Дискуссия в образовательной практике.

Полковникова Татьяна Александровна

На данной странице представлены материалы по использованию дискуссионных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности: конспекты занятий, описание приемов и технологий, содержание дебатов и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полковникова Т.А., к.п.н.,

зам. директора по УВР ГБОУ СОШ №700

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Возможности использования технологии «дебаты» в образовательной практике и в процессе реализации проекта «100 книг +».

Как только вы встанете на нашу точку зрения,

мы с вами полностью согласимся (М. Даян).

Какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим слово «дебаты»? Очевидно, спор, дискуссия, выборы, столкновение мнений, прения. Для школьников, студентов, педагогов по всему миру дебаты представляют собой и захватывающую интеллектуальную игру, и интересную программу, и инновационную образовательную технологию, которую можно использовать как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

Дебаты – это один из множества видов дискуссии. Время их появления сложно определить даже приблизительно. Ведь состояние спора, столкновения мнений является для человека естественным. Еще философ Сократ пытался провоцировать спор, чтобы выявить противоречия в рассуждениях своих собеседников. Диалог в античной науке был самой ранней формой дискуссии. Этот диалог был почти всецело подчинен дидактическим целям. Античное обучение – это цепь живых актов общения между учителем и учеником. Именно диалог между учителем и учеником считался источником мудрости, а диалектика как искусство вести беседу и защищать в ней свои взгляды уже тогда служила общим методом достижения целей, которые ставились процессом образования. Одну из важнейших особенностей античной культуры составляет культура собеседования, живого общения, межличностного контакта учителя и ученика как равноправных партнеров, которые заинтересованы в поиске истины.

Наличие опыта и механизма открытых и свободных обсуждений общественных проблем является несомненным признаком демократического общественного устройства. Проблема наличия в обществе механизма рациональной критической дискуссии рассматривалась в трудах К. Поппера, в частности в его знаменитом произведении «Открытое общество и его враги». К. Поппер считал, что наличие механизма рациональной критической дискуссии является необходимым для «открытого общества» (термин К. Поппера).

В настоящее время такие умения, как: умение свободно высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в открытой дискуссии, убеждать своего оппонента в правильности своих суждений, совершенно необходимы каждому человеку. Без подобного рода умений не обойтись во многих жизненных ситуациях. Ответ на экзамене, поступление на работу, защита диссертации, участие в судебном заседании – вот далеко не полный перечень подобных ситуаций.

В настоящее время учебная дискуссия признается многими исследователями (Ю.Б. Алешиной, М.В. Клариным, М.В. Коротковой и др.) одной из наиболее эффективных форм учебной деятельности. Дискуссия представляет собой целенаправленный обмен нетождественными мнениями, суждениями, идеями. Использование дискуссионных форм обучения, в частности, технологии «дебаты» на уроках позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся проявлял себя в нем исследователем, способным самостоятельно ставить вопросы, формулировать проблемы, разрешать информационно-познавательные противоречия.

На уроках, благодаря использованию дискуссии, происходит:

  • обсуждение различных точек зрения
  • поиск и обработка информации по теме
  • обмен информацией между участниками дискуссии
  • постановка и критическое осмысление проблем
  • формирование толерантности по отношению к словам и личности собеседника
  • развитие умений формулировать эффективные вопросы и давать ясные, логичные ответы, умения выступать публично.

Дебаты позволяют вскрыть информационно-познавательные противоречия, сформулировать проблемы. Это будит интерес учащихся, повышает мотивацию к изучению учебного предмета. Дискуссия в учебном процессе позволяет избавиться от навязывания «готовых» истин, потому что она может закончиться не решением проблемы, а констатацией наличия множества точек зрения на ее решение. Дискуссия позволяет научиться ценить процесс познания больше, чем его результаты, относиться к своим и чужим ошибочным мнениям как к необходимому элементу познавательного процесса.

Особо следует отметить, что участие в дискуссии влияет и на формирование таких когнитивных компетенций, как формулирование и разрешение проблем, навыки исследовательской деятельности. Учащиеся – участники дискуссии, обретают смысл познавательной деятельности, приходят к пониманию принципа относительности научного знания. Дискуссия позволяет учащемуся осознать, что знания, изложенные в учебниках – это достижения сегодняшнего дня, что понятия истинного и ложного требуют постоянного пересмотра. Дети учатся видеть мир в противоречии бинарных оппозиций – противоположных идей, подходов, позиций.

