Материалы по преподаванию истории Холокоста

Полковникова Татьяна Александровна

 

Работая над проблемой преподавания истории Холокоста в Европе в течение девяти лет, я прихожу к выводу, что преподавать историю Холокоста сложно, но в сегодняшних условиях необходимо. Актуальность преподавания истории Холокоста определяется, прежде всего, реалиями современного мира, для которого характерны различные проявления интолерантности, ксенофобии, экстремизма, антисемитизма, возрождение нацисткой идеологии, распространение ее среди молодежи. На данной странице мини-сайта я размещаю учебно-методические материалы, отзывы о мероприятиях, семинарах, анонсы событий, конспекты уроков и классных часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности включения мероприятий по истории Холокоста в систему воспитательной работы школы.

Работа по такой важной и необходимой сегодняшним школьникам теме как история Холокоста может идти по трем направлениям:

  1. Уроки: истории, обществознания, литературы и др.
  2. Факультативный курс
  3. Внеучебная деятельность

Вне зависимости от формы работы Основные цели преподавания истории Холокоста остаются прежними:

  1. Приобретение учащимися систематических знаний по истории Холокоста в Европе, формирование представлений о Катастрофе как универсальном, всеобщем опыте нарушения прав человека, как проявления интолерантности в своем чрезвычайном виде;
  2. Подведение учащихся к глубокому осмыслению значения извлечения «уроков» Холокоста, опасности повторения подобной трагедии;
  3. Содействие формированию у учащихся стойкого неприятия идей расизма, фашизма, ксенофобии, умения противостоять современной неонацисткой пропаганде, попыткам «отрицания» Холокоста.
  4. приобретение учащимися навыков применения полученных знаний для анализа современных ситуаций общественного развития, проявлений интолерантности, ксенофобии, этноцентризма, антисемитизма;
  5. формирование у учащихся чувства уважения к другим культурам, психологической готовности к принятию «иного».

Как правило, мероприятия годового круга событий в нашей школе строятся вокруг важных дат: региональных, российских или международных. Я бы хотела остановиться на трех важных датах, которые находят отражение в системе воспитательной работы школы:

27 января – День полного освобождения Ленинграда от блокады, Международный день памяти жертв Холокоста.

16 ноября – Международный день толерантности.

10 декабря – Международный день прав человека.

27 января. В этот день в Петербурге вспоминают важное историческое событие – полное освобождение Ленинграда от блокады. Но для нас этот день важен еще и тем, что это Международный день памяти жертв Холокоста. Мы стараемся донести до наших учеников важные идеи:

  1. блокада и Холокост – это величайшие преступления против человека и человечности, что память о невинных жертвах фашизма должна быть сохранена;
  2. Несмотря на различия, блокада и Холокост – это элементы одной общей, грандиозной по масштабам трагедии. Когда мы говорим о войне, Блокаде, Холокосте, мы вспоминаем о жертвах фашизма.

В этот день в школе проходят уроки, классные часы, беседы, заседания дискуссионного клуба.

27 января 2011 года в 6, 7 и 8 классах школы были проведены уроки, посвященные освобождению Ленинграда от фашистской блокады и Международному дню памяти жертв Холокоста.

Сочувствовать и сопереживать мы сможем только в том случае, если за цифрами сможем увидеть судьбы конкретных людей. Именно поэтому, уроки были посвящены судьбам двух девочек: Тани Савичевой и Анны Франк. Их имена знает весь мир во многом благодаря их дневникам, каждая страничка которых до сих пор обжигает сердца людей. Уроки были посвящены теме «Два дневника, две жизни, две судьбы». Учащиеся услышали рассказ учителя о снятии блокады Ленинграда и освобождении Освенцима, ставшего символом Холокоста, о Тане Савичевой и Анне Франк, прочитали страницы их дневников. На уроке звучали стихи о блокаде и Холокосте.

