Инклюзивное образование

 В целях реализации государственной  программы «Развитие образования  Саратовской области до 2020 года»,  приказа №544 Управления образования администрации Ершовского муниципального района от 06.10.2014  наша школа   определена как базовая общеобразовательная организация  по созданию условий инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Инклюзивное образование – совместное обучение в массовой школе детей с разным уровнем психофизического развития при обязательной адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

         В соответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка,  которые прежде всего выражаются в нарушениях речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с ними нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие развития восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также личностного развития.

         Воспитание и обучение обучающихся с нарушенным слухом строится на следующей системе дидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

         Таким образом, первичное отклонение в развитии в нашем случае нарушение слуха приводит к вторичным нарушениям развития. Наиболее страдает речь, мышление и воображение.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;

  • формирование положительной мотивации к обучению;

  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития

  • обучения;

  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

  1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. 

         При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Диагностический этап.

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделяют три основных направления диагностической работы.

Первичная диагностика - углубленная психологическая диагностика, предваряет коррекционную работу.

Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы. В качестве диагностики являются сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики.

Итоговая диагностика – проводиться по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».

Первичная диагностика проводиться после завершения периода адаптации к ОУ.

Основные направления:

Коррекция и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев

Коррекция и развитие мышление и воображение

Коррекция и развитие внимания и памяти

Коррекция и развитие восприятия и ощущения

В первое направление представлено упражнениями и играми, направленными на развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, которые играют огромную роль при ориентировке в пространстве, в познании свойстви признаков предметов.

Второе направление представлено играми  и упражнениями по развитию мышления и воображения. Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенной, наглядно-образной и элементами логического мышления. Целью у таких игр научить детей с нарушениями слуха, анализировать предметы и явления окружающего мира, называть обобщающим словом группы предметов. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей.

Третье направление представлено упражнениями по развитию внимания и памяти у детей с нарушениями слуха. Цель таких игр учить запоминать изображения, внешние признаки и названия предметов. Формировать умение видеть разницу в деталях при сопоставлении предметов.  Формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов, способствуя зачаткам перехода к произвольному вниманию.

Четвертое направление представлено играми, направленными на развитие восприятия. Развивается зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Цель таких игр усвоение детьми с нарушениями слуха, представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся выделять свойства предметов. Учатся ориентировке в окружающем мире и частях собственного тела.

Уровни сложности:

Совместное выполнение действия по наглядной инструкции.

Самостоятельное выполнение действия по наглядной инструкции.

Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).

Самостоятельное выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).

Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2-3 серьезных упражнений или игр. И несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); и расслабления в виде ритуала (в конце занятия)

Структура занятия:

Вступительная - разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» проговаривания (таблички, слухо-зрительно) приветствия.

Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие ВПФ. В перерывах между ними включаются упражнения на коррекцию и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев.

Заключительная часть - разрядка. Этап носит эмоционально положительную окраску для закрепления желания заниматься с педагогом.  Проводиться в виде отчета, чем занимались и поощрение педагогом-психологом  результатов достигнутых ребенком.

Примерное распределение времени на этапы занятия:

- вступительная часть – 2 - 4 минуты;

- основная часть – 15 минут;

- заключительная часть – 2 – 4 минуты.

Поощрения. В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».

         Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю, 33 часа в год в увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие  продолжается 20 минут и  оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

     Занятия  носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.

2.Содержание курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:

  1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
  1. Развитие и коррекция восприятия цвета;
  2. Развитие и коррекция  восприятия формы;
  3. Развитие и коррекция восприятия величины.
  1. Развитие двигательной и эмоционально – волевой сферы.

2.1. Развитие восприятия пространства;

2.2  Упражнения на развитие восприятия звука;

2.3  Упражнения па развитие общей моторики и координации движений;

2.4  Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев;

2.5  Упражнения па обыгрывание различных эмоциональных состояний.

  1. Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.
  1. Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях;
  2. Формирование мыслительных операций анализа синтеза;
  3. Формирование операций классификации, систематизации, сравнения,   обобщения.
  1. Формирование памяти, внимания, воображения.
  1. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной, памяти;
  2. Развитие концентрации внимания;
  3. Распределение внимания;
  4. Переключение внимания;
  5. Развитие воображения

3.Тематический план (1 час в неделю, 33 часа в год).

№.

Коррекционное направление.

Формы и упражнения.

1.

Развитие личностно – мотивационной сферы.

Занятие по развитию уверенности в своих силах на уроках письма:

«Я могу…»

2.

Развитие навыков совместной деятельности.

Занятие по сказке.

3.

Формирование соц. статуса ученика.

Занятие по сказке.

4.

Развитие тактильной чувствительности

«Узнай фигуру на ощупь»

5.

Развитие функций воображения и восприятия.

Упражнение:

«Обведи слонёнка по точкам».

6.

Формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов

«Бусы»

7.

Развитие общеинтеллектуальных умений.

Упражнение:

 «Что изменилось?»

8.

Развитие функций внимания. Устойчивости.

Упражнение:

 «Чего не хватает?»

9.

Развитие функций внимания. Устойчивости.

Упражнение:

 «Чего не хватает?»

10.

Развитие функций внимания.

Переключение.

Упражнение:

«Найди отличия».

11.

Развитие функций внимания.

Расширения объёма.

Упражнение: «Какое животное, в какой клетке живет?»

12.

Развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.

Упражнение: «Движения, соответствующие командам».

13.

Работа по формированию наблюдательности.

Упражнение:

«Что изменилось?»

14.

Учить анализировать условия практических задач; учить находить  причинно-следственные зависимости

«Полей цветок»

15.

Работа по развитию функций переключения внимания.

Графический диктант.

16.

Работа над развитием общей и мелкой моторики.

Работа с пластилином.

17.

Развитие и коррекция восприятия цвета

Упражнение:

 «Дай такой же»

18.

Развитие умения осознавать свое положение в пространстве

« Найди клад»

19.

Развитие мотивационной сферы в познавательной деятельности и творческо-поисковой активности детей.

«Классификация».

20.

Развитие и коррекция  восприятия формы

Развитие логического мышления и внимания.

Упражнение: «Найди сходства и различия в предметах».

21.

Развитие логического мышления и внимания.

Упражнение: «Найди сходства и различия в предметах».

22.

Развитие и коррекция восприятия величины

Упражнение: «Подбери двум куклам одежду»

23.

Развитие навыков классификации.

Развитие ассоциативного и логического мышления.

Упражнение: «Животное и его домик».

24.

Развитие восприятия пространства

Упражнение: 

«Найди игрушку»,

25.

Упражнения на развитие восприятия звука

Упражнение: «Кто как голос подает?»

26.

Упражнения на развитие восприятия звука

Упражнение:

 «Тихо – громко»

27.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности, устойчивости и концентрации внимания.

Упражнение:

«Запутанные линии».

28.

Упражнения на развитие восприятия звука

Упражнение:

«Жмурки с колокольчиком»

29.

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев

Работа с трафаретами

30.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности, устойчивости и концентрации внимания.

Упражнение: «Запутанные линии».

31.

Развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах

«Дорисуй картинку»

32.

Работа над развитием общей и мелкой моторики.

Графический диктант.

33.

Работа над развитием общей и мелкой моторики.

Работа с пластилином.

Литература:

1.Выготский Л.С.. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).  

2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – 2-е изд. – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 96 с. (Серия «Ранняя помощь»)

3.Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Учебное издание / Головчиц Л.А, Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. – М.: Просвещение, 1991.

4. Психология глухих детей. Под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой.

5. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

6. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.