Проектная деятельность. Обобщение опыта

Проектная деятельность. Внеурочные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivashchenko_t.a.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Иващенко Татьяна Анатольевна

Россия, Иркутский район, с. Мамоны, МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Резюме. В статье рассматривается  как курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» позволяет поэтапно развивать познавательные способности школьников. Курс оснащен рабочими тетрадями.  Проектная деятельность – это одна из современных технологий обучения, которая  развивает и формирует познавательную активность школьников, изменяет качества личности обучающихся.  Для достижения целей проектной деятельности используются различные виды и формы работы с классом. В ходе работы по данному курсу ведется диагностическая работа по формированию познавательной активности школьников.  Обучение проектной деятельности реализует межпредметную связь.  Данный ресурс закладывает базовые умения школьников в работе с проектами.

Ключевые слова. Проектная деятельность, проект, внеурочная деятельность, познавательная активность, самостоятельность, рефлексивные навыки, коммуникативные способности, презентационные способности.

EXTRA-COURSE ACTIVITIES AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Ivashchenko Tatyana Anatolyevna

Russia, Irkutsk region, v. Mamony, MOU IRMO "Mamonovskaya school"

Summary. The article considers as a course of extracurricular activities "Learning to create a project" allows you to gradually develop the cognitive abilities of schoolchildren. The course is equipped with workbooks. Project activity is one of the modern learning technologies that develops and shapes the cognitive activity of schoolchildren, changes the personality traits of students. To achieve the goals of project activities, various types and forms of work with the class are used. In the course of work on this course, diagnostic work is carried out to form the cognitive activity of schoolchildren. Teaching project activities implements interdisciplinary communication. This resource lays the basic skills of schoolchildren in working with projects.

Keywords. Project activity, project, extracurricular activities, cognitive activity, independence, reflective skills, communication skills, presentation skills.

Проектная деятельность сегодня прочно вошла в процесс обучения школьников.  Эта деятельность, рассматривается  как средство формирования познавательной активности обучающихся и  актуальна в педагогической  науке еще с конца ХIХ-начала  XX   веков (Дж.Дьюи,   А.С.Макаренко,  А.В.Сухомлинский,   С.Т.   Шацкий и др.). В своих работах Дж.Дью подчеркивал, что образовательный процесс должен строиться вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка [2].  В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн называли  именно младший школьный возраст, как самый благоприятный для развития познавательной активности.

        Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта,  педагог,  используя современные образовательные технологии, должен достигать высокого  качества обучения  и воспитания. В результате этого обучающиеся смогут самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, находить альтернативные решения, уметь взаимодействовать с социумом. Проектная деятельность – это одна из современных технологий обучения, которая  развивает и формирует познавательную активность школьников, изменяет качества личности обучающихся [1]. В ходе работы с проектами школьники обретают новые способности, такие как:

  • умение распознавать проблему,
  • умение преобразовать ее в цель деятельности,
  • умение составлять план работы для достижения этой цели,
  • работать по составленному плану,
  • достигать результата,
  • проводить анализ успехов и ошибок.

        Начиная с первого и до четвертого класса, учитель  вводит поэтапно в совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на создание проекта.  

Цель этой работы – формирование познавательной активности  младших школьников  через введение в проектную деятельность.  

Работа с проектами организуется через внеурочный курс «Учусь создавать проект», авторы Р.И. Сизова и Р.Ф. Селимова [3].  Этот курс рассчитан на четыре года, по одному занятию в неделю. Данный курс обеспечен рабочими тетрадями.  Структура материала тетрадей представлена в виде рубрик: «Минутка знакомства», «Играем в ученых», «Добрый совет Дельфина», «Переменка», «Тесты», «Самоанализ».

Так, рубрика «Минутка знакомства», помогает школьникам узнать, как их сверстники создавали проекты: «Доктор марципан», «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «Кто такие викинги» и др. С большим интересом ребята читают статьи и преодолевают свой страх перед началом своего исследования.

        Исследовательская деятельность школьника часто связана с какими-либо опытами или наблюдениями. Научиться правильно выстроить этот этап работы помогает рубрика «Играем в ученых». Например, во втором классе ребятам предлагается провести опыт с водой, используя ее вместо линзы. В третьем классе наблюдают, как действует сила равновесия, изготавливая игрушку неваляшку, как сделать ракету из воздушного шарика, соломинку пипетку, ленту Мебиуса. В четвертом классе предлагается выполнить опыты по превращению сосновой шишки в метеостанцию или как воздух может поднимать книги. Каждый раз дается пошаговое описание опыта с заданиями на сравнение, наблюдение, записи результатов своих наблюдений, вопросы на размышление «Как ты думаешь, почему такое произошло?»

        Если во время  работы над очередным этапом проекта у ребят возникает проблема, то  учитель предлагает воспользоваться рубрикой «Мудрый совет Дельфина».  

Рубрики «Тесты» и «Самоанализ» способствуют развитию рефлексивных умений, формируют самоуважение и позитивную самооценку автора проекта.

На каждом занятии присутствует рубрика «Переменка». Школьники с удовольствием приступают к выполнению этих заданий. Упражнения направлены на развитие внимания, творческого мышления, логики, памяти, любознательности.

        Данный курс  помогает продвигаться младшим школьникам как по ступенькам проектной деятельности. На занятиях педагог знакомит школьников  с проектной технологией, с порядком построения проекта, с правилами публичного выступления перед аудиторией.