Мы говорили о том, что Блокада и Холокост – это явления одного порядка, это преступления фашистов против человечности. Планы нацистского руководства не оставляли права на жизнь жителям Ленинграда – точно так же, как они не оставляли права на жизнь евреям.  Ребята говорили о том, что сегодня нельзя допустить, чтобы исчезла память о миллионах людей, которые погибли в годы Второй мировой войны, в годы блокады и Холокоста. «Мы будем помнить, пока мы живы. Мы будем жить, пока помним все это…».

В этот день в 2012 году в школе №700 Беседы в 5 б классе и 7 б классе были посвящены теме «Дети и Холокост: между надеждой и отчаянием». В основу были положены материалы пособия «Три куклы» (Яд-Вашем). Через судьбы трех еврейских девочек, которым суждено было пережить страшные события Катастрофы, ребята постигали важные уроки истории Второй мировой войны и Холокоста. Учащиеся высказали пожелание продолжить изучение истории Холокоста в Европе, так как рамки одной беседы не позволили ответить на все волнующие их вопросы. «Давайте помнить, чтобы эти события никогда не повторились» - таким был итог этих уроков.

В этот день были вручены грамоты участникам конкурса «Уроки Холокоста – путь к толерантности»: ученице 11 а класса Зориной Екатерине и ученице 9 класса Цветковой Дарье.

В 9 классе школы прошла беседа, посвященная теме «Мир детства периода Холокоста».

Еще одна важная дата, которую мы не можем обойти вниманием. 16 ноября – Международный день толерантности. В нашей школе, как правило – это не один день, а традиционная неделя толерантности. Вот уже четвертый год подряд учащиеся школы принимают участие в Фестивале толерантности, который проходит на базе Дома еврейской культуры ЕСОД. Впервые мы приняли участие в подобном Фестивале благодаря нашим контактам с еврейской благотворительной организацией «Ева».

Каждый год Фестиваль посвящен какой-то определенной теме, непосредственно связанной с историей Холокоста. Анна Франк, Януш Корчак, Праведники народов мира, Искусство периода Холокоста – вот темы фестивалей, в которых мы принимали самое активное участие.

17 ноября 2010 года Фестиваль был посвящен теме Праведники народов мира. Ребята познакомились с выставкой работ учащихся, посвященных Праведникам народов мира, побывали на встрече с Ароном Вайсом, известным исследователем истории Холокоста, стали зрителями замечательного спектакля, показанного днепропетровским театром европейской драматургии «Дзвон» «День гнева» по пьесе Романа Брандштеттера.

Арон Вайс рассказал ребятам о своей непростой судьбе, о том, как он был спасен во время Холокоста украинской женщиной по имени Юля. Его рассказ позволил задуматься над очень важными вопросами: каковы были мотивы людей, которые спасали тех, над кем нависла смертельная опасность, почему Праведники народов мира делали выбор в пользу спасения других людей даже под угрозой смерти.

Спектакль «День гнева» никого не оставил равнодушным. Действие спектакля разворачивается в католическом польском монастыре, куда, спасаясь от преследований нацистов, приходит бежавший из гетто еврей. Настоятель монастыря укрывает беглеца, хотя и знает, что подвергает себя и других монахов огромному риску. Одна из прихожанок доносит на беглеца, а эсесовец, требовавший выдать беглого узника гетто, является бывшим другом настоятеля, изменившим религии во имя нацизма.

Участие в Фестивале толерантности позволило десятиклассниками не только получить новые знания по истории Холокоста, но и познакомиться с людьми, пережившими Холокост, «прикоснуться» к их судьбам,  поразмышлять над сложными мировоззренческими вопросами, связанными с самыми трагическими страницами истории 20 века.

18 ноября в рамках Фестиваля проходил семинар для учителей «Уроки Холокоста – путь  к толерантности», на котором учитель обществознания школы №700 Полковникова Татьяна Александровна представила свой доклад на тему «Отражение темы Праведников народов мира в школьном курсе обществознания».

14 ноября  2012 года учащиеся 8 класса школы приняли участие в Фестивале толерантности, главной темой которого стало «Искусство периода Холокоста». В ходе Фестиваля ребята приняли участие в самых разных мероприятиях. Экскурсия по выставке «Искусство периода Холокоста», встреча с Павлом Рубинчиком, председателем Северо-Западной организации бывших узников концлагерей и гетто, спектакль «А нас искают немцы и собаки» по стихам поэтессы Аллы Айзеншарф, концерт «Я пою, а значит, я живу!» - вот основные события первого дня Фестиваля толерантности.  

