Поурочные разработки по литературе 10 класс

Попова Оксана Владимировна

планы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx21.33 КБ
Файл urok_4.docx19.34 КБ
Файл urok_5.docx18.83 КБ
Файл urok_6.docx13.29 КБ
Файл urok_17.docx21.83 КБ
Office presentation icon urok_18.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Литература 10 класс

Урок 3 «Девятнадцатый век» как культурное единство.

Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Цель: познакомить с общей характеристикой и своеобразием русской литературы 19 века с точки зрения истории и литературы
Задачи: показать значение русской литературы 19 века в развитии русского и мирового литературного процесса, продолжить знакомство с творчеством писателей романтического и реалистического периодов русской литературы, повторить изученное в 9 классе;
выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и чувств человека , раскрытие авторского замысла;
развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, анализа поэтического текста и творческой работы
воспитывать чуткость, умение быть внимательным и способность наблюдать
Оборудование:
1. Сборники стихотворений «Русская классика»
2. Компьютер, проектор, экран

Ход урока

1. Вступление учителя.

Сегодня наш первый урок литературы. Весь курс русской литературы рассчитан на два года, ему мы посвятим уроки в 1о -11 классах.
Начинается путешествие по великолепной стране Фантазии с романтических произведений конца 18 – начала 19 века и заканчивается современной русской литературой 20-21 веков. Отправимся поскорее в путь, ведь каждый новый урок приближает нас к финишу!

2. Важнейшие исторические и литературные события 1 периода
(конец 18 – начало 19 века).

А) Правление Александра I, война 1812 года, возникновение тайных вольнолюбивых обществ.
Б) Восстание декабристов 1825 года, начало правления Николая I.
В) Начало развития капитализма и демократизации общества.
Г) Возникновение и развитие ведущих литературных течений: романтизма и реализма. 1810 – е годы происходит становление романтизма, выходит журнал «Вестник Европы» под редакцией В.А.Жуковского. Появление первых реалистических произведений Пушкина.
Д) Начало литературной деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Несомненно, исторические события имели огромное значение не только для развития страны, они отразились на литературном процессе в России.
Что мы знаем из курса 9 класса о романтизме и реализме? Повторим изученное.
Романтизм – ведущее направление в европейской литературе конца 18 – начала 19 века. Пафос романтизма связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью. Романтический герой – борец, его стихия – страсть.
Реализм – ( в России и в Европе в конце 18 – первой четверти 19 века) в основе этого художественного метода лежит принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником считают А.С.Пушкина. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Главный жанр реализма – роман.

3. « Психологический» романтизм В.А.Жуковского и «мечтательный» романтизм К.Н.Батюшкова.

Творчество писателей конца 18 – начала 19 века (на примере стихотворений Жуковского и Батюшкова).
Одними из лучших представителей русского романтизма этого периода можно по праву считать Жуковского и Батюшкова. Для того, чтобы получить более полное представление об их произведениях, проделаем следующую работу:
- прочтём отрывки из стихотворений поэтов,
- сравним их, определив фонетические, синтаксические, лексические средства выразительности речи,
- сделаем вывод об особенностях поэтической манеры каждого автора.

Батюшков «Мой гений».                                   
О, память сердца! Ты сильней                      
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Жуковский «Желание».

Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещренные цветами,

Красны холмы вижу там...

Ах! зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.

О предел очарованья!

Как прелестна там весна!

Как от юных роз дыханья

Там душа оживлена!

Полечу туда... напрасно!

Нет путей к сим берегам;

Предо мной поток ужасный

Грозно мчится по скалам.

Лодку вижу... где ж вожатый?

Едем!.. будь, что суждено...

Паруса ее крылаты,

И весло оживлено.

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес;

Нам лишь чудо путь укажет

В сей волшебный край чудес.

