ШАХМАТЫ

Санникова Анастасия Юрьевна

Шахматы.

А вы умеете играть в шахматы?

Я ДА, и учу других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Паспорт программы

5

1.Целевой раздел

5

1.1. Пояснительная записка

7

1.1.1. Актуальность внедрения Программы

5

1.1.2. Цели и задачи  программ

6

1.1.3. Особенности программы

7

1.1.4. Принципы и подходы в обучении дошкольников шахматам

7

1.2.  Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

8

1.3. Сроки реализации Программы

11

1.4. Основные формы и средства обучения

12

1.5. Ожидаемые результаты в ходе реализации Программы

12

1.5.1. Целевые ориентиры

12

1.6.Краткая характеристика МАДОУ «Детский сад 38

13

2. Организационный раздел

14

2.1. Особенности содержания Программы

14

2.2. Содержание изучаемого курса

16

2.2.1. Первый год обучения

16

2.2.2. Второй год обучения

17

2. 3. Учебно-тематический план 1 год

18

2.4. Учебно-тематический план 2 год

19

2.5. Методическое обеспечение Программы

21

2.6. Требования к материально-техническому обеспечению

23

3. Содержательный раздел

24

3.1. Календарно-тематический план

24

3.1.1. первый год

24

3.1.2.  второй год

30

3.2. Критерии оценки

35

3.2.1. первый год обучения

35

3.2.1. второй год обучения

36

 Список использованной литературы

38

                             

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.

Некоторые очень ценные качества ума, необходимые

в человеческой жизни, требуются в этой игре и

укрепляются настолько, что становятся привычкой,

которая полезна во многих случаях жизни…»

Бенджамин Франклин

Введение.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Паспорт программы

1. Наименование дополнительной бесплатной образовательной услуги

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

2. Основание для разработки

программы

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013);  

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Закон РФ от 07.05.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3. Заказчик программы

Родительская общественность;

Коллектив МАДОУ Детский сад №38

4. Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 38 городского округа город  Уфа Республики Башкортостан

5. Целевая  группа

Дети старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет

6. Составители программы

Инструктор по ФИЗО Высшей категории Санникова А.Ю.

7. Цель программы

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.

8. Задачи программы

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника;

Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер;

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций;

Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию;

Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства;

Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы;

Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости;

Осуществлять всестороннее физическое   развитие  воспитанников.

9.Ожидаемые результаты

По итогам освоения программы дети будут:

иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

различать и называть шахматные фигуры;

правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

иметь представление об элементарных правилах игры;

играть малым числом фигур;

иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

владеть основными шахматными терминами;

правильно применять элементарные правила игры;

иметь представление о некоторых тактических приемах;

активно общаться со сверстниками;

отвечать на вопрос воспитателя;

вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;

договариваться о совместной игре.

10.Срок реализации программы

1 год

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Обучение детей игре в шахматы» является программой спортивно-технической направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение.

Педагогические, психологические и физиологические исследования,  свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Обучение детей игре в шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в младшем дошкольном возрасте.

1.1.1Актуальность внедрения Программы.

Актуальность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы

позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве...

1.1.2Цели и задачи Программы.

Цели:       Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника;

Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер;

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций;

Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию;

Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства;

Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы;

Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости;

Осуществлять всестороннее физическое   развитие  воспитанников.

           1.1.3. Особенности Программы.

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности обучение детей игре в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

 преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».  Программу Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы». Трофимова А. С. «Буду чемпионом»

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.

1.1.4.Принципы и подходы в обучении дошкольников шахматам.

«Обучение детей игре в шахматы» осуществляется на основе следующих    Принципов:  

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;

 Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

1.2. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.

5-6 лет. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.

Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного, через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.

Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.

6-7 лет. К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

1.3.Сроки реализация Программы.

Программа составлена на возраст детей 5-6 лет, её реализация предполагает 1 год.

Также Программа составлена на возраст детей 6-7 лет, её реализация предполагает 1 год.

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 50 шахматных занятия (два - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

1.4. Основные формы и средства обучения:

Дидактические игры и задания;

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

Практическая игра;

Теоретические занятия, шахматные игры;

Шахматные турниры.

