Внеурочная деятельность

Сичкова Ирина Васильевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________А.А.Божков

«__»_________2018г.           «_____»__________2018г.               пр №___«__»_______2018г.

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Моя речь – моё достоинство»

5 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2018-2019 учебный год

Рабочая программа элективного курса  «Моя речь – моё достоинство»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека,  его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов,  которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 35 учебных недель, всего – 35 часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые  результаты освоения  элективного курса:

Предметные:  

Ученик научится:

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик получит возможность научиться:

- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

Личностные: понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Содержание элективного курса с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Культура речи

(5ч)

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

2

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

3

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

4

Азбука важных и вежливых слов.

5

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

 

«В начале было слово…»

(13ч)

6

О чём рассказывает устное народное творчество?

7

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

8

Литературный язык и местные говоры.

9

Лексические диалектные различия и их типы.

10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

11

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

13

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов

14

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

15

Молодёжный сленг и отношение к нему.

16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

18

Происхождение прозвищ

«Слово – понятие, слово – творчество»

(10ч)

19

К истокам слова. Почему мы так говорим?

20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

21

Лексическое значение слова. Толковые словари

22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

23

Как правильно употреблять слова.

24

Метафора в загадках, пословицах, поговорках

25

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

26

Текст как речевое произведение

27

Письмо как речевой жанр

28

Письмо другу

Качества хорошей речи

(7ч)

29

Разговор как искусство устной речи

30

Эмоциональная грамотность

31

Основные речевые правила  общения посредством телефона

32

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях

33

Невербальные средства общения

34-35

Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»

Итого

35 ч

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________А.А.Божков

«__»_________2018г.           «_____»__________2018г.               пр №___«__»_______2018г.

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Тайна текста»

7 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2018-2019 учебный год

Рабочая программа элективного курса  «Тайна текста»  для обучающихся  7  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. 2014г. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе  сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ выпускников в новой форме.  Элективный курс  непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.

Планируемые  результаты освоения  элективного курса:

Учащиеся должны знать:

-определение текста, его признаки и компоненты;

-типы и стили речи, их структуру и композицию;

-синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте;

- основные способы сжатия текста.

Учащиеся должны уметь:

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи;

-перерабатывать исходные тексты, применяя различные способы и приёмы их сжатия;

- создавать устные и письменные тексты;

- рецензировать и редактировать тексты.

Ожидаемые результаты:

-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.

-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.

-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.

-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.

Содержание элективного курса с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

  1. Текст как речевое произведение (3ч)

Понятие текста, основные признаки текста (членимость текста, смысловая цельность, связность).  Диалог как текст. Виды диалога. Основная мысль текста. Проблемы текста, пафос.  Типы проблем. Типы информации в тексте. Микротема текста. Абзац. Зачин (первое предложение). Ключевые слова текста.

  1. Строение текста (2ч)

Название текста. Зачин (первое предложение). Композиция текста. Микротема текста. Абзац. Способы  связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Связь с помощью местоимений, синонимов, лексических повторов, союзов, различных частиц, вводных слов.

  1. Стиль текста (7ч)

Разновидности речи или стили речи. Разговорный стиль и стили книжной речи: официально-деловой,  научный, публицистический, стиль художественной литературы. Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи (путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, устное выступление, доклад, дискуссия). Лексические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Речевые средства воздействия на читателя в публицистическом стиле. Синтаксические особенности публицистического стиля. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи. Лексические особенности научного стиля, термины. Морфологические особенности научного стиля. Синтаксические особенности научного стиля.     Официально-деловой стиль речи. Разговорный стиль речи. Художественный стиль речи. Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур.

  1. Функционально-смысловые типы речи (4ч)

Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Описание. Пейзаж. Портрет. Описание машин.  Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Цель описания. Композиция описания. Повествование как тип речи.  Композиция повествования (завязка, развитие события, кульминация, развязка). Рассуждение как тип речи. Отличие рассуждения от других типов речи. Строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, примеры, вывод).

