В помощь педагогу

Машкова Лилия Николаевна

Данный материал можно использовать для семинарских занятий и самообразования педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение к презентации

Тема: Технологии проектной деятельности

Слайд № 1 Понятие «метода проектов»

  • Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты (соответствие ФГТ: формирование всех интегративных качеств)
  • Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс  действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
  • Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

       В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). 

Слайд № 2 Цель технологии проектов

  • Развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Слайд № 3 Задачи технологии проектов можно разделить на:

Задачи развития: 

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Слайд № 4  А также задачи исследовательской деятельности, которые специфичны для каждого возраста

 Младший дошкольный возраст:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 Старший дошкольный возраст:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд № 5  Существует общепринятая классификация проектов, где их делят:

  • По тематике способам реализации         результатов.

Творческие,     информационные,         игровые   или  исследовательские.

  • По составу участников 

Индивидуальные, групповые и фронтальные.

  • По срокам реализации 

краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Слайд № 6 Каждый вид проекта имеет свои особенности:

  • исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  •  ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  •  информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  •  творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Слайд № 7 Реализация проекта происходит по 4 основным этапам:

  • Организационный;
  •  Разработка совместного плана действий по достижению цели;
  •  Практический;
  •  Презентация проекта.

Слайд № 8  Каждый этап имеет свой алгоритм.

 I этап Организационный:

  • Мотивация, чтобы дети видели необходимость этой деятельности
  • Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выносят проблему на обсуждение. В результате совместной дисскусии выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Гипотеза – это и есть цель проекта.
  • Выбирается продукт проекта (книга, концерт, макет и т.д.)

Слайд № 9  II этап Разработка совместного плана действий по достижению цели

  •    общее обсуждение, что знают по данной теме (фиксация ответов)
  •    Вопрос: «Что мы хотим узнать? » (фиксация ответов)
  •    Вопрос: «Как нам найти ответы на вопросы? » учёт возрастных особенностей воспитанников. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.
  •    Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

Слайд №10  III этап Практическая часть.

  • Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
  • Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки.
  • Необходимо создавать ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
  • Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
  • Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
  • Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
  • У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Слайд № 11  IV этап Презентация проекта

  • Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:
  • С детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме (игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев.) 
  • оценка результатов
  • определение задач для новых проектов.
  • Педагог помогает детям готовить презентацию, представляют зрителям (детям, родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Слайд № 12  Существует другой подход к классификации и разработке проекта, которые представили Веракса А.Н, Веракса Н.Е

Своеобразие типов проектной деятельности
                                (по Веракса А.Н, Веракса Н.Е.)

  • Исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос: - Почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Чаще носит индивидуальный характер. (реализуется в познавательно-речевом направлении)
  • Творческий проект направлен на создание нового творческого продукта. В отличие от исследовательского он долгосрочный,  носит коллективный характер, идёт выбор одной идеи. (реализуется в художественно-эстетическом и физкультурно-оздоровительном)
  • Нормативный проект развивает позитивную социализацию детей. Инициатор – педагог. Проект основан на реальных ситуациях, где педагог берёт на себя ответственность  за соблюдение выработанного правила. (реализуется в социально-личностном направлении)

Слайд № 13 Этапы проектной деятельности в разных типах проектов (по Веракса А.Н, Веракса Н.Е.)

исследовательские

творческие

нормативные

1.   Создание ситуации (дети формулируют исслед. задачу-вопрос)

2.  Оформление проекта в виде книги (взрослые помощники)

1страница.   Вопрос

2стр.   Точка зрения педагогов, сверстников, родителей.

3стр.   Точка зрения, выбранная ребёнком. Объяснение её выбора

4стр.   Проверка точки зрения+источники информации

5стр.   Результат проверки

6стр.Где применить проект

3.Защита проекта

4 Выставка проектов

1.Подготовит. работа

2.Определение мотива

3.Идеи реализации проекта

4.Зарисовка идеи

5.Демонстрация своих работ.

6. Информирование  родителей.

