Главные вкладки

    Публикации


    Предварительный просмотр:

    Воспитание и развитие личности студента

    средствами иностранного языка

    Мелишихина Н.П.

    ЦМК «Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин»

    Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием. В связи с этим необходимым становится использование личностно-ориентированного подхода как в обучении, так и в воспитании учащихся.

    В Российском обществе происходит коренное обновление форм и способов социальной жизни, в которой большое значение приобретает деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала, способностей личности. Возникает проблема поиска новых подходов в организации педагогической деятельности, которые бы способствовали развитию и реализации личности обучаемого. Особое значение имеет в этой связи иностранный язык, спецификой которого является его ярко выраженный поликультурный и социокультурный характер. Образовательная и самообразовательная функция иностранного языка, его значимость в жизни повлекла за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

    Профессор Н.Е. Щуркова рассматривает учение в жизни каждого обучающегося человека как уроки жизни: он учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждает своё «я», обретая самооценку и способность к саморегулированию, с разных сторон изучает мир. При оценке образованности исходят из того, удалось ли мотивировать у обучаемого достижение успеха, насколько успех являлся следствием его самореализации. Стремление к успеху – естественный мотив поведения человека. Успех рождает желание действовать, самоутвердиться, повысить оценку результатов собственного труда.

    Зная психологические основы организации восприятия и внимания, тренировки памяти, развития мышления и воображения преподаватель выбирает нужные для него средства педагогического воздействия.

    Для педагогов нашего учебного заведения очень важна их психологическая грамотность. Владея знаниями по общей, возрастной и педагогической психологии, преподаватель продумывает свои действия со стороны их психологической целесообразности, прогнозирует поведение студентов в определённых условиях, предотвращает отрицательные мотивы и действия, стимулирует положительные. Именно в этом и состоит сущность воспитания. Без психологической зоркости педагога невозможно прогнозировать поведение студентов, а без прогнозирования невозможно целенаправленное и управляемое формирование их личности.

    Для достижения значимых результатов в процессе обучения каждое учебное занятие преподавателей нашего колледжа строится на основе следующих принципиальных положений развивающего обучения:

    1. Учебное занятие проводится не ради самого занятия, а ради того, чтобы воздействовать на личность студента; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определённые интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.

    Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение).

    Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу студента, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

    2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если обучающийся действует по внутреннему убеждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остаётся и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовывать деятельность обучающихся, чтобы требования педагога стали внутренним побуждением самих студентов.

    3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам учебного занятия. Все его элементы должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов каждого занятия должна быть конкретная психологическая цель.

    4. Центральный компонент любого учебного процесса – организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.

    Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти студентов, создание определённой установки и организации внимания.

    5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов – содержания занятий, совершенствования методики, мастерства педагога и т.д., но и от внутренних условий – индивидуально-психологических особенностей студентов.

    Необходимо учитывать и подготовленность преподавателя, и его рабочее настроение, и контакт с группой, и способность к быстрой ориентировке в неожиданной педагогической ситуации, и умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т.д. В той же мере следует учитывать организованность студентов – уровень умственного развития, отношение к учёбе, особенности самоорганизации, учебные способности.  

    Организуя процесс обучения, педагоги колледжа придерживаются основного принципа в преподавании  и изучении иностранного языка – это деятельностная основа обучения, при которой язык должен восприниматься студентами как инструмент и средство социального взаимодействия с партнёрами по общению.

    Мы считаем, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса, при которой «педагог спрашивает, побуждает студента к речевой деятельности – студент отвечает». Данный процесс строится по схеме «стимул - реакция». Она соответствует обучению как «передаче знаний, навыков и умений». Для такой обучающей парадигмы характерно широкое использование так называемых фронтальных форм работы.

    Что касается «многоканального» общения, то для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый студент имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определённой деятельности. Эта модель представляет обучение как «свободное раскрытие личностных возможностей» как педагога, так и обучающихся и существенным образом меняет позиции всех участников учебного процесса.

    Исходя из вышесказанного, наибольший интерес для нас представляет так называемая проектная работа, а также упражнения/задания, имеющие интерактивный характер. Проектная работа придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

    В практике педагогов используются мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени. Те и другие могут быть индивидуальными и групповыми. Но все они имеют конкретную цель, направленную на достижение не «языкового», а практического результата.

    Мы пришли к выводу, что данный метод позволяет обучать языку как социальному феномену. Работа над проектами имеет не только прагматический эффект (достижения учащимися определённого уровня владения языком во всех видах общения), но и большую образовательную значимость: он формирует у студентов социальную компетенцию, развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступать.

