Игры экологической направленности

Данилова Татьяна Юрьевна

    ВАЛЕОЛОГИЯ. Подвижные игры.

Цель: формирование здорового духа и укрепление физическсого здоровья  посредством игры

Дидактичские задачи. Гармоничное физическое развитие в процессе игры, развитие скоростных качеств, умения управлять телом, координация движений, формирование осанки, силы мышц, тренировка кардиосистемы, развитие коммуникативных качеств.

 

1.    В РУКЕ — ЛОЖКА, В ЛОЖКЕ — КАРТОШКА. Эстафета.

И не так-то просто пробежать несколько десятков метров, не уронив эту неожиданную ношу на землю! Ведь бежишь наперегонки с соперником — тут недолго забыть об осторожности. Вместо ложки можно взять две палочки и постараться удерживать картофелину ими. Это, пожалуй, сложнее. Картофелина на земле? Придется задержаться, подобрать ее ложкой же или палочками. Пока возишься, соперник ого-го куда убежит.

2.    СТАКАН ВОДЫ

Вот вам похожая забава. Снова бег наперегонки, снова с ношей. А нести надо ведерко, до краев наполненное водой. (Нет ведерок — возьмите кастрюльки или какие другие посудины, небольшие.)Конечно, так хотелось бы выиграть лишнюю секунду! Но в конце пути может выясниться: тот, кто бежал со всех ног, расплескал воды больше других. А вы условились: каждый пролитый стакан воды — это секунда, которая добавляется к результату. (Разумеется, секунд в стакане может быть и больше; это уж как вы сами договоритесь.) Итак: поспешишь — людей насмешишь. Но и слишком медлить, осторожничать тоже нельзя...

3.    ДОНЕСИ МЕШОЧЕК(ФОРМИРОВАНИЕ САНКИ)

А если положить на голову небольшой мешочек с опилками или песком, сможешь ли ты бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников (которые, разумеется, тоже не налегке бегут)? И не уронить, понятное дело, этот мешочек! Если кто-то посмотрит со стороны на вас, бегущих, ваш забавный вид доставит ему немалое удовольствие. Весело будет, думаем, и вам. А еще, поверьте, такие игры-забавы помогают выработать хорошую осанку.

4.    ПЯТНАШКИ НА ВЕРЕВОЧКЕ

Салки, салочки, пятнашки — забава, настолько известная всем и каждому, что как-то неловко расписывать ее здесь. Но вот небезынтересный перепев этой игры, где шансы на успех у того, кто умеет резко менять направление бега, молнией срываться с места.К столбику (деревца не портить!) привяжите веревку длиной 3—4 метра. Вокруг столбика очертите круг того же радиуса. (Вот и сослужила веревка первую службу.) Внутри круга разбросайте два-три десятка камешков (шишек, палочек и т. п.). Это богатство будет сторожить один из вас, тот, кого вы выберете по жребию. А все остальные (человек пять), расположившись сначала за кругом, пытаются завладеть камешками, вынести их из круга как можно больше. Сторож одной рукой должен держаться за веревку, а вот другая у него свободна для того, чтобы пятнать неосторожных добытчиков. Тот, кого запятнали, из игры выбывает. Через условленное время (минуты три хватит?) смена у сторожа кончается. Можно считать, сколько камешков у него утащили, а сколько он сберег. Теперь повторите все с другим сторожем. Когда все перебывают в этой роли, нетрудно будет определить, кому она больше удалась.

5.    ВОЛКИ И ОВЦЫ!

Прежде всего вы должны разобраться, кто из вас станет пастухом, кто будет волком (их двое), а кому придется довольствоваться ролью овцы (таких может быть четверо-пятеро). Бросили жребий, сосчитались? Теперь сама игра. Овцам, конечно, надо спасаться от волков. Волкам — гоняться за овцами. А пастуху, оберегая овец, преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит обоих волков (вместе с ним выигрывает и партия овец). Волки победят, если сумеют осалить всех овец. Для того чтобы взять верх над соперниками, необходимо проявить не только проворство, но и хитрость. Не забудьте ограничить размеры «пастбища».

6.    ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ

Разделитесь на две команды. Одни из вас будут воробьями, другие — воронами. Но кто-то один не войдет в число ни тех, ни других. На него вы возложите почетную обязанность быть ведущим. Теперь надо провести на земле две черты — шагах в двадцати одна от другой. Так вы обозначите гнезда для команд. Вот они выстроились в два ряда на равном расстоянии от гнезд. Лицом к своему гнезду, спиной к сопернику. Ждут сигнала. Ведущий восклицает: «Вороны!» — и вороны стремглав бросаются к своей черте. А воробьи, мигом обернувшись, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед воробьев лететь в гнездо. И среди них будут неудачники, которых настигли вороны. И так несколько раз. Ведущий не обязательно выкликает команды строго по очереди — интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число полетов у воробьев и ворон в конце концов вышло одинаковым. И еще: чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Во-ро-...» А ты гадаешь: то ли вперед тебе придется бросаться, то ли назад. Как определить, кто победил, вам, конечно, понятно самим. (А для чего же ведущий все примечал?)