7. Организация работы по реализации.

8. Представить полученный продукт.

9.Презентация творческого  продукта

1.Выявить ситуации с нежелательными формами поведения.

2.Обсуждение ситуаций.

3.Изображение ситуаций (рисунки, драматизация)

4.Рассказ о рисунке и  последствиях, к которым могут привести эти ситуации

5.Предложение правил поведения. Обсуждение. Выбор оптимального правила.

6.Зарисовка правила (оно не должно быть запрещающим)

7.Обсуждение рисунка. Создать «знак» правила.

8.Выполнение «знака» и включение  в кникку правил.

Слайд № 14 Особенности технологии проектов

  • Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности.
  • Нет четких заданных норм. Педагог и ребенок попадают в ситуацию неопределенности.
  • Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути

Слайд № 15 Развитие проекта

  • Подражательно-исполнительский (3,5–5 лет).

      Дети “на вторых ролях”, действия по прямому предложению взрослого или путём подражания. Главное положительное отношение к деятельности.

  •  Развивающий (5–6 лет)

      Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

  • Творческий (6–7 лет).

       Взрослый должен развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Слайд № 16  Вывод

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Апрель 2013 год

Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад № 38» Машкова Л.Н.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Машкова Л.Н.- ст. воспитатель 2014 г. Использование игровых технологий с учётом возраста и особенностей развития игровой деятельности у детей с ОВЗ.

Слайд 2

Что такое методика и технология Методика – набор конкретных приёмов, которые используются для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной . Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии . Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Слайд 3

Разница между методикой и технологией Методика Технология Степени проработки (детализация) Общее направление деятельности: - Как дорожная карта - Ядро технологии Прикладное направление: - Как подробный маршрут -Инструментарий (методики, сроки, процессы) можно изменять Содержание Конкретные методы и приёмы. Набор методов и приёмов, последовательность правил (этапов), в соответствии с принципами и требованиями Планируемый результат Трудно предугадать Грамотное использование технологии, если все шаги выполнены правильно- всегда приводит к нужной цели http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-metodika-ot-texnologiiьтат

Слайд 4

Отличие Педагогическая игровая технология: это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии направлены на развитие : - сюжетно-ролевых игр; театрализованных игры; дидактических игр; подвижных игр.

Слайд 5

Содержание игровых технологий Общие этапы: 1. Подготовительный (Обогащение опыта детей) 2. Основной (Выбор методов и приёмов для развития и руководства играми с учётом принципов и требований, индивидуальных и возрастных особенностей детей с ОВЗ) 3.Самостоятельный (Самостоятельная игровая деятельность детей)

Слайд 6

Содержание игровых технологий Принципы Дидактические Коррекционные Игровые

Слайд 7

Содержание игровых технологий Методики игр, используемые в ДОУ Творческие сюжетные Игры с правилами Подвижные Дидактические Сюжетно-ролевые, конструктивные Театрализованные

Слайд 8

Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ Творческие игры ОНР ЗПР Аутисты Алалики + Правила и содержание игр доступны - Низкая речевая активность Несовершенствование игровых действий -Недостаточная сформированость эмоционально-волевой сферы -Не сформированы все компоненты игры - Нет игровой мотивации Предметно-действенный способ игры Быстро угасает интерес к игре Однотипность игры, без развития Не формируют воображаемую ситуацию Игра рядом Не используют предметы –заместители (только конкретно по назначению) Игровое поведение импульсивно Ролевого диалога нет Игра редко сопровождается речью Конфликтность Без спец. обучение игра не может занять вед. Место - Не принимают на себя роли Не ведут ролевой диалог Нарушают ход игры в свою сторону Негативная реакция на других детей Необычное использование предметов-заместителей Манипуляция, процессуальные действия (строит-ломает) Без организации взрослого игра не возникает - Не всегда доступны правила и содержание игр Несовершенствование игровых действий -Снижение эмоционально-волевой сферы Не являются инициаторами коллективных игр, пассивны в игре ( понимают свой дефект) Обидчивы, агрессивны Замена ролевого диалога мимико-жестикулярной речью

