Мои публикации

Хохлова Ирина Васильевна

1.Новые стандарты на уроках музыки и во внеурочной деятельности

2.Методическая разработка проекта – конкурса «Битва хоров», посвященного Победе  советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

3. Презентация к занятию "Битва хоров"(песни на немецком языке)

4.Методическая статья "Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хохлова И.В.  Новые стандарты на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Задача педагога сегодня состоит в организации условий, активизирующих   деятельность учеников как на уроке, так и за его пределами.

Урок, построенный по новым стандартам, - это урок, на котором  самостоятельная деятельность учащихся занимает 60% времени, объяснение учителя - 30%, закрепление и рефлексия - 10%.

Проектировать совместную учебную деятельность с учениками, фиксировать предполагаемые планируемые результаты (личностные, предметные и метапредметные) помогает учителю Технологическая Карта урока.

Вашему вниманию предлагается  фрагмент интегрированного урока музыки, литературы и ИЗО «Путь к радости» в 5 классе. Это урок комплексного применения знаний и способов деятельности на практике. На нём дети вместе с учителями - тьютерами прокладывали «верстовые столбы» своего пути к радости, создавая отторгаемый проектный продукт - карта «Дорога к Радости». [1]

Задачами урока стало формирование базовых ценности многонационального российского общества; формирование навыков продумывания стратегии решения вопросов и постоянного целеполагания, навыков сопоставления текстов культуры, самокорректирования исследовательской, поисковой работы.  Планируемый результат работы предполагал понимание всеми участниками урока очевидного: без усилий воли, души и всего «состава» человека, направленных на улучшение себя и мира, жизнь не улучшится.

Урок начинался с хорового исполнения песни «Мир», музыка С.Баневича, слова Т.Калининой, позволившей актуализировать знания и собственный опыт ученика  о понятии «Радость». Это один из методов работы в мастерской, так называемый индуктор. На следующем этапе, используя метод проблемного обучения, учитель предложил ученикам самостоятельно сформулировать вопросы для исследования по предложенной теме. Ребята предлагали свои варианты на «Ярмарку идей» и выбирали самые важные. Например: «Когда радость приходит в нашу жизнь? Что важнее: радоваться или радовать других?»

Чтобы найти ответы на эти вопросы, ученики продумывали стратегию их решения, планируя процесс своей деятельности.

Вот один из вариантов такого плана, составленный на уроке 1 группой участников:

1.Прочитать пословицы разных народов о радости - горе, сопоставить их, найти общие для всех людей ценности.

2. Нарисовать карту «Дорога разных народов к Радости», указателями пути на которой будут выделенные в пословицах слова.

3. Сочинить индивидуально или в сотрудничестве раёк (фольклорное стихотворение) с опорой на ключевые слова в пословицах.

4.Прослушать фрагменты народных песен, отметить их характерные особенности и предположить, какому народу принадлежат эти песни.

5. Положить тексты райков на мелодии прослушанных песен. Попробовать выразительно пропеть соло или в ансамбле данные сочинения.

6.Представить отторгаемый проектный продукт – озвученную карту «Дорога разных народов к Радости».

Пришло время применить знания и способы деятельности на практике. Выделив слова-помощники в предлагаемой подборке пословиц, ребята сочинили раёк с опорой на карточку-подсказку.

Как у наших у ребятушек

Хватит радости для матушек.

Добрых дел свершим в достатке,

И потешки будут сладки.

Гостя встретим на пороге,

Терпелив же будь в дороге!

Его мы и должны были переложить на музыку.

Прослушав фрагменты трёх народных песен, отметив их характерные особенности, ученики определили разные оттенки радости в этих песнях – от безбрежной радости, радости в энергии движения до радости общения с природой, радости вслушивания в себя – и выбрали наиболее близкую им по настроению.

Песня

Народная

Характерные особенности песни

Калинка

Русская

Певучесть, распевы в запеве, танцевальность в припеве; тембры русских народных инструментов (балалайка, гармошка)

Хаванагила

Еврейская

Танцевальный характер, острый ритм, необычные мелодические интонации, тембры струнных и ударных инструментов

Ой, был-былым

Татарская

Распевность, танцевальная основа, восточный колорит, тембр скрипки

      Знакомство с выбранной песней было продолжено в ходе решения следующих задач:

-прохлопываем ритмический рисунок песни,

-исполняем мелодическую фразу по цепочке,

-перекладываем придуманный текст райка на мелодию песни, допуская при этом ее ритмическую и мелодическую свободу.

     Перед вами вариант переложения на мелодию русской народной песни «Калинка»:

Выразительное сольное (ансамблевое) исполнение песни ребята сопровождали импровизационной игрой на свирелях и ударных шумовых инструментах: ложках, колокольчиках, треугольниках.

Вторая группа работала с литературными текстами Шолома Алейхема, Садриддина Айни, Ивана Сергеевича Шмелёва, иллюстрациями к их произведениям - «Юла», «Бухара», «Лето Господне» - и музыкальными фрагментами – «Еврейская колыбельная», «Ода радости» Арама Хачатуряна и концерт для фортепиано с оркестром №1, часть1 Петра Ильича Чайковского.

Всего было 4 группы, 3 из них создавали и представляли свои карты –«Дорога к Радости», а последняя готовила презентацию «Галерея радостных людей», работая в том числе и с Интернет-ресурсами. Шаги их деятельности отражены в данной таблице.

