Формы и методы работы

 Медведева Елена Евгеньевна,Мануйлова Татьяна Александровна

 

Формы и методы работы.

Гражданское и патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью воспитательной работы.  Однако новое время требует новых форм и методов работы, соответствующих современным требованиям.  В настоящее время есть необходимость в активной деятельности самих школьников. Патриотические ценности должны стать жизненно необходимыми для нового поколения. 

Для формирования активной жизненной позиции учащихся, развития самоуправления, навыков совместной деятельности  для общей социально значимой цели используются современные формы работы, такие как проекты, клубы, исследовательская и поисковая деятельность, агитбригады. Только активное  включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач.

Каждый из представленных  проектов включает в себя комплекс мероприятий различной формы, но все они направлены на формирование у школьников гражданской позиции, потребности в служении на благо Родины, воспитанию любви к стране.

 

Название этапа

Деятельность обучающихся и педагогов

1.

Планированиеработы

  • изучение имеющихся материалов о Великой Отечественной войне, о героях, истории края, поиск нового материала и т.д.;
  • выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой  для учащихся);
  • обсуждение возникших идей;
  • планирование объема работы.

Содержание проектаэто материал, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления.

2.

Аналитический  этап

  • формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий,  газета, Уголок боевой славы, литературно-музыкальная композиция, другой вид творческой деятельности);
  • собирание информации, работа с различными источниками (архивы, справочники, критическая литература, Интернет-ресурсы, опросы местного населения, родителей, учителей);
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3.

Этап обобщения

  • аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);
  •  подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, фотографии, портреты героев, произведения живописи и музыки) к презентации или буклету;
  • оформление  полученного материала в определенном  виде (буклет, презентация, газета, сценарий).

Для использования метода проектов педагог  проводит большую предварительную работу.  Проектная работа во внеурочной деятельности  – это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.

3.

Презентация полученных результатов

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • презентация проекта (представление итогов работы  на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции, на родительском собрании).

Презентация результатов различна. Это зависит от замысла педагогов и возможностей школьников. Старшеклассники  представляют итоги своей работы в виде презентации, буклетов, альманаха, выполненных на компьютере, это может быть оформление Уголка боевой славы,  публикация в школьной газете «Ступени».  Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

4.

Рефлексия

  • подведение итогов, создание ситуации успеха.
    

 

Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов – это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_imetody_medvedeva_ee_manuylova_ta.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы.

Гражданское и патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью воспитательной работы.  Однако новое время требует новых форм и методов работы, соответствующих современным требованиям.  В настоящее время есть необходимость в активной деятельности самих школьников. Патриотические ценности должны стать жизненно необходимыми для нового поколения.  

Для формирования активной жизненной позиции учащихся, развития самоуправления, навыков совместной деятельности  для общей социально значимой цели используются современные формы работы, такие как проекты, клубы, исследовательская и поисковая деятельность, агитбригады. Только активное  включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач.

Каждый из представленных  проектов включает в себя комплекс мероприятий различной формы, но все они направлены на формирование у школьников гражданской позиции, потребности в служении на благо Родины, воспитанию любви к стране.

Название этапа

Деятельность обучающихся и педагогов

1.

Планированиеработы

  1. изучение имеющихся материалов о Великой Отечественной войне, о героях, истории края, поиск нового материала и т.д.;
  2. выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой  для учащихся);
  3. обсуждение возникших идей;
  4. планирование объема работы.

Содержание проекта – это материал, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления.

2.

Аналитический  этап

  1. формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий,  газета, Уголок боевой славы, литературно-музыкальная композиция, другой вид творческой деятельности);
  2. собирание информации, работа с различными источниками (архивы, справочники, критическая литература, Интернет-ресурсы, опросы местного населения, родителей, учителей);
  3. обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3.

Этап обобщения

  1. аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);
  2.  подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, фотографии, портреты героев, произведения живописи и музыки) к презентации или буклету;
  3. оформление  полученного материала в определенном  виде (буклет, презентация, газета, сценарий).

Для использования метода проектов педагог  проводит большую предварительную работу.  Проектная работа во внеурочной деятельности  – это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.

3.

Презентация полученных результатов

  1. осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  2. презентация проекта (представление итогов работы  на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции, на родительском собрании).

Презентация результатов различна. Это зависит от замысла педагогов и возможностей школьников. Старшеклассники  представляют итоги своей работы в виде презентации, буклетов, альманаха, выполненных на компьютере, это может быть оформление Уголка боевой славы,  публикация в школьной газете «Ступени».  Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

4.

Рефлексия

  1. подведение итогов, создание ситуации успеха.

Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов – это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.