Слайд 9

Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ Игры с правилами ОНР ЗПР Аутисты Алалики -Недостаточная сформированность психических процессов () Снижены познавательная активность, инициативность Не усидчивы -Игра редко сопровождается речью Не сформированность психических процессов Низкий познавательный интерес - Застревание на этапе познания предметного мира (привлекают сенсорные свойства) - Стериатипность -Играет один - Отмечается повторение, неизменность, длительность игр. Повышенная отвлекаемость, не внимательность, не сосредоточенность, Неусидчивость Низкая познавательная активность -Соматически ослаблены -Утомляемость -Плохая переключаемость -Эмоциональная неустойчивость -Истощаемость Не принятие словесных инструкций Нарушение произвольности Суетливость Плохая координация Беспокойны, суетливы. Негативная реакция на других детей Моторная неловкость, Пугливы, впечатлительны, склонны к страхам Нарушение моторного поведения Нарушена пространственно-временная организация движений -Соматически ослаблены -Утомляемость -Плохая переключаемость -Эмоциональная неустойчивость -Нарушение равновесия, последовательности движений, - Моторная неловкость

Слайд 10

Рекомендации для оптимизации игровых технологий в работе с детьми с ОНР 1.Игровая ППС по лексической теме. 2. Использование всех методик , этапы растянуты во времени. 3.Участие взрослого на 2 этапе обязательно, на 3- контроль и образец речи. 4.Побуждать детей к общению друг с другом. 5.Взрослый должен стараться затронуть эмоции ребёнка. 6.В большей степени использовать наглядный материал, сопровождение речи движениями, словесный - по мере усвоения материала. 7.Создавать условия для возникновения игр с актуальными проблемами развития речи. 8.Усложнение и возвращение к старым играм. 9.Речевая поддержка в ходе игры. 10.Сокращение время подвижных игр. 11.Обучение начинать с индивидуальных игр или с небольшими подгруппами. 12.Показ вариантов использование предметов-заместителей.

Слайд 11

Рекомендации для оптимизации игровых технологий в работе с детьми - алаликами 1.Участие взрослого для контроля и речевой помощи во время игр 2.Во время игр со взрослыми добиваться повторений действий, комментируя их 3.Ребёнок может быть ведущим в несловесных играх 4.Поощряется перевоплощение в одни и те же роли (автоматизация ролевых диалогов) 5.Включение в дидактические игры 6.Театрализованные игры- незначительные роли с небольшим текстом или без него 7. Использование всех методик, на возраст ниже, этапы растянуты во времени.

Слайд 12

Рекомендации для оптимизации игровых технологий в работе с детьми с ЗПР 1.Опираться на творческие - сюжетные игры 2.Совместное создание игровых пространств 3.Более детально проработвнные этапы развития игр 4.Проговаривание в играх хода действий 5.Пересказ сказок с помощью заместителей(три кубика-три медведя) 6. В дидактических играх участие взрослого обязательно 7. Повторяемость, вариативность одной и той же игры 8.Снижение длительности подвижных игр 9.Создание ситуации успеха 10.Постоянный контроль 11.Упор на игры со спортивными предметами 12. Использование всех методик, возраст определяется мониторингом, этапы растянуты во времени

Слайд 13

Рекомендации для оптимизация игровых технологий в работе с детьми - аутистами 1. На начальных этапах - игры только со взрослыми 2. На начальных этапах общение не со сверстниками, а игры с малышами или старшими детьми 3. Игра комфортная (знакомая обстановка и дети) 4.Свёрнутые игровые действия 5.Все игры по желанию ребёнка 6.Использовать предметы-заместители значимые для ребёнка(верёвочки, палочки, гайки) 7.Взаимодействие основывается на стереотипной игре 8.Первые должны быть сенсорные игры 9.Включение речевых штампов 10.Не требовать больше, чем ребёнок может 11. Отбор методик определяется мониторингом, этапы сильно растянуты во времени