Радостные люди

Музыка

Живопись

Гусляр Садко, былина «Садко»

Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», песня из оперы «Садко»

К.Васильев «Садко», А.Шевченко рисунки к былине «Садко»

Жилин и Дина, Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Гия Канчели. Музыка к к/ф «Кавказский пленник»

В.Гальдяев «Кавказский пленник», А.В.Кокорин «Дина с куклой»

Святой благоверный князь Александр Невский

С.С.Прокофьев. Музыка к

 к/ф «Александр Невский».

Хор «Вставайте, люди русские»

П.Корин

«Александр Невский», В.М.Васнецов «Святой князь Александр Невский»

Л.М.Рошаль, президент Международного Благотворительного фонда помощи детям

П.И.Чайковский «Детский марш» из балета «Щелкунчик»

Фотографии с сайта doctor-roshal.ru

      Используя технологию самооценки достижения планируемых результатов, в финале урока была проведена диагностика личностных и

метапредметных результатов деятельности.

    Современный урок находит своё продолжение и за пределами самого урока. Покажем это, обратившись к опыту совместной работы школы с историко-краеведческим залом Рыбацкой библиотеки по развитию музыкально-исследовательских компетенций обучающихся.

      Ежегодно в Рыбацкой библиотеке проходят Открытые краеведческие чтения, в которых участвуют дети и взрослые.  В прошлом учебном году мы представляли на Чтениях индивидуальную учебно-исследовательскую работу «Музыкальное Рыбацкое» - рассказ о традиции музицирования жителей села Рыбацкого в 20-м веке, в этом году новую работу – «Служитель муз А.С.Розанов».

  Началом первого индивидуального исследования стало посещение ученицей 7 –го класса Ваниной Лизой Рыбацкой библиотеки и  открытие в её стенах интересного музея с экспозицией, посвящённой Великорусскому оркестру Рыбацкого. Поскольку на уроках музыки изучалась тема «Оркестр русских народных инструментов», ученице стало интересно узнать, кто же создатель Великорусского оркестра в Рыбацком, бывал ли в этих краях В.В.Андреев, основатель первого Великорусского оркестра в России. Начав исследование с возникших вопросов, мы определилась с темой  работы: «Музыкальное Рыбацкое».

      Появилась возможность пережить опыт эмоционально-ценностного отношения к культурно-музыкальному наследию своей малой родины, знакомясь с первоисточниками - архивными документами, фотографиями, дневниками, нотами песен, программами концертов.

                    Работа началась с того, что ученица выбрала из стихов поэта села Рыбацкого                                 Ф.Н.Слепушкина, жившего в 19 веке, те, в которых упоминается о роли музыке в  крестьянском быте: «Изба», «Троицын день», «Посиделки». Музыкальная культура жителей Рыбацкого всегда была высока, об этом свидетельствовали не только стихи Слепушкина, но и воспоминания старожилов, семейные фотографии коренных жителей села.

     Вот лишь несколько интересных примеров из ученического исследования.                                                                          

     «В 1917 году в Рыбацком появился свой великорусский оркестр, организовал его А.Г.Петров, ученик В.В.Андреева. Коллектив с успехом выступал на различных площадках с русскими народными песнями «Эй,ухнем», «Светит месяц» и другие.

       Во время Великой Отечественной войны в Рыбацком действовал  небольшой симфонический оркестр.  Воспоминает бывший агитвзводовец, артиста цирка Рудольф Славский: «В агитвзводе было больше всего музыкантов. Среди них было много «духовенства» (выходцев из духовых оркестров). Приплюсую к ним 2 аккордеонистов и 2 отличных скрипачей - Юфита и Абрамянца, оба из Ленинградского Малого оперного театра. Таким образом, был создан приличный оркестр. Возглавил его талантливый композитор  Александр Александрович Владимирцов, по воинскому званию старший лейтенант. Первое, что Владимирцов сочинил для агитвзвода, - «Марш 55 армии» на текст поэта А.И.Гитовича. Самыми запоминающимися словами был припев: «Гневом объятая/ Среди снегов /Пятьдесят пятая / Громит врагов!» Этот марш стал в своем роде визитной карточкой агитвзвода».                 

         Таким образом, шаг за шагом под руководством учителя-тьютера ученица убеждалась в том, что в 20 веке в селе Рыбацком сохранялась традиция музицирования, возникшая еще в 19 веке. Поддерживали её в советское время такие выдающиеся музыканты как Петров А.Г., Владимирцов А.А., Бессонов Д.Ф.

Практическое значение подобной исследовательской работы заключается в популяризации данных материалов среди учащихся на уроках музыки, на школьной научно-практической конференции, в районных краеведческих чтениях.

     Деятельностный подход в овладении музыкальной культурой убеждает нас в том, что знание, добытое без личностного усилия, без личного напряжения – знание мёртвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием.


[1] Петербургский урок. Сборник материалов 2 городского фестиваля под ред.И.В.Муштавинской. СПБ: СПбАППО, 2013, с.103-112



Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта -конкурса «Битва хоров», посвященного победе советского народа

над фашистской Германией

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Хохлова Ирина Васильевна,

учитель музыки и педагог дополнительного образования

 ГБОУ СОШ №571 с углубленным изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

 

        Аннотация

Методическая разработка проекта – конкурса «Битва хоров» включает электронную презентацию, перечень конкурсных художественных номеров, тексты некоторых песен. Данное мероприятие проводится с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, уважения к истории страны.