Следует отметить, что дебаты – это одна из форм дискуссии, которая, возможно, является наиболее регламентированной («технологичной»). На уроках могут быть использованы различные формы дискуссии: «экспресс-дискуссия», «текстовая» дискуссия, «дискуссия от имени…» (ролевая), проблемная дискуссия, «круглый стол», «симпозиум», «дискуссия с использованием сослагательного наклонения» («Что было бы, если…», дискуссия – анализ альтернатив), «либеральный клуб», «урок-суд», «пресс-конференция», «парламентские дебаты». Технология дебатов может быть использована как отдельный прием на любой стадии урока, так и в качестве целой стратегии.

В качестве примера тем дебатов на уроках обществознания можно привести следующие: «Российская цивилизация: Запад или Восток?», «Научно-технический прогресс ведет к гибели цивилизации», «Глобализация: зло или благо для современного мира?», «Национальные конфликты невозможно искоренить», «Женщины должны принимать активное участие в политике», «Олимпийская мечта ушла в прошлое», «Бизнесменом может быть каждый», «Наказания за уголовные преступления нужно ужесточить», «Переговоры с террористами недопустимы», «Демографическая политика в РФ неэффективна», «Является ли Россия правовым государством?», «Вмешательство государства в экономику: за и против», «В выборе профессии выпускники должны руководствоваться потребностями региона», «Необходимо вернуть обязательное распределение выпускников после окончания вуза», «Высшее образование должно быть платным» и многие другие.

Следует отметить, что учебная дискуссия является надпредметной технологией, что делает возможным ее применение в преподавании самых разных учебных предметов: истории, литературы, иностранного языка, географии и других. Целесообразно применение различных видов дискуссии при проведении интегрированных (бинарных) уроков: обществознание и литература, обществознание и история, история и география, история и экономика и других.

Технология дебатов может быть использована не только на уроках, но и во внеурочной деятельности по предмету. В ГБОУ СОШ №700 существует клуб дебатов «Pro et contra», постоянно проводятся открытые дебаты на самые разные темы. Так, например, одним из мероприятий традиционной Недели толерантности в 2011-2012 учебном году были дебаты на тему «Должны ли у толерантности быть пределы». Школьный чемпионат по дебатам был посвящен Году российской истории. Все темы были связаны с предметной областью «история», например: «Монголо-татарское иго было благом для русской нации», «История ничему не учит» и другие.

Клуб дебатов школы №700 «Pro et contra» существует около трех лет. В начале это были отдельные игры, когда учащиеся только осваивали технологию дебатов, команды не участвовали в городских чемпионатах.

Затем в школе было открыто Отделение дополнительного образования детей, появился кружок «Дебаты». И, наконец, с появлением в школе системы клубной работы произошло институциональное оформление клуба дебатов. Датой официального рождения клуба  мы считаем 2 ноября 2009 года, когда в Дневнике.ру появилась страница группы клуба дебатов. Чуть позже появилось сегодняшнее название, произошли выборы Президента клуба, установились традиции.

Первоначально в клубе занимались преимущественно учащиеся 10-11 классов. Затем присоединились учащиеся 9 класса. Сегодня в систему работы клуба вовлечены и самые младшие учащиеся средней школы – 5 и 6 классы. Впервые пятиклассники присоединились к нашему сообществу в прошлом году, в рамках Дня альтернативного обучения прошел Школьный чемпионат по игре дебаты, в котором приняли участие две команды 5 классов. Именно тогда впервые старшеклассники стали тренерами 5-тиклассников, т.е. установилась живая творческая связь между поколениями дебатеров школы. Основной целью работы клуба является формирование у учащихся компетентностей, необходимых для жизни в современном обществе: информационной, коммуникативной, познавательной, через освоение технологии игры дебаты как формализованной, информационно насыщенной дискуссии.

