5. Социальный творческий проект духовно-нравственного воспитания «ИСТОКИ»

 Медведева Елена Евгеньевна,Мануйлова Татьяна Александровна

 

Социальный творческий проект духовно-нравственного воспитания «Истоки»

Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образованность от дикости…

А.С. Пушкин

Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития.

Цель: объединение  общественных сил для процветания и развития, формирования индивидуальной духовно-нравственной культуры человека, ознакомление с духовными ценностями русского народа.

Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными.  Сегодня духовно-нравственный аргумент является преобладающим в разговоре с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — эти слова принадлежат Патриарху Кириллу.

Участники проекта – учащиеся 5-11 классов.

Основная задача социального творческого проекта «Истоки» -  развитие у школьников эстетической восприимчивости, которая является не только личным, но, во многом, общественным чувством. Именно эстетическая восприимчивость позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, вероисповеданий, эпох; отделять нравственное от безнравственного.

 

Реализованные проекты и исследования за 2010-2013 г.г:

организатор

название мероприятия,

конкурса

работа

ФИО ученика

класс

результат

руководитель

Отдел образования Администрации ФМР

Муниципальный конкурс учебных проектов «Содружество муз»

Проект «Имя и судьба в пьесе А.Островского «Бесприданница»»

Мануйлова Валерия

10

1 место

Медведева Е.Е.

«Человек есть тайна… Ф.М.Достоевский»

Захарова Алена

10

1 место

Медведева Е.Е.

Комитет по образованию  Волгоградской области,

ВолГУ

ВГСПУ

ВГАПКиПРО

МОУ лицей№8 «Олимпия»

VIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

Волгоградский региональный этап секция «Образ и память»

«И славили Отчизну меч и слово»

Попова Лидия

7

лауреат

Медведева Е.Е.

«Величием своим Москва гордиться вправе»

Медведева София

8

лауреат

Медведева Е.Е.

«Казак Матвей Платов. Бессмертен тот, кто Отечество спас…»

Мостовая Кристина

8

лауреат

Медведева Е.Е.

«И славили Отчизну меч и слово. Могучее, лихое племя»

Панченко Варвара

5

лауреат

Медведева Е.Е.

Отдел по образованию Администрации г.Фролово

Ресурный центр МКОУ «СОШ №5» г.Фролово

V муниципальный фестиваль презентаций учебных и педагогический проектов

Проект «Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов»

Медведева София

8

лауреат

Медведева Е. Е.

Проект «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»

Попова Лидия

7

лауреат

Медведева Е. Е.

Проект

«Добро пожаловать в Великий Новгород»

Адельшин Иван

10

лауреат

Медведева Е. Е.

Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

V межрегиональный мегапроект «Листая календарь. Война 1812 года»

Конкурс презентаций

Презентация

«Храм Христа Спасителя»

Медведева София

 

9

лауреат

Медведева Е. Е.

Презентация  «Герои 1812 года»

Панченко Варвара

6

лауреат

Медведева Е. Е.

ЭП ГБОУ,  ДПО «ВГАПКиПРО»,

МБОУ «Зеленовская СОШ»

II  межмуниципальные краеведческие чтения,

посвященные 70летию  Сталинградской битвы

Проект

«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»

Попова Лидия

8

лауреат

Медведева Е. Е.

ГОУ ДПО «ВГАПКиПРО»

Отдел по образованию

Администрации Котовского муниципального района

МБОУ «СОШ №1»

II Всероссийская

научно-исследовательская конференция учащихся и студентов   «Горизонты науки: гипотезы, факты, открытия»

«Русь православная» путеводитель

 

Адельшин Иван

11

 

Медведева Е.Е.

 «В чем особенности имен собственных в пьесе А.Островского «Бесприданница»

Мануйлова Валерия

11

 

Медведева Е. Е.

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Проект «Самобытность русской культуры. Влияние культуры Руси на формирование русского национального самосознания»

«Владимирская Богоматерь»

презентация

Медведева Евгения

10

 

Медведева Е.Е.