7.    ДОКАТИ  ОБРУЧ!

Гнать обруч желающие всегда найдутся. Бег на перегонки, толкая обруч.  Примечание: если по твоей вине обруч упал, у тебя отбирают одно очко (из тех, что заработала команда), а гонка продолжается с места аварии.

Другой вариант обруча…

За обручем можно не просто гнаться. Можно заставить его совершать головоломные пируэты. Не испробовать ли такую затею: расставить по прямой линии городки (или любые предметы, могущие их заменить) и прогнать через них обруч змейкой: первый городок остается слева, второй — справа, третий — слева?.. Обруч-слаломист!

8.    ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. Русская народная игра.

Действительно, мало кому нынче ведомо, как играть в горелки. А ведь когда-то это была одна из излюбленных игр детей, да и не только детей. ПРОСТО ГОРЕЛКИ. Играющие становятся попарно, держась за руки, одна пара за другой, а впереди всех — один, кому по жребию досталось гореть. Оборачиваться назад ему нельзя. Стоящие в последней паре по счету «раз, два, три» разнимают руки, бегут вперед и стараются вновь соединиться, обежав водящего-горящего один слева, другой справа. Тот же преследует бегущих, и если ему удастся кого-то поймать, то он становится с пойманным в первую пару, а тому, кто остался один, гореть. Если же горевшему не удалось поймать никого, то та же пара становится впереди других пар, а он горит вновь.

9.    ЛОВИШКИ

Один из играющих — водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. «Кого ловильщик изловит, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвертого, пятого и т. д., пока не переловят всех. После того игра начинается снова». В Германии бытовала похожая игра — под названием «Роланд».

10.     ВОРОБЫШКИ НА ЖЁРДОЧКЕ!

Выбирают такое место, где есть на что запрыгнуть-«жёрдочка». Водящий  встает в середину, а другие становятся вокруг и начинают перебегать от жёрдочки к жёрдочке к дереву. Стоящий посредине должен их ловить, пока бегущий не подбежал и не сказал: «Чур, на жёрдочке!» Пойманный становится водящим, а вода занимает его место у дерева.

11.     ЗАЙЧИК

Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит кругом, напевая: Заинька, попляши, Серенький, поскачи, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись! Заинька, в ладоши, Серенький, в ладоши, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись! Есть зайцу куда выскочить, Есть серому куда выскочить, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись! При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться. Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

12.     КЕНГУРУ.        Прыжки через скакалку.

Короткая скакалка — это шнур длиной 2—3 метра с пластмассовыми ручками на концах привязывается с одной стороны к столбику, а с др. её держит взрослый человек. Игра со скакалкой - замечательное средство укрепить выносливость, приобрести ловкость. Специалисты советуют: прыгать следует постепенно меняя высоту скакалки. Приземляться легко, сгибая ноги в коленях.

13.     РЫБАК И РЫБКИ

Удочка — это прочная скакалка или верёвка длиной 2—3 метра. Другой конец бечевки держит в руке рыбак. Ну а где рыбак с удочкой, там и рыбки. Скажем, рыбак ты. Тогда пусть вокруг тебя на расстоянии тех же 2—3 метров (в соответствии с длиной бечевки) встанут твои партнеры по игре –«рыбки». Кого удочкой заденут, тот просто выходит из круга; продержавшийся дольше других объявляется победителем. Спасаются от удочки, только подпрыгивая! Отступить назад нельзя, тут же будешь водить.

14.     КЕНГУРУ. Прыжки с мячом

Берешь мяч, зажимаешь его коленями или щиколотками. Ни шагом, ни бегом двигаться уже не получается. Остается одно: отталкиваясь обеими ногами, прыгать. Вот и отмерим дистанцию в тридцать — сорок шагов, поспорим, кто из нас самый лучший кенгуру. Коварный мяч норовит выскользнуть, и если это случится, то придется его изловить, подобрать и уж тогда продолжать австралийские скачки — с того места, где ты мяч упустил. А соперники ни мяча, ни времени даром не теряли. Ну ничего, и у нас еще не всё потеряно, скорее вперед!

15.     КТО КОГО ПЕРЕПРЫГАЕТ?