Основные формы работы клуба:

  1. Еженедельные практические занятия, тренировочные дебаты.
  2. Открытые дебаты один раз в месяц.
  3. Мероприятия годового круга работы клуба: открытие сезона дебатов в школе, дебаты во время Недели толерантности, «новогодние» дебаты, дебаты между учителями и учениками, «дебаты на траве» (на открытом воздухе).
  4. Школьный чемпионат по игре дебаты в рамках Дня альтернативного обучения.
  5. Участие в городских и международных турнирах по игре дебаты.
  6. Тьюторство выпускников клуба (судейство на тренировочных и открытых играх, мастер-классы для новых участников и т.д.)

Коротко остановимся на описании технологии дебатов. В дебатах принимают участие две команды по три человека. Утверждающая команда защищает тему игры и приводит все возможные аргументы для того, чтобы убедить судей в правильности своей позиции. Отрицающая команда стремится доказать судье, что позиция утверждающей команды по данной проблеме неверна или аргументация недостаточно убедительна. Вместе с аргументами команды должны представить судьям поддержки, т. е. цитаты, статистику, конкретные факты, которые подтверждают аргументацию. Таким образом, суть дискуссии – это столкновение мнений, позиций по какой-либо актуальной, значимой проблеме. Непосредственно в игре принимают участие шесть человек, остальные могут быть судьями, участниками команд поддержки, «рецензентами».

Особенности дебатов состоят в следующем: участникам дискуссии необходимо убедить не своих оппонентов, а судей; это явно формализованное обсуждение, построенное на основе фиксированных по времени выступлений. Каждый участник дебатов заранее знает, каким по счету выступающим он является, т.к. от этого зависит его роль в дискуссии. Компромисс в дебатах невозможен, побеждает только одна из команд.

Вариантом «классических» дебатов являются «британские дебаты», которые воспроизводят процедуру обсуждения вопросов и принятия решений в британском парламенте. При этом одна команда представляет собой  Правительство в составе Премьер-министра и Члена правительства, другая команда представляет Оппозицию, в составе Лидера оппозиции и Члена оппозиции. Задача Правительства состоит в том, чтобы внести в парламент законопроект и доказать, что его необходимо принять, задача оппозиции – добиться от парламента (остальных учащихся) отклонения законопроекта.

        Дебаты можно использовать для обсуждения социально значимых проблем, связанных с культурой чтения в современном российском обществе. В качестве примера можно привести темы дебатов, которые вызвали живой интерес учащихся и педагогов: «Компьютер может заменить человеку книгу», «Читательский диалог между поколениями невозможен».

Технология дебатов может быть использована в дальнейшей реализации проекта «100 книг+». Участие в дебатах, как уже говорилось выше, способствует формированию у учащихся важнейших компетенций: информационной, коммуникативной, познавательной и других. Для того, чтобы успешно участвовать в дебатах, просто необходимо много читать, и не только художественную литературу, но и публицистику, научные и научно-популярные издания.

Для того, чтобы стимулировать интерес к чтению, можно использовать «литературные» дебаты. «Литературные» дебаты  отличаются от обычных дебатов тем, что включают дополнительный очень важный компонент – литературное произведение, которое содержит определенную проблему и потенциально вызывает столкновение мнений.

Интересной формой дебатов являются «экспресс-дебаты». В данной форме дискуссии подготовка к ней осуществляется учащимися непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержек может быть материал учебника, литературного произведения, критики, иная дополнительная литература, предложенная учителем. Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты». Данный вид дебатов не требует много времени для проведения, а также чаще всего проводится «один на один», когда в дискуссии участвуют два ученика. При этом в качестве темы урока берется одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения. Такого рода дебаты способствуют более глубокому и вдумчивому чтению литературного произведения.

Литературно-критические дебаты проводятся на основе изучения отрывков критических статей, монографий, философских текстов, научно-популярных публикаций, посвященных тому или иному автору, произведению, направлению. Класс делится на две части, учащиеся формулируют противоположные точки зрения по какой-либо проблеме. Участники дискуссии отстаивают ту или иную точку зрения, используя цитаты, факты, примеры из изученных текстов. Также учитель может предложить учащимся для изучения текст, в котором представлена точка зрения одного автора на какую-либо проблему. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • с какими положениями текста вы согласны и почему?
  • какие идеи вы не поддерживаете? Аргументируйте свою позицию.