Оба стихотворения написаны в романтическом ключе, но у Батюшкова аллитерация ( мн-л, м-л-л, мн-л…)
показывает нежность, сладостность гармоничность с любимой. Синтаксический параллелизм (я помню)
и обратный порядок слов подчёркивают очарованность милой девушкой, и любование ею. Образ любимой создаётся метафорами, эпитетами, олицетворениями («локоны златые», «голос милых слов», «образ милый… повсюду странствует со мной»). Свою прекрасную возлюбленную поэт не забудет никогда.
У Жуковского аллитерация (рдл-р-рл, стн…) передаёт бодрость, живость картины. Пауза в 5 строке – образ пропасти. Синтаксический параллелизм и обратный порядок слов подчёркивают отсутствие дороги назад, восклицательные предложения создают эмоциональный подъём в речи, антитеза 1 и2 части строфы подчёркивается эпитетами, метафорой, олицетворениями анафорой:«предел очарованья», прелестна-ужасный, «юных роз дыханье»). Любовь у поэта - это воспоминание, оно в прошлом и пути к тем берегам нет. Как нет гармонии между прошлым, настоящим и будущим.

4. Русский реализм 19 века

Продолжим наше путешествие и обратимся к основному течению в литературе – реализму.
Представителями данного литературного направления первой половины 19 века явились Пушкин, Грибоедов, Крылов, Лермонтов, Гоголь, поэты пушкинской плеяды: Баратынский, Вяземский, Языков, Дельвиг.
Вторая половина 19 века символизирует расцвет русского романа, писатели этого периода: Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский; драматурги: Островский, Сухово-Кобылин, Чехов; поэты: Тютчев, Фет, Некрасов.
Творчество названых поэтов и писателей мы будем изучать в этом учебном году.

5. Практическая работа. Сочинение – этюд « Я помню эти строки».

С произведениями многих поэтов и писателей вы уже знакомились в процессе изучения литературы в 5 – 9 классах. Значит, для вас не представит трудности работа над сочинением – этюдом. Тема «Я помню эти строки» предлагает вспомнить одно из изученных произведений и написать небольшое сочинение по плану.
План.
1. Вступление. 
2. Основная часть. ( А) Я не мог… ( не могла) остаться равнодушным, читая строки ( автор, название). Трудно не согласиться с автором в том, что…
Б) Может ли мне кто-то сказать, что его не задели слова … из ( автор, название). Мне близка мысль писателя о том, что…
В) Проблема, с которой сталкивается общество, отражена в строчках… ( автор, название). Писатель прав, утверждая, что…).
3. Заключение. ( Авторитетный источник: точка зрения писателя, учёного, деятеля культуры, а, возможно и цитата или риторический вопрос).
Примерная работа.
Вот он – крик о свободе и жизни, в том числе и о жизни поэта! Так я думала, прочитав стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»:
Человека человек послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потёк, и к утру возвратился с ядом…
Разве могут кого-то оставить равнодушными слова великого поэта?! Не пошёл, не поплёлся, а «потёк», как речка. Но если река живёт свободно, в гармонии с окружающим миром, то человек-владыка только старается показать собственную власть и могущество, погубив не только своего раба, но и соседей в дальних пределах. А что же раб? Почему же он не протестует?
Трудно не согласиться с автором в том, что свободным человеком быть сложно, проще жить в подчинении, не надо ничего решать, ни о чём думать, за тебя всё сделает он – твой хозяин. Возможно, кто – то скажет, что это было давно, в современной жизни все мы свободны, живём в демократическом государстве, что Пушкин давно умер, а темы его стихотворений устарели. Нет, скажу я им, эти строки не могут устареть, умереть, они нужны, необходимы нам и сегодня. А Пушкин бессмертен, ведь в этих стихах мы слышим его «голос».

6. Итоги урока. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш первый урок. Вспомните, как мы работали, и определите, каким он был для вас ( укажите цифру):
1 сложным, я почти ничего не знаю из пройденного курса;
2 доступным, я многое знаю, помню, но плохо справился с письменной работой;
3 простым и понятным, со всеми заданиями справился легко.