Проведите на земле черту. Посчитайтесь с товарищем, кому прыгать первому. Ты первый? С черты, без разбега, старайся улететь как можно дальше. А твой товарищ с того места, где приземлился ты, станет прыгать в прямо противоположную сторону. Он, конечно, постарается не просто вернуть тебя на черту, но и выиграть у тебя хотя бы несколько сантиметров. Вот так вы и будете прыгать попеременно — один в одну сторону, другой в другую. После того как вы сделаете условленное число прыжков, выяснится, с какой стороны черты произошло последнее приземление и кто, следовательно, выиграл. Конечно, можно поспорить и не вдвоем. Любое четное число прыгунов может разбиться на две команды.

16.     Я ЗНАЮ…

Для игры нужно научиться ударять ладонью мяч, чтобы он отскакивал от земли и возвращался к ладони. Играть можно вдвоем. Надо без остановки отбивать ладонью от земли мяч и при этом называть имена людей, названия городов, фруктов, овощей, животных, птиц и т. д. — сколько договорятся. Например: «Я знаю одно имя девочки — Мария; я знаю одно имя мальчика — Дмитрий; я знаю один город — Москва; ...один фрукт—яблоко; ...один овощ— морковь; ...одно животное — корову; ...одну птицу — ворону; ...один месяц — январь». При этом слова как бы скандируются: «Я — знаю — одно — имя — девочки — Маша». Если все будет сделано без ошибки, можно переходить ко второму этапу: «Я — знаю — два — имени — девочек — Мария — Татьяна; я — знаю — два — имени — мальчиков — Дмитрий — Евгений; ...два — города — Москва, Пенза; ...два — фрукта — яблоко — груша» и т. д. Если в выполнении программы произойдет ошибка, сбой или хотя бы заминка, продолжает игру следующий, чья очередь, а неудачнику придется начинать потом с самого начала.

17.     КАЛЕНДАРИКИ

А теперь отправим мяч в небо (но совсем не высоко). Тот, кому по жребию выпало быть первым, начинает подбрасывать мяч и, ловя его, приговаривает: «Понедельник, вторник, среда...» Семь бросков оказались удачными, и теперь уже надо ко дню недели прибавлять месяц: «Понедельник — январь, вторник — январь, среда — январь... понедельник — февраль... понедельник — март...» Еще 84 броска. Если ты ни разу не ошибся и не уронил мяча, то ты игру закончил, пусть в нее вступит товарищ. Если же был промах, тебе, дождавшись очереди, придется начинать с самого начала. Может так получиться, что все использовали по разу свою очередь, но кто-то удачно, а кто-то — нет. Скажем, играли пятеро, трое сбились, а у двоих ошибок не было. Пусть теперь эти двое продолжат спор — кто собьется раньше, тот окажется вторым.

18.     НЕ ЗЕВАЙ, ТЕБЯ ЗОВУТ! Детям присваиваются имена-например название цветов, деревьев, насекомых, животных…

Встаньте в круг. Спиной к центру и к ведущему, которого вы выбрали, посчитавшись. Слушай внимательно: сейчас он, подбросив мяч вверх, выкликнет чье-то имя. Твое? Быстро повернись и постарайся поймать опускающийся мяч или на лету, или хотя бы после одного (не более) отскока от земли. Не удалось тебе это сделать — придется тебе выйти из круга. Победителем в конце концов останется тот, кому удавалось ловить мяч всякий раз, когда звучало его имя.

По материалам сайта: http://sugrobova18.ucoz.ru/9may/podvizhnye_igry.doc

                                

            Экологические игры.

Цель: формирование экологической культуры   у  детей дошкольного возраста.

Игры с правилами. Дидактические игры.

1.       Правила поведения в природе. Дидактические задачи: Развитие представлений о взаимосвязх в природе, о последствиях, возникающих в результате нарушения природного  равновесия в среде обитания животных и растений. Развивать доказательную речь и умение делать выводы.

 

2.        «Что зимой бывает» Дидактические задачи: Развитие представлений о приметах зимы. Совершенствование связной речи. Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображено время года, маленькие карточки с приметами (свойствами) этого времени года.

 

3.       «Что прячется за сугробом». Валеологическая. Дидактические задачи: Дать понятие о свойствах зимы, здоровом образе жизни. Развитие зрительного внимания, сообразительности, аналитического мышления. Активизация словаря по теме. На фланелеграфе - сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка,   овощи и фруктыи т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет. Каждый предмет одежды помогает зимой детям – согревает; овощи и фрукты , разнообразная богатая  белком и протеинами пища – укрепляют организм, зимние прогулки, игры на свежем воздухе-закаляют, оздоравливают… Акцентировать внимание на том, что необходимо, чтобы быть здоровым гулять на свежем воздухе, но при этом правильно одеваться, хорошо питаться, ведь зимой не хватает солнца и витаминов…и т.д.