1.5.Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,

развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

1.5.1.Целевые ориентиры.

К концу первого года обучения ребенок должны знать: историю возникновения шахматной игры; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;  рокировать;  решать элементарные шахматные задачи; правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

К концу второго года обучения ребёнок должен знать: Имена нескольких выдающихся шахматистов. Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,

К концу второго года обучения ребёнок должен уметь: разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры; ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.

1.6.Краткая характеристика МАДОУ «Детский сад 38»

МАДОУ «Детский сад №38» осуществляет воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2-7 лет. В учреждении функционируют 8 групп, которые посещают дети от 2 до 7 лет.

Группы скомплектованы по одновозрастному и разновозрастному принципу.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти основным направлениям. Согласно ФГОС ДО.

МАДОУ «Детский сад №38» работает пять дней в неделю с 7 до 19 часов. Выходные дни: Суббота, Воскресенье, праздничные дни.

2. Организационный раздел.

2.1. Особенности содержания программы:

                Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.

          Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только  закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.

          Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях.      На втором году обучения этому моменту программы  уделяется гораздо большее внимание.  Для разъяснения этих понятий  педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.

           Программа для детей 6-7 лет так же рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительностью 30  минут.  Если на в 5-6 лет большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат.

          Второй этап обучения состоит в том, чтобы ребенок производил адекватные ходы. Адекватный ход – значит правильный, т.е. такой ход, который следует сделать в данном случае, исходя из сложившейся ситуации. На этом этапе злейшим врагом ребёнка является невнимание. Часто бывает так, что он не замечает нападения противника на ферзя или другую фигуру или по невнимательности подставляет под удар собственную фигуру.

           Данный этап характеризуется формированием умения сосредоточиться, не спешить с ответным ходом и, проанализировав сложившуюся ситуацию, сделать адекватный ход, просчитав его последствия. Работа педагога теперь состоит в контроле действий ребёнка, анализе и исправлении его ошибок, а также поиске путей развития.
Второй этап в отношении взаимодействия с ребёнком для него не легче первого. Если взрослый будет играть в полную силу и постоянно выигрывать, то скоро его ученик может разувериться и потерять интерес к шахматам. Если же делать неоправданные жертвы фигур и иногда проигрывать, то ученик почувствует несерьезное отношение к себе, и у него может появиться недоверие к педагогу. В таком случае следует уравнять возможности путем, сняв с доски ферзя на стороне взрослого: у ребёнка будет полный набор фигур, а педагог будет играть без ферзя.

           Такое положение не только выравнивает силы, но и учит реализовывать свое преимущество. Появляются новые задачи, складывается новая стратегия игры, заключающаяся в том, чтобы разменять шахматные фигуры и остаться в конце игры с ферзем против одинокого короля взрослого. В первых играх ребёнку победить не удается, но со временем он начинает побеждать, отмечая свои успехи. Тогда педагогу следует снять с доски ладью и играть без нее.

          Тренировочный режим отличается ещё и тем, что в учебных играх следует возвращать ребёнку его ходы, сделанные по ошибке, и постоянно напоминать о главных задачах.

2.2.Содержание изучаемого курса.

Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы:

Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме, логического мышления, целостности восприятия.

Развитие умения ориентироваться на плоскости

Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.).

Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление.

Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..

Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).

Выработка у ребенка волевых качеств

Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления.

Развитие физической выносливости, физического здоровья.

2.2.1. Содержание изучаемого курса 5-6 лет

№ занятия

Тема занятия

1.2

Педагогический мониторинг

3.4

Легенда о Радже и мудреце

5.6

В стране шахматных чудес

7.8

Мудрец

9.10

Шахматная доска

11.12

Шахматные фигуры

13.14

Начальное положение

15.16

Так много их, но мы уже их знаем

17.18

Ладья

19.20

Слон.

21.22

Ладья против слона

23.24

ферзь

25.26.27

Ферзь против ладьи и слона

28.29

Конь.

30.31.32

Конь против ферзя, ладьи и слона.