7. Домашние задание.

А) Для всего класса:
- знать определение романтизма и реализма, а также представителей этих направлений,
- повторить биографию Пушкина, основные темы его творчества,
- прочитать и принести поэму « Медный всадник».
Б) Индивидуальное задание по изученным произведениям Пушкина
- 1 группа повторить главы из повести «Капитанская дочка»,
- 2 группа прочесть стихотворение «Стансы»,
- 3 группа повторить отрывок из поэмы «Полтава
».



Предварительный просмотр:

Уроки 4. Общая характеристика: эпоха, писатель, герой.

Цели: познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются  2–3  вопроса  (по  выбору  учащихся)  из  домашнего  задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный) – художественное  направление  в  литературе  и  искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый  яркий  представитель  русских  сентименталистов  –  Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин,  Н. И. Новиков,  А. Н. Радищев,  И. А. Крылов  и  другие писатели. В  сатирических  журналах  Н. И. Новикова,  в  комедиях  Д. И.  Фонвизина,  в  «Путешествии  из  Петербурга  в  Москву»  А. Н. Радищева,  в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм, по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами  были  Л. Толстой  и  Ф. Достоевский,  М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.



Предварительный просмотр:

Урок 5.А.С.Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»?

Цели: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с личностью А. С. Пушкина; в сжатой форме рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; обратить внимание на важнейшие исторические события, которые повлияли на формирование мировоззрения поэта; показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития Пушкина; выяснить отношение к поэту правящих кругов и причину его трагической гибели.

Наглядные пособия:  портреты  А. С. Пушкина  работы  В. Тропинина, О. Кипренского, А. Линева; рисунки Ф. Бруни, А. Мокрицкого; иллюстрации  к произведениям А. С. Пушкина, репродукции картин Н. Ге («Пушкин и Пущин в селе Михайловском»), А. Наумова («Дуэль Пушкина с Дантесом») и др.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа»*.

Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.

II. Основные этапы жизненного и творческого пути.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор,  принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры.

1. УЧЕБА А. С. ПУШКИНА В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ – ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (1811–1817)

Творческие силы Пушкина проявились с кипучей энергией.

И. И. Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

К. Н. Батюшков: «О, как стал писать этот злодей!»

В. А. Жуковский: «Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Лучшие стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе», «Моему Аристарху», «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Кюхельбекеру» и др.

2. А. С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ (1817–1820)

Служба в Коллегии иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Произведения Пушкина петербургского периода: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др.

Александр I : «Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Н. П. Огарев: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?»

3. ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820–1824)

Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.

4. В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ (1824–1826)

Горестная жизнь поэта под надзором отца.

Пушкин – Жуковскому: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».

Пушкин – брату: «Книг, ради бога, книг».

Пушкин – своим друзьям: «Чувствую, что… могу творить».

В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер».

Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».

5. А. С. ПУШКИН В МОСКВЕ

Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным.

Николай I:  «Что  сделал  бы  ты,  если  бы  14  декабря  был  в  Петербурге?»

Ответ поэта: «Стал бы в ряды мятежников».

6. ГОДЫ СКИТАНИЙ (1827–1830)

Пушкин в письме А. Х. Бенкендорфу: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».

Доносы на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».

7. БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ (1830)

Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»

Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.

8. В ПЕТЕРБУРГЕ

18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.

Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».

Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.

Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).

9. ДУЭЛЬ И СМЕРТЬ ПУШКИНА

27 января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.

Из воспоминаний Л. Озерова: «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!». Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»

Из воспоминаний И. Пущина: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях...»**

В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».

Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря.

Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения:

1. А. С. Пушкин в Царскосельском лицее.

2. Южная ссылка. Пушкин в Михайловском.

3. Дуэль и смерть Пушкина.

4. Выучить (наизусть) стихи – отклики на смерть Пушкина.



