Эссе "Я-учитель"

Монгуш Рада Владимировна

 

 

 

Региональный этап

конкурса «Учитель года- 2019»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

Эссе «Да будет славен труд Учителя»

«Хорошие учителя создают

хороших учеников…»

 М. Остроградский

Автор: Монгуш Р.В.,учитель географии, МБОУ СОШ № 2

им. Т. Б. Куулар Кызылского кожууна Республики Тыва

Мечта стать учителем родилась давно, еще в детстве. Сколько себя помню, моим любимым занятием была игра в школу. В роли учеников выступали мой братик, сестренка и соседские ребятишки. Тогда мне казалось, что быть учителем легко…

Шли годы: выпускной и институт остались позади. 

И вот я – учитель. Теперь детская игра стала настоящей. Я – молодой педагог.

В 1993 году я, окончив Кызылский государственный педагогический институт, пришла работать в школу. Первые шаги в эту профессию я совершила в стенах Кок-Тейской средней школы.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремишься соответствовать требованиям профессионального идеала.

Мой коллектив был именно таким идеальным. Все свои нынешние возможности и способности я получила в начале своей карьеры. Мои коллеги помогали мне и в профессии, и в социализации, и в борьбе с кризисами.

            Первый год учительства пролетел очень быстро. Мои восьмиклассники выделялись хорошей успеваемостью и примерным поведением. И именно с ними почувствовала, что я – учитель.  

Учитель… Лишь семь букв, но сколько же всего за ними! Это и безграничное трудолюбие, и непрерывный творческий поиск, порой это и бессонные ночи … Это и бесконечный шелест книжных и тетрадных страниц, и свет в окне, часто не гаснущий и после полуночи, и охапки цветов, и поздравительные открытки, и простое приветливое «Здравствуйте, башкы!» учеников и родителей.

С первого года работы я стала растить в себе «учителя». Я изучала опыт педагогов-новаторов, читала «Первое сентября», журнал «Башкы».  И всё больше склонялась к выводу, что не могу взять чей-то опыт  в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу и обязана, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь.

Профессия педагога, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Только с их помощью я вижу и понимаю, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют искренне, открыто. А ещё есть возможность учиться у своих учеников - оптимизму, мобильности, открытости.

Для меня гораздо важнее является практическая направленность обучения и связь с жизнью. Что это значит? Знание может возникнуть и, как правило, возникает в результате практической деятельности. Опыт исследовательской и познавательной деятельности – главное содержание образования. Таким образом, главным и центральным звеном педагогики является самостоятельная работа учащегося, только то, что он проработал, пропустил через себя, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, можно только научиться.

Ученье – это процесс узнавания окружающего мира, расширения собственных границ мысли, это процесс приобретения опыта, саморазвития, умения действовать в этом мире. Чтобы действовать, нужно уметь и знать.

Самое важное качество – в сердце учителя должна быть любовь к жизни, к себе, к предмету и к детям. Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

С каждым днём меня всё больше охватывала влюблённость в школу: в детей, таких разных, ершистых и покладистых, серьёзных и озорных, но тем и интересных.

Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Поэтому педагоги, учителя несут большую ответственность: выпустить из школы  сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой. Педагог должен подвести ребенка к осознанию того, что он сам - кузнец своего счастья.

Быть учителем — это быть с детьми такой, какая я есть, и в душе оставаться немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся и ищущим.

Учить и учиться все время, решать, создавать и творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока он сам учится.

             Я - учитель. Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же гордо, красиво, тепло, проникновенно и душевно, как слово учитель.  В это понятие вложен глубокий смысл. Педагог, учитель – это не профессия, а скорее призвание.

Понимаю, что важно воспитывать здоровое, умное, нравственное поколение сегодня, чтобы наше будущее было хорошим и цивилизованным завтра, в этом я вижу миссию учителя, поэтому акцентирую внимание на воспитании у учащихся личностных  качеств, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде. Так как предмет география является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества, в воспитании интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве, уважения к истории и культуре своей страны.  Ведь каждый день на уроках географии ученики открывают для себя мир - это моя задача. Осознаю всю ее сложность и ответственность. И каким они его увидят, зависит во многом от меня, от их учителя.

 Слово «учитель» - это не просто понятие, каждая его буква несёт огромный смысл: ум, честность, интеллект, терпимость, естественность и главное любовь – к детям и предмету. Слово «человек» созвучно со словосочетанием «целый век». Значит, от детей, которых я учу, зависит, каким этот век будет, каким новый человек вырастет. Д. Менделеев говорил: «Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян». Надеюсь, что мои подходы к образованию, мое понимание роли педагога в современном мире направлены на то, чтобы семена, посеянные в сердцах моих учеников, дали плоды разумно, доброго, вечного. Понимая, что судьба государства и будущее нации зависят от состояния системы образования, не могу не сказать о проблемах современного образования и предложить возможные пути их решения:

- падение престижа профессии учителя. Нужно создавать положительный образ педагога, подключая к этому родителей обучающихся и общественные организации;

- бюрократизация в организации труда педагога. Необходимо сократить документооборот и освободить время учителя для главного – обучения и воспитания детей;

- уменьшение количества часов по географии в 6 классе. Необходимо увеличить количество часов географии в 6 классе до 2 часов, для проведения практических работ, для отработки навыков определения географических координат, расстояний, направлений, так как эти умения проверяются в заданиях КИМов ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Учитель! Эта профессия вечная. Как бы ни менялось общество, как бы далеко ни уходило оно в своём развитии, без учителя оно никогда не обойдется. Ведь сколько нужно вложить труда в каждого гражданина страны, прежде чем он станет приносить пользу своему государству! Частица этого труда, причём немалая, принадлежит учителям, ведь ни один человек не может стать хорошим специалистом в своём деле, если не будет обладать теми знаниями, которые он получает в школе. Невозможно получить профессиональное образование без школьных знаний. Среди великого множества разных профессий, существующих на Земле, учителя всегда находились на особом месте, поддерживая и умножая могущество нашей великой Родины.

Своё эссе хочется закончить следующими словами: Кем бы ни был человек, продавцом или артистом, чабаном или строителем, будущую профессию он получил благодаря труду Учителя.