33.34

Пешка.

35.36.37

Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня.

38.39

Король

40.41.

Шах

42.43.44

Мат  

45.46.47.

48.49

Интеллектуальный турнир

50

Мониторинг.

2.2.2.Содержание изучаемого 6-7 лет

№ занятия

Тема занятия.

1.2

Мониторинг.

3.4

Шах.

5.6.7

Двойной шах с выигрышем. Лучший шах

8.9.10.11

Мат.

12.13.

Мат в 1 ход

14

Что такое связка

15.

Ничья

16.17

Рокировка.

18.19.20

Непобедимый

21.22.23.24

Волшебный мир комбинаций.

25.26.27.28

Реши этюд, отгадай задачу, найдешь удачу.

29.30

Итальянская партия

31.32

Сицилианская защита.

33.34

Принятый ферзевый гамбит.

35.36

Короткие партии

37

Великие гроссмейстеры

38

Здоровые телом и духом.

39.40.41.42.

43.44

Задачи и этюды

45

И король жаждет боя.

46.47.48

Шахматный турнир

49

Шахматный праздник

50

Мониторинг

2.3. Учебно-тематический план 5-6 лет

№ п/п

Наименование темы

ввсего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Поля шахматной доски

4

2

2

2

Игровая практика

6

2

4

г) шах, мат, пат

б) начальное положение

в) рокировка, взятие на проходе

г) превращение пешки

д) варианты ничьей

3

История шахмат

1

1

а) происхождение шахмат

4

Обозначение горизонтали и вертикали

4

1

3

а) игровая практика

б) обозначение шахматных фигур и  терминов

в) запись фрагментов шахматной партии

5

Ценность шахматных фигур

2

1

1

а) сравнительная сила фигур

б) достижение материального перевеса

в) способы защиты

г) игровая практика

6

Техника матования одинокого короля

13

3

10

 игровая практика

7

Шахматная комбинация

7

2

5

а) матовые комбинации, темы завлечения

б) матовые комбинации, темы комбинации

в) игровая практика

8

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса

4

2

2

а) тема отвлечения

б) уничтожение защиты

в) тема связки

г) тема освобождения пространства

д) тема прикрытия

е) тема превращения пешки

ж) сочетание тактических приемов

З) игровая практика

9

Комбинация для достижения ничьей

4

2

2

а) игровая практика

б) патовые комбинации

в) комбинации на вечный шах

г) типичные комбинации в дебюте

10

Практическое применение изученных навыков

4

4

Итого:

00

13

37

2.4. Учебно-тематический план. 6-7 лет

№ п/п

Наименование темы

Ввсего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Повторение пройденного материала

4

2

2

а) поля – горизонталь и вертикаль

б) диагональ, центр

в) виды  шахматных фигур

г) шах, мат, пат

д) рокировка, взятие на проходе

е) варианты ничьей

ж) розыгрыш дебюта

з) задание на мат в один ход

и) игровая практика

2

Развитие дебюта

7

2

5

а) игра всеми фигурами изначального положения

б) происхождение шахмат, легенды о шахматах, чемпионы мира

в) обозначение горизонтали, вертикалей полей

г) игровая практика с проговариванием хода

3

Обозначение шахматных фигур и терминов

10

3

7

а) запись начального положения и шахматной партии

б) ценность фигур, сравнительная сила

в) достижение материального перевеса

г) игровая практика

4

Дидактические задания «Выигрыш материала»

12

4

8

а) достижение материального перевеса

б) защита, способы защиты

в) уничтожение атакующей фигуры

г) способы защиты, уход из под боя

д) игровая практика по защите

5

Техника матования одинокого короля

8

2

6

а) ладья и король

б) ферзь и король

в) шах или мат

г) мат или пат

д) достижение материального перевеса

е) игровая практика

6

Достижение материального перевеса

28

8

20

а) способы защиты

б) матование одинокого короля

в) ферзь и ладья против короля

г) две ладьи против короля

д) ладья и король против короля

е) игровая практика

7

Сочетание тактических приемов

8

2

6

а) патовые комбинации

б) комбинации в дебюте

в) игровая практика

10

Практическое применение изученных навыков

4

4

Итого:

50

13

37

2.5. Методическое обеспечение программы.