 «Проблемные дебаты» предполагают, что учащиеся не ограничиваются фактами, поддержками из какого-либо одного произведения, а используют достаточно обширный литературный материал.  Такие дебаты являются достаточно сложными, так как требуют хорошего знания и понимания текста,  изучения большого количества источников, длительной подготовки. Так, например, для участия в дебатах по теме «Чтение «лагерной» прозы необходимо современному человеку», учащимся необходимо прочитать произведения В. Шаламова, А. Солженицына, историческую литературу, критику и другие источники, а для использования в дискуссии поддержек и аргументов прекрасно знать тексты.

«Дискуссия от имени…» (ролевая дискуссия). В данном случае учащимся необходимо встать на позицию какого-либо конкретного литературного героя. Здесь могут быть использованы элементы споров, которые описаны в литературных произведениях.

«Круглый стол» - одна из наиболее распространенных в практике форм дискуссии. Участники «круглого стола» рассаживаются за столом лицом друг к другу и «на равных» ведут беседу на заявленную тему. В ходе такой дискуссии происходит обмен мнениями между всеми участниками (до 10-20 участников). В этой форме дискуссии могут принимать участие  ученики и учителя, ученики разных возрастных групп, ученики, учителя и родители.

Целью такой дискуссии, как «вертушка» является вовлечение буквально всего класса в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами. Учащиеся садятся в два круга – внешний и внутренний. При этом внутренний круг – неподвижный, а внешний круг – подвижный. Каждый ученик сидит напротив другого ученика. По сигналу педагога учащиеся из внешнего круга пересаживаются на один стул вправо и меняют партнера по дискуссии. В данной дискуссии ученики из внешнего круга являются сторонниками одной точки зрения, ученики из внутреннего круга защищают другую позицию.

Главное, что способствует возникновению познавательного интереса и мотивации к чтению, это то, что дебаты позволяют выявить противоречия, разные точки зрения, недостаток информации, увидеть проблемы там, где раньше для учащихся все было ясно. Для того, чтобы сформулировать наиболее убедительные аргументы, учащимся необходимо провести информационный поиск, «выйти» за рамки одной книги, обратиться к различным источникам информации. Дебаты помогают ориентировать учащихся на выражение их личностной, субъективной позиции в процессе чтения.

        

        Древние греки считали, что в споре рождается истина. Сегодня это утверждение можно считать спорным. Дебаты способствуют становлению думающего, критически мыслящего, заинтересованного современного читателя – в этом автор совершенно уверен. Может быть, поспорим на эту тему? И, «когда вы встанете на нашу точку зрения, мы с вами полностью согласимся».

.



Предварительный просмотр:

Полковникова Т.А.,

зам. директора ГБОУ СОШ №700

Василеостровского района Санкт-Петербурга,

руководитель клуба дебатов.

Интеллектуальный клуб дебаты.

Конспект занятия на тему: «Учимся строить аргументы».

Цели занятия:

  1. Научить учащихся строить аргументы и использовать их в процессе дебатов;
  2. Сформировать у учащихся представление о структуре аргумента, его составных частях;
  3. Научить учащихся строить контраргументы, использовать их в процессе опровержения доводов и аргументов команды оппонентов.

План занятия.

  1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
  2. Что такое аргумент.
  3. Как построить аргумент.
  4. Правила работы с поддержками.
  5. Правила работы с цитатами.
  6. Практическая часть: составляем аргументы.
  7. Заключение.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Успех в дебатах в значительной степени зависит от того, какие аргументы приводят участники. Вот почему так важно знать, что такое аргумент, из каких частей он состоит, как его правильно построить и использовать в процессе дискуссии.

Умение формулировать и использовать аргументы в процессе спора пригодится вам не только в дебатах на наших занятиях или соревнованиях разного уровня. Зная, как построить наиболее сильный аргумент, вы сможете отстоять свою точку зрения и убедить собеседника в разных жизненных ситуациях.

- Как вы думаете, что такое аргумент?

- Из каких частей он состоит?

- приведите примеры аргументов на любую тему.

Учащиеся формулируют ответы на вопросы, учитель подводит итог обсуждению.

Итак, АРГУМЕНТ – это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса.

Аргумент отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис?»