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Разновидности игры « ДА-НЕТка » Подготовила Машкова Л.Н . 2018г

Слайд 2

Метод дихотомии ( ТРИЗ-педагогика ) предполагает отсечение наибольшего количества неактуальной в данный момент информации. Главное средство: игра «Да — нет» В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Виды: Пространственная (числовая, линейная) Плоскостная Объёмная Классификационная Ситуативная и др. используется во всех ОО

Слайд 3

Описание 1. Ведущий загадывает объект, игроки отгадывают с помощью поисковых вопросов ( по определённым алгоритмам ). 2. Ведущий имеет право отвечать на вопросы только «да», «нет, «и да»-«и нет», «об этом нет информации», «это несущественно»; 3. Кто отгадал становится ведущим (ст.возраст). 4. Основное правило: не допускать перечисления объектов ( н-р : это медведь).

Слайд 4

Предполагаемый результат Дети в игровой форме: -усваивают информацию о предметно-пространственном окружении, получают обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. быстро адаптируются в окружающем мире. – сужают поле поиска объекта в пространстве; находят точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); умеют давать словесную характеристику пространственной ситуации, используют при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащают словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.

Слайд 5

Пространственная « ДА-НЕТка » (числовая, линейная) ВОЗРАСТ МАТЕРИАЛ СЛОВАРЬ На начальном этапе УСЛОЖНЕНИЯ числовая с 4-х лет отдельные цифры, цифровая лента предлоги: до, после, между, перед, а так же больше-меньше ( ст.возр ) Используются от 3 до 5 цифр Дни недели Месяцы Десятки До 100 без наглядности ЛИНЕЙНАЯ горизонтальная с 3 - х лет лента из 11 ячеек, картинки, игрушки Справа, слева, середина, между, крайние. Используются от 3 до 5 игрушек, при чём середина на уровне глаз ребёнка, платок. Увеличение предметов до 25. Ведущий и игроки стоят напротив друг друга, а линейный ряд между ними (этот предмет находится справа от вас). лента из 11 ячеек, картинки Выше, ниже, на уровне глаз Используются от 3 до 5 объектов вертикальная удалённая с 4-х лет Игрушки на столе, полу. Ближе, дальше, середина Используются от 3 до 5 объектов с картинками одной из классифика-ционных групп. с 3 - х лет картинки, игрушки животные, овощи, растения и т.д Схемы признаков Поисковые вопросы по разным признакам - местоположению, цвету, форме и т.д. Предлагаются признаки взрослым , выбранных заранее Выбирают признаки самостоятельно с геометри-ческими фигурами с 4-х лет объемные или плоскостные разного размера и цвета. Дети самостоятельно располагают фигуры в линейный ряд и ищут признак, по которому можно сузить поле поиска (цвет, размер, или местонахождения). Горизонтальная ( найди серединку, убери половинку )

Слайд 6

Виды игр Расположение объектов Возраст ребенка – 3 года Возраст ребенка - 4 года Возраст ребенка - 5 лет Возраст ребенка - 6 лет используемые объекты Линейная числовая игра «Да-Нет» горизонтальное - цифры от 0 до 10 числа от 0 до 100 десятками числа от 0 до 100 единицами вводимые понятия - Середина, больше-меньше Середина, больше-меньше Середина, больше-меньше Линейная предметная игра « Да-Нет » горизонтальное используемые объекты игрушки картинки Игрушки, картинки Игрушки, картинки вводимые понятия Право-лево, середина Между, крайние право-лево, середина между, крайние при зеркальном расположении право-лево, середина, между, крайние при зеркальном расположении вертикальное используемые объекты игрушки картинки Игрушки, картинки Игрушки, картинки вводимые понятия выше-ниже, середина между, крайние Чуть выше, чуть ниже середины Чуть выше, чуть ниже середины при зеркальном расположении Удаленное - игрушки, картинки игрушки, картинки игрушки, картинки - дальше-ближе, середина дальше-ближе , середина дальше-ближе , середина при зеркальном расположении Примерная последовательность освоения пространства детьми 3-7 лет