    Что касается упражнений, имеющих интерактивный характер, особую ценность для нас имеют те из них, которые обеспечивают максимальную повторяемость обязательного языкового материала и стимулируют студентов к его использованию на всех этапах общения, организуют взаимодействие обучающихся в ходе их выполнения.

    Подводя итоги вышесказанного, мы делаем вывод, что в процессе изучения иностранного языка у студентов происходит:

    - рост социальной зрелости;

    - включение иностранного языка в свою систему ценностей;

    - формирование индивидуальности;

    - и, как результат, - формирование компетентностей, сочетающих в себе образовательную и мотивационную составляющие и имеющих личностную сущность.

    Также в процессе изучения иностранного языка у студентов нашего колледжа развивается

    - самостоятельная познавательная деятельность, путём приобретения знаний из различных источников информации (развитие общих и специальных учебных умений, совершенствующих учебную деятельность по овладению иностранным языком);

    - формируется многомерное восприятие мира как единства многообразия культур, расширение представлений о государственном устройстве, молодёжных движениях, праздниках и знаменательных датах в культуре изучаемого языка;

    - происходит осознание своих личных потребностей и конкурентные преимущества, связанные с овладением и использованием иностранного языка;

    - приобретается опыт общения с представителями других культур;

    - формируется компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (студенты строят своё поведение в соответствии со спецификой страны изучаемого языка, принятого в ней этикета);

    Процесс обучения иностранному языку – есть процесс личностного развития студента, развития его социальных качеств, компетенций. Студенты нашего колледжа развивают свою коммуникативную и профессиональную компетенции, что является важнейшим условием успешной реализации личности, как в социальной, так и профессиональной среде.

    Литература:

    1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.

    3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.

    4. Практикум по психолого-педагогическим курсам: Учебное пособие для студентов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.

    5. Материалы Интернет-сайтов.



    Предварительный просмотр:

    Мелишихина Н.П.,

    преподаватель ин языка ФГОУ СПО «ОАТК»

    областная НПК

     «Инновационные технологии и методы

    в преподавании гуманитарных дисциплин»

    29 ноября 2011 года

    Интегрированное обучение иностранного языка и спецдисциплин

    Уровень квалификации специалиста определяется не только знаниями и умениями, полученными в процессе обучения. Большую роль при этом играют индивидуальные и социальные качества личности. Всё это составляет основу профессиональной компетентности будущего специалиста.

             Одним из требований стандарта к выпускникам СПО является умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные технологии и владеть коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке.

            Если говорить о компетенциях, которыми должен владеть выпускник, то среди них выделяют специальные (профессиональные) и ключевые (надпрофессиональные), предполагающие развитые умения и способности, которые позволяют человеку полностью реализовать себя в профессиональной деятельности, в жизни в целом. Целью изучения иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

    Особенностью же изучения иностранного языка в колледже является формирование у студентов как ключевых, так и специальных компетенций, направленных не только на повседневное общение, но и на профессиональную деятельность, на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативной компетенции в целом.

    Учитывая специфику мест работы выпускников СПО технический специальностей, преподавателями иностранного языка ставится задача научить будущих специалистов читать и переводить специальную литературу средней трудности с помощью словаря, с которой им приходится работать  в профессиональной деятельности.

    Таким образом, компетентностный подход и подготовка квалифицированного специалиста заставляет искать новые методы и технологии преподавания.

    Одной из эффективных технологий является интегрированное обучение. Интеграция дисциплин из разных циклов близка концепции развивающего обучения, где основным является стимулирование умения приобретать знания из различных источников.

    Интеграция является сложным междисцинарным научным понятием. Процесс интеграции (от лат. Integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязи и взаимодополняемости.

     Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

    Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. В основе интегрированного обучения лежит система интегрированных уроков.

    Интегрированный урок – специально организованный, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов;

    - урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса;

     - урок, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

    Целями интегрированного обучения являются следующие положения:

    1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения ин.языка и спецдисциплин;
    2. Повышение и развитие интереса студентов к данным предметам.

    Внедрение интегрированного обучения включает три этапа. На превом анализируется материал, темы которого могут изучаться только в рамках базисного предмета. Второй этап посвящён материалу, выходящему за рамки базисного предмета и включающему темы, которые могут быть усвоены при изучении тем спецдисциплин. Цель третьего, ключевого этапа, - формирование восприятия целостной структуры профессиональной деятельности будущих специалистов, овладение всем арсеналом профессиональных знаний и умений, выполнение отдельных функций обучающегося.

