МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Монгуш Рада Владимировна

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года Республики Тыва- 2019»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

Монгуш Р.В.,

учитель географии,

МБОУ СОШ № 2 им. Т. Б. Куулар

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

 «Технология развития критического мышления на уроках географии»

 Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

Критическое мышление

  1. Самостоятельное
  2. Начинается с вопроса и прояснения проблемы
  3. стремится к убедительной аргументации

 Актуальность темы обусловлена в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
  • Умение формулировать корректные вопросы;
  • Интерес к творческой деятельности;
  • Самостоятельность учащихся в изучении предмета;
  • Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
  • Позитивная мотивация к учебному предмету

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

Для активизации познавательной деятельности  учеников  использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.

 Кластер– это способ графической организации материала

Последовательность действий:

1.      пишем ключевое слово или тезис;

2.      Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

3.      У каждого из «спутников» появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи

 Кластер «Солнышко» по теме Реки

 Кластер по теме «Электроэнергетика»

 Типы электростанций  ТЭС  АЭС   ГЭС    НВИЭ

 

«Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)»

1 шаг: До знакомства с текстом заполняем первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать»

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), вы далее заполняете графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Знаю

Хочу узнать

Узнал  (относится к фазе осмысления и рефлексии)

Электроэнергия широко используется во всех сферах человеческой деятельности

Как и где производится электроэнергия

Что такое ТЭС, АЭС, ГЭС

Факторы их размещения, регионы распространения

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

четыре блока

Проблема, Причины, факты и аргументы, вывод

Урок по теме: Реки республики Тыва

 Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках  географии очень  актуально применение  технология развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся. На графиках вы видите положительную динамику по всем результатам.

Динамика результатов обученности  по географии

Результаты НПК

Победители, призеры олимпиады по географии

 

Данная технология создает среду при которой:

  • ученик исходит из своих особенностей
  • вынужден проявлять активность
  • действовать в условиях выбора
  • преодолевать возникшие затруднения

Данная технология позволяет

  • сравнить себя с другими учащимися
  • оценить себя
  • научиться управлять собой, своими мыслями
  • удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.

Технологию РКМ использовала и проведении конкурсного урока «Мой лучший урок в городе Москве

Там же прошла курса по теме: « Современные походы и методы к ведению ФГОС, в объеме 72 часов

ТРКМ в объеме 8 часов

Слайд 24. «ФГОС основного общего, образования: нормативные и методические аспекты в объеме 72 часов

 Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо,

а совершенствование – бесконечно.

                                                                Лев Толстой