Предварительный просмотр:

Урок 6 Лирика Пушкина: темы и жанры.

Цели: показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Расскажите о пребывании А. С. Пушкина в Царскосельском лицее. Какова роль лицея в формировании мировоззрения и мироощущения поэта? (Духовный мир юного Пушкина, круг его интересов и увлечений, друзья-лицеисты, любимые преподаватели поэта. Место Пушкина в литературе по выходе из лицея. Чтение стихотворений лицейского периода.)

2. Как развивалось творчество А. С. Пушкина в годы ссылок? Чем молодой поэт навлекал на себя гнев царского правительства?

3. Что привело Пушкина к трагическому концу? Расскажите о дуэли и смерти поэта. Прочитайте стихи-отклики на смерть Пушкина (стихи В. Кюхельбекера, В. Жуковского, М. Лермонтова и др.). Чем дорог Пушкин каждому из поэтов?

II. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. ( презентация учеников)

Поражает необыкновенная разносторонность творческого дарования Пушкина. Он выступает и как драматург, и как публицист, и как прозаик, и как лирик.

Н. В. Гоголь о лирике Пушкина: «В мелких своих сочинениях… Пушкин разносторонен необыкновенно и является еще обширнее, виднее, нежели в поэмах»*.

ВЫВОДЫ: Основные темы и мотивы лирики Пушкина

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Патриотические и вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. (Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» и др.).

2. ТЕМА ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ

И. Пущин: «В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца».

Самая глубокая и преданная дружба – дружба, выросшая на основе общих идейных интересов. («Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу» и др.)

Любовные стихи Пушкина – целая «поэма» о подлинной любви, пробуждающей в человеке лучшие качества. («На холмах Грузии», «Талисман», «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы» и др.)

3. ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА 

«Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча»,    «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня» и др.

4. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ, МОТИВЫ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ

«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н. Я. Плюсковой», «Поэт» и др.

5. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.

«Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия» и др.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение «Основные  темы  и  мотивы  лирики А. С. Пушкина».

2. Чтение-анализ стихотворений «Деревня», «Вольность», «Лицинию».

3. Выучить наизусть «К Чаадаеву», «В Сибирь» (по выбору).



Предварительный просмотр:

№ 17 ТЕМА

 Роль Гоголя в становлении русского  реализма. Наследие и наследники

Цели урока: более глубокое изучение понятия «реализм», овладение научно-теоретической базой по теме «реализм», обсуждение учащимися сообщений, докладов, выполненных по результатам самостоятельного исследования.

Задачи: 1. Образовательные:

- расширение общего теоретического кругозора;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

- совершенствование искусства устного и письменного выступления в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса к русской литературе.

Предполагаемые результаты:

– умение отличать реализм от других художественных направлений,

- умение работать с первоисточниками и правильно выбирать необходимую информацию,

- достижение таких личностных результатов, как умения систематизировать материал в форме таблицы, отстаивать свои мысли, умение говорить и умение слушать;

Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, персональный компьютер, мультимедийная  презентация, проекционный экран.

Ход урока.

Эпиграф: До безумной гордости волнует не

только обилие талантов, рожденных Россией

в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

М. Горький

На доске определение реализма:

Реализм (от латинского realis- действительный, вещественный) – идейное и художественной направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологическому изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель – точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.

I Организационный момент.

II. Новая тема.

  1. Вступительное слово учителя с элементами беседы. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы поведем разговор о самом значительном художественном направлении в мировой литературе – реализме.

- Давайте вместе вспомним, когда в русской литературе появляются первые реалистические произведения?

(обучающиеся вспоминают творчество А.С. Пушкина Михайловского периода, Болдинской осени и т.д., комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова)

- Кто продолжил их дело? (М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и т.д.)

- Чем отличалось творчество названных вами писателей от творчества романтиков?