«Русская икона»

Чеботарев Денис

9

«Строили на века. Русские храмы»

Перфилов В.

9

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Круглый стол

«Церковь и культура»

«Особенности древнерусской литературы»

Мануйлова Валерия

Каргин Сергей

10

 

Медведева Е.Е.

«Владимиро-суздальские храмы»

презентация

Мануйлова Валерия

10

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Литературная гостиная по роману М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

«Дабы воздать каждому по делам его… За что Воланд наказывает человечество?»

Чеботарев Денис

11

 

Медведева Е.Е.

Перфилов Владимир

11

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Проект «Русская культура»

«Русское чаепитие»

Плетнева Яна

6

 

Медведева Е.Е.

«Как создавались семьи на Руси»

Воронцов К.

Мишуренко Д.

6

 

 

«Русское рукоделие и русская одежда»

Панченко Варя

6

 

«Русский стол»

Шульдешова Катя

Смирнова Настя

5

 

7

 

«Православные праздники»

Слезкина Юлия

5

 

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Проект «Кто когда и как правил на Руси»

«Великая княжна Киева Ольга»

Мануйлова Валерия

10

  

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Устный журнал

«Мой Пушкин»

«Счастливая, невозвратимая пора детства. А.С.Пушкин»

Мануйлова Валерия

9

  

Примерные планируемые проекты и исследования: «Мы – русские, мы - православные», «Кто когда и как правил на Руси», «Законы жизни наших предков», «Возьму себе в пример героя» и другие.

 

 

Приложение к программе «Россия молодая».

Приложение 5. Социальный творческий проект «Истоки»

-Приложение 5.1 «Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов»

-Приложение 5.2 Круглый стол «Церковь и культура»

-Приложение 5.3 «Владимиро-суздальские храмы»

-Приложение 5.4 «Княгиня Ольга»

-Приложение 5.5 «Владимирская Богоматерь»

-Приложение 5.6 «Русь православная»

-Приложение 5.7 «Древнерусская литература»

-Приложение 5.8 «И славили Отчизну меч и слово»

-Приложение 5.9 «Человек  есть тайна. Ф.М. Достоевский»

-Приложение 5.10  Исследовательская работа по пьесе  А.Островского «Бесприданница»

-Приложение 5.11 «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»

-Приложение 5.12 «Детство А.С.Пушкина»

-Приложение 5.13 «Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина «»Капитанская дочка»

-Приложение 5.14 Литературная игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

-Приложение 5.15 проект «За что Воланд наказывает человечество?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_istoki_medvedeva_ee_manuylova_ta_rossiya_molodaya.doc89.5 КБ
Microsoft Office document icon М.Булгаков Мастер и Маргарита Литературная игра 108.5 КБ
Файл Русь православная. Добро пожаловать в Великий Новгород! Путеводитель-презентация. Адельшин Иван1.9 МБ
Файл Храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор. Презентация Мануйлова Валерия1.7 МБ
Файл Проект по роману Мастер и Маргарита За что Воланд наказывает человечество?1.67 МБ
Файл Владимирская Богоматерь. Презентация.Медведева Евгения1.4 МБ
Файл Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество гения. Презентация по биографии. Захарова Алена1.61 МБ
Файл Княгиня Ольга. Презентация Мануйловой Валерии1.5 МБ
Файл Церковь и культура. Круглый стол по русской культуре.1.87 МБ
Файл Церковь и культура. Иконопись. Архитектура.2.52 МБ
Файл литература Древней Руси. Презентация. Мануйлова Валерия 1.52 МБ
Файл Пугачев в истории и литературе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Проект1.83 МБ
Файл А.С.Пушкин. Детство. Презентация Мануйловой Валерии1.16 МБ
Файл А.Н.Островский "Бесприданница" Что в имени тебе моем исследовательская работа2.26 МБ
Файл Храм Христа Спасителя. Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов.Презентация Медведевой Софии2.74 МБ
Файл Герои 1812 года. Могучее, лихое племя. Проект Панченко Варвары2.34 МБ
Файл песня "В землянке"До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага. Презентация Поповой Лидии2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Социальный творческий проект духовно-нравственного воспитания «Истоки»

Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образованность от дикости…

А.С. Пушкин

Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития.

