Музыка

Шишкова Елена Анатольевна

Уроки музыки презентации

МОУ «Ерышовская сош» филиал в селе КаменкаУрок музыки в 5 классе на тему:« Всю жизнь мою несу родину в душе…»-http://ru.calameo.com/read/00460409302edd3faf59c

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Музыка в театре, в кино, на телевидении» 5 класс

Подготовил:

Шишкова Е.А.

Предмет

Музыка

Образовательная программа

«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская

Класс

5 класс

Тип урока

Урок – кинопанорама («открытия» нового знания)

Тема

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Цель

Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.

Дидактические задачи

Обучающая: Изучить  особенности музыки для театра и кино.

Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их.

Воспитательная:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

Основные термины  и понятия

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Фоновая музыка

Оборудование

ТСО:  компьютеризированное  место учителя.

Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку,   викторина «Музыкальная карусель», видеоролик «Мультфильм с приключениями»,  аудиохрестоматия.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная.

Структура и ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Исполнение песни:

Метапредметные  УУД:

личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Музыкальное приветствие.

На музыку «Два веселых гуся»

Я прошу тебя проверить, как организованно  рабочее место.

Музыкальное приветствие.

Выполняет требование учителя

«У моей России длинные косички»

2. Актуализация опорных знаний и умений.

регулятивные:

- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

Активизация мыслительных операций (ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и  познавательных процессов(внимание, память).

 

- Знакома тебе эта музыка?

(«Утро» Э.Григ).

- Сюита  «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю.

 

Слушает музыку, называет произведение, имя композитора;

знакомится с материалом учебника, отвечает на вопросы учителя.

3.Постановка учебной проблемы.

регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

- сравнивать образцы;

- находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Презентация:

- слайд 1.

ФЦИОР ресурсы:

- просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино»

Определяет тему урока под руководством учителя и планирует свою деятельность.

Знакомится с видеофрагментами, сравнивают  предлагаемые образы.

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

личностные:

- умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

- устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

- создание творческого и реалистичного  объекта;

- уметь выражать в своей работе  отношение к образам в музыке.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»:

задание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов).

- музыкальное попурри из песен.

Проблемный вопрос:

- Какое значение имеет музыка в кино?

(может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)

Физминутка:

«Звуки музыки» Р.Роджерс.

 Называет  и исполняет песни из кинофильмов.

Дискуссия.

Пластическая импровизация

5.Открытие нового знания

познавательные:

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Послушай пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями».

Задание 2.

Придумай  сюжет мультфильма  (литературный сценарий, музыкальный фильм).

Посмотри мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка?

Слушает пьесу,

Работают в творческих группах над заданием.

Комментарии и отзывы учащегося,

ответы на вопросы учителя.

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.

 Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Устный анализ по теме урока.

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- построение логической цепи рассуждений;

- определять последовательность своих действий на уроке;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- умение проводить анализ своей творческой деятельности;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

предметные:

- овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

«Музыкальная кинопанорама»:

- задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов).

Презентация:

- слайд 2

Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир  Шаинский;

- слайд 3.

- слайд 4.

Предлагю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на «Музыкальной карусели»;

 Творческая работа над заданием.

Отвечает на вопросы анкеты.

Знакомится с творчеством В.Шаинского

 Творческое  дело:

Отгадывает загадки о песнях  и вместе с учителем  исполняет их.

8.Рефлексия учебной деятельности

личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Что для тебя  было необычным, новым? В чём испытывал затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п.

Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.

В конце урока  активно обсуждает работу на уроке и дает объективную оценку.

Домашнее задание:

Подготовить подборку музыки из мультфильмов, загадки о музыке.

Планируемые результаты урока.

Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции.

Расширение музыкального кругозора.

Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов.

Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.

Личностные  УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов,

определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: выполнение группового исследовательского проекта.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.  

 «Мультфильм с приключениями».

Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия.

Книгопечатная продукция:  рабочая тетрадь  «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева,  диск DVD.



Предварительный просмотр:

  Урок  музыки "Фрески Софии Киевской.

 6-й класс

Учитель музыки: Шишкова Е.А.

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

ЗАДАЧИ:

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ:  , DVD–плеер, читающий CD –диск,  

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь, картонные геометрические фигуры и магниты

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, нотный текст песни Е.Крылатова “Молитва”.

ХОД УРОКА

Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков…
Б.Дубровин

I. Орг. момент. Вход в класс под “Прогулку” Мусоргского. (1мин)

(дети рассаживаются по трём группам вокруг столов)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.

-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?

(Это пьеса “Прогулка” из сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.)

Вспомните, какую роль выполняет “Прогулка” в сюите?