        Первое вводное занятие в начале каждого года обучения – выявление круга интересов, увлечений школьников. Это помогает как школьникам, так и педагогу выстроить дальнейшую работу над проектами. Все свои увлечения и последующие выводы, наблюдения фиксируются в рабочей тетради. Затем педагогом выстраивается работа по обучению и развитию способности к саморазвитию, умению планировать свою деятельность, углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями.

        С первого класса школьники изучают, как собирать материал, что такое проблема, гипотеза, как поставить цель и задачи проекта, что такое продукт проекта. Во втором классе на основе базовых понятий выстраивается дальнейшая работа: как провести интервью, как провести отбор значимой информации, подготовка мини-сообщения, что такое презентация и как самому ее приготовить. Третий год обучения – это следующий этап развития умения работать с информацией, с программой MPP, составление паспорта проекта, анкетирование, создание мини-постера. В четвертом классе расширяется представление о видах проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационно-исследовательский, практико-ориентированный, монопредметный,  межпредметный. Изучается, как подготовить отчет участников исследования, как приготовить презентацию к проекту, как использовать Интернет-ресурсы, разбираются типичные ошибки проектантов. Также педагог знакомит учащихся с критериями оценивания проектов. На заключительных занятиях ежегодно проводится тестирование, самоанализ, рефлексия по пройденному курсу на данном этапе. Немаловажным является и занятие по теме «Страницы благодарности», где участники записывают слова благодарности тем, кто с ними работал весь учебный год на проектом. Это руководитель проекта – учитель, консультанты – родители, помощники- друзья.

        В ходе работы по данному курсу велась диагностическая работа по формированию познавательной активности школьников. Мониторинг проводился по трем критериям: мотивационный критерий (методика Э.А. Баранова), когнитивный критерий (ЧервяковаЛ.А., Бойко Ю.В.),  операционно-творческий критерий (опрос, наблюдение), эмоционально-поведенческий критерий.

        По результатам проведенных диагностик с 1 по 4 класс, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика влияния занятий проектной деятельностью на формирование познавательной активности младших школьников.

Анализ показателей уровней познавательной активности младших школьников.

Уровни\

 Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2018-2019г.

Мотивационный

8 (32%)

10 (40%)

7 (28%)

Когнитивный

5 (20%)

12 (50%)

8 (32%)

Операционно-творческий

1 (4%)

1 (4%)

23(92%)

Эмоционально-поведенческий

1(4%)

2 (8%)

22 (88%)

2019-2020г.

Мотивационный

8 (32%)

11 (44%)

6 (24%)

Когнитивный

5 (20%)

12

8 (32%)

Операционно-творческий

2 (8%)

2 (8%)

21 (84%)

Эмоционально-поведенческий

2 (8%)

3 (12%)

20 (80%)

2020-2021г.

Мотивационный

10 (40%)

11 (44%)

4 (16%)

Когнитивный

5 (20%)

13 (52%)

7 (28%)

Операционно-творческий

5 (20%)

6 (24%)

14 (56%)

Эмоционально-поведенческий

7 (28%)

8 (32%)

10 (40%)

2021-2022г.

Мотивационный

10 (40%)

12 (48%)

3 (12%)

Когнитивный

7 (28%)

15 (60%)

3 (12%)

Операционно-творческий

7 (28%)

7 (28%)

11 (44%)

Эмоционально-поведенческий

10 (40%)

9 (36%)

6 (24%)

Занятия проектной деятельностью во внеурочное время часто помогают и перекликаются с изучаемыми темами на уроках, и становится частью всего образовательного процесса.  В результате каждый школьник может выбрать индивидуальное исследование по теме проекта и выбрать способы его выполнения. В ходе работы дети приобретают опыт создания инициативных групп для групповыхь проектов; формируются первоначальные проектные умения (поиск информации разными способами, формулировать воспросы, выдвигать простейшие гипотезы исследования; представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою работу и работу всей группы). Расширяется коммуникация в классе и за его пределами. Результатом заключительного этапа работы является следующее: дети овладевают способами организации самостоятельной проектной деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умеют самостоятельно осуществить все этапы проекта, приобретая умения делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями.

        За период обучения по данному курсу у школьников формируется большое количество надпредметных умений: проектировочные, исследовательские, информационные, корпоративные, коммуникативные, рефлексивные, презентационные.

Мои ученики смогли успешно завершить и представить свои проекты на школьном, муниципальном, региональном и российском уровнях по различным темам. Многочисленные дипломы победителей и призеров представлены на сайте школы.

        Таким образом, программа «Учусь создавать проект» является эффективным средством развития таких личностных качеств как: познавательный интерес, исследовательская инициативность, трудолюбие, учебная мотивация, содержательная рефлексия и адекватная самооценка.

Литература

  1. Александрова О. Н. Педагогический проект на тему «Развитие познавательно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности» // Завуч начальной школой. – 2013. - № 4. – С. 87- 93
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическре пособие для 1 класса – М.: Издательство РОСТ.- 64 с., 2011.

Сведения об авторе:  Иващенко Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ ИРМО «Мамоновская Средняя общеобразовательная школа»; Россия, Иркутская область, Иркутский район, село Мамоны, ул Садовая д.13, ivashtan@mail.ru