Цель: объединение  общественных сил для процветания и развития, формирования индивидуальной духовно-нравственной культуры человека, ознакомление с духовными ценностями русского народа.

Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными.  Сегодня духовно-нравственный аргумент является преобладающим в разговоре с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — эти слова принадлежат Патриарху Кириллу.

Участники проекта – учащиеся 5-11 классов.

Основная задача социального творческого проекта «Истоки» -  развитие у школьников эстетической восприимчивости, которая является не только личным, но, во многом, общественным чувством. Именно эстетическая восприимчивость позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, вероисповеданий, эпох; отделять нравственное от безнравственного.

 Реализованные проекты и исследования за 2010-2013 г.г:

организатор

название мероприятия,

конкурса

работа

ФИО ученика

класс

результат

руководитель

Отдел образования Администрации ФМР

Муниципальный конкурс учебных проектов «Содружество муз»

Проект «Имя и судьба в пьесе А.Островского «Бесприданница»»

Мануйлова Валерия

10

1 место

Медведева Е.Е.

«Человек есть тайна… Ф.М.Достоевский»

Захарова Алена

10

1 место

Медведева Е.Е.

Комитет по образованию  Волгоградской области,

ВолГУ

ВГСПУ

ВГАПКиПРО

МОУ лицей№8 «Олимпия»

VIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

Волгоградский региональный этап секция «Образ и память»

«И славили Отчизну меч и слово»

Попова Лидия

7

лауреат

Медведева Е.Е.

«Величием своим Москва гордиться вправе»

Медведева София

8

лауреат

Медведева Е.Е.

«Казак Матвей Платов. Бессмертен тот, кто Отечество спас…»

Мостовая Кристина

8

лауреат

Медведева Е.Е.

«И славили Отчизну меч и слово. Могучее, лихое племя»

Панченко Варвара

5

лауреат

Медведева Е.Е.

Отдел по образованию Администрации г.Фролово

Ресурный центр МКОУ «СОШ №5» г.Фролово

V муниципальный фестиваль презентаций учебных и педагогический проектов

Проект «Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов»

Медведева София

8

лауреат

Медведева Е. Е.

Проект «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»

Попова Лидия

7

лауреат

Медведева Е. Е.

Проект

«Добро пожаловать в Великий Новгород»

Адельшин Иван

10

лауреат

Медведева Е. Е.

Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

V межрегиональный мегапроект «Листая календарь. Война 1812 года»

Конкурс презентаций

Презентация

«Храм Христа Спасителя»

Медведева София


9

лауреат

Медведева Е. Е.

Презентация  «Герои 1812 года»

Панченко Варвара

6

лауреат

Медведева Е. Е.

ЭП ГБОУ,  ДПО «ВГАПКиПРО»,

МБОУ «Зеленовская СОШ»

II  межмуниципальные краеведческие чтения,

посвященные 70летию  Сталинградской битвы

Проект

«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»

Попова Лидия

8

лауреат

Медведева Е. Е.

ГОУ ДПО «ВГАПКиПРО»

Отдел по образованию

Администрации Котовского муниципального района

МБОУ «СОШ №1»

II Всероссийская

научно-исследовательская конференция учащихся и студентов   «Горизонты науки: гипотезы, факты, открытия»

«Русь православная» путеводитель


Адельшин Иван

11

Медведева Е.Е.

 «В чем особенности имен собственных в пьесе А.Островского «Бесприданница»

Мануйлова Валерия

11

Медведева Е. Е.

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Проект «Самобытность русской культуры. Влияние культуры Руси на формирование русского национального самосознания»

«Владимирская Богоматерь»

презентация

Медведева Евгения

10

Медведева Е.Е.

«Русская икона»

Чеботарев Денис

9

«Строили на века. Русские храмы»

Перфилов В.