Чтобы правильно построить аргумент, нужно использовать следующую логическую цепочку:

ТЕЗИС ВЫДВИГАЕТСЯ – ТЕЗИС ОБЪЯСНЯЕТСЯ – ТЕЗИС ДОКАЗЫВАЕТСЯ – РЕЗЮМЕ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ).

ТЕЗИС

Основная мысль, идея

ОБЪЯСНЕНИЕ

Раскрытие данной идеи

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Обоснование и рассуждение (на основе фактов, цифр, цитат, законов, мнений авторитетных людей – поддержки аргументов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод, завершение рассуждения

Приведем пример аргумента.

Тема дебатов: Использование атомной энергии в качестве основного топливного ресурса неоправданно.

Рассмотрим позицию утверждения.

ТЕЗИС

Атомная энергия опасна

ОБЪЯСНЕНИЕ

Слишком часто случаются аварии на атомных станциях

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

По данным журнала «Атомная энергетика» от 14.06. 1990 года аварии случались на каждой атомной электростанции в США. Они редко значительны, но потенциальная угроза катастрофы всегда присутствует, даже при небольших происшествиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, потенциальная угроза катастрофы существует, что делает выбор атомной энергии в качестве топлива крайне опасным.

Задание учащимся:

- по аналогии постройте аргумент по теме «Учиться можно без учителя».

Обсуждение аргументов, которые построили учащиеся.

Учитель:

При построении аргументов нужно помнить, что аргументы должны быть:

  • Достоверными суждениями
  • Доказанными независимо от тезиса
  • Достаточными для тезиса
  • Опираться на фактический материал.

Правила использования поддержек в речи:

  1. Факты нужно отбирать не произвольно, а тщательно, используя различные источники.
  2. Фактов должно быть подготовлено больше, чем необходимо для выступления, чтобы в процессе дебатов можно было использовать для опровержения или доказательства новых тезисов, возникших в процессе игры;
  3. Подобранные факты лучше записать на карточки, так будет легче оперировать большим количеством фактов;
  4. Можно подготовить карточки двух цветов, чтобы было легче ориентировать в большом количестве фактов в процесс игры, например, зеленые карточки – для фактов утверждения, красные – для фактов отрицания;
  5. Поддержки должны быть достоверными, т.к. их можно проверить. Кроме того, одним из основных принципов дебатов является честность в приведении доказательств и поддержек;
  6. Если вы используете цитаты, подготовьтесь к их четкому и выразительному чтению, для того, чтобы произвести соответствующее впечатление на судей, аудиторию и оппонентов;
  7. Правильно используйте цифры в речи, они помогут усилить достоверность фактов;
  8. Если цифр будет очень много, аудитория перестанет их воспринимать.

Правила работы с цитатами.

  1. цитаты нужно передавать абсолютно точно, дословно;
  2. недопустимо «выдергивать» цитаты из контекста, что может исказить их смысл;
  3. если вы не можете пересказать цитату наизусть, можно сказать так: «Основная мысль сводится к следующему…»;
  4. по возможности, цитаты должны быть краткими;
  5. цитаты не должны содержать непонятных терминов и слов;
  6. обязательно нужно сообщить автора цитаты, возможно, и источник цитирования.

В процессе дебатов очень важно показать связь между свидетельствами и тезисом. Такая связь в дебатах носит название РАССУЖДЕНИЕ.

Существует несколько типов рассуждения:

  • основанное на обобщении фактов
  • основанное на аналогии
  • основанное на наблюдении
  • основанное на причинно-следственной связи
  • основанное на авторитетном заявлении.

Заключение.

- сформулируйте самое главное знание, которое вы сегодня получили на занятии?

- чему вы научились?

- для чего нужно уметь строить аргументы?

- в каких ситуациях эти знания вам пригодятся?

Задания:

  1. Подготовьте трехминутную речь перед аудиторией на тему «Курение вредит вашему здоровью». Обратите внимание на сильные и слабые аргументы в вашей речи.
  2. Вам предстоит обратиться к директору школы с важной просьбой, например, приходить в школу ко второму уроку. Сформулируйте все возможные аргументы в защиту вашего тезиса.
  3. Подготовьте несколько цитат из разных источников на тему «Компьютер может заменить человеку книгу».