Итоговый проект

Самбурова Юлия Владимировна

Итоговый проект по курсу "Финансовая грамотность" : рабочая программа, ситуация, задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon samburova_yu.v._itogovyy_proekt_po_finansovoy_gramotnosti_2.zip254.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра  воспитательных систем

«Формирование финансовой грамотности обучающихся основной школы»

(36 часов)

«Основы финансовой грамотности»

Выполнил:

Самбурова Ю.В.,

 учитель английского языка

Проверил (а):

Назаренко-Матвеева Т.М.,

доцент, к.п.н.

2019 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-ых классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 35 часов

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной

Цели изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

Цель данной программы - формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8-х  классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи:

1.Научить ребёнка самостоятельно разбираться в финансах.

2.Научить правильно распоряжаться  деньгами.

3.Научить планировать свои финансовые цели.

            4.Научить основам управления своим  капиталом.

  1. Развитие критического мышления, творческих способностей, коммуникативных

 умений и самостоятельности в принятии решений

Модели построения занятий по финансовой грамотности учащихся.

Внеурочная форма  включает финансовую грамотность в систему воспитательной работы и дополнительного образования. Преимуществом перед школьными кружками, которые ограничены по численности учащихся, занятия на внеурочной деятельности позволяют привлечь большее число учащихся.

Проектная форма занятий по финансовой грамотности направлена на реализацию социальных проектов с финансовой проблематикой. Такую форму организации можно использовать как во внеурочной деятельности, так и интегрировать в учебные предметы.

Личностные результаты изучения основ финансовой грамотности:

Осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

Овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение  финансовых расчётов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи - 7

Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, карманные деньги, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет, факторы, влияющие  на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 2. Финансовые организации — 8

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнесплана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Раздел 3.  Как создать свое дело — 5

Базовые понятия и знания: малый бизнес, бизнес-план, кредит, налоговые льготы. Деловая игра на английском языке : «Построй свой бизнес»

Раздел 4.  Налоги и их роль в жизни семьи и государства - 5

Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Раздел 5. Страхование — 2

Базовые понятия и знания:  Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций;  способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний,управляющихсемейнымисбережениями,финансовоемошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Раздел 6.  Потребительская культура — 5

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».  Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Раздел 7. Итоговый проект - 3

Подготовка, оформление и защита итоговых проектов


ПРИЛОЖЕНИЕ.

I. Контекстное задание к  теме 1

 Баланс доходов и расходов: Карманные деньги. Учимся тратить и экономить разумно.

Задание: в течении месяца вести дневник затрат школьника, записывать все покупки  с указанием цены. Выяснить процент расходов от общего бюджета семьи и сэкономленную сумму от всех карманных денег полученных за этот период.

Цель: собрать, изучить, проанализировать, систематизировать материал по теме, познакомить с результатами исследования учащихся.

Задачи:

- определить долгосрочные и краткосрочные цели и финансовые вложения

- провести контроль расходов

- систематизировать информацию, распределить по категориям (необходимые затраты , дополнительные, импульсивные).

- проанализировать полученные сведения, провести подсчеты; составить схему (график) затрат.

Объект исследования:

Карманные деньги школьника в раамках бюджета конкретной семьи.

Этапы работы:

Первый этап – получение задания, анализ информации. Ознакомление с терминами, понятиями. Определение долгосрочных и краткосрочных целей, финансовых расходов (сколько и зачем необходимо потратить, насколько важны эти покупки). Просчитать возможные риски: как регулярно школьник будет получать карманные деньги, изменится ли сумма, что может повлиять на регулярность получения карманных денег.

Второй этап – сбор материала в течении месяца. Внесение всех доходов и расходов в дневник, краткий анализ совершенных покупок, сколько можно было сэкономить, если совершить покупку в другом магазине (изучение ценовой политики, скидки, бонусы, оплата наличными, по карте)

Третий этап – систематизация материала, составление потребительской корзины школьника за месяц

Четвертый   этап – анализ полученных результатов: финансовые риски, потери, выгоды, факторы, повлиявшие на совершение импулсивных покупок, на чем удалось сэкономить, и на сколько эта сумма отличается от предыдущего месяца, на сколько самостоятелен он был при расходовании карманных денег, чему он научился за этот месяц.

Пятый этап – выступление.

Ход работы:

1.Получение задания. Изучение терминов. Перед началом наблюдений ответить на вопросы:

  • какие покупки будут для меня важными в течение этого месяца
  • как и на чем можно сэкономить
  • регулярно ли я буду получать карманные деньги в течение месяца
  • если потрачу больше, получу ли я дополнительну сумму от родителей

  1. Сбор материала . Ведение наблюдений, запись и анализ расходов.