9

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Круглый стол

«Церковь и культура»

«Особенности древнерусской литературы»

Мануйлова Валерия

Каргин Сергей

10

Медведева Е.Е.

«Владимиро-суздальские храмы»

презентация

Мануйлова Валерия

10

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Литературная гостиная по роману М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

«Дабы воздать каждому по делам его… За что Воланд наказывает человечество?»

Чеботарев Денис

11

Медведева Е.Е.

Перфилов Владимир

11

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Проект «Русская культура»

«Русское чаепитие»

Плетнева Яна

6

Медведева Е.Е.

«Как создавались семьи на Руси»

Воронцов К.

Мишуренко Д.

6


«Русское рукоделие и русская одежда»

Панченко Варя

6

«Русский стол»

Шульдешова Катя

Смирнова Настя

5


7

«Православные праздники»

Слезкина Юлия

5

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Проект «Кто когда и как правил на Руси»

«Великая княжна Киева Ольга»

Мануйлова Валерия

10

МБОУ «Писарёвская СОШ»

Устный журнал

«Мой Пушкин»

«Счастливая, невозвратимая пора детства. А.С.Пушкин»

Мануйлова Валерия

9

Примерные планируемые проекты и исследования: «Мы – русские, мы - православные», «Кто когда и как правил на Руси», «Законы жизни наших предков», «Возьму себе в пример героя» и другие.

Приложение к программе «Россия молодая».

Приложение 5. Социальный творческий проект «Истоки»

-Приложение 5.1 «Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов»

-Приложение 5.2 Круглый стол «Церковь и культура»

-Приложение 5.3 «Владимиро-суздальские храмы»

-Приложение 5.4 «Княгиня Ольга»

-Приложение 5.5 «Владимирская Богоматерь»

-Приложение 5.6 «Русь православная»

-Приложение 5.7 «Древнерусская литература»

-Приложение 5.8 «И славили Отчизну меч и слово»

-Приложение 5.9 «Человек  есть тайна. Ф.М. Достоевский»

-Приложение 5.10  Исследовательская работа по пьесе  А.Островского «Бесприданница»

-Приложение 5.11 «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»

-Приложение 5.12 «Детство А.С.Пушкина»

-Приложение 5.13 «Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина «»Капитанская дочка»

-Приложение 5.14 Литературная игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

-Приложение 5.15 проект «За что Воланд наказывает человечество?»



Предварительный просмотр:

ОПУБЛИКОВАНО в журнале

«Русский язык и литература. Все для учителя»

издательской группы «Основа»

МБОУ «ПИСАРЁВСКАЯ СОШ» ФРОЛОВСКОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА  ПО РОМАНУ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» в 11 классе.

АВТОР: Медведева Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории.

ЦЕЛИ:

развитие познавательного интереса старшеклассников к творчеству М.А.Булгакова,   расширение кругозора школьников,  приобретение учащимися  навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников; воспитание вдумчивого читателя.

Оборудование: презентация к игре, компьютер, мультимедиа,    портрет М.Булгакова; иллюстрации Н.Ге «Что есть истина», «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду»;  предметы для «черного ящика» : глобус, подкова, карты, перстень, монеты, платок, тюльпан, очки, щетка, записка, крем, голова, червонцы, шапочка, рыба, желтые цветы, телеграмма, афиша, масло;  таблица «Роман «Мастер и Маргарита»; музыкальное сопровождение; жетоны;   грамоты:  «Самый внимательный читатель», «Знаток романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»».

Группа учащихся представляет учебный проект «За что Воланд наказывает человечество?»

Игра  проводится как личное или командное первенство. За правильный ответ игроки получают жетоны. В конце игры жетоны подсчитываются. Победитель определяется максимально набранным количеством жетонов. Если игра проводится как соревнование команд, то желательно, кроме победителя,  отметить наиболее активных школьников.

Ведущий: Дорогие ребята! Добро  пожаловать в мир самого противоречивого и самого современного классика 20 столетия – Михаила Афанасьевича Булгакова.