  1. Средства выразительности (5ч)

Средства выразительности в художественном стиле. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола. Стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора. Ритм ( стиха и прозы), рифма, интонация. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность публицистического стиля. Средства выразительности в публицистическом стиле. Общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Стилистические возможности языковых средств (эпитеты, метафоры и другие образные средства, разговорные и просторечные слова и обороты, фразеологические выражения, усиливающие эмоциональное воздействие речи). Лексические и грамматические средства выражения отношения, оценки. Широкое использование общественно-политической лексики и лексики, обозначающей понятия морали, этики. Синтаксические особенности публицистического стиля речи.

  1. Основные виды переработки текста (8ч)

Виды переработки текста. Редактирование текста. Правка текста. Текстовые и графические редакторы. Форматирование. Сокращение текста. Разные способы сокращения текста: исключение, сокращение пересказа, замена развернутых предложений более простыми.  План. Тезисы. Составление тезисов, составление плана текста. Тезис как начальный этап работы над докладами и рефератами. Конспект. Отличие конспекта от других видов сокращения текста. От плана к тезисам и конспекту. Тематический конспект по нескольким источникам, посвященным одной теме.

  1. Оценка текста (6ч)

Аннотация. Её объем и содержание. Аннотация как способ оценки. Место аннотации в книге.   Оценка текста. Рецензия.  Отзыв. План отзыва. Отличие отзыва от рецензии. Анализ прозаического текста. План комплексного анализа прозаического текста.                                                          

Контрольные мероприятия: 

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится  согласно тематического плана.

Формы организации учебных занятий:

  1. Урок  исследование;
  2. Урок   игра;
  3. Урок практикум
  4. Урок-познавательная лаборатория;
  5. Урок консультация;
  6. Уроки-презентации;
  7. Урок-КВН.

        Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.  Применяются словарные, проверочные  диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.

Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма,  решение проблемной ситуации,  проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ,  подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Текст как речевое произведение

(3ч)

1

Понятие текста, основные признаки текста

07.09

2

Диалог как текст. Виды диалога

14.09

3

Тема текста. Основная мысль

21.09

Строение текста

(2ч)

4

Композиция текста

28.09

5

Микротема текста. Абзац

05.10

Стиль текста

(7ч)

6

Стили речи

12.10

7

Публицистический стиль речи

19.10

8

Основные признаки публицистического стиля

26.10

9

Научный стиль речи

09.11

10

Официально-деловой стиль речи

16.11

11

Разговорный стиль речи

23.11

12

Художественный стиль речи

30.11

Функционально-смысловые типы речи

(4ч)

13

Типы речи

07.12

14

Описание

14.12

15

Повествование

21.12

16

Рассуждение

28.12

Средства выразительности

(5ч)

17

Метафора

11.01

18

Эпитет

18.01

19

 Фразеологизм

25.01

20

 Олицетворение

21

Сравнение

Основные виды переработки текста

(8ч)

22

Редактирование текста

23-24

Сокращение текста

25

План: простой и сложный

26

Тезисный план текста

27

Учебный доклад

28

Конспект

29

Тематический конспект

Оценка текста

(6ч)

30

Аннотация

31-32

Рецензия

33

Отзыв

34-35

Комплексный анализ текста

Итого

35ч



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________А.А.Божков

«__»_________2018г.           «_____»__________2018г.               пр №___«__»_______2018г.

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Учимся работать с текстом»

5 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2018-2019 учебный год

Программа факультатива составлена на основании «Программы курса русского языка для 5 классов общеобразовательных учреждений », допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 35 учебнхе недель, всего – 35 часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Факультативный курс «Учимся работать с текстом» посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. В 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся. Логично именно с 5-го класса знакомить учащихся с видами информации в тексте, «механизмами» понимания произведения, процедурами смыслового анализа текста.

Понимание прочитанного текста является необходимым условием полноценного общения ученика с книгой (учебником, литературным произведением) - только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.

Цели курса заключаются в

  • формировании умений чтения и анализа текстов с привлечением базовых лингвистических понятий и необходимых сведений по теории языка;
  • приобретении опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой основной и второстепенной информации;
  • формировании коммуникативных умений учащихся при работе над текстом;
  • овладении  основных текстоведческих понятий;
  • приобретении  опыта анализа текстов разных стилей.