Введение

Мероприятие «Битва хоров», посвященная Дню Победы, способствует формированию гордости за историю страны, позволяет воспитывать в учащихся ценностное отношение к Родине, к настоящему и прошлому, помогает сохранить память поколений. Мероприятие состоит из нескольких этапов.

Подготовительный этап включает в себя  составление положения конкурса, работу с хоровыми коллективами классов, подбор и разучивание песен, репетиции на сцене, подготовку презентации и сценария, оформление сцены.

  1. Методический блок

1

Тема

«Битва хоров»

2

Классы

5-11

3

Место проведения

Актовый зал

4

Продолжительность

60 мин.

5

Форма проведения

Конкурс

6

Методическая цель

Развитие интереса обучающихся к культурно-историческому наследию России

7

Задачи

Воспитательная

способствовать формированию гордости за Отечественную историю, воспитание ценностного отношения к Родине, к ее прошлому,настоящему и будущему

8

Образовательная

познакомить обучающихся с историческим прошлым нашей страны  в военное время, показать  единство советского народа в годы ВОВ

9

Развивающая

способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся, навыков сценического выступления

10

Планируемый результат

Уметь

взаимодействовать в группе, получить навыки публичного вступления

11

Знать

историю своей страны военного периода, почитать подвиг советского народа в годы ВОВ

12

Оснащение занятия

Методическое

Сценарий конкурса с текстами песен

13

Материально-техническое

Видеофрагменты военной хроники, мультимедийная установка,

Список литературы

Интернет-ресурсы

https://victory.rusarchives.ru/documents-list-kino?  Перечень кинодокументов. Война 1941-45гг.

https://otmetim.info/stixi-o-vojne/?

Стихи о Великой Отечественной  войне

https://notkinastya.ru/pesni-voennyh-i-poslevoennyh-let-podborka-not/?

Песни военных и послевоенных лет

https://x-minus.club/genre/152?sb=id&

минусовки военных песен

http://scenariev.net/9may/

разработка сценариев к 9 мая

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

1. Организационная часть (10 мин)

Организация обучающихся в зале. Приветствие. Знакомство с целью праздничного мероприятия

Сбор и размещение в актовом зале

Настроить обучающихся на праздничный тон

2.  Конкурс (40 мин.)

Организация порядка, проведение концерта, помощь выступающим

Участие в концертных номерах художественной самодеятельности согласно сценарию. Видеозапись и фотографирование выступающих.

Мероприятие проходит на высоком уровне

3. Рефлексия ( 10 мин) выступление жюри, награждение

Создание позитивного настроя , поздравление с праздником

Фотографирование на сцене, получение дипломов

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «БИТВА ХОРОВ»

1ведущий: Здравствуйте, уважаемые учителя и учащиеся, гости нашей школы! Мы приветствуем вас на третьем этапе общешкольного конкурса-фестиваля «Битва хоров». (2  слайд) аплодисменты

2 ведущий: Напомним, что на 1-м этапе фестиваля «Vom Herz zum Herz» («От сердца к сердцу») участники конкурса исполняли все песни на немецком языке. На втором этапе «Singing World»(«Поющий мир»)  были исполнены рождественские песни на английском языке. (3-4 слайд)

1 ведущий: Жюри конкурса, в составе которого были не только учителя нашей школы, но и преподаватели РГПУ им. А.И.Герцена, школы искусств Невского района,  высоко оценило певческое мастерство хоровых коллективов, а также обратило внимание на хорошее произношение немецких и английских текстов.

2 ведущий:  Сегодня все песни будут исполняться на русском языке. 3 этап нашего конкурса посвящен одному из самых замечательных праздников в нашей стране - Дню Победы! И тема нашей встречи – «Песни Победы». аплодисменты (5 слайд)

1 ведущий: О Великой Отечественной войне сложено немало песен. Ребята нашли много прекрасных вокальных композиций, написанных в разное время – во время войны, после нее. Вы услышите сегодня песни даже современных авторов.

2 ведущий: Ребята сами выбрали песни, разучили их, по-своему прочувствовали и прочитали музыкальную партитуру и придумали собственные сценические образы, выполнили презентацию к выступлению.

Как у них это получилось, оценит  наше компетентное жюри, в которое входят:

1ведущий: И несмотря на то, что это конкурс, все песни, которые будут исполняться сегодня -  это подарок ребят нашей школы к Дню Победы!

На сцену приглашается хоровой коллектив 5-а класса.  (6 слайд)

(Класс выходит , ученик читает стихотворение Александра Николаева «1418 дней»)

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Наградила нас фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней,

Под огнем, под пулями закаляла мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь, - День поминовения

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Как я это выдюжил - до сих пор не ведаю,

Самому мне встретилось тысяча смертей,

Только майский светлый день увенчал Победою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нами было сделано все во имя Родины,

И еще послужим мы Родине своей,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней...

(Ребята поют песню «Облака» В.Егорова)

2 ведущий: Песня, написанная бардом Вадимом Егоровым в 1978 году, посвящена мальчишкам, которые ушли на войну и не вернулись...  

(7 слайд)

1 ведущий: На сцену приглашается коллектив  5-Б класса, они исполнят  песню «О той весне».

(после песни)

Музыку и стихи к песне написала в 2008 году современный композитор Елена Плотникова. Эта песня  - взгляд из настоящего на героическое прошлое наших  дедов  и прадедов.  Песня о нелёгком пути к Победе в Великой Отечественной войне. В ней - надежда и вера в свою страну, благодарность за великий подвиг солдат и офицеров.