Мы прочитали бессмертный роман   «Мастер и Маргарита».  Великое и мелкое,  чудесное и обычное перемешал Булгаков в произведении. Вот  прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа Га-Ноцри, а рядом живут, спешат, суетятся, совершают подлости, приспосабливаются, любят вполне земные граждане, населяющие Москву. Любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь соседствуют  в романе Булгакова так же, как и в жизни. Здесь есть счастливая атмосфера творчества и  фантазии. Здесь правит великий  бал Сатана,  и вдохновленный Мастер, современник Булгакова,  пишет свой бессмертный роман. «Рукописи не горят», - утверждает Воланд. Сегодня мы перелистаем страницы бессмертного произведения.

ТУР ПЕРВЫЙ  

 « Бюро литературных находок»

Ведущий представляет участникам игры предметы (можно из черного ящика). Участники игры рассказывают историю, связанную с этим предметом в романе, и отвечают на вопрос: «Каким действующим лицам романа М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита» принадлежат эти предметы?»

  1. Глобус

( «Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой, и  освещенный с одного бока солнцем глобус…, сделанный столь искусно, что синие океаны на нем шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная.»)

  1. Золотая подкова с алмазами

(Воланд подарил Маргарите.  «Так возьмите же это от меня на память», -сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами.).

  1. Перстень

( Понтий Пилат  отдал Афранию за погребение или за Иуду).

  1. Тридцать тетрадрахм

(история с Иудой).

  1. Карты

(Фокус на сеансе в Варьете: «Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал»)

  1. Платок с синей каемкой

(история Фриды,  которая удушила своего ребенка этим платком.  Маргарита просит Воланда помиловать Фриду: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила  своего ребенка».)

  1. Белые тюльпаны

(Маргарита стояла на них на балу).

  1. Очки

(Абадонна в очках – смерть, которая воюет сразу на две стороны,  поэтому погибших в войнах бывает одинаково много).

  1. Щетка

(на щетке летала Маргарита,  став ведьмой: «половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом.»)

  1. Записка

(Маргарита,  улетая, оставила мужу записку: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита.»)

  1. Крем

( «Азазелло, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите»  Крем помог Маргарите стать ведьмой и отправиться на бал.)

  1. Голова

(а) отрезанная трамваем   голова  Берлиоза,  внезапно исчезнувшая с церемонии похорон;

(б)  за вранье оторванная на сеансе в Варьете  голова Бенгальского;

(в) голова кесаря, которая привиделась Понтию Пилату в сцене допроса Иешуа.

  1. Червонцы

(на сеансе черной магии в Варьете зрители получили волшебные червонцы, которые могли превращаться в этикетки от минеральной воды).

  1. Осетрина 2 свежести

(продается у буфетчика Андрея Сокова)

  1. Шапочка

(  печальная черная шапочка с желтой буквой «М»  подарена Мастеру Маргаритой)

  1. Желтые цветы

( Из рассказа Мастера о первой встрече с Маргаритой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то  появляются в Москве. И эти цветы очень  отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… Нехороший цвет.»)

  1. Телеграмма

( а)«Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз.» -   телеграмма, отправленная  дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому

(б) «Умоляю верить брошен Ялту гипнозом Воланда  молнируйте угрозыску подтверждение личности Лиходеев»)

  1. Подсолнечное масло

(«Аннушка уже купила подсолнечное масло…и даже и разлила»)

  1. Афиша

( «На зеленых листах крупными красными буквами было напечатано: Сегодня и ежедневно в театре Варьете сверх программы: Профессор Воланд. Сеансы черной магии с полным  ее  разоблачением»)

Мы внимательно познакомились с романом и хорошо знаем, что последует после выступления Воланда.  У нас в классе группа ребят взяла для исследовательской работы вопросы  Воланда и наказания.        

Внимание, ТУР ВТОРОЙ.   Представление учебного проекта.

Тема: «Дабы воздать каждому по делам его»

Основной вопрос:  «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд» «-Так кто же ты?