Планируемые предметные  результаты освоения  элективного курса:

Ученик получит представление

  1. о видах информации в тексте;
  2. о функционально-смысловых типах речи в тексте;
  3. о видах работы с текстом.

будет знать

  1. признаки текста;
  2. лингвистические термины;
  3. алгоритм анализа текста;

будет уметь

  1. анализировать текст;
  2. формулировать, обосновывать свою точку зрения;
  3. выполнять задания творческого характера в рамках курса;
  4. создавать самостоятельные творческие работы на заданную тему;

будет иметь опыт (владеть)

  1. иметь опыт анализа текста;
  2. применять на практике полученные знания, умения и навыки;
  3. иметь опыт работы со справочной и дополнительной литературой филологической направленности;
  4. иметь опыт в составлении кроссвордов, в выполнении тестовых заданий.

Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы элективного курса являются:

  • способность адекватно понимать прочитанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей (определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, основную и дополнительную информацию);
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
  • уметь задавать вопросы к тексту;
  • осознание русского языка как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • способность извлекать необходимую информацию в зависимости от коммуникативной задачи;
  • проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

         

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Курс состоит из 4 больших разделов: «Текст и его основные понятия», «С чего начинается понимание текста», «Функционально-смысловые типы речи в тексте», «Виды работы с текстом». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).

Введение

Знакомство с факультативным курсом «Учимся понимать текст». Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

Раздел 1. Текст и его основные понятия (20ч)

Определение текста

Тема текста. Тема, основная мысль.

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Контекст. Подтекст. Затекст.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

План как вид информационной переработки текста.

Раздел 2. С чего начинается понимание текста (6ч)

Виды информации в тексте.

Диалог с текстом.

Учимся делать монтаж текста.

Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте (3ч)

Описание

Повествование

Рассуждение

Раздел 4. Виды работы с текстом (6ч)

Тезирование текста.

Конспектирование текста.

Редактирование текста.

Анализ текста.

Основные формы работы – индивидуальные, групповые. На занятиях используются приемы технологии критического мышления, диагностический материал в форме тестов, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.

 Формами входного и итогового контроля могут стать проверочные работы по чтению познавательных текстов, обучающая самостоятельная работа, контрольный тест, сочинение, собеседование, создание кроссворда, презентация кластера   по теме курса.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Текст и его основные понятия

(20ч)

1

Определение текста

1

06.09

2

Построение текста

1

13.09

3

Тема текста

1

20.09

4

Темы широкие и узкие

1

27.09

5

Взаимосвязь темы и основной мысли

1

04.10

6

Смысловое членение текста

1

11.10

7

Микротема. Абзац

1

18.10

8

Виды зачинов

1

25.10

9

Синтаксическое строение зачинов

1

08.11

10

Контекст. Подтекст

1

15.11

11-

12

Ключевые слова

2

22.11-29.11

13

Заглавие

1

06.12

14

Взаимосвязь заголовка и текста

1

13.12

15

Типы связи

1

20.12

16-

17

Средства связи между предложениями в тексте

2

27.12-10.01

18-

19

Смысловая и композиционная целостность текста

2

20

Составление текста

1

С чего начинается понимание текста

(7ч)

21

С чего начинается понимание текста

1

22

Идеальный читатель

1

23

Составление плана текста

1

24

Тезирование текста

1

25

Практическая работа № 1 «Понимание текста»

1

26

Практическая работа № 2 «Понимание текста»

1

Функционально -смысловые типы речи в тексте

(3ч)

27

Описание

1

28

Повествование

1

29

Рассуждение

1

Система работы с текстом

(6ч)

30

Основные виды работы с текстом

1

31-

32

Конспектирование текста

2

33-

34

Редактирование текста

2

35.

Комплексная работа с текстом

1

Итого

35ч



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Л.И.Колесень

«__»_________2017г.           «_____»__________2017г.               пр №___«__»_______2017г.

 ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Школа юного филолога»

7 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2017-2018 учебный год

Программа факультатива составлена на основании «Программы курса русского языка для 7 классов общеобразовательных учреждений », допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 35 учебных недель, всего – 35 часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые предметные  результаты освоения  факультативного курс:

В ходе изучения данного курса учащиеся научатся:

-  применять на практике полученные знания на уроках русского языка;

-  определять однозначные и многозначные слова;

-  определять прямое и переносное значение слов;

-  различать омофоны, омографы, омоформы;

- работать с тестовыми заданиями,

- формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

- развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

- закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;

- сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

- обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;

- обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);

- выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Введение (1ч)

 Значение курса, его задачи

Лингвистика – наука о языке (1ч)

Язык и знаковая система (6ч)

Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система. Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения. Происхождение языка. Живые и мёртвые языки. Естественные и искусственные языки. Языки и диалекты.

Письмо (4ч)

Предпосылки возникновения письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Переход к звукобуквенному письму.

Языкознание (9ч)

Сравнительно-исторический метод в языкознании. Праиндоевропейцы и их языки. Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки. Славянская и балтийская группы. Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки. Германские и романские языки. Другие языковые семьи. Мировые языки. Контрольная работа.

Вопросы фонетики (7ч)

Уровни языка. Фонетический уровень. Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Гласные и согласные. Фонема. Ударение и интонация. Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция. Контрольная работа.

Вопросы лексикологии (7ч)

Слово – основная единица языка. Значение слова. Многозначность. Виды переносных значений. Деление слов на классы. Тематические группы слов. Омонимы. Омофоны, омографы, омоформы. Зачёт за курс 7 класса.

Формы организации учебных занятий:

- фронтальный опрос,

- групповая, парная и самостоятельная работа,

- работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.  

Применяется работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.

Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма,  решение проблемной ситуации,  проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ,  подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.

Формы обучения: фронтальные,  коллективные,  групповые, парные, индивидуальные.

Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Примечание

по плану

по факту

1

Введение. Значение курса, его задачи

2

Лингвистика – наука о языке

3

Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система

4

Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения

5

Происхождение языка

6

Живые и мёртвые языки

7

Естественные и искусственные языки

8

Языки и диалекты

9

Предпосылки возникновения письма

10

Пиктографическое письмо

11

Идеографическое письмо

12

Переход к звукобуквенному письму

13

Сравнительно-исторический метод в языкознании

14

Праиндоевропейцы и их языки

15

Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки

16

Славянская и балтийская группы

17

Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки

1 ч

18

Германские и романские языки

19

Германские и романские языки

20

Другие языковые семьи. Мировые языки

21

Контрольная работа

22

Уровни языка. Фонетический уровень

23

Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

24

Гласные и согласные

25

Фонема

26

Ударение и интонация

27

Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция

28

Контрольная работа

29

Слово – основная единица языка

30

Значение слова. Многозначность

31

Виды переносных значений

32

Деление слов на классы. Тематические группы слов

33

Омонимы

34

Омофоны, омографы, омоформы

35

Зачёт за курс 7 класса

Итого

35 часов

   



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Л.И.Колесень

«__»_________2017г.           «_____»__________2017г.               пр №___«__»_______2017г.

 ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Основы русской словесности»

8 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2017-2018 учебный год

Программа факультатива составлена на основании «Программы курса русского языка для 8 классов общеобразовательных учреждений », допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 35 учебных недель, всего – 35 часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые предметные  результаты освоения  факультативного курса русского языка:

· умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

· применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

· понимать сущность комического, развивать чувство юмора;

· умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

· развивать «чувство стиля»;

· умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;

· умение редактировать и совершенствовать текст;

· умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;

· умение анализировать стихотворения;

· понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного

смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;

· умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;

· умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Тема 1 Средства художественной выразительности (11ч)

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика. Изобразительные и выразительные возможности языка. Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.

Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

Тема 2 Словесные средства выражения комического (4ч)

Языковые средства создания комического. Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур .Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы

и афоризмы. Пародийные афоризмы. Эпиграмма. Обобщение по теме «Словесные средства выражения комического»

Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности (5ч)

Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности

Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4ч)

Слово в эпическом произведении. Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведении. Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении».

Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (3ч)

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. Обобщение по теме «Языковые средства в лирическом произведении».

Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (8ч)

Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщение.

Формы организации учебных занятий:

- фронтальный опрос,

- групповая, парная и самостоятельная работа,

- работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.  

Применяется работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.

Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма,  решение проблемной ситуации,  проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ,  подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.

Формы обучения: фронтальные,  коллективные,  групповые, парные, индивидуальные.

Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Примечание

по плану

по факту

1

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. 

2

Семантика. Лексические

возможности языка. Антонимы. Синонимы.

3

Изобразительные и вырази-

тельные возможности языка.

4

Семантика фонетических

средств языка. Интонация.

5

Семантика

словообразования.

6

Словесные средства выражения комического.

Омонимы. Паронимы.

7

Архаизмы. Историзмы. Связь

славянизмов и

историзмов.

8

Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

9

Тропы: метафора, сравнение,

олицетворение,

метонимия, синекдоха.

10

Семантика типов предложений. Период. Инверсия. Антитеза.

11

Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание.

Эллипсис.

12

Языковые средства создания

комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур.

13

Гипербола. Фантастика.

Ирония. Речь героя.

«Говорящие» имена.

14

Пословицы и афоризмы.

Пародийные афоризмы.

Эпиграмма.

15

Обобщение по теме «Словесные средства выражения-

комического»

16

Текст и его признаки. Содержание и

форма.

17

Тема и идея.

1 ч

18

Основные требования к

тексту.

19

Художественность

произведения.

20

Обобщение по теме «Качества

текста и художественность

произведения словесности.

21

Слово в эпическом произведении.

22

Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как

выражения идеи.

23

Рассказчик и автор в эпическом произведении.

24

Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении».

25

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

26

Звуковая организация

Стихотворной речи. Стихотворные забавы.

27

Обобщение по теме: «Языковые средства в лирическом произведении».

28

Слово в драматическом

произведении.

29

Изображение характеров -

способ выражения авторской

позиции в драматическом-

произведении

30

Сюжет и конфликт.

31

Обобщение по теме: «Языковые средства в драматическом произведении»

32

Взаимовлияние произведений словесности— закон ее

развития.

33

Мифологические образы в

русской литературе.

34

Влияние народной словесности на литературу.

35

Заключительный

урок-обобщение

Итого

35 часов

   



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Л.И.Колесень

«__»_________2017г.           «_____»__________2017г.               пр №___«__»_______2017г.

 ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Русская литература: классика и современность»

8 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса литературы для 5-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина, изд. Москва «Просвещение», 2010 г.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 35 учебных недель, всего – 35 часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые предметные  результаты освоения  факультативного курса литературы:

- понимание отдельных терминов и понятий;

- умение самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

- умение создавать собственный литературоведческий текст,

- умение самостоятельно аргументировано давать эстетическую оценку произведению;

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Тема 1. Древнерусская литература (3ч)

Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XIIвеков». Художественные принципы древнерусской литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора.

Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века (6ч)

М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины XIX века. (10ч)

Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тема 4. Литература второй половины XIX века (5ч)

И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

Тема 5. Литература XX века (8ч)

Русская реалистическая проза начала века. И. А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм как поэтические стили. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке.

Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова. Поиски героя времени.

Возвращенная литература. Л. Андреев, А. Платонов. Своеобразие героев и особенности конфликтов.

Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне (3ч)

А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.

Формы организации учебных занятий:

- фронтальный опрос,

- групповая, парная и самостоятельная работа,

- работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.  

Применяется работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.

Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма,  решение проблемной ситуации,  проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ,  подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.

Формы обучения: фронтальные,  коллективные,  групповые, парные, индивидуальные.

Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Примечание

по плану

по факту

1

Древнерусская литература

(3ч)

1.1

Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XIIвеков»

1.2

Художественные принципы древнерусской литературы.

1.3

Связь литературы с эстетическими принципами фольклора.

2

Литература русского Просвещения XVIII века

(6ч)

2.1

«Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века.

2.2

Русское Просвещение и его национальные черты.

2.3

Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.

2.4

«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.

2.5

Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.