На встрече с Павлом Рубинчиком ребята узнали о начале войны, событиях периода фашистской оккупации г. Минска, об истории Минского гетто, об истории его спасения и участия в партизанском движении. Наиболее сильное впечатление произвел спектакль по стихам Аллы Айзеншарф «А нас искают немцы и собаки» режиссера Инны Найдис, который представил театр «Мигдаль» из г. Одессы. Героини спектакля – две сестренки, девочки 6 и 10 лет блуждают по местечкам и селам, прячась от немцев. Одна из них – 6-летняя Алла (Шелли) – все это время сочиняет стихи, в которых описывает события их жизни и свои тяжелые впечатления. И только через 60 лет она поведает миру о пережитом:


Кошка бездомная плачет,
но кто ее слышит?
А в теплых норах совсем иначе
живут мыши.
И ветер под крышу зарылся
и спит на соломе.
Он дома.
И я дом вспоминаю,
и так хочу чаю.
И чтоб дождь кончился скоро:
холодно под забором.
Мешок натянула на плечи,
а он мокрый,
и только начался вечер.
Я наверно умру под утро.
Я думала, умирать трудно.

                                                                               1942г., Алла Айзеншарф (6 лет)

Участие в Фестивале толерантности  помогает современным школьникам не только узнать о событиях, связанных с историей Холокоста, но и осознать, что «нет геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех» (М. Гефтер).

Почему мы участвуем в этом Фестивале:

  1. Организаторам Фестиваля удается наполнить этот день программы самыми разными событиями: беседы, выставки, спектакли;
  2. встречи во время Фестиваля ценны для ребят тем, что они слышат современника и непосредственного участника этих страшных событий. Страницы учебника истории «оживают», события войны и Холокоста становятся ближе современным школьникам;
  3. возможность творческого развития учащихся: Выставка детских творческих работ «Память, противящаяся забвению», открытие Фестиваля позволяет прикоснуться к миру еврейской культуры; спектакли помогают не просто осмыслить, а «прожить» события на эмоциональном уровне;
  4. семинар для учителей в рамках Фестиваля «Уроки Холокоста – путь  к толерантности», на котором был представлен доклад на тему «Отражение темы Праведников народов мира в школьном курсе обществознания».

Заседание дискуссионного клуба посвящено теме: «Должны ли у толерантности быть пределы» (2011 г.), «Нужна ли современному человеку толерантность?» (2012 г.). И хотя дискуссия охватывает более широкую проблематику, а учащиеся в основном сами готовят свои выступления, мы не обходимся без обсуждения вопросов, связанных с историей Холокоста. В этом году мне было отрадно слышать, что в качестве примеров ученики 11 класса приводили факты, связанные с приходом Гитлера к власти в Германии, с политикой по отношению к евреям, цыганам, звучали имена Януша Корчака, Рауля Валленберга.

10 декабря – Международный день прав человека. Эта дата также отмечается в нашей школе. Уроки обществознания посвящены теме нарушения прав человека в период Холокоста, проходят выставки рисунков, плакатов, организуются экскурсии.

В качестве примеров экскурсий можно отметить посещение музея Холокоста в еврейской благотворительной организации «Ева», поездку в  г. Пушкин, тема экскурсии «Пушкин. Неизвестная оккупация» с посещением памятника «Формула скорби».

Развитие учебно-исследовательской деятельности – важное направление работы школы. Работы учениц школы Зориной Кати о памятниках периода Холокоста и Цветковой Даши – творческая работа рисунок «Зося и Зузя» - принимали участие не только в конкурсе организуемом Центром «Холокост», но и в Василеостровских чтениях – конкурсе работ старшеклассников.

Работу по истории Холокоста я считаю очень важной для школьников, она помогает современным школьникам не только узнать о событиях, связанных с историей Холокоста, но и осознать, что «нет геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех» (М. Гефтер).