 

4.       «Выбери нужное». Дидактические задачи: развитие представлений о живой и не дивой природе, о мире растений,  животных,  местах их обитания, приспосабливаемости к окружающей среде, расширение словарного запаса.  На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д.  Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т.д. Акцентировать внимание детей на важном : умении растений и животных приспосабливаться к окружающей среде, о  сохранении их мира .

5.       «Две корзины» Дидактические задачи: развитие представлений о мире растений, их плоды, расширение словарного запаса.  На столе муляжи или картинки овощей и фруктов(или заместители). Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности (фрукты или овощи), но и по  свойствам: цвету, форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху, можно применять заместители, а дети объясняют, какая форма (цвет) соответствует фрукту или овощу. Акцентировать внимание, на том, что растения для человека важны, они дают ему пищу, что для того, чтобы был урожай надо заботиться о растении, поливать, рыхлить и т.д.

6.       «Береги природу».  Дидактические задачи: развитие представлений о мире растений, животных, их важном месте в природе,  расширение словарного запаса.  На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле  его не будет. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. Акцентировать внимание, на том, что растения и животные для человека и природы очень  важны, что все зависят друг от друга, если погибнет один вид, погибнут и другие… Что природу нужно беречь!

 

Словесные игры.

7.       Разгадай по описанию. Дидактические задачи: развитие представлений о мире растений, животных,  расширение словарного запаса. Ребёнку дается карточка с животным (растением) и мнемокарта (карточка с принципом описания). Описываются кратко признаки растения или животного без названия. Дети должны отгадать о ком (чём) идет речь. В процессе игры акцентируется мысль о важности растений  и животных для природы и человека. О бережном отношении человека к природе.

8.       Светофор. «Времена года».  Дидактические задачи: развитие представлений  о живой и неживой природе, наблюдательность, обобщение признаков времени года. Дети получают красную и зелёную карточки. На фразы воспитателя  они реагируют этим карточками: зелёный- правильно, красный –нет.  Наступила осень. Птицы улетают на юг. Или: «Наступила осень. Дети купаются в реке и загорают на песочке»

9.       Светофор . «Вот мы какие». Дидактические задачи: развитие представлений о мире растений, животных.   Дети получают красную, желтую и зелёную карточки. На фразы воспитателя  они реагируют этим карточками: зелёный- травоядные, красный –хищные, жёлтый всеядные.  Медведь, хоть и увалень, но любит и малиной полакомиться, и лягушку и слизня мимо не пропустит. Сова ждёт- не дождётся, когда ночь наступит, вот тогда берегись и мышка, и зазевавшаяся пичужка эту ловкую охотницу. Мышь хозяйка отменная, лишь зерно в колосьях созреет, тут она за дело принимается – зёрнышко к зёрнышку в кладовочке складывает, к зиме готовится… . В процессе игры акцентируется мысль о важности растений  и животных для природы и человека. О бережном отношении человека к природе.

10.    Лото: Дидактические задачи: развитие представлений о мире растений, животных, местах их обитания. «Кто в Арктике живёт?», «Жители пустынь», «Кто в домике живёт?» (какому животному принадлежит жилище)…, «Птицы» (лесные, водоплавающие, болотные, зерноядные и насекомоядные)… . В процессе игры акцентируется мысль о важности растений  и животных для природы и человека. О бережном отношении человека к природе.

11.    «Разложи по порядку». Дидактические задачи: развитие представлений о мире растений, животных. Задание: разложить в последовательности  стадии развития (растений, птиц, насекомых, млекопитающих, земноводных,…) . В процессе игры акцентируется мысль о важном периоде развития  растений  и животных, о том  как хрупка  жизнь. О бережном отношении человека к природе.

 

12.    "Что где растет" Дидактические задачи: развивать представления детей о растениях, умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. Игровые правила: Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

Ход игры: Играющие получают по большой карте с разными пейзажами, маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

 

13.    "Зоологическое домино" Дидактические задачи: развивать представления  детей о диких и домашних животных, воспитывать сообразительность, внимание. Игровые правила: Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.   Ход игры: На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки расположены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек он считается победившим в игре.

 

14.    «Что изменилось?» Дидактические задачи: развитие представлений о растительном мире,  расширение словарного запаса. Ход игры: На столик выставляется четыре или пять растений.  Называем растения.  Дети их запоминают.  Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе, поменять местами, поставить другое растение. В процессе игры акцентируется мысль о важности растений для природы и человека.

 

15.    «Назови  растение» . Дидактические задачи: развитие представлений о растительном мире,  расширение словарного запаса. Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. — Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? — На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.? В процессе игры акцентируется мысль о важности растений для природы и человека, о необходимости бережного отношения к природе.