    Вместе с тем  в педагогике в интеграции обучения чётко выделяются несколько уровней. Первый и высший уровень интеграции – уровень целостности межпредметных связей, завершающийся формированием новой дисциплины, носящий интегративный характер и имеющий собственный предмет изучения.

    Второй уровень интеграции обучения – уровень дидактического синтеза. Дидактический синтез характеризует не только содержательную интеграцию учебных предметов, но и  интеграцию форм учебных занятий.

    Третий уровень интеграции обучения – уровень межпредметных связей, связанный с решением таких задач, как актуализация  знаний учащихся, их обобщение и систематизация. При этом межпредметные связи рассматриваются как условие, принцип, средство обучения и определяющий фактор содержания образования, а также как специфическая система организации учебного процесса, деятельности преподавателя и студента. Основными источниками интеграции на уровне межпредметных связей выступают общие структурные элементы содержания образования, перенос которых может осуществлять частичное и действительно необходимое взаимодействие учебных предметов.

     Интеграция учебных дисциплин в целях увеличения содержательности и целостности образования должна осуществляться путём повышения мотивации к изучению иностранного языка, а также создания более реальной и близкой перспективы использования получаемых студентами знаний и умений, обеспечения системности в формировании у студентов знаний.

    В профессиональной подготовке идея интеграции проводилась постепенно: сначала как установление межпредметных связей, затем как интеграция отдельных предметов в комплексы, а на современном этапе как необходимость в создании интегрированных курсов, призванных существенно повысить эффективность взаимодействия субъекта и объекта обучения. При этом необходимо помнить, что деятельность преподавателя направлена не только на сообщение студентам теоретических знаний, формирование умений и навыков, предписанных программой по изучаемым дисциплинам. Не менее важно умение вызвать у студентов потребность в учении, организовать познавательную деятельность, развить их творческие способности.

    Главное в интегрированном уроке – вычленить проблему. Дабы занятие не прошло в метании между дисциплинами, сам преподаватель должен чётко видеть перед собой конечную цель.

    Однако следует отличать интегрированный и междисциплинарный уроки. На междисциплинарном уроке изучаемый материал иллюстрируется сведениями из других предметов; на интегрированном уроке тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких курсов.

    Как уже было сказано выше, итоговой целью курса английского языка является подготовка специалиста, справляющегося с техническим английским в разных его проявлениях. Для этого необходимо не просто знание терминов, а восприяие английского именно в тех формах, с которыми придётся столкнуться при выходе из учебного заведения. К ним относятся технические тексты по теме «Автомобили», как в письменной, так и в устной формах. В реальной профессиональной деятельности нынешние студенты могут столкнуться также с видеоматериалами, объясняющими технологию того или иного производственного процесса, который им необходимо воспроизвести. Для этого им нужно в первую очередь понять инструкцию или описание технологического процесса.

    Как и любой урок системы развивающего обучения, интегрированный вырабатывает у студента системный подход к предмету, к объекту познания, в нашем случае, к тексту на английском языке. В результате мы получаем целостное представление об объекте. Так, при обычном подходе к изучению иностранного языка восприятие студентами английского идёт отдельно от изучения ими других предметов, даже если предметом изучения на занятии служит база их знаний. Интеграция смежных дисциплин может стать хорошим тренингом перед введением модульного обучения – необходимый опыт получат в первую очередь преподаватели.

    Построение системы таких занятий не должно перегружать студента и преподавателя, оно должно быть в первую очередь уместно. Проведение таких уроков возможно не только в интеграции с техническими дисциплинами, но и спецдисциплинами экономического цикла.

    Интеграция – это, безусловно, средство интенсификации занятия и активизации мыслительного процесса. По итогам интегрированных занятий заметно улучшение усвоения лексики, ускорение выполнения стандартных грамматических упражнений. При регулярном проведении интегрированных занятий станет возможным говорить о системном Воздействии такого типа уроков на языковую компетентность.



    Предварительный просмотр:

    Мелишихина Н.П.,

    преподаватель ин.языка ЦМК «ОГСЭ»

    Применение критического мышления

    на уроках иностранного языка как

    одно из средств развития общих компетенций студентов колледжа

    Во всем мире знание английского языка воспринимается сегодня как необходимое условие успешного профессионального становления. Все большую важность также приобретает умение делать перевод с английского и наоборот.

