Главные вкладки

    Памятки по русскому языку

    Кривель Татьяна Владимировна

    Звуко-буквенный разбор, разбор слова по составу, разбор слова как чачть речи. Образцы устого и письменного разборов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatki.docx24.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятки

    №1. Звуко-буквенный разбор слова.

    1. Сколько в слове слогов?
    2. На        какой слог падает ударение?
    3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
    4. Согласные звуки: звонкие или глухие, парные или непарные по звонкости-глухости; твердые или  мягкие, парные или непарные по твёрдости-мягкости.
    5. Под чертой: количество звуков и букв в слове.

    Образец письменного разбора:

     

    шмель –1 слог, 5 б., 4 зв.

    ш - [ш] –согл., глух .парн., тв. непарн.

        и т. д.

    №2. Разбор слова по составу.

    1. Окончание. (Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.)
    2. Корень. (Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.)
    3. Приставка. (Сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки.)
    4. Суффикс. (Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.)

    Образец устного разбора.

    Дошкольник.

    1. Изменяю по падежам: дошкольник, у до школьника, к дошкольнику. В слове дошкольник — нулевое окончание.
    2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень -школ-.
    3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
    4. Школа — дошкольник. Суффикс -ник.

    Образец письменного разбора: дошкольник

    №3. Разбор как часть речи (имя существительное)

    1. Часть речи. Что обозначает, на вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (именительный единственного числа).
    3. Род. Склонение.
    4. Падеж. Число.
    5. Роль в предложении.

    Образцы разбора. Солнце освещает землю.

    Устный разбор.

    1. Землю — существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о?
    2. Начальная форма — земля.
    3. Женского рода, 1-го склонения.
    4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
    5. В предложении является второстепенным членом - дополнением, поясняет сказуемое: освещает (ч т о?) землю.

    Письменный разбор.

    1 .Землю — сущ. (что?).

    1. Н. ф. — земля.
    2. Ж. р., 1-го скл.
    3. В вин. п., в ед. ч.
    4. Вт. чл. (дополнение)

    Разбор как часть речи (имя прилагательное)

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
    3. Род (в ед. числе), падеж, число.
    4. Роль в предложении.

    Образцы разбора.

    Цветёт алая гвоздика.

    Устный разбор.

    1 .Алая — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вон рока к а я?

    1. Начальная форма —алый.
    2. Употреблено в женском роде, в имени тельном падеже, в единственном числе.
    3. В предложении является второстепенным членом - определением, поясняет подлежащее:

    гвоздика (к а к а я?) алая.

    Письменный разбор.

    1 .Алая — прилаг. (какая?)

    1. Н. ф. — алый.
    2. В ж. р., в им. п., в ед. ч.
    3. Вт. чл. – определение.

    Разбор как часть речи (глагол)

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Неопределённая форма. Спряжение.
    3. Время. Лицо и число — для глаголов настоящем или в будущем времени. Род и число — для глаголов в прошедшем времени.
    4. Роль в предложении.

    Образцы разбора. Дует лёгкий ветерок.

    устный разбор. 1 .Дует — глагол. Слово обозначает дейст-

    вие предмета, отвечает на вопрос  что д е л а е т?

    1. Начальная форма — дуть, I спряжение.
    2. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе.
    3. В предложении является сказуемым: ветерок

    (ч т о д е л а е т?) дует.

    Письменный разбор.

    1 .Дует — гл. (что делает?).

    1. Н. ф. — дуть, I спр.
    2. В наст.вр., в 3-м л., в ед. ч.
    3. Сказуемое.