Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вишенка» на тему: « Откуда хлеб пришёл».

Федорова Наталья Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvennaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вишенка» на тему: « Откуда хлеб  пришёл».

Цель:   Воспитывать   у  детей бережное  отношение  к  хлебу, благородное   отношение  к  труду   людей,  участвующих  в  выращивании  хлеба.

   Задачи:

-  Познакомить  с  различными  профессиями  и  техникой,  уточнить  и  закрепить  представления   детей  о  выращивании  хлеба ( зерновых  культур);

-  Развивать  связную  речь  детей:  активизировать в  речи  прилагательные,  учить   образовывать  однокоренные  слова,  обогащать  словарь  прилагательными;  

-  Активизировать  словарь  детей  русскими  пословицами  и  поговорками;

- Координировать  речь  детей  с  движениями;

-  Развитие  памяти  и  слухового  внимания.

Предварительная  работа:

-  Экскурсия  на  кухню  в  день  выпечки  булочек;

-  Лепка  из  слоёного  теста;

-  Заучивание  стихов,  пословиц,  поговорок  о  хлебе;

-  Рассматривание  иллюстраций.

Ход.

В:   Дети,  сегодня  к  нам  пришли  гости,  давайте  поздороваемся.

Д:  Здравствуйте!

В:  С  давних  пор гостей  встречали  самым  дорогим  -  ХЛЕБОМ  С  СОЛЬЮ!  (Слайд )

Дети  водят  хоровод:

                        Для  гостей  любимых  наших,  испекли  мы  каравай,

                        Вот  такой  вышины,   вот  такой  нижены,

                        Вот  такой  ужины,  вот  такой  ширины,

                        Каравай,  каравай,  всем  здоровья  пожелай!!!

Дети  читают  стихи:

                Вот  он -  хлебушек  душистый,  вот  он -  тёплый,  золотистый.

                В  нём  здоровье  наше,  сила  в  нём  чудесное  тепло,

                 Сколько  рук  его  растило,  охраняло,  берегло.

                В  нём Земли  родимой  соки,  солнце  свет  весёлый  в  нём.

                 Уплетай  за  обе  щеки,  вырастай  богатырём!

В:  Давайте  подумаем  и  назовём  много  слов,  каким бывает  хлеб.

Д:  Ответы  детей:  вкусный,  мягкий,  белый,  чёрный,  свежий,  душистый,  ароматный,  аппетитный,  пахучий,  хрустящий,  витаминный,  зерновой,  самый  главный  на  каждом  столе.

В:  Хлеб  -  наша  главная  еда,  которую  нельзя  заменить  ничем  другим.  Про  него  с  уважением  говорят:  « Хлеб  всему  голова!»  (Слайд )

Дети  читают  стихи:

               У  народа  есть  слова:  « хлеб -  всей  жизни  голова!»

           Славится  он  первым  на  земле,  ставится  он  первым  на  столе.

В:  А  какие  пословицы  о  хлебе  знаете  вы?

Д:                        

  • Хлеб  на  стол, так  и  стол – престол.
  • Хлеба  ни  куска,  так и  стол -  доска.
  • Худ  обед,  если  хлеба  нет.
  • Гречневая  каша – матушка  наша.
  • Хлебушек  ржаной – наш  отец  родной.
  • Хочешь, есть  калачи,  не сиди  на  печи.
  • Хлеб  кушай  и  добрых  людей  слушай.
  • Хлеба  к  обеду  в  меру  бери,  он – драгоценность,  им  не  сори.

В:  Но  хлеб – это  не только  еда.  В  нём  труд  многих  людей.  Люди,  которые  взращивают  хлеб  называются  хлеборобами .  Родится  хлебный  каравай  на  широком  поле.

Дети  читают  стихи:

                 Хлеб  ржаной,  батоны,  булки  не  добудешь  на  прогулке.

                  Люди  хлеб  в  полях  лелеют,  сил  для  хлеба  не  жалеют.

Игра  « Назови  какое?»

  • Поле  с  рожью – ржаное;
  • Поле  с  пшеницей – пшеничное;  
  • Поле  с ячменём – ячменное;   
  • Поле  с  овсом – гречишное;  
  • Поле  с  гречихой  - гречишное;  
  • Поле  с  кукурузой -  кукурузное.  

В:  Выращивать  хлеб  помогают  сильные  машины.  Сначала  по  полю  пройдёт  трактор  с  плугом.   ( Слайд ) Что  трактор  делает  с  землёй?

Д:  Трактор  землю  пашет,  боронит. ( Слайд )

В:  Как называется  профессия  человека,  который  работает  на  тракторе?

Д:  На  тракторе  работает  тракторист.  

В:  Вот  земля  стала  мягкой,  рыхлой.  Теперь  можно  что  делать?

Д:  Когда  землю  вспахали,  можно  сеять.

В:  В  старину  это  было  так:  к  этому  событию  готовились.  Мылись  в  бане.  Надевали  чистую  рубаху  и  с  лукошком  на  груди  выходили  в  поле.  В  лукошке  семена  пшеницы  или  ржи.  Вот  идёт  сеятель  по  полю,  набирает  полную  пригоршню  семян  и  через каждые  два  шага  разбрасывает  их  веером  слева  направо.   ( Слайд )

В:   Давайте  представим  себе,  что  мы  сеятели.  Как  вы  думаете,  какая  должна  быть  погода?

Д:  Погода  должна   быть  хорошая,  безветренная.

В:  Почему?

Д:  Чтобы  семена  не  относило  в  одну  сторону.

В:  Вот  и  надеялись  люди  на  хорошую  погоду,  что  солнце  и  дождь  в  меру  и  песенку  пели:

                     Дождик,  дождик  поливай,

                    Будет  хлеба  каравай

                   Будут  булки,  будут  сушки,  будут  вкусные  ватрушки.

Это  было  раньше  так.

В:  А  сейчас  что  цепляют  к  трактору?

Д:  К  трактору  цепляют  сеялку.

В:  И  в земляные  борозды  ровными  рядами  упадут  зёрна.

                  Психогимнастика

         В  землю  зёрнышко  упало (приседают  )

        Прорастать  на  солнце  стало ( руки  над  головой  ладошки  вместе )

        Дождик  землю  поливал ( встряхивание  кистями  рук )

        И  росточек  подрастал ( медленно  встают )

        К  свету  и  теплу  тянулся ( встать  на  носочки )

       И  красавец  обернулся ( руки  на  пояс,  повороты  вправо  влево ).

В:  Всё  лето  зёрна  созревают  в  колосьях.  Поле  в  это  время  очень  красивое,  золотое.   ( Слайд )

Д:            Стихотворение

            Котик – кот,

           Иди  к  доске,

           Расскажи  о  колоске.          

 Котик:   Колосок,  мои  друзья                      

                 Он  усатенький,  как я.

Работы  детей,  которые  они  сделали  после  чтения  и  драматизации  «Колосок».

В:  Пришло  время  убирать  хлеб  с  поля.  Раньше  это  делали  так:  мужчины  брали  косы,  женщины  серпы.  Колосья  срезали  вручную  и  собирали  в  снопы.  Когда  снопы  высыхали,  начиналась  молотьба.              

В:   Не  гром  грохочет,  не  пальба

       Идёт  грохочет  молотьба.

Давайте  постараемся  проговорить  чистоговорку.

Чистоговорка  «Ч»:

                 Чу –Чу –Чу -   я  зерно  молочу  ( дети  стучат  кулаками  друг  о  друга )

                 Чу –Чу –Чу -   жернова  кручу  ( потирают  ладони  друг о  друга  вращательными  движениями )

                 Чу –Чу –Чу -   муку  получу  ( щёлкают  пальчиками )

                 Ач –Ач –Ач -  испеку  калач  ( «пекут  пирожки» - то  одна  рука  сверху,  то  другая )

                Чо –Чо –Чо -  в  печке  горячо  ( то  вытягивают  руки  вперёд,  развернув  ладони  от  себя,  то  прижимают  их  к  груди )

                Ачики –Ачики -  вкусные  калачики  ( хлопают  в  ладоши )

В:  Так  было  раньше,  а  в  наше  время,  какая  техника  выходит  на  поля  убирать  урожай?

Д:  Убирать  урожай  на  поля  выходит зерноуборочные  комбайны.   ( Слайд )

В:  Кто  работает  на  комбайнах?

Д:  На   комбайнах  работают  комбайнёры.  

В:  Комбайны  срежут  стебли,  отделят  зёрна  от  колосков.  На  поле останутся копны  жёлтой  соломы,  а  зерно  погрузят  в  машины  и  увезут  на  элеватор,  где сушат  и  очищают  семян  сорняков.

В:  Потом  зерно  попадает  куда?

Д:  Зерно  попадает  на  мельницу  или  на  мукомольный  комбинат.  ( Слайд )

В:  Кто  там  работает?

Д:  Там  работает  мельник  или  мукомол.   ( Слайд )

В:  Там  из  зерна  мелют  муку.    Какую?

                          Из  ржи -   ржаную  

                          Из  пшеницы -   пшеничную  

                         Из  овса -   овсяную  

                         Из  ячменя -   ячменную    

                         Из  кукурузы -   кукурузную  

                      Из  гречи -   гречневую  

В:  Куда  дальше  повезут  муку?

Д:  Муку  повезут  на  хлебозавод.

В:  Давайте  поиграем  в  игру  « Не  ошибись».  По заданной  схеме,  нужно  доехать до  места  назначения,  а  место  назначения  «Хлебозавод».  Кто  желает,  пожалуйста.  (руль ).  3 схемы.  Музыка.

В:  Муку  вывезли  на  хлебозавод,  где испекут  много  разнообразной  продукции.  Давайте  и  мы  поможем  печь.

               Физкультминутка  ( пальчиковая  гимнастика )

         Из  пшеничной  из  муки

         Испекли  мы  пироги  ( пекут )

         Плюшки,  пряники,  печенье

         Кексы,  торты,  калачи  ( загибают  пальчики )

        Булки,  бублики,  баранки  ( произносят  медленно )

        И  достали  из  печи  ( одновременно  протягивают  обе  руки )

        Вот  румяный  каравай  ( соединяют  руки  в  каравай )

        Приходите  к  нам  на  чай  ( поклон  от  груди

В:  Послушайте  внимательно  текст  и  назовите  слова – родственники,  слова –звучащие  одинаково.

                     Я  у  мамы  не  нахлебник,  в  магазин  схожу  за  хлебом.

                     Захвачу  и  хлебный  квас,  два  пакета  про  запас.

                     В хлебницу  весь  хлеб  сложу,  затем  маму  подожду.

                     Хлебушка  кусок  отрежу,  маму  чаем  угощу.

Д:  Нахлебник,  хлеб,  хлебный,  хлебница,  хлебушек.

В:  Какие  слова – родственники  вы  ещё  можете  назвать?

Д:  Хлебороб,  хлебопечь,  хлебозавод,  хлеборезка,  хлебосольный,  хлебобулочные,  хлебоуборочный.

В:  А  знаете  ли  вы,  чем  пахнет  хлеб?  Ломоть  ржаного,  трудового  хлеба?

Д:  Он  пахнет  полем,  печкой,  небом,  а  главное  работой  пахнет,  хлебом.

В:  Вот  какой  долгий  и  трудный  путь  хлеба  к  нашему  столу. Поэтому  нам  надо  очень  бережно  относиться  к  хлебу.  С  древних  времён  к  хлебу  относились  по  особому.  Его  сравнивали  с  золотом,  солнцем,  самой  жизнью.

От  слова  «ЖИТЬ»  народ  произвёл  название  ржи  и  пшеницы  -  ЖИТО.

Необходимо  всегда  всем  помнить,  чтобы  вырастить  урожай  зерновых  культур,  надо  много  трудиться,  любить  родную  землю,  ценить  труд  хлебороба