Самоанализ учителя по методической работе

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_metodicheskoy_temoy_uchitelya_.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над темой по самообразованию

«Развитие познавательных УУД на уроках окружающего мира».

учителя Иващенко Т.А.

(первое полугодие 2012-2013 г.г.)

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.   

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

     Поэтому в этом году я начала изучать проблему по формированию познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

     Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)    

     Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы  и т. п. Поскольку перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.

     При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

      Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в  моей педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме ученик – ученик, ученик – класс, ученик – группа, группа учащихся – класс, анкетирование и др.

С другой стороны, ученик в процессе взаимодействия на уроке с другими учениками, педагогом овладевает системой уже испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т.о. строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса.

Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми»; учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую) информацию, делать обобщение и выводы. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и развивают универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне.

Эффективно проходит работа в группах по 4-6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразные:

  • Расскажите о нашем городе;
  • Расскажите, как работают различные машины;

Следующая группа заданий требует от учащихся создание плаката:

  • Правила друзей природы;
  • Правила безопасного поведения на улице зимой.

Решение проектных задач – наиболее эффективный метод формирования УУД. Темы проектов для учащихся 1 класса:

  • Охраняемые животные Иркутской области;
  • Наши  питомцы;
  • Редкие растения и животные;
  • Профессии наших родителей;
  • Семейный фотоальбом.