ЕДА

п/п

Дата

Покупка

Потраченная сумма

Сколько мог сэкономить

Комментарии

1

01.-4.2019

чипсы

96.00 руб.

11 руб

Например, сегодня на этот товар в другом магазине была скидка

2

3

ИТОГО:

КИНО

п/п

Дата

Покупка

Потраченная сумма

Сколько мог сэкономить

Комментарии

1

03/19/19

Фильм в кинотеатре «5 Звезд» «Как приручить дракона»

200.00 руб.

50

Например, билеты на самый последний сеанс стоили 150 руб

2

3

ИТОГО:

ХОББИ

п/п

Дата

Покупка

Потраченная сумма

Сколько мог сэкономить

Комментарии

1

04/03/19

Абонемент на 6 месяцев в фитнес клуб «Статус»

11.300 руб

4.000руб

В мае начинается акция на абонемент на полгода

2

3

ИТОГО:

ОДЕЖДА

п/п

Дата

Покупка

Потраченная сумма

Сколько мог сэкономить

Комментарии

1

04/05/19

Кроссовки

1,500.00 руб.

200руб

Скидка на эти кроссовки  закончилась неделю назад

2

3

ИТОГО:

  1. Изучение списка покупок за месяц,  систематизация материала, составление потребительской корзины школьника.
  2. Ананализ полученных результатов: сколько денег потратил за месяц, на чём и сколько удалось сэкономить. Чему научился за этот месяц: самостоятельности, экономить, тщательно обдумывать решения.

Рефлексия: Каждый участник эксперимента отвечает на вопросы:

  1. If I overspend my allowance, I can expect my parents to give me more money. (Если  я планировал  потратить больше той суммы, которую я поллучал на каранные расходы, то родители мне выдавали/не выдавли  еще

True

False

  1. It is easier to return an item to the store if I have the sales receipt. (Легко ли было вернуть в магазин покупку, даже при налии чека)

True

False

  1.  Writing down my expenses helps me know my spending balance. Ведение учета моих расходов помогло мне правильно рассчитывать свой баланс)

True  

False

  1. It is OK to buy everything I want. Надо ли  покупать, то что хочется

True

False

  1. I need to be sure my allowance money lasts for an entire week. Я всегда старался правильно рассчитать все предстоящие расходы на неделю:

 True

False

  1. Which of the following can be used to keep expense records organized. Что из нижеперечисленного помогает вести учет расходов и хранить сбережения  :

a. Envelopes (конверты)

b. File folders (файлы)

c. Shoe boxes (обувные коробки)

d. All of the above (все вышеперечисленное)

  1. I should keep sales receipts. Я должен сохранять чек:

 a. Until I leave the store . До того как вышел из магазина

 b. Until I get home. Могу выбросить, когда приду домой

c. Until I enter it on my expense log. После того, как внесу сумму покупки в свой дневник наблюдений

d. Never. Никогда

8. Which of the following is a responsible spending practice? Что из нижеперечисленного является показателем отвественного  и правильного распределения расходов

 a. Spending more money than I have planned. Я потратил больше, чем планировал

b. Buying an item that looks good to me, even if I do not need it. Покупка того, что мне было ненужно

 c. Buying an item that is included in my spending plan. Покупка того, что было в моем плане расходов

d. Always shopping at the most expensive stores. Делать покупки в самом дорогом магазине

9. Keeping records. Ведение наблюдений за расходами:

a. helps me know what I spend. помогло мне понять сколько я трачу

b. helps me stay within my spending plan. помогло мне уложиться в мой бюджет

c. makes me more responsible. помогло мне стать более ответственным

 d. all of the above. Все вышеперечисленное

5. Представление результатов наблюдений. Сравнение результатов с  другими участниками проекта.

II. Ситуация.

Утром Вы положили карманные деньги в  сумку, придя в школу Вы обнаружили, что они пропали. Вы их потеряли. В этот день Вы собирались купить подарок другу и уже внесли залог. Вы обращаетесь к другу (которому собирались купить подарок) и просите одолжить Вам н-ую сумму, но он отказывает. Что Вы будете делать?

III. Игра

 Деловая игра «Бизнес-лабиринт».

Цель: дать представления обучающимся 8-х классов об организации собственного бизнеса, организовав деловую игру «Я строю свой бизнес».

Задачи: обучающиеся получат возможность:

- расширить свои знания по экономике;

- обосновать свои предпринимательские идеи;

- развивать коммуникативные способности, работать в группе;

- доказывать аргументировано свою точку зрения.