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:

http://festival.1september.ru/articles/616675/img1.jpg

Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется формула А + В + А + С + А,

где А – рефрен, ВС – эпизоды

- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.

(ученик выкладывает на магнитной доске http://festival.1september.ru/articles/616675/img2.jpg)

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

- Ребята, я не случайно дала вам это задание, потому что на протяжении урока мы будем копить знания, умения и в конце урока на основе накопленного материала создадим музыкальный проект. Какой – это пока секрет.

Итак….

2. Проблемное поле. Мини-проект.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

Работаем в рабочей тетради. На стр.22 есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

а) Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

- Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

- Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

- Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

б) Давайте его озвучим. (Выходят три ученика. Один играет первый голос на треугольнике. Два других ученика играют второй голос на колокольчиках (рефрен-эпизод-рефрен). Затем играют втроём)

Итак, мы создали музыкальный орнамент. На что похоже его звучание? (на колокольный звон). Где можно использовать такой орнамент? (озвучить росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)

III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)

На прошлом уроке мы уже знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.

Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, а также я давала индивидуальное задание (Имя): провести исследовательскую работу, собрать информацию о развитии церковной музыки XI – XIXвв. и оформить в виде презентации.

- (Имя) готов? Пожалуйста.

Защита презентации “Развитие церковной музыки XI – XIXвв.” с муз. сопровождением: Знаменный распев, “Да исправится молитва моя” П.Чеснокова. Вопросы к классу.

- Спасибо, (Имя). Садись.

VI. Исполнение “Молитвы” Е.Крылатова (5 мин.)

- А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

(Да)

- Какую современную молитву вы знаете? (“Детская молитва” Е.Крылатова)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

- Встали.

1. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)

- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

2. “Греем руки на морозе” (дышат 8раз)

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)

на экране слайды 4-15 сопровождают песню

б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ" Е.КРЫЛАТОВА:

- Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – весь класс.

в) ВЫВОД:

- Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон,

там многоголосье - партесное пение

присутствует аккомпанемент,

исполнительский приём “а капелла”)

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

IV. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(8мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фото композитора и собора св.Софии с учебника стр.58

Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.

Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в “Молитве” Е.Крылатова.

И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке “картинок” Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.

А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. (“Орнамент”)

Верно. Послушайте его музыкальный узор.

Звучит “Орнамент”

на экране фото-слайды 17-21 – экскурсия по собору Святой Софии.

- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? ( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано.

Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)

на экране три фрески: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.

Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, а вы трое – музыканты, находите в соответствии элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.

Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

 на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Правильный вариант ответов

Мелодия – поступенная

Линия – прямая

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Колорит – мерцающий

Форма – вариация

Композиция – располож. частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие худ. идеи – приближение

- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты - 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

Оценки за урок.

- Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).

Домашнее задание:

- В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в творческой тетради стр.25 свои размышления.

Урок окончен.

См. приложения.

Прослушайте музыкальный материал.



Предварительный просмотр:

Сергей Рахманинов

http://staroe.predanie.ru/download/iblock/9b1/rahm.jpg

Композиция «Литургии Иоанна Златоуста» напоминает громадный сверкающий алтарь: грандиозное целое складывается из законченных, подобных филигранно выделанным клеймам, фрагментов. 

    Контрасты возникают между частями: образы глубокого сосредоточения мысли и чувств соседствуют с торжественным величанием и богатырским шествием, умиротворенность счастливого материнства и образ сияющего, тихо льющегося света — со страстной мольбой о спасении и величественным перезвоном.

    Рахманинов услышал и распел свою «Литургию» как звучащую историю народа, как волнующую, одухотворенную искренним человеческим чувством, возвышенную философскую эпопею.

    «Литургия» впервые прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского хорового дирижера Н.М. Данилина.

    Весной следующего года она исполнялась в Петербурге, где хором Мариинского театра дирижировал сам автор. Сохранилось свидетельство очевидца: «Высокая, стройная, со строгими чертами лица фигура Рахманинова на дирижерском возвышении была выразительна, импозантна и красива, отвечая стилю концерта и сосредоточенному настроению зала. Торжественная тишина, глубокое внимание, одухотворенное выражение на лицах слушателей свидетельствовали, что музыка Рахманинова нашла путь к их сердцам...»

Скрыть

 



Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

Разработал: Щербаков Д.А. (учитель музыки)

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная  для исполнения хором.

Хор (др.-греч. χορός толпа) —

  • музыкальный коллектив, состоящий из певцов (хористов, артистов хора);
  • совместное звучание человеческих голосов.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella.  Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

Хоровая музыка появилась очень давно, ещё  в те времена, когда древние люди возле костра пели хором свои незатейливые и, наверное, совсем не рифмованные стихи.