(8 слайд)

2 ведущий: На сцену приглашается хор 5-В класса с  песней   «Самовары-самопалы». (ребята  выходят, вед. рассказывает)

Шуточно-задорная  песня «Самовары-самопалы» была написана в 1942 году  на стихи Сергея Алымова композитором Анатолием Новиковым. Она прославляет тульских оружейников – знаменитых мастеров-умельцев, один из которых– прославленный оружейный конструктор Василий Алексеевич Дегтярёв-  разработал пистолет-пулемёт, боевые качества которого оценили в ВО войне.  «Самовары-самопалы», о которых поётся в песне, - это те самые пистолеты-пулеметы Дегтярёва. Песня стала одной из популярных песен военных лет, она поднимала дух бойцов на фронте. Её пели в строю, её слушали бойцы 55-й  Армии, штаб которой находился в нашем Рыбацком.

9 слайд

На сцену выходит 6-а класс.  Стих Николая Рыленкова  «Свет солдатских костров» читает ученица…

Как могут эти дни забыться,

когда на просеке лесной

Мы пили воду из копытца,

смывая с губ засохший зной.

Качалось небо в пятнах алых,

И плакал ветер-голосей.

Мы оставляли на привалах

Зарытых наскоро друзей.

Кто знал такой разлуки горше?

В ней вся глухая скорбь земли.

...От Минска, Витебска и Орши

Из окруженья шли и шли.

Не знали, близко иль далече,

Но знали - надобно идти,

Взвалив на согнутые плечи

Все, что пережито в пути.

Пусть замутились рек истоки,

В крови пожухшая трава,

Но солнце всходит на востоке,

И, значит, родина жива.

Хор 6-а поет  «Песни наших отцов»

1 ведущий: хор 6А класса исполнил  композицию «Песни наших отцов». Эта песня появилась в 1984 году, к 40-летию прорыва блокады Ленинграда. Ленинградский  поэт Вольт Суслов и композитор Яков Дубравин сочинили цикл песен «Ленинград и Победа». Вокальную композицию «Песни наших отцов» посвятили  старым военным песням. В песне вы услышали мелодии популярных песен военных лет «Синий платочек», «Случайный вальс», «В лесу прифронтовом».

(дети уходят)

10 слайд

2 ведущий: Ранним утром 9 мая 1945 года на оживленном  берлинском  перекрестке лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. "Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает автор слов, поэт Цезарь Солодарь, - мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части. Регулировщица преградила взмахом флажков путь всем машинам, остановила пехотинцев. И улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула: Давай, конница! Не задерживай!

Поэт сразу сочинил строчки будущей песни.  В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам. Музыку написали к вечеру. Песня "Казаки в Берлине" была написана за один день - 9 мая.

Ее исполнит хор 6Б класса.  Встречайте, песня «Казаки в Берлине»

(Ребята выходят, поют, уходят)

11 слайд

Выходит без объявления хор 6-в класса. Поют песню «Эх, дороги», уходят.

1Ведущий: Прозвучала песня «Эх, дороги» в исполнении хора 6В класса.  Она написана сразу после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году. Далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый до боли напев.

 12 слайд

2 ведущий: «Нам нужна одна победа» - так называется песня, музыка и стихи которой написаны Булатом Шалвовичем Окуджавой для кинофильма «Белорусский вокзал» в 1970 году. Ее исполнит хоровой коллектив 7А класса. (ребята7а выходят на сцену ,поют песню)

13 слайд

1 ведущий: На сцену приглашается коллектив  7Б класса с  песней «Баллада о солдате». (ребята выходят на сцену)

Эта песня впервые прозвучала в исполнении Эдуарда Хиля в кинофильме “В трудный час” снятом  в 1961году  и посвященном обороне Москвы.  Музыку написал композитор Василий Соловьев-Седой,  слова поэт Михаил Матусовский. Интересно, что сначала сочинялась музыка, а потом появились  слова песни. В песне как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории.  Предлагаем вашему вниманию фрагмент  из фильма.

1 Видеофрагмент.         Ребята        поют,        уходят.  

14 слайд

2 ведущий: На этом 1-й день 3-го тура выступления участников закончился. Предлагаем жюри подвести итоги. А пока посмотрим фрагмент из фильма «Белорусский вокзал».

2 Видеофрагмент.

Слова жюри. ….

1 ведущий: А завершить наш конкурс мы предлагаем замечательной песней «День        победы».

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, в 1975 году. Автор слов, поэт Владимир Харитонов – сам  ветеран войны, автор музыки Давид Тухманов – молодой начинающий композитор. У них получилась замечательная песня, которая правда, вначале была запрещена, так как в музыке  услышали ритм танго. Однако, когда ее исполнил Лев Лещенко,  песню запела вся страна.

  1ведущий: Уважаемые учителя и ученики! Дорогие гости! Приглашаем всех, кто хочет исполнить песню «День победы»,  на сцену.

3 видеофрагмент.

Все  участники поют песню «День победы» под караоке

Вместе: Ждем вас  завтра  на нашем конкурсе!

2-й день.

8А класс  песня «Птицы белые»

Автор музыки песни – современный композитор из Новосибирска, учитель музыки Светлана Ранда, автор слов – поэт Владимир Редкозубов. Песня написана в наше время от лица внуков и правнуков солдат- победителей Великой Отечественной войны. Это песня - призыв ко всем людям мира против войны.