Слайд 7

Плоскостная « ДА-НЕТка » (двумерная) горизонтальная и вертикальная одновременно ВОЗРАСТ МАТЕРИАЛ СЛОВАРЬ УСЛОЖНЕНИЯ НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП с 4 - х лет Картина, фотография, географическая карта. Доска, наборное полотно, стол, где можно находить буквы, картинки (по лексическим темам), игрушки, геометрические фигуры Центр, правая-левая часть плоскости (картины), верхняя-нижняя , угол, сторона, дальше-ближе (стол) Допускаются уточняющие вопросы в конце игры по признакам(по картине) Зеркальная ( н-р : этот объект находится в правой части стола по отношению к вам). Фигуры не участвующие в поиске убираются, на картине закрываются.

Слайд 8

Примерная последовательность освоения пространства детьми 3-7 лет Плоскостная игра « Да-Нет » Горизонтальное - игрушки, картинки игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок, географическая карта вводимые понятия - Правая, левая часть поверхности, угол, центр, дальняя ближняя части поверхности Центры правой – левой стороны, нижней – верхней части При зеркальном и боковом расположение играющих по отношению к объектам. Вертикальное расположение объектов (игры на доске) используемые объекты - игрушки, картинки, игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д. игрушки, картинки, фото, буквы , цифры, названия сказок и т.д. вводимые понятия - Правая, левая часть поверхности, угол, выше - ниже Центры, стороны углы вертикальной поверхности Центры, стороны углы вертикальной поверхности Виды игр Расположение объектов Возраст ребенка – 3 года Возраст ребенка - 4 года Возраст ребенка - 5 лет Возраст ребенка - 6 лет используемые объекты

Слайд 9

Объёмная « ДА-НЕТка » (трёхмерная) ВОЗРАСТ МАТЕРИАЛ СЛОВАРЬ УСЛОЖНЕНИЯ НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП с 3 - 5 лет Шкаф, коробка, комната Центр, правая-левая часть, верхняя-нижняя , правый-левый угол, правая-левая сторона; дальняя-ближняя , выше-ниже уровня глаз ( комната) . Зеркальная ( н-р : этот объект находится в правой части стола по отношению к вам). Используется обводящие жесты, позволяющие представить в какой части комнаты ведётся поиск. 2. Ведущий и игроки занимают одинаковые позиции по отношению загаданного объекта Вариант: игра «Чёрный ящик »

Слайд 10

Примерная последовательность освоения пространства детьми 3-7 лет Объемная игра « Да-Нет » Взгляд сверху (коробка) - - Коробка с игрушками или картинками, прикрепленными внутри Коробка с игрушками или картинками, прикрепленными внутри вводимые понятия - - Правая - левая, ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки Правая - левая, ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки Взгляд изнутри (комната) используемые объекты Любые объекты, находящиеся в комнате Любые объекты, находящиеся в комнате Любые объекты, находящиеся в комнате Любые объекты, находящиеся в комнате вводимые понятия Впереди - сзади, в середине, право - лево Выше – ниже уровня глаз, правая – левая часть комнаты, передняя – задняя, угол и сторона Привязка к объектам внутри комнаты (дальше - ближе от окна, выше – ниже стула, правее – левее шкафа) Привязка к объектам внутри комнаты в зеркальном и боковом вариантах. Виды игр Расположение объектов Возраст ребенка – 3 года Возраст ребенка - 4 года Возраст ребенка - 5 лет Возраст ребенка - 6 лет используемые объекты

Слайд 11

Классификационная « ДА-НЕТка » Задача: группировка по определённым признакам Виды: - объекты природного мира - объекты руковотворного мира