    В современных условиях эта деятельность не может осуществляться только профессионалами–переводчиками, она должна быть доступна широкой аудитории, которая владеет английским языком. В связи с развитием научно–технического сотрудничества с иностранными государствами и ростом объема информации умение переводить научную и техническую литературу приобретает особое значение.

    Поэтому преподавателями средних учебных заведений ставится задача научить будущих специалистов читать и переводить  специальную литературу средней трудности с помощью словаря. Под текстами «средней трудности», рекомендуемыми программой, подразумеваются не адаптированные и обработанные преподавателями или автором тексты, а тексты, взятые из оригинальной технической и экономической литературы. Например, описания приборов, аппаратуры, материалов, рабочих процессов в виде каталогов, проспектов, паспортов, прилагаемых к оборудованию, с которым технику приходится иметь дело на практике, финансовые отчёты и документы. Это, в свою очередь, несколько ограничивает языковой материал, который должны усвоить учащиеся, и делает задачу в обучении техническому переводу в колледже реальной.

    Итак, особенностью изучения иностранного языка в колледже является формирование у студентов как общих, так и профессиональных компетенций, направленных не только на повседневное общение, но и на профессиональную деятельность, на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативной компетенции в целом.

    Внедрение технологии развития критического мышления в образовательный процесс в её полном объеме помогает решить основные задачи, стоящие перед педагогом, и соответствуют требованиям компетентностного подхода.

    Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем просто задавание вопросов.

    Список ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, интерпретацию, анализ, выведение заключений, оценку, метазнания. Критическое мышление применяет не только логику, но и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость.

    Критическое мышление является важным компонентом большинства профессий. Особенно большое значение имеет для науки и в системе образования. Проблема развития критического мышления студентов уже на протяжении нескольких десятилетий исследуется американскими и европейскими учёными.

    Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология позволяет добиваться следующих образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

    Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество преподавателя и обучающихся, деятельностное участие самого студента, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», студенты реализуют свои потребности и возможности, учатся решать свои проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, мы, педагоги, развиваем личность студента в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

    В основе данной технологии лежит трехфазовая структура урока: 1) вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); 2) осмысление содержания (получение новой информации); 3) рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

    Во время фазы вызова решаются 2 задачи: совместная с обучающимися постановка целей обучения и  активизации познавательной деятельности студентов.  В процессе реализации фазы вызова учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Необходимо фиксировать высказывания, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. На этом этапе мы считаем целесообразным сочетать индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная работа позволит каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными.

    Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

    Во время фазы вызова часто применяю «мозговой штурм». Его основным правилом является необходимость придумать много идей. Он помогает "освободить" свой ум, при этом не все идеи будут полезные, самое главное - не подвергать их сомнению. "Мозговой штурм" проводят индивидуально, в парах, малыми группами. Для его проведения необходимы карандаш и бумага, или доска и мел.

    Ещё одним приёмом на этапе вызова является “корзина” идей, понятий. В корзину условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают по изучаемой теме. Ставится вопрос и каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает (индивидуальная работа). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Затем ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

    В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

    Необходимым условием развития критического мышления на фазе осмысления содержания является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.  Важным моментом является получение новой информации по теме. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. Это должно быть индивидуальное принятие и отслеживание информации.

    Так же как и на фазе вызова, на смысловой стадии обучающиеся продолжают формулировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Студенты могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения.

    На фазе осмысления содержания обучающиеся знакомятся с новой информацией (читают текст, просматривают фильм, прослушивают лекцию), пытаются сопоставить её с уже имеющимися знаниями и опытом, ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, пытаются поставить новые вопросы, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

    На данном этапе работы используется приём “пометки на полях”. По мере чтения текста студенты ставят знаки З—знаю, У—узнал новое, Х—хочу узнать. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

    Опыт показывает, что обучающиеся не сразу проникаются идеями новой технологии, поначалу они сопротивляются непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений педагога.

    Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности учащихся и преподавателя.

    Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего плана обучения (что понятно, что непонятно, необходимо узнать еще, нужно задать вопрос и так далее). Но этот анализ полезен тогда, когда он обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе составления устного или письменного высказывания мысли, которые были в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируются, превращаясь в новое знание. Кроме того, обмениваясь мнениями по поводу прочитанного или услышанного, студенты понимают, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Главное, что этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

    Одним из приёмов, используемым на этапе рефлексии, является «написание синквейна». Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет сделать рефлексию по какому-либо поводу. Правилами написания синквейна являются следующие: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого обучающийся высказывает свое отношение к теме.  Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

    Нами перечислены только некоторые из разнообразных и многочисленных приёмов, применяемых в технологии развития критического мышления. Чтобы превратить изучение английского языка не только в полезное, но и увлекательное занятие преподаватели используют кластеры, концептуальное колесо, фишбоун, двух- и трех- частные дневники, бортовой журнал, «тонкие» и «толстые» вопросы и многие другие, которые знакомы многим педагогам, даже не работающим в данной технологии.  