В средних классах мы знакомились с вами с произведениями великих русских писателей, соответствующих вашему возрасту. В 10 и 11 классах вам предстоит окунуться в настоящую сокровищницу великой русской реалистической литературы.

- Запишите в свои тетради тему урока, эпиграф и определение реализма. Приступим к заполнению таблицы «Реализм» 

  1. Составление таблицы «Реализм».

Европа

Россия

Время возникно-вения

Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»).

В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века.

Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А.С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин»

Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки.

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма.

В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, - учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха.

Становление реалистического метода – особенно в самый начальный период – выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере творчества А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Основные черты реализма

  1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  3. Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающе.
  5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
  6. Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала.
  7. Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей).
  8. Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни»
  9. Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Теоретики

Г.-Э. Лессинг – выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака в «Человеческой комедии»

В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год)

Представители

Франция:

Стендаль, О. Бальзак,

Г. Де Мопассан, Г. Флобер,

Р. Роллан;

Англия:

Ч. Диккенс, У. Теккерей;

США:

М. Твен, У. Фокнер;

Германия: 

Т. Манн

А.С. Пушкин

«Борис Годунов»

«Евгений Онегин»

«Маленькие трагедии»

«Капитанская дочка»

«Повести Белкина»

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь

«Петербургские повести»

«Мертвые души»

И.С. Тургенев

«Записки охотника»

«Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание»

«Идиот»

«Братья Карамазовы» и др.

А.Н. Островский

«Гроза»

«Бесприданница»

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» и др.

Л.Н. Толстой

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«Воскресение» и др.

А.П. Чехов

«Вишневый сад»

«Три сестры»

«Чайка»

Рассказы

И.А. Бунин

«Жизнь Арсеньева»

«Темные аллеи» и др.

А.И. Куприн

«Поединок»

«Гранатовый браслет» и др.

Жанры

Роман

Роман-эпопея

Драма

Рассказ

Новелла

III. Семинар на тему «Становление реализма в русской литературе»

  1. Сообщения учащихся.

«Пушкин – основоположник русского реализма» (по работе С.М. Бонди «Рождение реализма в творчестве Пушкина. Глава 15»). Приложение №1

«Развитие реализма во второй половине XIX века» Приложение №2

«Роман как жанр реализма» Приложение №3

«Томас Манн о русской литературе XIX века» Приложение №4

Презентация «Писатели золотого века русской литературы»

2.Работа с учебником. Стр. 3 – 5 (1 часть), 5 – 10 (2 часть)

3.Вопросы и задания:

- Почему Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой?

- Какие события способствовали развитию реализма в русской литературе?

- Почему во второй половине XIX века главным жанром в прозе становится роман?

- Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX  столетия?

  1. Итог урока:

- Как вы понимаете слова М. Горького: «До безумной гордости волнует не

только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их?»

  1. Домашнее задание
  1. Перечитать комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  1. Рефлексия

Закончи предложение:

Я уже знаком (а) с творчеством ….

Сегодня на уроке я узнал (а)

Самым интересным для меня было…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1840–1850-е годы: натуральная школа и становление реализма

Слайд 2

1840–1850-х годов: натуральная школа и становление реализма 1860–1870: эпоха русского классического романа; демократизация литературы 1880–1890: разнонаправленные поиски новых путей Русская литература эпохи реализма. Периодизация.

Слайд 3

В. Г. Белинский Статья Литературные мечтания (1834) Литературный манифест и самовыражение представителя нового поколения. Новая эра развития литературной критики: критик – центральная фигура литературного процесса, автор сюжетов, метатипов, идей эпохи. Связь развития литературы с кардинальными особенностями исторического пути страны (разобщение образованной части общества и народа; насильственный, насаждаемый сверху, без просвещения низших сословий прогресс). Вопрос о значении быта, повседневного бытия и практической морали как отражения физиономии народа. История русского общества и культуры послепетровской эпохи – проблематика споров славянофилов и западников. Системная история трех законченных периодов русской литературы (Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский) → народность наступающего нового периода: выбор центральной фигуры; журнальное бытие литературы

