Дидактические материалы

дидактические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

Дидактический   материал

по русскому языку

для 3 класса

УМК «Школа России»

Составитель: Иващенко Т.А.,

 учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Аннотация

Данный дидактический материал представлен в виде индивидуальных карточек, в помощь учителю при проведении урока.  Предлагаемые задания являются дополнением к учебнику «Русский язык. 3 класс», авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., которые выстроены в  соответствии с тематическим планированием. Материал предназначен для организации самостоятельной индивидуальной, парной или групповой работы.  Самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует регулятивные УУД. Этот комплект удобно использовать, так как карточки сгруппированы по темам разделов учебника: фонетика, орфоэпия, морфология. Каждая карточка кроме задания содержит строчки для записи фамилии, имени обучающегося и место для оценки учителем. Учителю достаточно распечатать и разрезать карточки к уроку.

Ф.И._____________________________________

Раздели для переноса, поставить ударение:

Кукушка, солнце, водичка, русский, вьюга, лес.

Запиши  четыре слова, состоящие из трёх слогов:

_____________________________________________

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

«Прочитай звуковую рубашку» и запиши слова:

[йʹаблака]-_____________, [празнʹик]-_____________________,

[вʹйʹуга]-______________, [мʹэл]-__________, [каша]-_________.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выдели  красным цветом гласные буквы в словах:

Магазин, улица, сом, ямка, съезд, красный, юбка.

Запиши    «звуковую рубашку» слова.

Крокодил -[                                 ]-…сл, …б, …зв.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выдели   слог, в котором согласный произносим мягко:

Магазин, улица, сила, ямка, сумка, гиря, лесной. 

Запиши  «звуковую рубашку» слова.

Ёлочка -[                                 ]-…сл, …б, …зв.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выдели  в круг согласные буквы, подчеркни парные   согласные:

к, а, о, р, т, я, ю, ж, г, у, и, м, ф, й, б, ъ, ё, и, ь, н, к, ш, ы.

Запиши   «звуковую рубашку» слова.

ямка -[                                 ]-…сл, …б, …зв.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выдели   в круг согласные буквы, подчеркнуть непарные  согласные:

к, а, о, р, т, я, ю, ж, г, у, и, м, ф, й, б, ъ, ё, и, ь, н, к, ш, ы.

Дай  характеристику звуку:

[к]-___________________________________

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Запиши   «звуковую рубашку» слова.

Кораблик -[                                 ]-…сл, …б, …зв.

Дай  характеристику звуку:

б - [б]-___________________________________

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить пропущенные буквы, проверить:

Ни…кий-_______________,  тра…ка-____________,

ша…ка-________________, са…-_____________ .

Написать парные согласные:

                                                                                                            Оценка:

Ф..И._____________________________________

Подчеркнуть слова с парным согласным:

Друг,  грядка, дуб, нора, крот, медведь, белка, дождь, трава.

Написать парные согласные:

_____________________________________________________

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

На какое правило записаны слова? Подчеркнуть орфограмму.

Огород, подружка, рукав, мороз, резкий, узкая.

Написать парные согласные:

_____________________________________________________

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить букву, подобрать проверочные слова:

Гла…кий- _____________, заво…- _______________,

тру…ка- ________________, тетра…ка- _________________.

                                                                                                            Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Вставить непроизносимую согласную:

Радос…ный, вкус…ный, прекрас…ный, интерес…ный.

Написать парные согласные:

                                                                                                           

                                                                                                           Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркни слова с непроизносимыми согласными:

Резкий, местный, уютный, грустный, лестница, длинный

Продолжи цепочку слов:

Прекрасный, чудесный, __________________, ____________

Счастливый, местный, ___________________, _______________

                                                                                                           Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Поставить  ударение, вставить безударную гласную,  написать

проверочное слово:

Стр…ла –__________,  гр..за - ____________,  сн…говик –

___________, др..ва -_____________,  к…ты -____________,

тр…ва -_____________,з…мля -____________,  ст..лы –

____________, р…са -_______________  .

                                                                                                            Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Вставить безударные гласные, устно проверить:

Л...сные цв...точки, посв...тлело в л...су, з...л...тая ос...нь,

курлыч...т жур...вли, моя сл...за, в...рсистый к...вер.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подобрать 4 однокоренных слова, выделить корень.