Хоровую музыку писали и использовали многие известные композиторы, такие как Бах, Моцарт, Бетховен,  Глинка, Мусорский, и многие другие.

Хор – это сообщество людей, которые не просто вместе поют, они должны объединить свои души в едином порыве, чтобы создать по-настоящему прекрасную музыку.

Одна из особенностей хора в том, что он доступен каждому, общее пение позволяет скрыть недостатки голоса и усилить его достоинства. Однако каждый хорист должен чувствовать соседа и хормейстера, должен не только слышать музыку, но и чувствовать ее в себе, чтобы своим голосом наиболее полно отобразить ее и вплести его в общую гармонию.

Виды хоровой музыки:

  • народный хор
  • академический хор
  • камерный хор
  • хор в опере
  • детский хор
  • церковный хор

Жанры хоровой музыки:

  • песня
  • хоровая миниатюра
  • хор крупной формы
  • обработка, переложение
  • кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, месса, реквием и др.)
  • самостоятельный хоровой номер или сцена  в опере

Народная хоровая музыка выросла из народной песни.

Её темы, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, об их жизни и работе. В народной хоровой музыке главное – стремление людей к единению, поэтому её отличают особая мощь и слаженность.

Многие народы до сих пор сохранили свою хоровую культуру – Германия, Прибалтика, Скандинавия.

В России народные хоры тоже ещё есть, например, казачьи хоры, но их становится всё меньше.

Когда люди научились строить храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, в церкви отражалась вся жизнь народа, его праздники, свадьбы, крещения, поминки умерших.

Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру - серьёзная, возвышенная, философская музыка.

Виды церковной музыки:

  • Католическая
  • Православная
  • Протестанская

Хор в опере  используется для того, чтобы подчеркнуть значительность момента, его торжественность, а также чтобы отобразить участие в опере народа.

В русской музыке  это такие хоры,  как хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.Глинки,  хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина,  хоры из опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского.

Во всех этих хорах участвует большое количество народа, музыка их очень яркая, торжественная, потому что речь в ней идёт о важных событиях в жизни народа.

Но хоровая музыка в опере может быть разной: весёлой, шутливой, плясовой, лирической – в зависимости от того, чем занят народ в хоровых сценах.

Для сравнения послушаем два оперных хора и один церковный:

  1. Хор пленных иудеев из оперы "Набукко" Дж.Верди – он ещё называется "Ты прекрасна, о родина наша". В нём  люди прославляют свою потерянную родину: ведь они пленники – и мечтают вернуться на неё. Это очень красивая, величественная музыка.
  2. "Хор солдат" из оперы "Фауст" Ш.Гуно. Это совсем другая музыка: она похожа на марш. Её поют солдаты, отправляющиеся на войну, поэтому она боевая, бодрая, воинственная.
  3. Хор Д.Бортнянского "Приидите, воспоем людие". Это радостный, ликующий хор, его текст призывает прославить, воспеть Бога.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс Программа Алеева В.В., Науменко Т.И. «Музыка». Цель: раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от светской; путём исследования определить, какую роль играет хоровая музыка в жизни человека.

Слайд 2
Задачи:Дидактические:- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;- показать развитие храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;- побудить детей к самостоятельному поиску выявления сходства и различия духовной и светской музыки.Развивающие:- развить интерес к музыке через творческое самовыражение;- развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;- развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.Воспитательные:воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному; - воспитать эмоциональную отзывчивость; - воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

Слайд 3
Музыкальное приветствиеЕ. Поплянова «Начинается урок»

Слайд 4
а) отличается простотой ____________________;б) развитый, утончённый жанр ______________________;в) связь с народным творчеством не очевидна ________________;г) связь с народным творчеством выступает явно ______________; д) характер мелодии обобщённый _________________________;е) характер мелодии личный, индивидуальный ___________________;ж) используется куплетная форма ______________________;з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения _____.

Слайд 5
с греческого «choros» и латинского «chorus» - толпа, собрание, коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.

Слайд 6
Крещение Русисвятым великим князем Владимиром 988 г.

Слайд 7
Строго вокальный характерТесная связь музыки и словаПлавность мелодического движенияПодчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста

Слайд 8
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева – направо)
Александр Гречанинов Александр Кастальский Павел Чесноков Михаил Ипполитов-ИвановМихаил Глинка

Слайд 9

Орган в церкви Ганновера, Германия.
Орган 1671 года в церкви Дордтрехта (Голландия). 