8Б класс - песня «Смуглянка»

Авторы песни поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песню «Смуглянка» в 1940 году, но впервые она прозвучала по радио только в 1944 году. Песня имела большой успех и получила широкую известность. Ее подхватили и на фронте, и в тылу. «Смуглянка- молдаванка» была воспринята как народная песня о тех, кто героически сражался за освобождение своей многострадальной  Родины от немецко-фашистских оккупантов.

В 1973 году режиссер Леонид Быков снял один из лучших фильмов о войне «В бой идут одни старики», рассказывающий о боевых буднях гвардейского истребительного полка,  точнее, второй «поющей» эскадрильи. В фильме песня «Смуглянка» звучит в исполнении самого режиссера Л.Быкова.

9А класс –песня «Эх, путь-дорожка фронтовая»

Музыка  композитора Бориса Мокроусова,  слова поэтов Наума Лабковского и Бориса Ласкина.

Родилась "Песенка фронтового шофера" не в годы войны, а в послевоенном 1947 году и прозвучала впервые в популярном тогда радиообозрении "Клуб весёлых артистов". Пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки – героя фильма о Сталинградской битве "Великий перелом"(1946 год), роль которого он сыграл в этой картине. Шофёр, которого играл в фильме Бернес,

запомнился своим подвигом: он  успел перед гибелью соединить в зубах телефонные провода, восстановив прерванную связь с командным пунктом.

Лихость Минутки, бесстрашно мчавшегося в фильме по любым дорогам, не выпуская из рук баранки, отразилась и в песне.  

9Б класс        песня         «Вечный огонь» (другое название песни  «От героев былых времен»)

Это песня их кинофильма «Офицеры», снятого режиссером Владимиров Роговым в 1971 году. В фильме звучат прекрасные слова о профессии офицера, солдата, воина: «Есть такая профессия -  защищать Родину». Эта песня -  воспоминание  о фронтовых боях и участвовавших в них товарищах.  Автор слов поэт-фронтовик Евгений Агранович , автор музыки -  композитор Рафаил Хозак.

10А класс  песня «Последний бой»

Песня из кинофильма-эпопеи  о Великой Отечественной войне «Освобождение» режиссера Юрия Озерова, снятого в 1968-1972 годах. В фильме звучит песня «Последний бой» в исполнении автора, поэта и композитора Михаила Ножкина.

10Б класс песня «Тучи в голубом».

        Кинороман "Московская сага"  режиссера Дмитрия Барщевского был показан на телевидение  в 1974 году. История сочинения песни необычна.  Композитору Александру Журбину  заказали песню для фильма, он сочинил вальс и сыграл его по телефону в Россию. Поэт Петр Синявский написал к мелодии слова по мотивам романа. Ее текст повествует нам о воспоминаниях фронтовика. Под выстрелы и взрывы, в самом котле боевых действий он думает только о любимой, с которой танцевал вальс. Этот вальс он  вспоминает в трудные минуты.

        11А класс песня «На поле танки грохотали»

        Эта песня была сложена в начале Великой Отечественной войны. Представляла  собой переделку старой шахтёрской песни «Молодой коногон»  из фильма «Большая жизнь» реж. Леонида Лукова (1939).  В кинофильме Виктора Трегубовича  «На войне как на войне»(1968), посвящённом экипажу противотанковой самоходной артиллерийской установки СУ-85 во время Великой Отечественной войны песня зазвучала с новым текстом. Сразу после премьеры кинофильма песня обрела огромную популярность в армейской среде, особенно среди танкистов.

        11Б класс  песня «Майский вальс»

        В одном из домов освобождённой Вены в марте 1945 года советские солдаты обнаружили почти не пострадавшее пианино. Кто-то из воинов, умевший играть, открыл крышку, попробовал наиграть "Венский вальс" Штрауса. Получилось. И вдруг откуда-то, словно из-под земли, донеслись звуки скрипки - играли ту же самую мелодию. Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинули завалы - и помогли оттуда выбраться хозяину дома - музыканту –со        всей        его        семьёй.

        Австрийцы были удивлены, что советские солдаты знают музыку их Родины. Но попробовали подыграть - кто на чём мог. Вскоре с улицы присоединился аккордеон. Потом гитара - это музыку услышали проходящие мимо пехотинцы.

        А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр - скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, то самое пианино - его вытащили совместными усилиями. Играли музыку самую разнообразную, пели, плясали - Вена праздновала        освобождение.

        Может, это событие и послужило мотивом для написания "Майского вальса"?

  Песня была написана в 1985  году. Музыку сочинил композитор Игорь  Лученок, а стихи к песне написал поэт Михаил  Ясень.

1 ведущий: Спасибо всем нашим участникам за творческие выступления.

2 ведущий: Давайте подождем решения жюри. А пока жюри подводит итоги, мы предлагаем вам посмотреть видеоролик « ».

Видеоролик «День Победы. Ты же выжил солдат. Тамара Гвердцители». 3 мин. 49.  

  1ведущий: Слово предоставляется жюри конкурса: (подведение итогов)……

2ведущий: Вот и подошел к концу 3-й  этап 2-го  общешкольного конкурса «Битва хоров».

Прозвучало  столько красивых песен, и оказалось, что наша школа - поющая!