2.6

Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

3

Литература первой половины XIX века

(10ч)

3.1

Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского.

3.2

Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова.

3.3

Зарождение романтизма в русской литературе.

3.4

Сквозные темы лирики А. С. Пушкина.

3.5

Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

3.6

Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова.

1 ч

3.7

 Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова.

3.8

Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова.

3.9

Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги).

3.10

Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

4

Литература второй половины XIX века

(5ч)

4.1

И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»».

4.2

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова.

4.3

Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии

4.4

Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

4.5

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки.

5

Литература XX века

(8ч)

5.1

Своеобразие прозы И. А. Бунина

5.2

Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна

5.3

Символизм, акмеизм, футуризм как поэтические стили

5.4

Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина

5.5

А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе.

5.6

Традиция и новаторство в литературной сказке.

5.7

Изображение Гражданской войны в произведениях Шолохова.

5.8

Л. Андреев, А. Платонов. Своеобразие героев и особенности конфликтов

6

Литература о Великой Отечественной войне

(3ч)

6.1

 А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев. Собирательный образ русского солдата.

6.2

Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.

6.3

Урок-зачет

Анализ литературного произведения

Итого

35 часов

   



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Л.И.Колесень

«__»_________2018г.           «_____»__________2018г.               пр №___«__»_______2018г.

 ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

9 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2018-2019 учебный год

Программа факультатива составлена на основании «Программы курса русского языка для 9 классов общеобразовательных учреждений », допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 34 учебные недели, всего – 34 часа.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые предметные  результаты освоения  факультативного курс:

В ходе изучения данного курса учащиеся научатся:

-  применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

-  строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

-  вычленять главное в информации;

-  сокращать текст разными способами;

-  правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-  грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

 - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (8 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.  

3. Текст. Сочинение (7 часов).

Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении, по проблеме текста и на морально-этическую тему. Критерии оценки задания.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Примечание

по плану

по факту

1. Введение. Значение курса, его задачи

1.1

Особенности ГИА - 2017 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией

1.2

Организация и технология проведения ГИА по русскому языку. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

2. Текст. Сжатое изложение

8 ч

2.1

Что такое микротема. Абзацное членение текста

Практическая работа

2.2-2.3

Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ

Практическая работа

2.4-2.5

Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ

Практическая работа

2.6-2.7

Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ

Практическая работа

2.8

Написание сжатого изложения

Контрольная работа 1

3. Текст. Сочинение

3.1

Сочинение на экзамене. Критерии оценки. Структура сочинения

Ознакомление

3.2

Учимся формулировать тезис.

Практическая работа

3.3

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Практическая работа

3.4

Учимся писать вывод сочинения.

Практическая работа

3.5

Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении

Практическая работа

3.6

Создание сочинения-рассуждения по проблеме

Практическая работа

3.7

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Контрольная работа 2

4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий

17 ч

4.1

Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2.

Практическая работа

4.2-4.3,

Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3

2 ч

Практическая работа

4.4

Правописание приставок. Задание 4

Практическая работа

4.5

Правописание суффиксов. Задание 5

Практическая работа

4.6

Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6

Практическая работа

4.7

Способы подчинительной связи в словосочетании.  Задание 7

Практическая работа

4.8-4.9

Грамматическая основа предложения. Задание 8,11

Практическая работа

4.10

Предложения с однородными членами. Задание 9

Практическая работа

4.11

Предложения с обособленными  и уточняющими членами. Задание 9

Практическая работа

4.12

Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.

Практическая работа

4.13

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Задание 12-14.

Практическая работа

4.14

Сложные предложения с различными видами связи. Задания 13.

Практическая работа

4.15

Контрольный тест

Контрольная работа

4.16-4.17

Диагностическая работа в форме ГИА

Контрольная работа

Итого

34 часа

   



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________А.А.Божков

«__»_________2019г.           «_____»__________2019г.               пр №___«__»_______2019г.

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

«Учимся писать сочинение-рассуждение»

8 класс

Учитель: Сичкова И.В.