    Понятно, что преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя.

    Литература:

    1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.

    2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

    3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

    4. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

    5. Петричук И. И., электронная газета «Интерактивное образование».

    6. Открытые Интернет-источники

    http://www.analizplan.narod.ru/krit.html

    http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm



    Предварительный просмотр:

    Коллективное творческое дело – форма интеграции учебной и воспитательной работы в группе

    Мелишихина Н.П.,

    ФГОУ СПО «Омский Автотранспортный колледж», г. Омск

            В Российском обществе происходит обновление форм и способов социальной жизни, в которой большое значение приобретает деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала, способностей личности. Возникает проблема поиска новых подходов в организации педагогической деятельности, которые бы способствовали развитию и реализации личности обучаемого. Особое значение имеет в этой связи иностранный язык, спецификой которого является его ярко выраженный поликультурный и социокультурный характер, образовательная и самообразовательная функции.  Вступая в иноязычную коммуникацию, человек получает знания социокультурного характера, а язык  становится средством решения социальных, жизненных, научных проблем. Интерактивный и личностно-ориентированный подходы предполагают активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен аутентичной информацией на иностранном языке и приобретение умений успешного коммуникативного взаимодействия.    Вместе с этим, в поисках  способов взаимосвязи различных видов  учебно-воспитательной  работы как эффективного  средства повышения качества обучения и воспитания, возникает необходимость  использования  интегративных форм   учебной и  внеучебной деятельности   студентов.  

            Руководствуясь этими принципами и принимая во внимание специфику предмета “иностранный язык”, мы предприняли попытку использовать одну из  интегративных форм организации учебно-воспитательного процесса, обладающих универсальными возможностями - коллективное творческое дело (КТД).

    КТД ведёт свою историю с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал технологию сознания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция.  Перечень видов КТД достаточно широк: КТД общественно-политического характера, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, спортивные. Методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

    В практике  Омского автотранспортного колледжа  проведение КТД имеет свои особенности. Прежде всего,  личностно-ориентированная направленность  КТД, позволяющая достигать задачи личностного развития каждого студента, овладевать теоретическими  знаниями, осваивать и присваивать ценности  общения и взаимодействия в неразрывной связи с процессом практики, утверждать через конкретные поступки,  оценки, эмоциональные переживания, рефлексию.

    Подготовка и проведение КТД как интегративной формы может иметь своей целью стимулирование  студентов  к изучению иностранного языка. При этом    каждый этап (планирование, подготовка, проведение дела,  анализ)  предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми встречами, обсуждение дискуссионных вопросов, создание студентами  конечного продукта (результата) их собственной деятельности. Так,  на этапе  планирования проводится организационная работа. Мы обсуждаем со студентами  характер и содержание мероприятия, время и место его проведения, назначаем ответственных за то, или иное задание. Это первые шаги в разработке КТД. На подготовительном этапе осуществляется подбор необходимой информации и материала. Основную функцию по отбору осуществляет  преподаватель и инициативная группа. После проведения КТД проводится его анализ, где ребята подводят итоги, выявляют недостатки, определяют степень участия каждого в коллективном деле.

    Хочется отметить, что  результатами проведения КТД  стали  устный поэтический журнал «Любовь – волшебная страна» и конкурс на лучшего знатока английского языка для студентов I курса специальности 190604 «Звёздный час». Сценарии проведения КТД «Любовь – волшебная страна», «Звёздный час»  легли в основу методических разработок, призванных  развивать интерес к изучению иностранного языка, литературе, а также способствовать формированию эстетического вкуса студентов, развитию их творческих способностей, расширению кругозора. В одной из них представлены стихи зарубежных и русских поэтов, классиков и современников, исполняемые на русском и английском языках, отрывки из известных музыкальных произведений и фильмов. В другой - вопросы, касающиеся истории нашего колледжа, преподавателей, работающих в нём, а также задания, связанные с историей и устройством автомобиля.