 -Я - часть той силы,

что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

(Гете «Фауст»)»

Нас  заинтересовал роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Характеры героев обрисованы так живо, что нам  захотелось больше узнать об особенностях   произведения, героях, их судьбах. В ходе работы над проектом мы сформулировали основной вопрос: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?»

Актуальность работы   обусловлена вниманием наших современников к роману. Вечное противостояние добра и зла, милосердия и жестокости, войны и мира, светлого в душе каждого человека и темного – все это рассматривает в своем романе автор.  Как известно, «рукописи не горят». Для всего есть свой черед.

«Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое время» - так толкуется   Апокалипсис святого Иоанна Богослова. «Воланд прибывает в Москву    как ревизор и как наблюдатель.  А отчасти и как судья.  Функции судьи доверены бесу?», - предполагает литературовед Игорь Золотусский.

В романе Булгакова Воланд говорит: «Ну что ж, они - люди как люди, любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.. Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

В ходе своей работы мы  постарались выяснить,  какой  грех у современного общества кажется Воланду непростительным? Кого наказывает Воланд в романе? В результате внимательного (с карандашом в руке) чтения мы получили следующие данные. Материалы нашей работы мы представили в виде таблицы.


Кого наказывает Воланд


За что


Как наказывает

Берлиоз Михаил Александрович (председатель МАССОЛИТа, редактор журнала)

атеизм

отрезали голову

(глава 3)

уход в небытие: «вы станете чашею»

(глава  23)

Бездомный Иван Николаевич (Понырев)

(поэт)

атеизм,

«дурные стихи»

шизофрения

(глава 6)

 Лиходеев Степан Богданович

(директор театра Варьете)

пьянство

выселил в Ялту

(глава 7)

Римский Григорий Данилович

(финдиректор Варьете)

карьеризм

«обнаружен прячущимся в платяном шкафу 412 номера «Астории» (глава27)

Варенуха Иван Савельевич

(администратор Варьете)

карьеризм, хамство,

 ложь

исчез (глава 12),

стал «человеком без тени»

(глава 14),

помилован в главе 24

Бенгальский Жорж

(конферансье)

вранье

оторвали голову

(глава12)

Семплеяров Аркадий Аполлонович

(председатель акустической комиссии московских театров)

вранье,

неверие в магию

разоблачили при всех

(глава 12)

Босой Николай Иванович

(председатель жилищного товарищества)

взяточничество

попался на валюте (глава 9),

сумасшествие (глава 12)

Ласточкин Василий Степанович

(бухгалтер Варьете)

трусость

арест (глава 17)

                 Прохор Петрович

(председатель комиссии)

«чертыхался»

стал «костюмом»

(глава 17)

Заведующий городским филиалом

«очки втирал начальству»

«грянули пение»

(глава 17)

Андрей Фокич Соков

(буфетчик Варьете)

обман, мошенничество

умрет от рака печени  через 9 месяцев

 (глава 18)

Латунский

(литературный критик)

«он погубил Мастера»

погром, устроенный Маргаритой в его квартире (глава 21)

Николай Иванович

покоритель женских сердец

стал боровом (глава21)

Алоизий Могарыч (жилец, вселившийся в квартиру Мастера)

улетел в окно: «нет документов, нет человека»

(глава 24)

барон  Майгель (служащий зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев  с достопримечательностями столицы)

наушник и шпион

смерть на балу у Сатаны

(глава23)

Максимильян Андреевич Поплавский (дядя Берлиоза из Киева, экономист-плановик)

квартирный вопрос

выселен из Москвы

Многие литературоведы писали, что «Берлиоз обречен на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют безоговорочно отрицать и Бога, и дьявола, и сами живые, не укладывающиеся в рамки теорий, основы жизни. Воланд предъявил ему "седьмое доказательство" от противного: литератора настиг рок в виде Аннушки-Чумы, нерасчетливо пролившей подсолнечное масло на рельсы, и девушки-вагоновожатой, не сумевшей поэтому затормозить».

Учащиеся делают выводы, указывают литературу, представляют свою работу в форме компьютерной презентации и буклета.

        Французский  писатель, лауреат Нобелевской премии Анатоль Франс утверждает: "Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло -  единственная причина существования добра». «Без гибели не было бы смелости, без страдания - сострадания. На что бы годились самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия. Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайней мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым искорененным пороком исчезает соответствующая ему добродетель".

ТУР ТРЕТИЙ  

Вспомним строки из  пушкинской сказки: «Вмиг по речи те узнали, что царевну принимали». Мы знаем, что речь – важнейшая характеристика человека. 

 ТУР «Узнай героя по речи»

1. «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно  помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что  меня огорчает».

    (Иешуа)

2. «Да, человек смертен, но это было бы  еще полбеды. Плохо то, что он  иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер».

    (Воланд)

3. «Бегут минуты, и я … нахожусь на Лысой горе, а смерти все нет!.. Бог!  За что гневаешься на него? Пошли ему смерть!.. Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»

(Левий Матвей)

4. «Не хочу больше в особняк! Ни за инженера, ни за техника не пойду! Мне господин Жак вчера на балу сделали предложение».

   (Наташа)

5.  «Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем».

   (Коровин)

6. « Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!»

   (Маргарита)

7. «Я не пьян, я болен, со мной что-то случилось, я болен… Где я ? Какой это город?»

(Степа Лиходеев, попавший в Ялту.)

ТУР ЧЕТВЕРТЫЙ  

Викторина

  1. Чем награжден Мастер?

(«Он не заслужил света, но награжден покоем». Булгаков переносит своего героя в иной мир, где  с системой ценностей - полный порядок.)

  1. Как наказан в романе Понтий Пилат?

(«Бессмертие … пришло бессмертие.…Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке.»)

  1. Сколько языков знает Воланд?

(«О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков».)

3. «Я не пьян, я болен, со мной что-то случилось, я болен… Где я ? Какой это город?» – хрипло спросил Степа.

         («Ну, Ялта»)

  1. Как Воланд узнает последние новости?

( «Я не люблю последних новостей по радио. Сообщают их всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест… Мой глобус гораздо удобнее, тем более, что события  мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там начинается война.»)

  1. Кто такой Абадонна? На чьей стороне он сражается?

(Это смерть. Когда он снимает черные очки, человек умирает «Никогда не было случая, чтобы Абадонна появился перед кем-нибудь преждевременно… Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого  и результаты для обеих сторон  бывают всегда одинаковы.»)

  1. Во время погрома Маргарита отчаянно мстила за Мастера. Но в какой-то момент «неожиданно дикий разгром прекратился». Почему?

 (Маргарита увидела в одной из квартир мальчика лет четырех. Он испугался: «Мама, я боюсь». Испуганный ребенок остановил Маргариту)

  1. В каком качестве пригласили Маргариту на бал?

( «Мессир  холост, как вы, конечно,  сами понимаете. Нужна хозяйка.»)

  1. Почему именно Маргарита стала хозяйкой бала?

( «Установилась традиция: хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы…путешествуем и в данное время находимся в Москве. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и,  верите ли, ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба… Вы не откажитесь принять на себя эту обязанность?»)

  1. Кто дирижирует оркестром на балу у Воланда?

 (Иоганн Штраус)

  1.  «И заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался»  играть на балу. А какие  гости появляются на балу у Воланда?

( Фальшивомонетчик, государственный изменник, алхимик, убийца, детоубийца, хозяйка публичного дома, короли, герцоги, шулеры, палачи, тюремщики, самоубийцы, висельники, безумцы, растлители,  шпионы и др.)

11.  Какой танец исполняется на балу?

(Полонез)

12. Что такое шизофрения?

(В романе это заболевание  дает Воланд Ивану Бездомному. В психиатрической клинике, куда попадает поэт Бездомный, этот диагноз подтвердят врачи.)

13. Еще один медицинский термин. Гемикрания. К кому из героев имеет отношение эта болезнь?

