Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках математики
«Читать – это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое
– вот в чём главное дело.»
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них читательской грамотности. Дети не умеют ориентироваться в учебнике. Не умеют в тексте выделить главное.
А в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой. Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности.
Одна из особенностей математических текстов заключается в том, что в тексте учебника, как правило, встречаются ссылки на уже известный материал: правила, формулы, определения, теоремы и пр., и если ученик по какой-либо причине с этим материалом не знаком или забыл, он не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно. Простое чтение в таких случаях приводит к недопониманию прочитанного, что влечёт за собой неспособность применять полученную информацию и, как следствие, формализм процесса чтения.
Кроме того, требуется умение самостоятельно выполнять проводимые преобразования, включая восстановление опущенных шагов, делать чертежи и рисунки, необходимые для понимания текста, фиксировать промежуточные выводы.
Стратегии смыслового чтения на этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.
Стратегии смыслового чтения | Этапы решения задач | Что должен уметь ученик |
Поиск информации и понимание прочитанного | Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию |
Преобразование и интерпретация | Осуществление плана решения задачи | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации |
Оценка информации | Проверка решения задачи | Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её |
Один из приёмов смыслового чтения – «Составление краткой записи условия задачи». При осуществлении этого приёма у учащихся формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. При составления краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, схематических чертежей, таблиц.
Эффективным приёмом является «Составление вопросов к задаче». Происходит анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче.
Важно проводить систематическую работу с учебником математики.
Восприятие информации происходит в три этапа: до чтения (стадия вызова); во время чтения (стадия осмысления); после чтения (стадия рефлексии).
Работа до чтения
На этом этапе необходимо внутренне включить каждого учащегося в чтение. Большим «плюсом» в работе с текстом станет то, если учащимся не составит труда по заголовку (или по теме урока) рассказать о том, что сегодня будет изучаться.
Работа с текстом
Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста; понимание информации; запоминание; использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. По мере чтения ставить карандашом знаки на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Работа с текстом
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы является устное обсуждение.
В целом работа с учебником математики может быть следующей:
- Прочитать содержание пункта параграфа
- Выделить все слова и выражения, выяснить их значение
- Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них
- Выделить основные понятия
- Выделить основные теоремы и правила
- Изучить определения понятий; теоремы
- Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои
- Самостоятельно провести доказательство теоремы
- Составить рисунки, схемы, чертежи
- Ответить на вопросы в тексте
Одним из способов записи прочитанного является конспектирование. Конспектирование математических текстов занятие довольно трудное. Под конспектированием учебника математики понимается перевод обычной записи в математическую запись (на формальном языке).
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? | Объясните почему….? |
Обязательно нужно работать над ситуационностью знаний: если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались.
Работа после чтения
После чтения параграфа ученики должны обязательно высказать своё отношение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтоб ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками теорем, правил, алгоритмов.
Формированию навыков смыслового чтения в очень большей степени способствует решение практико-ориентированных задач, которые с 2020 года внесены в КИМ ОГЭ по математике. А также:
Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.
Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц, схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку».
Научить учащегося приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить обучающегося самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Закончить хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: Чтение -это один из способов мышления и умственного развития,
так как учит размышлять, думать и говорить.
Если научимся читать, научимся мыслить! Научимся мыслить, станем успешными и в обучении и в жизни!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 554.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Стратегии смыслового чтения Этапы решения задач Что должен уметь ученик Поиск информации и понимание прочитанного Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию Преобразование и интерпретация Осуществление плана решения задачи Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации Оценка информации Проверка решения задачи Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её Стратегии смыслового чтения на этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики .
Р абота с учебником математики может быть следующей : Прочитать содержание пункта параграфа Выделить все слова и выражения, выяснить их значение Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них Выделить основные понятия Выделить основные теоремы и правила Изучить определения понятий; теоремы Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои Самостоятельно провести доказательство теоремы Составить рисунки, схемы, чертежи Ответить на вопросы в тексте
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?
Задания «множественного выбора»: Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих? Укажите номера верных утверждений. 1 ) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны . 2 ) Вертикальные углы равны . 3 ) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.
Задания «на соотнесение»:
Углы при .... равнобедренного треугольника….. Диагонали параллелограмма …….пересечения делятся …… ……… называется параллелограмм, у которого все углы …… Параллелограмм , у которого все стороны …… называется …… Прямоугольник , у которого все …равны называется … Диагонали ромба взаимно ………и делят его…… пополам . Все…….квадрата прямые. Задания «на дополнение информации»:
Квадрат равен в сумме гипотенузы прямоугольном длин квадратов треугольнике длины катетов . ( В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.) Задания «на восстановление деформированного текста»
Чтение - это один из способов мышления и умственного развития, так как учит размышлять , думать и говорить. Если научимся читать, научимся мыслить! Научимся мыслить, станем успешными и в обучении и в жизни! В . А. Сухомлинский.