Слайд 10
Элементы
Народная хоровая музыка
Храмовая хоровая музыка
Светская хоровая музыка
Произведения музыкального искусства
Р.н.п.«Есть на Волге утёс»
Темы и образы
Мир природы, б ыта. труда людей
Средства воплощения
мелодия, ритм, гармония,динамика , тембр (окраска звука)-лад

Слайд 11
Элементы
Народная хоровая музыка
Храмовая хоровая музыка
Светская хоровая музыка
Произведения музыкального искусства
Радуйся
Темы и образы
Средства воплощения

Слайд 12
а) написать сообщение о действующем хоровом коллективе; б) составить кроссворд на тему: «Храмовая музыка»;в) написать эссе «Хоровая музыка - это…».



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе Мир композитора. С веком наравне

 

Обобщенная иллюстрация - Композитор

Немецкий композитор и органист Иоганн Себастиан Бах был потомственным музыкантом. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии. Сам же Бах в конце жизни говорил:

- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.

Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:

"В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган".

«Не ручей, а море должно быть имя ему» (Л. Бетховен о Бахе)

Иоганн Себастиан Бах, лучше картинки, а не поясные портреты

Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии.

— Вы ещё слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллады? — сказал композитор.

Юноша возразил:

— Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам ещё не исполнилось десяти лет?

— Да, — ответил Моцарт. — Но я никого не расспрашивал, как их следует писать!

Вольфганг Амадей Моцарт

Однажды Людвиг Ван Бетховен был приглашен как исполнитель в один весьма аристократический дом. Бетховен попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно ему не нравится в его новом произведении.

-Хорошо, я скажу, - согласился тот. В вашем творчестве есть вещи прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и весьма неспокойно...

- Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? - усмехнулся Бетховен.

- О, нет, дорогой мой господин Бетховен, - живо отвечал старый Гайдн. - И вы, и я - мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль музыканта - это всегда он сам.

Людвиг Ван Бетховен

«Австрийский композитор Франц Петер Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен - в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом простых естественных помыслов и глубокой человечности», - писал Борис Асафьев.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады".

Франц Петер Шуберт

“Фридерик Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано».

В мае 1940 года фашисты-оккупанты разрушили памятник Шопену. Разобранный на отдельные куски, он был вывезен в неизвестном направлении для переплавки. Голова памятника была найдена в 1945 году. После войны началась работа по его восстановлению. В мае 1958 года состоялась торжественная церемония вторичного открытия - появился такой же памятник Шопену, каким он был когда-то.

Фридерик Шопен

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме. Просмотрев партитуру, Лист спросил:

- Вы мне его сыграете?

- Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю

- Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем. С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:

- Великолепно! Непостижимо...

- Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, - добродушно улыбнулся Лист.

Эдвард Григ

Иоганн Штраус - австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач, "Король вальсов». Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья тоже были известными композиторами. В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев.

Никколо Паганини воздействовал на своих слушателей многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных". Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:

- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.

Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...

Никколо Паганини

Успех Михаилу Ивановичу Глинке принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В честь Глинки друзья сочинили канон.

Автором первого куплета был композитор М. Ю. Виельгорский:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! наш Глинка –

Уж не Глинка, а фарфор!.

http://www.ildeliriofantastico.com/pictures/cache/73/ef/73ef6c520f2f0591841108a6c2a6b891.jpg   Бах

https://yandex.ru/images/search?rpt=simage&noreask=1&source=qa&text=%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%20%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%20%D0%91%D0%B0%D1%85  бетховен фото

http://filharmonia.hu/wp-content/uploads/2014/01/195.jpg моцарт

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0d/Franz_Schubert_by_Wilhelm_August_Rieder_1875.jpg шуберт

http://www.marianskelazne.ru/paste/1193three49.jpg шопен

http://proxy10.media.online.ua/uol/r2-5ca1da2870/5445b03092010.jpg    эдвард григ

http://cdn.fishki.net/upload/post/201503/26/1478576/14_1.jpg паганини

http://www.quotationof.com/images/mikhail-glinkas-quotes-8.jpg   глинка

http://www.autogrammadressen.org/images/640/246162-640-modest-mussorgsky.jpg   мусоргский

http://abseilera.ru/uploads/images/r/i/m/rimskij_korsakov.jpg   римский – корсаков

http://okolo.me/wp-content/uploads/2013/09/16chaik.jpg   чайковский

http://vpm.by/wp-content/uploads/2013/12/sergey_rahmaninov_o_bolezni.jpg   рахманинов

http://videoduel.ru/videothumbs/E/dN/EjdNXjMz9mB.jpg   прокофьев

http://i.ytimg.com/vi/NDnvOGP8Tbo/hqdefault.jpg  кобалевский

http://play-nows.ru/uploads/images/georgij_sviridov_ogljanites_original_pesni_grigorija_lepsa_i_valerija_meladze.jpg    свиридов