Формирование информационной культуры дошкольников. Виртуальные консультации для родителей

Данилова Татьяна Юрьевна

                                                                                      

   Учёба или игра?

 

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Компьютер для современного ребёнка такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что удивительно  нам, взрослым, для них вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой другой,   новой игрушкой.

Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием. При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

Большинство обучающих игр, для  ребёнка дошкольного возраста, традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что помогает при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Игра – форма размышления ребенка об окружающем мире. Компьютерные игры не заменяют  обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных игр (программ) для дошкольников.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры. Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

 

К программам развивающего типа относятся:

·        Разнообразные графические редакторы, конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

·        Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

·        "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

·        Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

·        "Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

·        Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

Обучающие игры. Это  игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, формирующие:

·        начальные математические представления;

·        динамические представления по ориентации на плоскости и в пространстве;

·        основы систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Обучающие  родному и иностранному языкам: азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо.

Воспитывающие эстетический вкус и нравственность..

Игры – эксперименты. В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры. Развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы. В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

         Хотя чётко разграничить игры не возможно часто в одной игре сочетаются почти все виды образовательных программ.

Игры, о которых пойдет речь ниже, используются на занятиях по информатике в МДОУ «Синяя птица». Очень нравятся детям и дают хороший развивающий эффект.

 

Представляем Вашему вниманию игры, которые  мы применяем в образовательной деятельности,формируя первичные навыки работы с ПК и основы информационной культуры дошкольников:

  • издатель NMG (NewMediaGeneration)   «Волшебные истории Тутти»: «Дюймовочка», «Золушка», «Красная шапочка».  Эти диски помогают развить тактильные навыки управления манипулятором «мышка» и клавиатурой.

Игра «Красная шапочка», например, включает в себя несколько интересных возможностей: посмотреть мультик; запустить раскраску (серия картинок- раскрасок), которая даёт возможность освоить элементарную заливку и заниматься раскраской картинок сказочного содержания, здесь происходит слияние сказочного сюжета с творческой фантазией ребёнка; а если запустить игру(качественно другой этап), то путешествуя с «красной шапочкой»  попутно обучаешься наблюдательности, анализу, развитию речи; есть возможность изучать английский язык.

На следующей ступени по развитию детей, наша задача включить в дидактику игры с правилами, каждый этап которых- отдельное развивающее задание

  • Компания «Бука»  -  «Незнайкина грамота»- счёт прямой и обратный.
  • «Руссобит» - «Алик. Скоро в школу», «Алик. Занимательная математика»;
  • NMG  - «Башня знаний»,  «Остров драконов»; «Башня  знаний-2» -  смекалка, счет,
  • SCHOLASTIC - «Клиффорд. День Рождения Клиффорда» -   счёт, цвета, форма.
  • «Весёлая Азбука» Кирилла и Мефодия ...- грамота и развитие речи
  • "Русский проект" серия игр: «Приключения пятачка»- …
  • NMG: «Арт- студия», «Детская мастерская» - работа с изображениями, аппликация, поделки из бумаги, оригами, костюмы, карнавальные маски, декорации.
  • МедиаХаус: «Студия Мульти Пульти», «Новые Бременские»- - конструктор мультфильмов, где ребёнок может создать свой   мультик.

Все эти игры развивают память, логику, анализ, изучать цифры и умение оперировать числами: складывать, вычитать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, знать геометрические фигуры, математическая направленность сочетается с элементами обучения грамоте и развитию речи.

Старайтесь выбирать эстетичные игры, с хорошей графикой, и сюжетом и очень избирательно подходите к выбору бесплатных игр- аркад онлайн…

В интернете многое можно найти, но желательно найти хорошее, поэтому рекомендуем сайты с развивающими играми:

1.                 http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry

2.                 http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry

3.                 http://iqsha.ru/uprazhneniya/6-let/

4.                 http://iqsha.ru/

Компьютерные игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игрушку, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру, развлекающую, на игру развивающую.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику игровых  событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным  условием при подготовке детей к обучению в школе,  формируется такая операция мышления, как обобщение.