Современный урок. Методы. Приёмы.

Тезисы. Современный урок. Методы. Приёмы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Тезисы

                        Современный урок. Методы. Приёмы.

  1. Современный урок в пределах образовательного пространства представляет собой целостную, логически завершённую часть, ограниченную определёнными временными рамками во взаимосвязи основных этапов и элементов учебно-воспитательного процесса.

  1. Классический метод обучения – дедуктивный, предполагающий активное использование  в практике обучения умозаключений школьников, основанных на обобщении фактических наблюдений. Предельно краткая схема действия этого метода: от общих положений – к частным случаям.  Этот метод помогает сформировать общую модель понятия, явления, предмета.

  1. Метод дедукции предполагает определённые принципы, при которых возможно эффективное обучение :воспитывающий характер обучения, его доступность, единство теории и практики, практическая направленность обучения, преемственность, проблемное изложение нового материала

  1. Беседа — метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Это цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Главный принцип этого метода - опора на имеющиеся у школьников знания. Данный метод реализуется в своих разновидностях: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная беседы.

  1. Особую эффективность современного урока представляют коммуникативные  методы, реализуемые в комплексах приёмов, форм и средств обучения. Они опираются на речь, живое общение, языковую коммуникацию.

  1. Приём эвристической беседы позволяет учителю не сообщать истину, а учить ее находить. Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и при обосновании выполненных действий. Сообщающая беседа применяется учителем в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически. Обобщающая беседа проводится обычно в конце урока и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.
  2. Приём демонстрации на уроках предполагает показ всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, кино- и диафильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью графопроектора или мультимедийного проектора.

  1. Приём доказательства при изучении предметов развивает мышление и речь и состоит в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательства.  

  1. Приём лекции состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса. Лекцию можно рассматривать и как основной метод сообщения новых знаний в старших классах. Эффективно привлечение старшеклассников для чтения небольших лекций в младших классах на темы искусства, экологии, литературы. Лекция сочетается с практическими методами обучения старшеклассников конспектированию и подготовка их к обучению в вузе.

  1. Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуникативной методике. В различных гуманитарных предметах ролевая игра используется при усвоении речевого этикета, при развитии полемических умений и диалога вообще, при изучении иностранных языков — в разнообразных ситуациях. Каждый участник ролевой игры получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, учителя и т.д.)Учитель  руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда учащихся.

  1.  Приём опоры обозначающий обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в виде модели, формулы, таблицы, схемы. Термин «опоры» вошел в употребление в 70-е годы, главным образом в публикациях педагогов-новаторов С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина. Опоры используются как ориентиры в практических действиях учащихся, а также как средство управления собственной познавательной деятельностью.