               Процесс обучения необходимо сделать  максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

 Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

 На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

   Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

 Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

1.      Практическая игра.

2.      Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.      Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.      Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

2.6.Требования к материально-техническому обеспечению шахматного кабинета

- шахматные столы;

- шахматные комплекты по одному на каждого ребенка.

- настольные шахматы разных видов;

- настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;

- шахматные часы;

- дидактические игры для обучения игре в шахматы;

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);

- шахматы напольные;

- автоматизированное рабочее место тренера;

- электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);

- книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)

- комплект  методической литературы.

3. Содержательный раздел.

3.1. Календарно-тематическое планирование

3.1.1.  5-6 лет

1.2 Педагогический мониторинг.

3.4 Легенда о Радже и мудреце. Познакомить с историей шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Вызвать интерес к игре.

Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце»

Знакомство с рисованными персонажами: Клеточкой, Леной и Алешей

Комплект шахмат, демонстрационная доска, ИКТ, рисованные персонажи.

5.6. В стране шахматных чудес Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза

Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию;

Д/и «Узнай и назови»,

рисование по сказке.

Гришин В.Г Малыши играют в шахматы; с.13-15

7.8. Мудрец. Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, партнер, последовательности ходов; развитие тонкой моторики, воображения.

Слушание легенды «Мудрец» Беседа по содержанию;

Д/и»Волшебный мешочек», «Что изменилось?»

Комплект шахмат, демонстрационная доска, полотняный мешочек.

Гришин В.Г Малыши играют в шахматы; с.17-22

9. Волшебная доска. Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске.

Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.  Развитие тонкой моторики, счетных навыков

Слушание сказки «Волшебная доска»

выполнение практических заданий предусмотренных содержанием;

Шахматные задачи-шутки.

Гришин В.Г Малыши играют в шахматы; с. 23-25.

Листы в клетку 16Х16 см, карандаш. Сухин И.Г. с.9.

10. Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски, горизонтали и диагонали»

Формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски м/у партнерами;

Закрепление изученного ранее:

Д/и «Да и нет».

Работа над новым материалом: Расположение доски.

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши.

Сухин И.Г. с.10- 12;Учебник Ч.1 с.7-10

11.12. Шахматные фигуры. Знакомство с шахматными фигурами. Развитие произвольного внимания, логического мышления. Воспитание культуры поведения во время игры.

Чтение сказки «Чудесные фигуры»

Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Д/и «Угадайка», «Возьми и назови», «Запретная фигура»

Шахматная доска. Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Учебник Ч.1 с.18 -19.

ИКТ – слайд

13.14. Начальное положение. Познакомить детей с расстановкой фигур перед

шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

Слушание и инсценировка стихотворения о начальном положении шахматных фигур.

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек» , «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая»,

Шахматная доска. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Фрагмент шахматной доски

15.16 Так много их, но мы уже их знаем. Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих способностей.

Логическая минутка,

Просмотр ММП «Книга шахматной мудрости», решение предложенных в

ней задач.

Игра соревнование «Расставь фигуры»

Шахматная доска. Комплекты шахматных фигур по количеству детей, ИКТ

17.18. Ладья. Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания.

Чтение дидактической сказки «Как ладья похудела» Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.22 -25.

19.20. Слон. Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и

одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры.

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле

воин»,

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей.

Учебник Ч.1 с.30 -33.

21.22. Ладья против слона. Отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур

Учебник Ч.1 с.37 -42.

23.24. Ферзь. Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки «Могучая фигура», беседа по содержанию;

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.46 -50.

25.26.27. Ферзь против ладьи и слона. Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.

«Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.53 -58.

28.29. Конь. Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развитие внимания, умения отстаивать свою позицию

Чтение сказки «Прыг, скок и вбок».

Рассказ и показ сложности ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая

фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.62 - 64.

25.26.27 Конь против ферзя, ладьи, слона. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции.

Д/и «Волшебный мешочек»

Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.69 – 73.