Слайд 12

ВОЗРАСТ МАТЕРИАЛ СЛОВАРЬ НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП УСЛОЖНЕНИЯ с 3,5-х лет Картинки, схемы, значки признаков Объекты, относящиеся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются) , Объекты, относящиеся к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых) , Объекты, относящиеся к рукотворному миру (изобретенные людьми) . Информа-ционный фонд ребенка ( по возрасту) Допускаются уточняющие вопросы в конце игры по признакам Подготовительные упражнения, тренинги, опирающиеся на примерную «схему» классификационных признаков объектов материального мира Цель: объяснить ребенку разделение объектов окружающего мира на природные и рукотворные. Игра «В мире всё перепуталось» Смешанная игра «Мир вокруг нас» Без наглядной опоры Классификационная « ДА-НЕТка » Вариант: игра «Крокодил»

Слайд 13

Самодельная игра «Мир вокруг нас» в рамках кружка

Слайд 14

Варианты Схемы Средств

Слайд 15

Ситуативная « ДА-НЕТка » отличаются от классической тем, что загадывается не слово, а конкретная жизненная ситуация. Дети должны попытаться понять причины произошедшего, понять как решить возникшую проблему или объяснить странное с первого взгляда поведение человека. Задача: развивать умение находить причинно-следственные связи. Дети отвечают на вопросы: Как это могло произойти? Например, пусть ребята попробуют объяснить: Почему мальчик съел яблоко, а старичок за это его отругал? Как быть, если мама не хочет покупать мороженку ? Почему дворник, который любит ездить на машине, пришел пешком?

Слайд 16

Адаптирование игры для коррекционных групп Уменьшение количество объектов Использование схем алгоритмов последовательности задавания вопросов Начинать использовать метод с учётом речевого развития детей группы Наглядность Использование повторения полученной информации (значит наш объект находится не справа)

Слайд 17

Источники 1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад № 9 «Белоснежка» комбинированного вида» 2. Пимахина Наталья ВикторовнаСайт старшего воспитателя ДОУ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ "Детский сад №40 «Вовлечение родителей в организацию исследовательской деятельности детей 3-4 лет с ТНР» Подготовила: воспитатель Машкова Л.Н.

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ -неустойчивость внимания, -несобранность, -неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, -быстрая утомляемость, -отвлекаемость, -повышенная истощаемость.

Слайд 3

Позиция взрослого: что может ребёнок, несмотря на имеющиеся нарушения. Ситуация успеха. Наглядно-практическое средство познания (карточки – схемы) Принцип полисенсорной основы обучения, с опорой на все органы чувств АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ТНР Обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем Действия по образцу и выбор по образцу, совместные действия взрослого и ребенка. Метод проб, примеривания , зрительной ориентировки.

Слайд 4

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Пиктограмма «Сравнение ткани и бумаги» перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) Мнемокубики «Имена признаков» Схема опытов по Дыбиной О.В.

Слайд 5

1. Подготовительный консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Что нужно делать для поддержания интереса к познавательному экспериментированию?» блок «Экспериментируем дома» (повторение экспериментов, проводимых педагогами) 2. Образовательный мастер-класс «Чудо - мыло» проведения экспериментальной деятельности в домашних условиях информационная папка «Картотека опытов» выставка детских энциклопедий по проведению опытов в домашних условиях. газета «Опыты в семейной лаборатории», альбомы «Мои эксперименты». 3. Творческий памятка «Как организовать мини лабораторию в домашних условиях»? (для проявления исследовательской активности) выставка «Мини - домашние лаборатории» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Блоки

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ Проявление и сследовательская активность Игры с тенью Какие предметы пускают солнечных зайчиков

Слайд 7

ПЕРСПЕКТИВЫ: - Оснащение метеостанции на участке - Досуговая деятельность с элементами экспериментирования совместно с родителями: семейный фестиваль "Эксперимент шоу" Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

Слайд 8

3. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Н. В. Нищева , Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс»2013 4. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду. Н. В. Нищева , Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс»2013 5. Лаборатория в детском саду и дома. Н. Рыжова, Москва, « Линка – пресс»2012 Детское экспериментирование // Ребенок в детском саду: информационный портал о государственных и частных детских садах: https://kladraz .ru Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ: https://deti-clab.ru Дыбина , О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина , Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. А.И. Савенков.– Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с. Литература