анализ произведения при помощи рассказа, демонстрации портретов композитора и автора слов, рассматривания иллюстраций. При показе песни они демонстрируют звуковой файл с фонограммой песни, либо исполняют ее на музыкальном инструменте (с учетом своих физических возможностей).

На 2 этапе - Для подготовки голосового аппарата воспитанников студенты с ОВЗ применяют распевки с облегченным вариантом изложения сопровождения на музыкальном инструменте и ограниченным диапазоном и составом звеньев распевания:

Пение (разучивание) – начинается с разучивания стихотворной части песни, затем следует поэтапное разучивание мелодической линии. Студенты с ОВЗ по возможности проигрывают элементы мелодии на музыкальном инструменте одной рукой. Применяются и другие методы работы над песней: прохлопывание ритмического рисунка песни одновременно проговаривая текст; пропевание по фразам вокализом на гласный звук; звуковысотный показ рукой; пропевание по группам (3-4 чел.).

На 3 этапу - Разученное произведение исполняется под фонограмму-минус или а capella.

4 слайд

При организации музыкально-ритмических движений дошкольников.

Подбираются музыкально-ритмические упражнения для дошкольников, которые студенты с ОВЗ демонстрируют, исходя из своих физических возможностей.

Также студенты с ОВЗ применяют упражнения, общим свойством которых является синтез движения – речи – музыки. (ритмодекламация под музыку или на фоне ритмического сопровождения).

Особым интересом для студентов с ОВЗ является изучение пальчиковых игр, так как они развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.

5 слайд

На практических занятиях по освоению методов организации коллективного музицирования воспитанников на музыкальном занятии студенты с ОВЗ осваивают шумовые инструменты (трещотки, маракасы, бубны, свистульки, ложки, колокольчики и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

6 слайд

Студентам с ОВЗ отводится доступная и удобная роль в исполнении задания при освоении методов организации музыкально-дидактической игры на музыкальном занятии. Поэтому подбираются игры с пассивной ролью, которая и будет исполняться студентом с ОВЗ.

7слайд

Контроль успеваемости для обучающихся с ОВЗ осуществляется в процессе проведения практических занятий, выполнения индивидуальных работ, домашних заданий. При необходимости используются дистанционные формы контроля.

Форма промежуточной аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам. Зачет проводится в различных формах:

1. Устные сообщения на основе подготовленных ими рефератов (по предложенным заранее темам);

2. Дискуссия,

На экзамене студенты с ОВЗ показывают в комплексном интегративном задании свое знание теоретического содержания предмета, музыкальной терминологии, знание различных учебных пособий.

8 слайд

Использование описанных подходов по организации практических занятий по изучению междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях» способствуют созданию благоприятного психологического климата в группе, повышению учебной активности, формированию таких важных качеств личности студентов как ответственность, взаимопомощь, толерантность, терпение.