33.34. Пешка «Ни шагу назад!» знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение дидактической сказки «Детский сад» «Чудесная Пешка»»

Рассказ о пешке.

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

Д/и «Волшебный мешочек».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.3-5.

35.36.37. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух)

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.9 -16.

38.39 Король. Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2с.17 – 22.

40.41. Шах. Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить  находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.

Закрепить новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно решать.

Методические приемы: загадки, задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», работа с диаграммами.

42. 43.44. мат. Познакомить с новым понятием «мат». Учить, находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закрепить полученные знания с помощью Д.И.

Методические приемы: задания: «Мат или не мат», «Собери картинку», работа с диаграммами.

45.46.47.48.49.Интеллектуальный турнир. Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых, развивающих заданий, игры в шахматы.

Выполнение игровых заданий. Игра.

Демонстрационный материал, шарады, ребусы, головоломки, шахматы

50. Педагогический мониторинг

3.1.2. 6-7 лет

1.2. Мониторинг. Уточнение уровня освоения программного материала.

Выполнение тестовых заданий.

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур

3.4 Шах. Цель: Формировать представление о позиции «шах» Развивать

способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов»,

«Защита от шаха».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.29 - 35.

5.6.7. Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах. Продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения учить сравнивать фигуры,

показывать их различие и сходства; развивать произвольное внимание, логическое мышление, тонкую моторику.

Демонстрационная доска, шахматные фигуры, шахматные доски (одна на двоих детей) с комплектом

фигур, фишки;

Учебник Сухин И.Г с.42-43

8.9.10.11 Мат. Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна»

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.44 - 52.

12.13. Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «мат»

Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных

фигур.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.53 – 55.

14. Что такое связка. Закрепление знаний и умений полученных ранее; Формирование понятия «Связка» Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов

Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»,

Демонстрационная доска, шахматные фигуры, шахматные доски (одна на двоих детей) с комплектом фигур, альбомные листы, цветные карандаши.

15. Ничья. Формирование представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата.

Чтение сказки «Мат и пат»,

Рассказ о позициях «мат» и «пат»

Вариантах ничьей.

Примеры на пат.

Дидактическое задание «Пропавшая фигура» «Пат или не пат».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.61 - 62.

16.17 Рокировка. Цель: знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развитие творческое мышление, логического мышления,

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактическое задание «Рокировка».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.63 - 68.

18.19.20. Непобедимый. Формирование представлений о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей.

Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач,

Д/И «Узнай и назови»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Гришин В.Г. с.107-

21.22.23.14 Волшебный мир комбинаций. Формирование первичных представлений о том, что должен знать игрок, чтобы уверенно разбираться в

партии чувствовать себя спокойно во время игры

Логическая минутка; Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач;

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.115- 119.

25.26.27.28. Реши этюд, отгадай задачу, - сыщешь удачу Упражнение в решении шахматных этюдов,

Логическая минутка; слушание «Волшебной истории»; Решение шахматных этюдов

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Гришин В.Г. с.122- 130

29.30. «Итальянская партия» Закрепление представлений и рекомендации о

принципах разыгрывания дебюта и важности первых ходов.

Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию.

Дидактическая игра «Два хода»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.69

31.31. Сицилианская защита. Формирование представлений о принципах разыгрывания дебюта; и важности первых ходов. Закрепление знаний правил ведения шахматной партии

Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию.

Дидактическая игра «Два хода»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.69 - 71.

33.34. Принятый ферзевый гамбит. Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта;

Показ педагогом разыгрывания дебюта «Принятый ферзевый гамбит» Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию.

Дидактическая игра «Два хода»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.70.

35.36. Короткие партии. Закрепление знаний о принципах разыгрывания

дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Логическая минутка;

Демонстрация коротких партий.

Партии 1 - 2

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур по колличеству детей

Учебник Ч.2 с.76 - 79.

37. Великие гроссмейстеры.  Продолжать воспитывать устойчивый интерес к

игре в шахматы; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды Практические занятия в парах;

работа с диаграммами.

Знакомство с именами великих шахматистов (А.Карпов, Г.Каспаров).