Трава-__________________________________________

                                                                                                            Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть слова с безударной гласной:

Парк, лесок, дуб, садик, нора, крот, гора, белка, дожди, трава.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить безударную гласную, подобрать проверочное слово:

Тр…винка-_____________,  д…жди-______________,  в…лна-

_____________, л…сные-____________,  …кно-____________,  

пл…ды-_______________,   п…левой-_____________.

                                                                                                            Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Выделить корень, окончание, подобрать однокоренные слова:

Трава-_____________, стол-____________, садик-___________,

домашний-__________________, тетрадь-__________________.

                                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Записать однокоренные слова к слову зверь, выделить корень:

______________________________________________________

Подчеркнуть слова с безударной гласной в корне:

Лесной,  дубовая, лесок,  солнце, ужин, цветок, мёд, медовый.

                                                                                                           

                                                                         Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

Корка¹  -…сл, …б, …зв.

___- [    ] - _____________________________________

___- [    ] -______________________________________

___- [    ] -______________________________________

___- [    ] -______________________________________

___- [    ] -______________________________________

                                                                                                           

                                                                   Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

Лес¹  -…сл, …б, …зв.

л - [   ] - _______________________________________

е - [   ] -________________________________________

с - [   ] -________________________________________

                                                                                                           

                                                                         Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

Дуб¹  -…сл, …б, …зв.

д - [   ] - _______________________________________

у - [   ] -________________________________________

б - [   ] -________________________________________

                                                                                                         Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

Рысь¹  -…сл, …б, …зв.

р - [   ] - _______________________________________

ы - [   ] -_______________________________________

с - [   ] -________________________________________

ь - [   ] -________________________________________

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

кино¹  -…сл, …б, …зв.

к - [    ] - ______________________________________

и - [    ] -_______________________________________

н - [    ] -_______________________________________

о - [    ] -_______________________________________

                                                                                                     Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

лето¹  -…сл, …б, …зв.

л - [    ] - ______________________________________

е - [    ] -_______________________________________

т - [    ] -_______________________________________

о - [    ] -_______________________________________

                                                                                                       Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

снег¹  -…сл, …б, …зв.

с - [    ] - ______________________________________

н - [    ] -_______________________________________

е - [    ] -_______________________________________

г - [    ] -_______________________________________

                                                                                                      Оценка

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

сова¹  -…сл, …б, …зв.

__ - [     ] - _____________________________________

__ - [     ] -______________________________________

__ - [     ] -______________________________________

__ - [     ] -______________________________________

                                                                                                         Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выполнить звуко- буквенный разбор слова.

юла¹  -…сл, …б, …зв.

___- [    ] - _____________________________________

___- [    ] -______________________________________

___- [    ] -______________________________________

___- [    ] -______________________________________

                                                                                                           

                                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, подписать часть речи:

С деревьев полетел золотой дождь. Землю покрыли листья.

                                                                                                  Оценка:

Ф.И._____________________________________

Продолжить предложения, выделить основу предложения:

Вася идёт по________________________________.

____________________________светит солнышко. 

                                                                                                    Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить имена существительные, выделить основу

предложения:

На……………сидит рыжая………………  .

В сентябре на……………..висят разноцветные………… . 

                                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Списать в тетрадь предложения. В последнем предложении

подчеркнуть главные члены предложения, определить часть речи:

За деревней широкое поле. За полем роща. Дети часто ходят

в рощу. В кустах поют чижи.

                                                                                                     Оценка:

Ф.И._____________________________________

Списать в тетрадь предложения. В последнем предложении

подчеркнуть главные члены предложения, определить часть речи:

На березах гнезда грачей. Весной в гнездах вывелись грачата.

Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи. 

                                                                                                    Оценка:

Ф.И._____________________________________

Списать в тетрадь предложения. В последнем предложении

подчеркнуть главные члены предложения, определить части  речи:

Осеннее солнце слабо греет. Перелётные птицы потянулись

на юг. Вечером пошёл первый снег.

                                                                                                 Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Определить границы предложений. В пятом предложении

подчеркнуть главные члены предложения:  

Я решил нарисовать кота Ваську он спал на стуле я взял

Чистый лист бумаги вдруг Васька проснулся и убежал во двор

кот спрятался под крыльцом как мне его рисовать

                                                                                                    Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи:

С неба сыпался мелкий снег.

                                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Поставить знаки в конце предложений, вставить орфограммы:

Наступила ос..н… Какая х…рошая п…года В какой ч…десный

наря… оделис… д…рев…я Под н…гами шуршат лист…я (…пр)

                                                                                                     Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставь пропущенные буквы. Разбери последнее предложение

по членам предложения.