квалификационная категория первая

2019-2020 учебный год

Программа факультатива составлена на основании «Программы курса русского языка для 8 классов общеобразовательных учреждений », допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Уровень обучения – базовый. Из расчета 1 час в неделю; 35 учебнхе недель, всего – 35 часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Цель элективного курса -  познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся  не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.

Планируемые предметные  результаты освоения  элективного курса:

В ходе изучения данного курса учащиеся научатся:

- конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

-понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

-подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

-  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Композиция текста-рассуждения (теория+практика) 21ч

Типы речи. Особенности текста-рассуждения. Логика построения текста-рассуждения. Анализ структуры текста-рассуждения. Тезис. Варианты формулировки тезиса. Определение тезиса в тексте. Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов). Учимся находить аргументы в тексте. Иллюстрация доводов примерами.  Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста. Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения. Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения). Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения. Средства связи микротем в сочинении-рассуждении. Средства межфразовых связей в сочинении-рассуждении. Вступление в сочинении-рассуждении. Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения. Заключение в сочинении.

Грамматика (теория+практика) 4ч

Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения. Предупреждение речевых ошибок в сочинении. Предупреждение грамматических ошибок в сочинении. Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.

Практические работы (10ч)

Практическая работа. Построение логических схем к тексту.

Практическая работа. Сохранение логики текста.

Практическая работа. Написание вступления к сочинению.

Практическая работа. Написание основной части сочинения-рассуждения.

Практическая работа. Пишем заключительную часть сочинения-рассуждения.

Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.

Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.

Анализ и рецензирование выполненных работ.

Написание сочинения-рассуждения  на заданную тему или/и по прочитанному тексту.

Контрольные мероприятия: 

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится  согласно тематического плана.

Формы организации учебных занятий:

  1. Урок  исследование;
  2. Урок   игра;
  3. Урок практикум
  4. Урок-познавательная лаборатория;
  5. Урок консультация;
  6. Уроки-презентации;
  7. Урок-КВН.

        Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.  Применяются словарные, проверочные  диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.

Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма,  решение проблемной ситуации,  проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ,  подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Типы речи. Особенности текста-рассуждения.

1

05.09

2

Логика построения текста-рассуждения.

1

12.09

3

Анализ структуры текста-рассуждения.

1

19.09

4

Тезис. Варианты формулировки тезиса.

1

26.09

5

Определение тезиса в тексте.

1

03.10

6

Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов)

1

10.10

7

Учимся находить аргументы в тексте.

1

17.10

8

Иллюстрация доводов примерами.  

1

24.10

9

Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста

1

07.11

10

Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения

1

14.11

11

Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)

1

21.11

12

Практическая работа. Построение логических схем к тексту

1

28.11

13

Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении

1

05.12

14

Практическая работа. Сохранение логики текста

1

12.12

15

Композиция сочинения-рассуждения

1

19.12

16

Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения

1

26.12

17

Средства связи микротем в сочинении-рассуждении

1

16.01

18

Средства межфразовых связей в сочинении-рассуждении.

1

23.01

19

Вступление в сочинении-рассуждении.

1

30.01

20

Практическая работа. Написание вступления к сочинению

1

06.02

21

Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения.

1

13.02

22

Практическая работа. Написание основной части сочинения-рассуждения.

1

20.02

23

Заключение в сочинении.

1

27.02

24

Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении.

1

06.03

25

Практическая работа. Пишем заключительную часть сочинения-рассуждения.

1

13.03

26

Речевое оформление сочинения.

1

20.03

27

Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения.

1

03.04

28

Предупреждение речевых ошибок в сочинении.

1

10.04

29

Предупреждение грамматических ошибок в сочинении.

1

17.04

30

Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.

1

24.04

31

Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.

1

01.05

32

Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.

1

08.05

33-34

Практическая работа

Анализ и рецензирование выполненных работ

2

22.05-29.05

35

Написание сочинения-рассуждения  на заданную тему или/и по прочитанному тексту

1

Всего -  35 часов



Предварительный просмотр:

 Свои знания мои ученики используют в проектной и исследовательской деятельности. Выступают на школьных, районных и краевых научно-практических конференциях.

