Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

      Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает создание особо благоприятных внутренних предпосылок развития личности ребёнка.  Так что же мы понимаем под одарённостью ребёнка? Мне кажется, это более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Нет сомнения в том, что одаренность – творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных.

      Получается, что одарённость – это действительно «дар», ниспосланный маленькому человеку природой, наследственностью, семьёй? Во многом, действительно, это так. А что же в таком случае сам человек? Мне думается, что одарённый человек, ребёнок в частности, обладает способностью постоянно открывать в себе разнообразные стороны духовной жизни, способности творить, именно творчески, самостоятельно и выразительно проявлять свой богатый внутренний мир.

      Задача учителя, педагога, воспитателя в работе с одарёнными детьми настолько благородна, насколько и сложна. В первую очередь необходимы особые педагогические условия, чтобы сформировать у одарённых детей духовно-нравственные ценности, а для этого нужно объединить усилия общеобразовательных школ, детских музыкальных и спортивных школ, творческих коллективов; расширение культурного пространства учащихся через знакомство с православной культурой; определение комплекса методов воспитания, обеспечивающих субъектную позицию одаренного ребенка, организацию систематической диагностической деятельности.

       Бесспорно, в работе с одарёнными детьми важен уровень духовно-нравственной культуры самого педагога. Что позволяет говорить  об этом уровне? Мне кажется, профессионально этическая воспитанность, усвоение нравственного опыта и различных сторон духовной жизни общества, а также  практическое составление психолого-педагогического и социального портрета ребёнка, подростка, старшеклассника  на основе наблюдения за ними в ходе работы. Педагог разрабатывает  индивидуальную программу воспитания и развития одаренного школьника, проектирует диагностику, определяет ближайшие и перспективные цели, составляет план и условия его достижения, моделирует  методы контроля, коррекции и оценки результатов педагогического воздействия.

     В работе с одарёнными детьми необходимо духовно-педагогическое сотворчество педагога и ребёнка.  И только тогда творчески работающий учитель сможет познавательный процесс сделать для учащегося радостным, увлекательным, интересным, организовать учебную деятельность, вызывающую положительные эмоции, без которых невозможно развитие задатков ребенка и превращение их в способности. Такая деятельность, конечно же, потребует творческого отношения ко всем сферам педагогической практики в нестандартных ситуациях, проявлении инициативы, способности к импровизации.

     Учитель должен предельно искренно почувствовать ребенка, расположить его к себе, создать благоприятный эмоциональный фон для его развития, стать "доверенным лицом" общества по передаче социального опыта ребёнку. Педагог должен честно, добросовестно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Отсюда – наиважнейший компонент эмоциональной культуры  педагога выражается в следующих показателях: добросовестность, чувство долга перед обществом за результаты своей деятельности; ответственность, обязательность: любовь к детям, своей профессиональной деятельности; принципиальность и требовательность; гуманность, внутреннее благородство, педагогический оптимизм; уважение к личности учащегося и его родителям; заинтересованность в успехе своей педагогической деятельности и педагогического коллектива.

     Одаренность ребёнка  предоставляет прекрасную возможность педагогу вырастить и поддержать зарождающийся талант. Вместе с тем, я глубоко убеждена, что процесс формирования талантливой личности в условиях детского коллектива – весьма тонкая, последовательная и деликатная работа, которая не может превращаться в навязывание учителем своих предпочтений. Нет сомнения и в том, чтобы одарённый ребёнок знал: будет ли его талант, знания, способности востребованы обществом, государством, людьми.