Х…рошо в л…су в полден… . З…лёные ёлоч…ки выг…бают

к…лючие ве…ки. Красуется белая берё…ка с душ…стыми

л…сточ….ками. На п…лянке др…ж…т серая осинка

                                                                                                    Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Дополнить предложение, подчеркнуть основу предложения:

Утренний туман________________________________.

_________________________________высоко в небе .

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить и подписать части речи:

Мороз,  лесной, учебник, бегать, зебра, спал, хмурое.

                                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть имена существительные:

Муха, мирный, морозит, муравей, игра, играть, смех. 

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные:

Муха, мирный, мороз, урожайный, морской, играть, смешное.

Записать 5 имен существительных.

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть двумя чертами глаголы:

Муха, мирный, мороз, урожайный, морской, играть, смешное.

Записать 5 имен существительных.

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить части речи:

Корова, бодрый, умница, рыбачить, уйти, горка, дырявый

Записать 4 глагола.

_______________________________________________

                                                                                                  Оценка:

Ф.И._____________________________________

Образовать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?:

 Корм-_______________, мороз-_______________, крик-_________________, соль-____________, бег-_______________,  сторож-________________.

                                                                                                    Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подобрать однокоренные слова, выделить корень,

определить части речи:

Кот-________________________________________,

Гриб-_______________________________________.

                                                                                                      Оценка:

Ф.И._____________________________________

Образовать однокоренные имена прилагательные, выделить

корень: река -______________,  гриб - ______________,

мир - _________________, дом-__________________ . 

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Написать собственные имена существительные:

Кошка_________, река_________, город___________,

девочка____________, страна__________________.

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить части речи. Выделить корень в однокоренных словах:  

Серый, думать, звонок, звонкий, звонить, быстрый, звонарь.

                                                                                                    Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выделить выделить корень, приставку, окончание:

Пробежка  , морской  , переход  , зима  .

                                                                                                       Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Выполнить разбор по составу:

Речушка, белый,  высокая,  ручной .

                                                                                                        Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Разобрать слова по составу, выделить основу:

Морской,  зимушка,  городок,  поход .

                                                                                                       Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Разобрать слова по составу:

Кустики,  жёлтый,  травинка,  грустные.

                                                                                                       Оценка:

Ф.И._____________________________________

Разобрать слова по составу:

Арбузный,  дорожка,  принёс,  переход. 

                                                                                                      Оценка:

Ф.И._____________________________________

Разобрать слова по составу:

Перегородка,  карманный, побег,  садик,  стрелка.

                                                                                                        Оценка:

Ф.И._____________________________________

Разобрать слова по составу:

Загородный, подорожник, ягодка, поливка, прудик

                                                                                                      Оценка:

Ф.И._____________________________________

Разобрать слова по составу:

Походный , перелесок , ветерок , игрушка , подружка. 

                                                                                                        Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить пропущенные разделительные ь или ъ знаки:

Обез…янка, об…яснение, в…ехал, в…юн, под…езд, л…ёт,  

п…ёт, с…ёжился, мурав…и, в…ётся, об…явление, под…ём.

                                                                                                        Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить пропущенные Ъ-Ь знаки. Выделить приставку перед Ъ знаком.

 Вся сем....я вместе, так и душа на месте. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. По плат....ю встречают, по уму провожают. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок.  Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем. 

                                                                                                 Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить род, вставить ь, если нужно:

Нож…, помощ…, туш…, чертёж…, трубач…, богач…,

глуш…, реч…, марш…, меч…, борщ…, дрож… .

                                                                                                      Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить род, вставить ь, если нужно:

Молодёж…, глуш…, луч…, товарищ…, рож…, камыш…,

глуш…, тиш…, ноч…, этаж…, плащ…, ковш… .

                                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Записать в единственном числе, определить род (ед. ч.):

Речи-_________, силачи-_____________, ежи-________,

калачи-___________, вещи-_________, мыши-__________.

                                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить пропущенные буквы, подобрать подходящие по смыслу слова:

Под…ём__________________, с…ёмка_________________,

лист…я _______________, с…едобный________________.

                                                                                                       Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Определить слова в два столбика:

Моряк, дым, ваза, зайка, растения, ёлка, рысь, медуза, рыба.

кто?                              что?