Слайд 4

«О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835): Простота сюжетов и коллизий повестей Гоголя → очерковый подход к изображению будничной, реальной действительности. Развитие «субъективного» элемента в творчестве писателей, сказового способа изложения. Индивидуальность воспринимающего мир рассказчика. Значение типов в художественных произведениях Гоголя Направленность критики Белинского – против: официозной литературы (Булгарин, Греч) – социально-политическая направленность; ультраромантиков (Марлинский, Кукольник) – против застоя и староверчества в литературном процессе; славянофильства (К. Аксаков, Хомяков – особенно после 1842 года) «философскому умозрению» славянофилов противопоставлены конкретно-исторический подход к явлениям культуры, представление о том, что литература отражает жизнь общества и меняющееся миросозерцание людей. Журнальная деятельность Белинского = создание: нового круга литераторов; нового читателя; повышение культуры читателей и их информированность.

Слайд 5

Натуральная школа Начальный период развития «гоголевского направления» Стремление к строгому очерковому изображению типических проявлений социального быта, к анализу этого быта и его описанию. «Физиология Петербурга» – два выпуска (1844–45) под ред. Н. Некрасова. Особый смысл в художественном исследовании и изображении Петербурга. Антитеза Москвы – Петербурга: концепция и обобщенный образ двух русских столиц. Пафос социального исследования. «Петербургские вершины» (1845–1846) Я. П. Бутков – «разрез» социальной жизни большого столичного города по этажам его домов. «Тарантас» (1845) В. А. Соллогуба — разобщенность, обособленность ячеек — сословий и групп русского общества

Слайд 6

«Петербургский сборник» (1846), изданный Н. Некрасовым Признаки развития художественной системы натуральной школы. Утверждение термина. Вторая половина 1840-х годов – повесть Сдвиги в проблематике и художественных принципах натуральной школы – в повестях: «Бедные люди» и «Двойник» Достоевского (1846). «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847) Григоровича, «Сорока-воровка» (1846) и «Кто виноват?» (1846) Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова (1846). «Бедные люди» Достоевского: полемика с бытописанием натуральной школы, превращение маленького человека из агента среды, типического представителя своего сословия, в личность, в страдающего человека. Нарастают черты гражданского «сентиментализма»  доминанту составляет не комический (как в очерке начала 1840-х гг.), а трагический и драматический («патетический») элемент. Обращение к крестьянской теме: «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847) Григоровича и в повести «Сорока-воровка» (янв. 1846 г., опубл. в 1848) Герцена Начало 1850-х годов – обращение к жанру романа Григорович: романы «Рыбаки» (1853) и«Переселенцы» (1855–56): выявление в народной среде двух антагонистических типов (кроткий и хищный).

Слайд 7

Период реакции – «мрачное семилетие». Наблюдение народной жизни в конце 40-х – начале 50-х гг. в «Записках охотника» Тургенева («Хорь и Калиныч», 1847) Конструктивная особенность книги: рядом с сатирическими образами стоят «живые души» крестьян, что на этих героев – главный интерес повествования. Образ автора. Выход в свет «Записок охотника» (отд. изд. – 1852) и опубликование Тургеневым статьи-некролога о Гоголе. Появление «Печориных» второй половины 40-х – начала 50-х гг. «Бретер» Тургенева, 1847, «Богатый жених» А. Ф. Писемского, 1851–1852, «Тарантас» Соллогуба, 1845; «Родственники» И. И. Панаева, 1847 и др. «Обыкновенная история» Гончарова (1846). Рассказы Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (1849), «Дневник лишнего человека» (1850), роман«Кто виноват?» Герцена – анализ «печоринского» типа. «Очерки гоголевского периода» (1855–1856) Чернышевского – начало исторической оценки литературы 40-х гг.