Виртуальные консультации для родителей. Проект" Вода- источник жизни! Берегите Воду!"

Данилова Татьяна Юрьевна

                   Исследовательский образовательный проект «Вода- источник жизни! Берегите воду!». Консультация №1.

                                                                                                        «Для вас, родители»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педаг – ребёнок – родитель”, он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Деятельность родителей

Предварительная консультация по проекту «Царевна Вода»(на родит. собрании) Знакомство с содержанием стендовой информации.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования: Лаборатория царевны Воды.

Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.

Совместно с воспитателями – создание продукта проектной деятельности (фотоматериалов, творческих исследовательских и художественных работ).

Практический результат

Пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности:. : Лаборатория царевны Воды.  Совместный продукт проектной деятельности. Практические разработки материала по теме проекта: Исследовательский альбом по теме «Царевна Вода»

 

 

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в создании итогового исследовательского альбома по теме “Чудесные превращения воды”. Создавайте с детьми сказки, стихи, рисунки, фотоотчёты по домашним исследованиям. Достаточно подготовить работу на двух листах(односторонняя печать, размер шрифта 14 ПТ. 1й лист – фотоотчёт, не больше 4-х фото на листе, с описанием деятельности ребёнка. 2-й лист – рассказ или сказка с рисунком- иллюстрацией). Просим сдать работы в файле  к 10 марта.

Предлагаемые темы для домашнего исследования:

1.      Вода – это жизнь  (о пресной воде, как вода попадает в организм человека, животных, почему нельзя существовать без воды,…) Вода в  реках и родниках нашего города Малоярославца, что вы знаете о её оздоровительных  свойствах?

2.      Вода лечит и оздоравливает (закаливание, спорт,  отдых,…, лечебная- минеральная,…).  Природные  и искусственные водоёмы  Малоярославца, что вы о них знаете, и как они влияют на ваше здоровье?

3.      Вода- хранитель чистоты (о бытовых свойствах воды: очищать, растворять, отмывать,…). Как очистить грязную воду?

4.      Превращения воды. Вода жидкая, твёрдая, газообразная… Городской снег, почему он грязный?

5.      Свойства морской воды (оздоравливать человека, давать жизнь морским обитателям, не годится для питья,…). Почему от людей страдают морские животные?

6.      Свойства пресной воды (вода важна для человека и  обитателей пресных водоёмов,…) Почему воду из-под крана нужно очищать, как это сделать?

7.      Снег в жизни человека,  природы (почему люди любят зиму, снег, значение снега для растений, животных…). Почему природа зимой страдает без снега? Как ей помочь?

8.         Вода в жизни  растений(почему растения не могут жить без воды). Растения вокруг вас, что они рассказали о себе? Что ты сделал для них?

Под фотографиями 1-2 строчки, описывающие ваше исследование и вывод, который сделан в результате опытов(2-3 строчки).

 

Сказки и рассказы могут быть о капельке воды, о снежинке, льдинке, о жизни животных и растений, связанной с водой, о самом ребёнке, его жизни и воде…

                                                                                                              

 
                     Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Консультация №2
                                                                                                                  "Для Вас, родители"
 
           Роль взрослого в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Взрослый непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Взрослый человек  знакомится с ним заранее – в теории, и на практике.
Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая  поставить опыт, взрослый излагает  цель или задачу, которая должна быть решена, даёт время на обдумывание и затем привлекает ребёнка к эксперименту.
Особенности детского экспериментирования
Экспериментирование понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
 
Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Метод проектов, основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Напомним, что наш проект называется «Вода- Источник жизни! Берегите ВОДУ!». Сроки действия проекта: декабрь 2015-март 2016гг.

 Участие РОДИТЕЛЕЙ- неоценимый вклад в развитие творческих способностей и познавательной активности детей. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

  Закон «Об образовании в Российской Федерации», №273 ФЗ от 29.12.2012г.,  Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. предусматривают активное участие родителей в воспитательно- образовательном процессе, в том числе в познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) и  других видов развивающей деятельности,  а так же развитии коммуникативных навыков детей. 

Детское экспериментирование наряду с игрой, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Главное достоинство применения метода эксперимента заключается в том, что в процессе этой деятельности:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируется мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо анализировать результаты эксперимента, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
Формируется самостоятельность, способность преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Эксперименты классифицируются по принципам проведения:
По характеру объектов, используемых в эксперименте: эксперименты с растениями и с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов: в  комнате, на улице,  и т.п.
По количеству участников: коллективные, индивидуальные, групповые.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые по ситуации), систематические (проводимые по плану).
По продолжительности (краткие – по 5-15 минут, длительные – свыше 15 минут).
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

                                                

Экспериментирование в домашних условиях  по проекту «Вода- источник жизни! Берегите ВОДУ!». Консультация  для родителей №3.