А завершить наш конкурс мы предлагаем замечательной песней «День победы».

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, в 1975 году. Автор слов, поэт Владимир Харитонов был ветераном войны, автор музыки Давид Тухманов - начинающим композитором. После 1-го исполнения песня была запрещена, так как в музыке услышали ритм танго. Но в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом эфире. После этого песню стала петь вся страна. «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

  1ведущий:Уважаемые учителя и ученики! Дорогие гости! Приглашаем всех, кто хочет спеть в честь 70-й годовщины со Дня Победы, на сцену.

Песня  «День Победы».  

Вместе: до свидания!

 

Приложение 1. Тексты песен

«Облака» слова и музыка В.Егорова

1.Над землей бушуют травы

Облака плывут как павы

А одно вон то что справа

Это я

Это я

Это я

И мне не надо славы

2 Ничего уже не надо

Мне и тем плывущим рядом

Нам бы жить и вся награда

Нам бы жить

Нам бы жить

Нам бы жить

А мы плывем по небу

3 Эта боль не убывает  

Где же ты вода живая

Ах зачем война бывает

Ах зачем

Ах зачем

Ах зачем

Зачем нас убивают

4 А дымок над отчей крышей

Все бледней, бледней и выше

Мама мама ты услышишь  

Голос мой

Голос мой

Голос мой

Все дальше он и тише

5 Мимо слез улыбок мимо

Облака плывут над миром

Войско их не поредело

Облака

Облака

Облака

И нету им предела

Облака

Облака

«Кино идет» слова и музыка Е.Плотниковой

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

припев:  

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

«Самовары-самопалы»

Музыка: А. Новиков Слова: С. Алымова

1.Никогда не умирала

Слава тульских кузнецов, -

Самовары-самопалы

Смастерили для бойцов.

В этом хитром самоваре

Кран особый, боевой:

За версту врага ошпарит

Кипяточек огневой!

Припев:

Ой, горяч в тебе кипяточек,

Самовар-самопал, дружочек!

Пышут жаром небывалым

Самовары-самопалы,

Вот так самовары!

2.Тульский чай совсем не сладкий

Для непрошеных гостей -

И вприкуску, и в накладку

Прожигает до костей.

Подается чай с припаркой

И горячим леденцом,

Самовары тульской марки

Пышут жаром и свинцом.

Припев.

3.Попадает прямо в точку,

Будто молния бежит.

Враг напьется кипяточку -

Сразу замертво лежит.

Свору Гитлера на славу

Угостили мы чайком,

До костей его ораву,

Напоили кипятком.

«Песни наших отцов»

муз.Я.Дубравина, сл.В.Суслова

1.На уснувшей поляне,

Между темных озер

Тихо светит в тумане,

Чуть мерцает костер.

Над седым редколесьем

Догорает закат....

И военные песни

Из далека летят.

2.В карауле березы

Молчаливо стоят,

Молодых краснозвездных

Вспоминают солдат.

Убегает дорожка,

За собою зовет

В те года, где гармошка

Фронтовая поет.

3.У цветка незабудки

Ты спроси про войну,

Ты прислушайся чутко,

Ты услышь тишину.

Пусть годами укрыта

Чья - то слава в гранит.

Но ничто не забыто

И никто не забыт.

4. Где над старым окопом

Поднимается рожь,

Утром снова по тропам

Ты с друзьями уйдешь.

Будет даль голубою

Или ветер свинцов -

Ты возьми их  и собою

Песни наших отцов.

«Казаки в Берлине»

 муз. Дм.и Дан.Покрасс, сл.Ц.Солодаря

1.По берлинской мостовой

Кони шли на водопой,

Шли, потряхивая гривой,

Кони-дончаки.

Распевает верховой:

"Эх, ребята, не впервой

Нам поить коней казацких

Из чужой реки."

Припев:

Казаки, казаки,

Едут, едут по Берлину

Наши казаки.

2.Он коней повел шажком,

Видит: девушка с флажком

И с косою под пилоткой

На углу стоит.

С тонким станом, как лоза,

Бирюзой горят глаза.

"Не задерживай движенья!"

Казаку кричит.

Припев.

3.Задержаться бы он рад,

Но, поймав сердитый взгляд,

"Ну, ребята, марш за мной!" -

Крикнул на скаку.

Лихо конница прошла,

А дивчина расцвела,

Нежный взгляд -- не по уставу

Дарит казаку

«Эх, дороги»

   муз.А.Новикова, сл.Л.Ошанина

1.Эх, дороги, пыль да туман,

Холода тревоги да степной бурьян.

Знать не можешь доли своей,

Может, крылья сложишь посреди степей.

Вьётся пыль под сапогами,

степями, полями,

А кругом бушует пламя,

да пули свистят.

2.Эх, дороги, пыль да туман,

Холода тревоги да степной бурьян.

Выстрел грянет, ворон кружит,

Твой дружок в бурьяне неживой лежит.

А дорога дальше мчится,

 пылится, клубится,

А кругом земля дымится, чужая земля.

3.Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Край сосновый, солнце встает,

У крыльца родного мать сыночка ждёт.

И бескрайними путями, степями, полями,

Всё глядят вослед за нами родные глаза.

4.Эх, дороги, пыль да туман,

Холода тревоги да степной бурьян.