    Таким образом, коллективное творческое дело является  не только эффективным способом включения студентов  в совместную  творческую  деятельность, расширения  взаимодействия студентов и педагогов, сплочения   студенческой группы, но и средством,  развивающим  познавательный интерес  к учению. Использование КТД во внеклассной работе по иностранному языку стало примером слияния учебного и воспитательного процессов в колледже, взаимосвязи различных учебных дисциплин, удачным способом повышения мотивации студентов, приобретения ими опыта личностного совершенствования.

    Литература:

    1. Андреева, Е.В. Генезис и сущность  внеучебной  деятельности в системе профессионального образования / Е.В. Андреева // Сибирский педагогический журнал. –2009. - № 11. – С. 290-299.
    2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
    3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - Москва, 1996.
    4. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1977. T.I.
    5. Свенцицкая О.М. Поэзия на уроках английского языка, газета «Английский язык»,  Первое сентября №23, 2009 г.



    Предварительный просмотр:

    Рейтинговая система оценки знаний  студентов

    на занятиях иностранного языка

    Н.П. Мелишихина,

    преподаватель БОУ ОО СПО «ОАТК»,

    ЦМК «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

    Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. [7, с. 4].

    Профессиональная компетентность - совокупность взаимосвязанных компетенций, отражающая теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающая в себя как личностные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии.

    Неотъемлемой частью профессиональной компетенции является общая компетенция, под которой понимается способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

    В соответствии со стандартом ФГОС СПО Дисциплина Иностранный язык относится к циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин», основной задачей которого является развитие общих компетенций студентов. В современном мире бурно развивающихся международных контактов и связей в политике, экономике, культуре практическое знание иностранного языка становится реальной необходимостью и обязательным условием успешной профессиональной деятельности. Перед будущим специалистом стоят задачи большой сложности: необходимо изучить прогрессивные технологии, перенять всё новое, что накоплено в мировом производстве. Для того чтобы отечественные предприятия могли конкурировать с лучшими зарубежными фирмами, каждый специалист должен знать по зарубежным первоисточникам, что делается, что планируется развитыми странами в соответствующих областях профессиональной деятельности. Практика показала, что более полезными в профессиональном мире оказываются не просто переводчики, а квалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком. Иноязычная компетентность специалиста как никогда востребована на современном этапе экономического развития нашего государства.

    Практическое владение иностранным языком, с одной стороны, способствует повышению уровня профессиональной компетенции специалиста, с другой стороны, предполагает умение осуществлять такие аспекты профессиональной деятельности как своевременное ознакомление с новыми технологиями и тенденциями в развитии тех сфер человеческой деятельности, которые связаны с будущей профессией студента.

    Одним из условий реализации компетентностного подхода в образовательном процессе является модернизация системы оценивания образовательных результатов. Современным подходом к оцениванию является использование рейтинговой накопительной критериально-ориентированной технологии оценивания этих достижений.

    Рейтинговая система оценки знаний студентов – это система организации регулярной оценки уровня соответствия учебных достижений студента требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, при которой студент получает возможность накапливания суммарного  оценочного балла по дисциплине и досрочного получения оценки промежуточной аттестации.

    Целью рейтинговой системы оценки знаний студентов является повышение качества обучения за счёт:

    - усиления регулярного контроля за деятельностью студентов по дисциплине Иностранный язык;

    - стимулирование дисциплированности студентов через улучшение показателей посещения занятий;

    - повышение состязательности в учёбе посредством замены усреднённых категорий студентов (троечники, хорошисты, отличники) точной оценкой места, которое студент занимает среди своих сокурсников [5].

    Рейтинг студента - это сумма баллов, набранная им в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка [1].

    Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины.

            Согласно Технологической карте дисциплины Иностранный язык (английский) для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для групп 1116, 1117, 1153, 2111, 2112 в 1 семестре определено 2 точки контроля: ТК №1 (тест) и ТК №2 (контрольная работа) [6]. Баллы, полученные студентами за эти виды деятельности, входят в суммарный рейтинг студента.

    Так как подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей специальности на уровне мировых стандартов невозможна без повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе, в рейтинг были включены баллы за выполнение самостоятельной работы. Критерии оценки и баллы за определённый вид заданий прописаны в Методических рекомендациях по выполнению самостоятельной работы по дисциплине, с которыми студенты знакомятся в начале учебного года [2]. Эти баллы также включены в суммарный рейтинг студента.

    По дисциплине Иностранный язык Рабочей программой в 1 семестре предусмотрено 32 аудиторных часа (16 занятий), 6 часов из которых составляют зачётное занятие и точки контроля [3]. Оставшееся время  - 26 часов (13 учебных занятий) отведены на усвоение учебного материала, предусмотренного программой. За эти занятия также начисляются баллы – за работу  - 1 балл и посещение – 0,4 балла. Таким образом определяется суммарный рейтинг, который студент может набрать за семестр и который составляет 100 баллов максимум. Студенты, достигшие максимального рейтингового показателя, освобождаются от сдачи зачёта в зачётную неделю. Студенты, набравшие небольшой рейтинг, имеют право на его увеличение.

    Таблица 1

    1семестр

    Вид деятельности

    Минимальный балл

    Максимальный балл

    ТК1 (тест)

    14

    20

    ТК2 (контрольная работа)

    35

    50

    СРС (4 вида)

    4

    10

    Посещение занятий

    6 (0,4*15)

    6,4 (0,4*16)

    Работа на занятиях

    7

    13

    Всего

    66

    100

    Если студент пропустил работу или хочет повысить баллы за самостоятельную или контрольную работу, он может выполнить ее после занятий в обозначенное  преподавателем время до контрольного срока.  После прохождения контрольного срока все работы, стоящие в плане до этой даты, считаются сданными, и переписывать или писать эти работы запрещается. Исключение допускается для тех, кто пропустил занятия по болезни. В этом случае контрольный срок продлевается по договоренности с преподавателем (на 1-2 недели).

    Подобный расчёт рейтинга делается и на 2 семестр с учётом точек контроля, видов СРС, количества учебных занятий.

    Таблица 2

    2 семестр

    Вид деятельности

    Мин балл

    Макс балл

    ТК3 (тест)

    14

    20

    ТК4 (контрольная работа)

    32

    45

    СРС (2 вида)

    4

    8

    Посещение занятий

    15 (1,14*13)

    16 (1,14*14)

    Работа на занятиях

    6

    11

    Всего

    61

    100

    Мною составляется сводная рейтинговая таблица по группе, которая заполняется в течение семестра и отражает реальную ситуацию.

    Таблица 3

    Рейтинговая таблица группы________ (1 семестр)

    дата

    СРС1

    ТК1

    СРС2

    СРС3

    СРС4

    ТК2

    ФИО

    1

    2

    3

    4

    5…

    В этом учебном году я работаю по описанной системе первый год, но, несмотря на это, уже можно отметить, что рейтинговая система заставляет студентов систематически заниматься в течение всего семестра, что позволяет улучшить качество обучения. Отмечается рост учебной активности студентов на занятиях.

    Следует отметить, что по новым стандартам по дисциплине Иностранный язык у студентов специальности 190631 предусмотрена недифференцированная форма зачёта. Поэтому рейтинговая система в этой ситуации является очень эффективным показателем освоения учебного материала студентами в первую очередь для них самих.

    Литература:

    1. Методические рекомендации по  выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский): метод. рекомендации студентам специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ Н.П. Мелишихина; БОУ ОО СПО «Омский АТК».- Омск: БОУ ОО СПО ОАТК, 2012.- 28 с.

    2. Основная профессиональная образовательная программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) для студентов специальности 190631.51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

    3. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов БОУ ОО СПО «Омский АТК»

    4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА дисциплины Иностранный язык (английский) для специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

    5. http://www.pedlib.ru/Books/2/0157/2_0157-4.shtml Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие -- М.: Народное образование, 1996. - 160 с, ил.- (Библиотечка журнала "Народное образование"№2,1996)

    6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php Кукушин, В.С. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/В.С. Кукушин.-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.-320с.

    7. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3664----------------msexcel Тарджиманян Л. Н. Бально-рейтинговая система контроля самостоятельной работы студентов по физике в системе СПО, средствами табличного редактора MSEXCEL



    Предварительный просмотр:

    Метод проектов как один из способов формирования коммуникативной компетенции студентов

    Н.П. Мелишихина,

    преподаватель ФГОУ СПО «ОАТК»,

    ЦМК «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

    Расширение международного сотрудничества в области науки и техники требует от выпускников СПУЗ знания иностранного языка, практическая польза которого будет определяться способностью техника использовать информацию из зарубежных источников – устных и письменных. Таким образом, знание языка должно способствовать не только расширению общеобразовательного кругозора специалиста, но и повышению его квалификации.

    Особенностью изучения иностранного языка в колледже является формирование у студентов как ключевых, так и специальных компетенций, направленных не только на повседневное общение, но и на профессиональную деятельность, на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативной компетенции в целом.

    Коммуникативной компетенцией принято называть способность организовать своё речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Формирование коммуникативной компетенции (в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной) становится приоритетной задачей коммуникативных подходов  в обучении иностранного языка.