                                

Наши дети без конца задают вопросы, их все интересует, они многое подмечают и хотят все делать самостоятельно. Задача родителей состоит в том, чтобы направить их энергию в мирное русло, вовремя организовать поле для экспериментов. Самый любимый объект для исследований и один из наиболее приятных способов обучения это вода. С детьми 5-7 лет можно затевать серьезные игры и беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время.

1.      Наливаем — измеряем

Воду можно наливать в разные пластмассовые емкости.

Сравнивайте количество жидкости в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода, может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.

Попробуйте сосчитать, сколько воды из маленьких стаканчиков „поместится" в большую бутылку, делая на ней отметки маркером, когда наливаете каждую следующую порцию. А если жидкость потом вылить обратно в стаканчики? Будут ли они заполнены?

Ребенка  лет можно познакомить с единицами измерения объема (литрами, миллилитрами, декалитрами). Купите мерный стакан и научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложка, любимая чашка вашего сына или дочери.

2.      Агрегатные состояния воды

Познакомьте ребенка с понятием „температура".

Купите термометр, опускайте его в воду разной температуры и сравнивайте показатели. В теплую кидайте лед, а в холодную подливайте горячей воды и наблюдайте за движением столбика. Сделайте вывод: при нагревании температура увеличивается, а столбик термометра поднимается, и наоборот.

Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, а третий — на полочке в ванной и понаблюдайте, где лед быстрее растает. Что будет с теплой водой, когда в ней растворятся кубики льда? Как изменится температура? А что, если один стаканчик обернуть плотной кофтой (уж она то его точно согреет, а другой просто оставить на столе? Сделайте вывод: теплая одежда не греет то, что под ней, а помогает сохранять исходную температуру.

Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например сок. Проследите, замерзнут ли они одинаково быстро, будут ли одинаково твердые, можно ли их одинаково легко разгрызть? Объясните, что сок — это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как замерзшая вода, и его легко раскусить.

Объясните, что вещества могут принимать различное состояние — быть твердыми, жидкими и газообразными. Проще всего показать это с помощью воды, но расскажите ребенку, что другие вещества ведут себя так же, все зависит от температуры, до которой нагревают или охлаждают вещество. Вода закипает при температуре 100°С, а масло — при 200°С. Подышите зимой на окно в автобусе: откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар, и, оказавшись на стекле, он превратился в воду и тут же замерз, так как стекло холодное. Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Вверх поднялся пар, и он конденсировался, так как крышка холоднее чайника. Пар превращается в воду при охлаждении ниже 100°С. Это называется конденсацией. Представляете, насколько умным и эрудированным станет ваше чадо после таких увлекательных занятий?

3.      Что такое давление?

Проделайте в стенках бутылки из плотного пластика отверстия. Можно сделать одно отверстие, но лучше, если это будут разные отверстия в разных бутылках: наверху, внизу или посередине. Или несколько отверстий в одной бутылке: в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте и расстоянии друг от друга; в ряд вертикально; по спирали, снизу доверху по всей поверхности бутылки. А теперь поэкспериментируйте:

• наливайте в эти бутылки воду из-под крана (делать это под разным напором) ;

• погружайте их под воду (можно попробовать закрыть рукой горлышко, а потом доставайте и смотрите, как жидкость выливается, через отверстия и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка на то, что, чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, а струя длиннее и прямее. Чем больше глубина воды, тем больше давление. Самое время объяснить ребенку, что давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.

4.      Тонет — не тонет

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Опустите в таз предметы:  из дерева, пластика, резины, бумаги, ткани и т. д. Используйте поролоновые губки, пробки, камешки, шишки и палочки. Понаблюдайте, что тонет сразу, что — по мере намокания, а что не тонет вообще. Выберите несколько предметов, которые тонут. Налейте воду в прозрачную обрезанную пластиковую бутыль и отметьте ее уровень маркером. Опустите один из предметов в воду и обратите внимание на то, что она поднялась, после чего отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте то же с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. И скажите, что объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.

Повесьте на веревку тяжелый предмет (например, гантель, а веревку привяжите к крючку весов „безмен". Погружайте предмет в наполненную ванну и наблюдайте, как изменяются показания весов. Ребенок с вашей помощью сделает открытие: вес предмета в воде уменьшится!

Литература:

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего возраста. - Спб. «Детство-Пресс», 2001-160 с. (Библиотека программы «Детство») .

3. Рыжова Н. А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. — «Линка — Пресс». 1966. — 56 с., иллюстрации (серия «Наш дом — природа») .

4. Чудо – игры //Мой ребенок// - ЗАО «Издательский дом «Бурда»: но-ябрь 2001

5. В мире открытий //Счастливые родители// - ЗАО «Издательский дом «Бурда»: март 2005