(«Непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения», - так думает Понтий Пилат, рассматривая при приступе болезни дело Иешуа Га-Ноцри. Интересно, что в современной медицине так же нет действенных средств, чтобы вылечить мигрень. Это болезнь умных, сильных, волевых, очень ответственных людей. Мигренью страдал и Михаил Булгаков.)

ТУР ПЯТЫЙ  

«Что это за место?»

  1. Лысая Гора

(В романе так называется место казни Иешуа. В Библии это Голгофа)

2. Квартира №50

(Квартира неожиданно погружалась во тьму, появлялась бесконечная лестница. Здесь Маргарита попала на бал к Воланду.)

3. «Дом Грибоедова»

( здесь располагается МАССОЛИТ, «членам которого завидует всякий посетитель».)

4. Патриаршие пруды

(События романа начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах»)

ТУР ШЕСТОЙ 

 « Искусство на страницах романа М.А.Булгакова »

  1. Библия
  2. Картины Н.Ге «Что есть истина», «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду»
  3. «Дом Грибоедова» - здесь располагается МАССОЛИТ. Членам МАССОЛИТа все равно: жила в этом доме тетка Грибоедова или не жила, читал Грибоедов здесь свою бессмертную комедию или нет. У посетителей «Дома Грибоедова» фамилия классика ассоциируется только с рестораном или с получением каких-либо благ за свой «литературный талант». Булгаков показывает привилегированное литературное общество, способное раздавить любой дар.

 Здесь можно показать фрагменты из фильма (режиссер Бортко)

ТУР СЕДЬМОЙ  

    « Все дело в деталях»

Задание: определите  героя по детали.

  1. «Белый плащ с кровавым подбоем»

( «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»)

  1. «На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотой рукоятью…»

(Воланд)

  1. «Теперь на шее у него  оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы его были вызолочены.»

 (Кот Бегемот)

4. «Человек лет двадцати семи.. был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны…»

(Иешуа Га-Ноцри)

5. Говорят, глаза – зеркало души человека. О глазах одного героя в романе говорится следующее: «мученические глаза, оба больные глаза, в них появились всем знакомые искры». Какой герой в романе так смотрит на нас?

(глаза Понтия Пилата)

ТУР ВОСЬМОЙ

Кроссворд

1.Народное название пути (Голгофа)

2. Место представления программы Воланда   (Варьете)

3. В одном филиале пели: «Славное   …   священный Байкал»     (море)

4. Это должна была дарить на балу Маргарита     (улыбочка)

5. Воланд спрашивает у буфетчика: «Вы когда умрете?    ….через 9 месяцев, в …  ,  от рака». Назовите месяц   (февраль)

6. Дворец, в который мечтает вернуться Маргарита с Мастером   (подвал)

ТУР ДЕВЯТЫЙ

 «Подведем некоторые итоги»

Ведущий предлагает школьникам прокомментировать таблицу

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» (1928 -1940)

СЮЖЕТ

Вечные проблемы:

  1. Что есть истина?
  2. Человек и власть
  3. Внутренняя свобода человека
  4. Добро и Зло
  5. Верность и предательство
  6. Милосердие и всепрощение

ТУР ДЕСЯТЫЙ. Подведение итогов.  Выводы. Рефлексия.

Литература:

Булгаков М.А. Романы: Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. – М.: Современник, 1988

Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.

Интернет-ресурсы.

Варианты названий: «Сатана»

«Инженер с копытом»

«Черный богослов»

Композиция:

  1. роман в романе
  2. двойной роман

Первая публикация:

1966-67 год

в ж. «Москва»

Жанр:

  1. роман
  2. роман-миф
  3. роман-мистерия
  4. лирический роман
  5. фантастический роман
  6. бытовой роман

в

е

ч

н

о

с

т

ь

любовная линия

(Мастер и Маргарита)

мистическая линия

(Воланд и москвичи)

философская линия

(Иешуа и Понтий Пилат)

е

в

о

р

е

г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: