Главные вкладки

    Общая характеристика трудностей обучения

    Кривель Татьяна Владимировна

    Характеристика трудностей в изучении математики, родного языка, чтения,а также общеучебные трудности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obshchaya_kharakteristika_trudnostey_obucheniya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общая характеристика трудностей обучения

    по основным предметам школьного курса

    Трудности в обучении чтению, письму

    • замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
    • пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;

    - перестановки букв и слогов;

    - неправильная постановка ударения в слове;

    - нарушения понимания прочитанного;

    - аграмматизмы при письме и чтении;

    Трудности при усвоении родного языка

    - недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;

    - низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

    • смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
    • отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
    • неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
    • трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
    • неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
    • затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;
    • неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
    • неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
    • трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
    • неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
    • несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста;

    Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.

    • неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;
    • неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
    • неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
    • проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
    • неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно- популярного текста.
    • трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

    Трудности в изучении математики

    • неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику
    • проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
    • смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
    • неспособность установить зависимость между величинами (часть- целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
    • неумение пользоваться математической терминологией;
    • неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
    • неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

    • неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
    • проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

    Общая характеристика общеучебных трудностей обучения

    • неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
    • неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
    • непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
    • недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
    • неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
    • неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
    • смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
    • подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
    • неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
    • неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
    • неумение применить знания в нестандартной ситуации;
    • неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

    Общая характеристика трудностей межличностных отношений

    Характер взаимодействия ученика и учителя:

    • непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет учителя»);
    • боязнь критики, негативной оценки;
    • отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

    Взаимодействие ученика и других учеников:

    • эгоцентричность, неумение общаться,
    • повышенная тревожность;
    • неумение строить совместную деятельность;
    • заниженная (завышенная) самооценка.
    • другие трудности.