Уч. год

                   Темы

научно-практических работ

Авторы       работ

Защита

Результат

         

2012-2013

«Влияние молодежного сленга на речь учащихся»

Салдушев Олег

на школьной НПК

1 место

на районной НПК

участник

«Проблемы употребления буквы «Ё» в современном русском языке»

Сухотина Наталья

на школьной НПК

3 место

на районной НПК

победитель

«Роль рекламы в жизни человека»

Васильева Алина

на школьной НПК

2 место

2013-2014

«Энциклопедия  слова «Здравствуйте»»

Калмыкова Евгения

на школьной НПК

участник

«Что читают в нашем классе?»

Романенко Юлия

на школьной

НПК

3 место

На краевой (дистанционно) НПК

участник

«Речевой этикет в русских народных сказках»

Игнатенко Анна

на школьной

НПК

участник

«Символика чисел в русских народных сказках»

Павлюченко Ангелина

на школьной

НПК

участник

«Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т.В. Михеевой «не предавай меня!»)

Васильева Алина

на школьной

НПК

1 место

На районной НПК

участник

«Актуальна ли классика сегодня?»

Салдушев Олег

на школьной

НПК

2 место

Уч. год

Темы научно-исследовательских работ

Авторы работ

Защита

Результат

2014-2015

Исследование загруженности учащихся моего класса домашними заданиями

Волкова Юлия

на школьной НПК

3 место победитель

Что таит в себе конфетный фантик?

Глушкова Регина

На школьной НПК

участник

«Забытые подвиги «маленьких»  героев…»

Калмыкова Евгения

На школьной НПК

2 место

победитель

Проект «Конфетная орфограмма»

Лутовинов Александр Купцова Наталья

На школьной

3 место

победитель

«Сын Отечества»

Романенко Юлия

На школьной НПК

1 место победитель

На районной НПК

1 место победитель

2015-2016

«Семь чудес поселка Абан»

Волкова Юлия

на школьной НПК

участник

на районной НПК

участник

«Изобразительные средства языка в газетных заголовках (на материале местной газеты «Красное знамя»)»

Калмыкова Евгения

на школьной НПК

1 место

победитель

на районной НПК

участник

«Как питается современная семья?»

Романенко Юлия

на школьной НПК

2 место победитель

на районной НПК

участник

«Карманные деньги и школьник»

Аврамова Елена

на школьной НПК

3 место победитель

Проект «Сборник правил в стихах»

Новикова Яна

на школьной НПК

участник

Проект «Ларец Мудрости»

Лутовинов Александр

на школьной НПК

участник

Год

Темы научно-практических работ

Авторы работ

Защита

Результат

2016-2017

«Влияние темперамента на профессиональный выбор школьников»

Романенко Юлия

На школьной НПК

3 место

«Влияние изобразительно-выразительных средств языка в газетных заголовках на выбор читателей (на материале местной газеты «Красное знамя»)»

Калмыкова Евгения

На школьной НПК

1 место

«Влияние изобразительно-выразительных средств языка в газетных заголовках на выбор читателей (на материале местной газеты «Красное знамя»)»

Калмыкова Евгения

На районной НПК

победитель

Родом из детства (по мотивам произведений В.П. Астафьева)

Аврамова Елена

На школьной НПК

Участник

«Дом, в котором я учусь»

Волкова Юлия

На школьной НПК

2 место

«Дом, в котором я учусь»

Волкова Юлия

На районной НПК

Участник

Год

Темы научно-практических работ

Авторы работ

Защита

Результат

2017-2018

«Влияние изобразительно-выразительных средств языка в газетных заголовках на выбор читателей (на материале местной газеты «Красное знамя»)»

Калмыкова Евгения

Краевой молодёжный форум «Научный конвент» (очный этап)

«Научно-технический потенциал Сибири»

Участник

Зачем писателям псевдонимы?

Юркина Екатерина

На школьной НПК

Участник

Образ собаки в литературе

Аврамова Елена

На школьной НПК

3 место

Проект Словарь устаревших слов (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»).

Новикова Яна

На школьной НПК

1 место

Невербальные средства общения в рассказах А.П. Чехова

Калмыкова Евгения

На школьной НПК

2 место

Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Романенко Юлия

На школьной НПК

3 место