Снег ли ветер, вспомним друзья,

Нам дороги эти позабыть нельзя

Приложение 2

ПРОТОКОЛ ОЦЕНИВАНИЯ № 1

открытого вокального фестиваля-конкурса «Битва хоров » среди учащихся 5-11 классов
член жюри:
 

средняя  ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (5-7 классы)

№ п/п

Класс

Название хора, репертуар

Оценка

(макс. 10 баллов)

Критерии оценивания

1

5-А

хор «Tutti»,

«Облака»

К1 – чистота вокального пения (5-10)

К2 – артистизм (1-3)

К3 – сложность репертуара (-2  +2)

К4 – презентация к песне (1-3)

К5 – количество выступающих в зависимости от  количества учащихся в классе (1-3)

К6 – внешний вид (-3 –+3)

2

5-Б

хор «Камертон»,

«О той весне»

3

5-В

хор «Рыбацкие соловушки»,

«Самовары-Самопалы»

4

6-А

хор «Дети из будущего»,

«Песня наших отцов»

5

6-Б

хор «Дружба»,

«Казаки в Берлине»

6

6-В

хор «Позитив»,

«Эх, дороги»

7

7-А

хор «Радуга»,

«Нам нужна одна победа»

8

7-Б

хор «Неудержимые»,

«Баллада о солдате»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов

Хохлова Ирина Васильевна, учитель музыки ГБОУ № 571

Согласно требованиям обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования выпускники основной школы должны показать умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу. 

Как известно, проектно-исследовательская деятельность - это особая форма организации учебно-воспитательного процесса, способствующая формированию личностных, предметных и метапредметных УУД. 

Давайте  проследим, какие метапредметные универсальные учебные действия формируются у ребят в процессе работы над проектным исследованием на примере одной исследовательской работы 2021-2022 года учащихся 7 класса Кононова Семена и Зябрева Марка («Письма, ставшие песней. Неизвестное сочинение композитора А.С. Розанова 1942-1943 гг.»).

На I, подготовительном этапе работы, ребята учились самостоятельно определять проблему исследования. Узнав об отсутствии какой-либо  информации об изданном в 2021 году сочинении блокадного времени композитора А.Розанова «Песня о матери», они поняли, что должны попробовать найти этот материал.

Заметим, что учащиеся нашей школы много лет изучают блокадное творчество ленинградского композитора Александра Семёновича  Розанова, тесно связанного с историей села Рыбацкого военных лет.  В годы войны А.С. был концертмейтером детского  танцевального ансамбля Обранта, расположенного в старой школе села Рыбацкого. Он сочинил немало яркой вокальной и инструментальной музыки, которая  хранится в рукописном виде в различных архивах города.  Некоторые песни были изданы  благодаря стараниям его племянницы  О.В.Сахаровой, в том числе и  «Песня о матери».       О.В. Сахарова любезно показала ребятам несколько блокадных писем матери Розанова - С.А.Розановой. Эти документы из личного архива семьи Розановых заинтересовали ребят, им захотелось узнать судьбе о матери композитора, проследить духовную связь между матерью и сыном в годы войны, узнать историю появления «Песни о матери». Так определилась тема их исследования: «Письма, ставшие песней. Неизвестное сочинение композитора А.С. Розанова 1942-1943 гг.». В самой формулировке  темы ребята обосновали её актуальность - познакомить  современных слушателей с  неизвестным материалом блокадного времени.

Началась работа над определением  цели и задач исследования. Было решено доказать, опираясь на документы, неразрывную связь матери и сына. Для этого необходимо было собрать сведения о музыкальном творчестве Розанова 1940-х гг, проанализировать музейные экспонаты, связанные с его музыкой, описать её образный строй. В ходе подготовительной работы появилась гипотеза, которая и была проверена: духовные и родственные связи нерушимы в семье композитора Розанова, именно они  поддерживают человека в трудную минуту, дают силы жить и творить.

        Таким образом, подготовительный этап работы способствовал формированию у учащихся следующих метапредметных УУД:

- самостоятельно определять проблему, цель  исследования,

- ставить задачи и формулировать гипотезу в проектно- исследовательской деятельности.

На следующем, основном  этапе исследовательской работы, ребята  собирали информацию по теме исследования, работали с разными источниками.

Изучали документы, читали  книги, статьи, письма, посещали выставки, смотрели фильмы, слушали музыку. Перечислим некоторые источники: книга О.В. Сахаровой «Они жили просто и возвышенно. А. Розанов и В. Милютина» о творческом пути Розанова;  буклет «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду»,  документы, представленные на выставке в   Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду»; блокадные письма, грамоты, фотографии С.А.Розановой и А.С.  из семейного архива О.В.Сахаровой; запись телепередачи об ансамбле Обранта, хф «Мы смерти смотрели в лицо» о военном периоде танцевального ансамбля, аудиозапись «Песни о матери», рукописи военных песен и инструментальных пьес  А.С.Розанова из фондов семьи Розановых. Для работы с этим материалом ребятам было необходимо обратиться к городским архивам – Центральному Госуд.Историч.Архиву, Российскому Институту Истории Искусств.

В отделе нотных изданий РНБ юные исследователи познакомились с редкими изданиями песен Розанова, написанных в годы ссылки в Дмитлаге и изданных небольшим тиражом культурно-воспитатательным отделом Дмитлага НКВД СССР в 1936г. В  литературных  фондах РНБ ребята  работали над литературными источниками песен А.С.. Интересно, что именно там, в процессе  исследования поэтического наследия А.Прокофьева, Марк и Семен сделали удивительное открытие. Они пришли к выводу, что автором слов «Песни о матери» является не Александр Прокофьев, как указано в рукописи, а поэт Савва Головонимский, чье стихотворение А.Прокофьев перевел еще до войны с украинского языка на русский.