Ход игры:
В игре принимают участие 2 команды. Каждая команда получает карточку с заданием на которой написано: « Вы работали шеф-поваром в ресторане, но Вас уволили так как здание ресторана выкупили и переделали в кинотеатр. В качестве выходного пособия Вы получили 10.000 фунтов. Вы решаете открыть новый ресторан в этом районе города, так как считаете, что в этом есть необходимость, но Вам потребуется сумма значительно больше той, которую вы получили как выходное пособие»:

А. обратитесь в банк

Б. найдете пртнера (своего бывшего коллегу, который при увольнении получил такую же сумму (10.000 фунтов).

В зависимости от выбора, участники команд получают карточку со следующей задачей:

Те кто решил обратиться в банк, получают карточку:

Те, кто решил найти партнера, получают карточку: «Ваш друг принял Ваше предложение о совместном проекте. Вы решаете какой ресторан открыть. Друг предлагает ресторан быстрого питания, так как в этом районе у вас не будет конкурентов, тем более, что это не требует больших финансовых вложений. Вы не согласны с ним и предлагаете открыть бистро, так как это более прибыльно и престижнее» В пользу какого заведения Вы сделаете выбор:

А. Ресторан быстрого питания

Б. Бистро

С. Проведете маркетинговое исследование

Те, кто решил обратится за кредитом в банк, получают карточку: «Банк одобрил Вам кредит, однако под очень высокий процент».

А. Вы решаете найти партнера, потому что Вас не устраивают условия банка

Б. Процент высокий, но это Вас не останавливает, так как вы верите в успех своего бизнеса.

Выигрывает та команда, которая раньше и успешнее построит  свой бизнес, выбирая правильные решения задая. Однако, в этой игре мжно оказаться и бакротом.


Рефлексия: Пройдя путь предпринимателя участники игры должны понять: если они хотят создать свое дело, то следует помнить, что важными условиями  успеха являются знание и умение использовать различные источники финансирования. Это не только поможет сохранить свой бизнес, но и даст возможность постоянно развивать его и успешно конкурировать с другими предпринимателями. Чтобы дело было прибыльным, необходимо следить за изменениями потребительского спроса, требованиями и ситуацией на рынке, искать пути воздействия на рыночный спрос. Например, использовать рекламу для продвижения своего товара и оказания помощи потребителю в рациональном выборе. Для грамотного управления своим бизнесом надо накапливать необходимые знания и опыт.

№ п/п

Название раздела. Количество часов

I. Управление денежными средствами семьи - 7

1

Происхождение денег.

2

Семья и бюджет. Источники доходов семьи.

3

Как контролировать расходы семьи и зачем. Расходы семьи : постоянные и переменные. Непредвиденные расходы. Ситуация.(см.приложение)

4

Расходы семьи: транспортные расходы, питание, медицина, отдых, коммунальные, непредвиденные расходы.

5

Роскошь или необходимость? Импульсивные и навязчивые  покупки, некорректная реклама.

6

Как сэкономить на транспорте и коммунальных платежах?

7

Исследовательский проект: «Карманные деньги. Учимся тратить и экономить разумно». (см.приложение)

II. Финансовые организации - 8

8

Банки. Финансовые организации.

9

Банковские продукты.

10

Мобильный банк. Схемы мошенничества

11

Валюта и валютный рынок.

12

Взаимодействие с финансовыми организациями: финансовые риски.  Защита персональных данных.

13

Финансовое мешенничество

14

Банковские карты. Формы оплаты товаров и услуг

15

Защита проекта: «Ипотечный кредит»

III. Как создать свое дело - 5

16

Малый бизнес.  Деловая игра «Бизнес-лабиринт». (см.приложение)

17

Получение кредита

18

Инвестиции и сбережения. Акции. Облигации.

19

Дефолт

20

Проект: «Я предприниматель»

IV. Налоги и их роль в жизни семьи и государства - 5

21

Что такое налоги и зачем их платить.

22

Какие налоги мы платим.

23

Возврат налогов

24

Пенсия. Пенсионные накопления.

25

Как сделать пенсию достойной.

V. Страхование - 2

26

Страховая компания.

27

Страховой полис

VI. Потребительская культура - 5

28

Кто такой потребитель. Психология потребителя.

29

Как купить качественный товар

30

Как обменять некачественный товар. Как написать жалобу на некачественный товар.

31

Государственные органы защиты прав потребителей.

32

Общественные организации по защите прав потребителей.

VII. Итоговый проект - 3

33

Подготовка и оформление итоговых проектов

34

Подготовка и оформление итоговых проектов

35

Защита итогового проекта

Список литературы и интернет-источников

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. 3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. https://www.mymoneycoach.ca/money-management/identify-income-expenses
  5. https://www.fin-olimp.ru/wp-content/uploads/2017/04/Metodichka.pdf