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

                                                                                                     Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить число имён существительных:

Ветка, сёла, яблоко, вьюнки, ножницы, майка, совы, дыра.

Определить род имён существительных:

Чудище, роза, яблоко, под грибом, погода, страус, дети,

аист, в море, дерево, за лесом, собаки, лев, львица, львята.

                                                                                                Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть имена сущ., которые употребляются только во мн. числе: 

Брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила,

прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки, каникулы, санки.

                                                                                                  Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Просклонять имена  существительные  КНИГА, СТРЕЛА:

И. п. (что ?)______________________________________

Р. п. (чего ?)______________________________________

Д. п. ( чему ?)_____________________________________

В. п. ( что ?)______________________________________

Т. п. (чем ?)_______________________________________

П. п. о чём ?)______________________________________

                                                                                                            Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Определить род, число, падеж имён существительных:

У реки- … р., …ч., …п.; под кустом -… р., … ч., … п.;

от папы- … р., … ч., … п.; малина -… р., … ч., … .

                                                                                             Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть имена сущ., определить род: 

Товарищ, коврик, белизна, грустный, около, солнце, бегун.

                                                                                              Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Просклонять имя  существительное  МОЛОКО:

И. п. ______________________________________

Р. п. _______________________________________

Д. п.________________________________________

В. п.________________________________________ 

Т. п.________________________________________

П. п.________________________________________ 

                                                                                               Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить падеж имен существительных:

У дороги, с мачты,  с папой, у дедушки,   перед экзаменом,

под полотенцем, в квартире, крот, около стула, о книге,

над облаком, с братом,   к роботу, над дачей.

                                                                                             Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Вставить орфограммы, определить падеж имен существительных:

Трещ…т м…розы. Иней запуш…л д…рев...я. На ёлке и

осинке л...жат ша...ки снега. Вот белка прыгает с ветки

на ветку. Дятел стучит на верху...ке д...рева своим кре…ким

клювом. М..ро... зат..нул пру… льдом. Мя...кий белый к...вёр

покрыл х…лодную землю.

                                                                                                Оценка:

Ф.И._____________________________________

Поставьте вопросы, определите падежи имён существительных.

Найти  (__________)  друга  _____п.

Подойти   (__________)  к гнезду  _____ п.

Убежать  (__________) от собаки  _____ п.

Пойти   (____________)  с сестрой  ____ п.

Передать (__________)  посылку  ____ п.

Отойти   (__________) от школы _____п.

Пирожок   (___________) с капустой ____ п.

Найти  (__________)   линейку  _____ п.

Прыгали  (___________) воробьи ____п.

Отпил   (___________)  из стакана  ____п.

                                                                                          Оценка: 

Ф.И._____________________________________

Просклонять имена  существительные  КОШКА, МОРЕ:

И. п.( ______________________________________________

Р. п.( _______________________________________________

Д. п.(________________________________________________

В. п.(________________________________________________

Т. п.(________________________________________________

П. п.(_______________________________________________

                                                                                                Оценка:

Ф.И._____________________________________

Определить род, число, падеж имён существительных:

Около дороги- … р., …ч., …п.; на реке -… р., … ч., … п.;

из норы- … р., … ч., … п.; машину -… р., … ч., … . 

                                                                                            Оценка:

Ф.И._____________________________________

Подчеркнуть имена прилагательные:

Правильный, письмо, писать, лисий, лисонька, аккуратный,

рисовый, дорожный, ночевать, молоко, молочный, сонный.

                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Выделить корень, определить части речи:

Синий,  синька,  синева,  синеть,  подсинить.

Резьба,  резать,  разрезать,  резной,  резчик.

Дар,   дарить,  подарок,  передарить,  подарочный.

                                                                                               Оценка:

Ф.И._____________________________________

Вставить пропущенные орфограммы: 

На ни...кой но...ке, у...кая тро...ка, моро... со сне...ком,

сла...кая ре...ка, кре...кая вере...ка, перед  поса...кой

морко...ки, ле...кие крылы...ки, сла...кий арбу... . 

                                                                                   Оценка:

Ф.И._____________________________________

Замените выделенные слова именами прилагательными.Запиши

полученные словосочетания, определить род:

Сок из моркови - ________________сок.

Джем из малины - _______________джем.

Пюре из картофеля - ______________пюре.

Сковорода из чугуна - ______________сковорода.

Филе рыбы - ____________________филе.

Запеканка из творога - ____________________запеканка.

                                                                                   Оценка:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: