Конспект открытого занятия

Федорова Наталья Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentalno.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

             

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: совершенствовать и обобщать знания о свойствах воздуха

Программное содержание:

Образовательные задачи:

     Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

     Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивающие:

     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

     Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать

Воспитательные:

      Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Предварительная работа:

Дидактические игры на определение силы воздуха: «Чей кораблик доплывёт быстрее до причала?», игры с мыльными пузырями, надувание воздушных шаров и игры с ними. Просмотр диафильма «Человек и воздух», Заучивание загадок и четверостиший о воздухе, воде и ветре.

Рассматривание энциклопедии «Загадочные явления».

Словарная работа:

Прозрачный, невидимый, бесцветный, воздушный, кипящий, бурлящий.

Материал и оборудование:

 воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,  мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Злая тучка», слайды с изображением городов).

Действующие лица:  Незнайка (н),  дети (д)

 Ход:

Н: - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Незнайка.  А тебя как зовут? Красивое имя. А тебя? Миша! Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький

 

Д:  Сдулся.

Н: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

Н- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

Н- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!      

 А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Д:   прозрачный,

       бесцветный,

       невидимый.

Н- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Н- Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём?

Д:  Он пуст.

Н- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Д:   На подушку

Н- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Д: .Потому что вышел воздух и он сдулся.

Н- Да, ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы  думаете? А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

Н- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Д:  Мы выпустили изо рта воздух в стакан с водой через трубочку

 и он выходит в виде пузырьков. А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

Н: Дети, а вы знаете  стихотворение про воздух?

Д:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Н- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

Д:  На кипящюю воду,

     На бурлящий поток,

     На шторм,

     На бурю.

Н - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физминутка «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).

Н - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть  (открывают, смотрят).

 

Д:   Камушки.

Н - А как вы думаете, что с камешками можно делать?

   

Д:   Играть,

       Кидать,

       Строить.

Н - Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете? Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

Д:   Они тонут.

Н - Интересно, а почему камешки тонут?

     

Д:   Они тяжёлые

Н - Получается, что камешки  тяжелые, поэтому они тонут.

     Да, как много я узнал  о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Д: Нет, потому что они лёгкие

.        

Н - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

      Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

      Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).

Н - А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт).

     Посмотрите, что происходит с шариком?  

       

Д:   надулся,

       стал большим

Н - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

         А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

        Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам потанцевать!