    Понятие коммуникативной компетенции, или способности к речевому общению, в значительной мере обогащается данными деятельностных теорий, в соответствии с которыми процесс общения есть не только процесс передачи и приёма информации, но и регулирования отношений между партнёрами.

    Таким образом, организуя процесс обучения, педагоги колледжа должны придерживаться основного принципа в преподавании  и изучении иностранного языка – это деятельностная основа обучения, при которой язык должен восприниматься студентами как инструмент и средство социального взаимодействия с партнёрами по общению.

    Цель обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода формулируется как формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться иностранным языком в целях общения с учётом различных ситуаций общения.  

    Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса, при которой «педагог спрашивает, побуждает студента к речевой деятельности – студент отвечает». Данный процесс строится по схеме «стимул - реакция». Она соответствует обучению как «передаче знаний, навыков и умений». Для такой обучающей парадигмы характерно широкое использование так называемых фронтальных форм работы.

    Что касается «многоканального» общения, то для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый студент имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определённой деятельности. Эта модель представляет обучение как «свободное раскрытие личностных возможностей» как педагога, так и обучающихся и существенным образом меняет позиции всех участников учебного процесса.

    Исходя из вышесказанного, наибольший интерес для нас представляет так называемая проектная работа которая позволяет моделировать II тип общения, а также упражнения/задания, имеющие интерактивный характер. Проектная работа придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

    В практике педагогов используются мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени. Те и другие могут быть индивидуальными и групповыми. Но все они имеют конкретную цель, направленную на достижение не «языкового», а практического результата.

    Работа над проектами осуществляется в определённой последовательности и имеет, как правило, следующие этапы:

    отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;

    обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);

    дискуссия/обсуждение новой информации и её документирование (оформление); подведение итогов и презентация проекта.

    Количество шагов-этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от степени его сложности.

    Успехи участвующего в проекте студента могут быть оценены как с точки зрения приобретаемых им знаний, навыков и умений, так и с позиции тех изменений, которые происходят в его личности (его системе отношений, позиций).

    В последнее время уже говорится о  совместной работе над проектом посредством Интернета с партнёрами с разных концов земного шара. Этапы работы над проектом в Интернете перекликаются с обычным проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создаётся свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере, или поместить туда свою и ждать ответных контактов. Быть в стороне от таких возможностей в наше время никак нельзя. Преподаватели нашего колледжа хотели бы принять участие в подобных  проектах, но для этого необходимо иметь кабинет иностранного языка, оборудованный необходимой техникой.

    Завершая краткую характеристику проектной работы как одного из современных методов обучения иностранному языку, мы делаем вывод, что данный метод позволяет обучать языку как социальному феномену. Работа над проектами имеет не только прагматический эффект (достижения учащимися определённого уровня владения языком во всех видах общения), но и большую образовательную значимость. Он формирует у студентов социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступать, чтобы доказательно, аргументировано провести презентацию данного результата.

    Примерами мини-проектов для студентов специальности 080501, 080110,  190701 в нашем колледже могут служить такие виды деятельности: написание делового письма (письма-запроса, письма-предложения), составление резюме, прайс-листа, каталога, объявления и т.д.; специальности 190604 – составление инструкции, правил техники безопасности.

    Что касается упражнений, имеющих интерактивный характер, особую ценность для нас имеют те из них, которые обеспечивают максимальную повторяемость обязательного языкового материала и стимулируют студентов к его использованию на всех этапах общения, организуют взаимодействие обучающихся в ходе их выполнения. Такие упражнения нередко используются в процессе работы над проектом.

    Таким образом, проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу студентов, в процессе которой они ищут способы решения некоторой комплексной многоуровневой задачи. Для формирования действий по проблеме творческого и поискового характера и их самостоятельного решения необходимо использовать проектную деятельность при овладении иностранным языком как средством общения.

    Литература:

    1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.

    2. Никитенко З.Н. Подходы к обучению иностранным языкам сегодня. «Английский язык» газета Издательского дома «Первое сентября», №19, 2009.

    3. Никитенко З.Н. Организация самостоятельной работы учащихся как условие их саморазвития. «Английский язык» газета Издательского дома «Первое сентября», №19, 2009.

    4. Мелишихина Н.П., Мендубаева К.Т. Обучение иностранным языкам в контексте профессионализации студентов технического колледжа, 2009.

    5. Мелишихина Н.П., Мендубаева К.Т. Воспитание и развитие личности средствами иностранного языка, 2009.

    6. Открытые Интернет-источники