В музейных экспозициях зала краеведения Рыбацкой библиотеки и музея «А музы не молчали» ребята познакомились с афишами, фотографиями, имеющими отношение к ансамблю Обранта и его концертмейстеру. Использовали в поисках материала и Интернет-ресурсы, посвященные творчеству ленинградского поэта блокадных дней А.Прокофьева. Состоялась личная встреча с  племянницей А.С.Розанова О.В.Сахаровой. Ребята взяли у неё интервью, а она в свою очередь любезно поделилась с ними неизвестной  информацией о жизни и творчестве  Розанова. Так постепенно происходило погружение в тему работы, формировалось эмоционально – личностное отношение к предмету исследования, расширялся общий кругозор.

Был намечен  план проектно - исследовательской деятельности, который оформился в следующую структуру.

Таким образом, основной этап исследовательской работы способствовал формированию у учащихся следующих метапредметных УУД:

- самостоятельно планировать пути достижения цели,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проектно- исследовательских задач;

работать с различными видами информации.

Новый этап деятельности учащихся был связан с оформлением и описанием результатов исследования, а также с формированием выводов.

Ребятам предстояло выбрать методы работы с собранным материалом. Они обратились к систематизации, анализу, переработке, обобщению. Из огромного объема сведений отобрали самое важное, ценное, то, что помогло раскрыть тему.

Напомним, что целью исследовательской работы «Письма, ставшие песней»  было  выявление духовной  связи между матерью, С.А. Розановой, живущей в блокадном Ленинграде, и сыном, А.С. Розановым, воевавшим на Ленинградском фронте.

Поэтому в 1-й главе было рассказано о юности С.А.Розановой, годах ее учебы и работы в СПб консерватории, об её участии в качестве медсестры в русско-японской войне. Подчеркнув сильный характер героини, сформированный трудными жизненными обстоятельствами, ребята отметили, что и детей своих она воспитала   такими же  самостоятельными, обладающими  силой воли.

Во 2-й главе была описана довоенная жизнь композитора А.С.Розанова, рассказано о том, как в трудные годы ссылки в Дмитлаг и Кировск сына поддерживала любовь матери и его музыка, в которой он   отстранялся от страшной действительности.  

В 3-й главе, посвященной анализу блокадного письма С.А. сыну, ребята отметили запечатленные в послании черты характера мамы: оптимизм, вера в победу,  умение радоваться «маленьким» радостям: красоте живых цветов, общению с близкими людьми, новостям  культурной жизни Ленинграда. Мальчики  пришли к выводу о важном назначении этих писем, живой нитью связывающих   А.С. с семьёй и отвлекающих его от  тяжелых военных будней.

В 4-й главе постарались раскрыть душевную трагедию музыканта, потерявшего самого любимого человека - Маму. Познакомили с судьбой песни, возникшей как отклик на эту трагедию, провели анализ поэтического и музыкального текста сочинения и пришли к выводу, что в своем чувстве любви к маме  композитор находил силы для жизни и творчества.

 В заключении исследования ребята подвели итоги, указали на практическое значение  проектно- исследовательской работы, на важность популяризации неизвестных блокадных  материалов среди юных и взрослых петербуржцев сегодня…

Этот этап способствовал формированию  у учащихся таких метапредметные УУД, как

-соотносить свои шаги с планируемыми результатами,

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

На  заключительном этапе ребята подготовили текст защиты исследования и мультимедийную презентацию, с которыми выступили  перед членами жюри.

Им удалось убедить жюри и участников конференции  в значимости и важности  своего  исследования.  

Результаты проектного исследования оформили в виде мультимедийной презентации, текст документов, фотографии музейных экспонатов, звуковые и видеофайлы, сделали материал презентации наглядным. (учитель использует эти презентации на своих уроках и во внеурочной деятельности).

На заключительном этапе у учащихся формируются следующие  метапредметные коммуникативные и  УУД:

-использовать устную и письменную речь для выражения своих чувств, мыслей;

- использовать  информационно-коммуникационные технологии.

В ходе исследования ребятам удалось  показать, насколько тесной была духовная связь между матерью и сыном в годы войны,  сформулировать выводы  о  том, что произведения, написанные композитором в блокаду, помогли выстоять в трудное время не только ему самому, но и другим людям, переживавшим такие же испытания.

На протяжении  прошлого учебного года Марк и Семен представили разные этапы своей работы на 4-х конференциях: Рыбацкие краеведческие чтения, «Война.  Блокада. Ленинград» (ДДТЮ «Правобережный» Невского р-на, СПб ГДТЮ), городской конкурс «Музеи открывают фонды» (Дом-музей А.А.Ахматовой), выступили  в Доме Ученых перед ветеранами. 

В результате этой работы у них  было сформировано понимание  о проектно-исследовательской деятельности.

Итак, проектно-исследовательская деятельность помогает учащимся творчески раскрывать свои личностные, предметные и метапредметные познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, применять их на практике. А нам, педагогам, даёт возможность получать объективную информацию об уровне сформированности компетенций школьников.

Источники:

1. И.В. Муштавинская, М.Б. Сизова

Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей по организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС среднего общего образования. СПбАППО,2016