Портреты шахматистов; демонстрационная доска, шахматные фигуры, альбомные листы, цветные карандаши.

Сухин И.Г. стр.9-22

38. Здоровые телом – сильные духом. Пропаганда здорового образа жизни, Воспитание культуры игры

Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом. Работа по содержанию.

Обсуждение психологических этюдов.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур

В.Г.Гришин с 167- 189

39.44. Этюды и задачи. Решение шахматных задач и этюдов. Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Гришин В.Г. с.121-129

45. И король жаждет боя. Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения записывать шахматную нотацию

Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур

46.47.48. Шахматный турнир на личное первенство. Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

Логическая минутка

проведение турнира

динамическая пауза

Анализ игр

Шахматная доска, Комплекты шахматных фигур, листы бумаги в клетку, карандаш.

49. Шахматный праздник. Активизировать мыслительную и познавательную

деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы;

Инсценировка с участием детей

Гришин В.Г. с.148-156

Атрибуты и костюмы персонажей

50. Педагогический мониторинг. Уточнение уровня освоения программного

материала. Выполнение тестовых заданий.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур. Диагностический материал

3.2. Критерии оценки

3.2.1. 5-6 лет

2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать

правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение

правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся

шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

3.2.2. 6-7 лет

2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.

1 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные ходы.

Список использованной литературы

1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:ГЦОЛИФК, 1984

4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры

для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006

9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

13. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

14. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

15. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

16. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль 1998

17. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006

  1. Приложение

1.1.Дидактические игры

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными"

полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«КТО  СПРЯТАЛСЯ?» Цель: развивать память, упражняться в назывании фигур.

Описание: Первый вариант.

Взрослый вызывает ребенка, предлагает ему убрать любую фигуру с шахматного  поля, после того, как дети закроют глаза. Дети отгадывают, какой фигуры не хватает в построении, кто исчез.

Второй вариант.

Ведущий тихо, на ухо ребенку называет определенную фигуру, которую он должен убрать с доски. После этого все открывают глаза.

Третий вариант.

Убирается уже не одна, а две, три фигуры, в зависимости от уровня навыков детей.

«ЖИВЫЕ ФИГУРЫ» (игра проводится под музыку.) Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, упражнять в запоминании, назывании порядка построения шахматных фигур перед началом партии.

Описание: у каждого из детей — карточка с изображением шахматной фигуры. По желанию кто-то из детей имитирует ветер. Ведущий предлагает вообразить ситуацию, когда налетевший ветер перевернул шахматную доску, шахматы рассыпались во все стороны.

Звучит музыка, дети врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, бегают по залу. После сигнала сбора «шахматные фигуры» становятся на свои места, выставляя карточки перед собой.

«ВОЛШЕБНАЯ ФИГУРА» Цель: учить детей узнавать шахматные фигуры на ощупь, упражнять тонкую моторику.

Описание: ведущий двигается по кругу с коробкой фигур, дети по очереди закрывают глаза, вынимают фигуру, обследуют ее и называют.

Пусть темнота, и нету света —

Узнай фигуру, та иль эта?

«ФИГУРА ЗАБЛУДИЛАСЬ» Цель: упражнять детей в описании характеристик шахматных фигур, воспитывать умение слушать товарищей, развивать воображение, мышление, сообразительность.

Описание: ведущий показывает шахматную доску в сложенном состоянии, внутри нее находится какая-то фигура, она «заблудилась». Для того, чтобы освободить фигуру, нужно назвать ее с помощью вопросов, ответы на которые ведущий дает в форме «да-нет».

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» Цель: развивать воображение, логическое мышление.

Описание: игра проводится по типу игры «Фигура заблудилась», но с усложнением — в «Черном ящике» может находиться карточка с «заблудившейся» латинской буквой или буквенным изображением какой-либо шахматной фигуры, другой предмет, нужный шахматисту. Поэтому вначале дети должны задать вопрос на выяснение, из какого материала сделан неизвестный предмет.

«ЧЬИ СЛЕДЫ?» Цель: упражнять в знании ходов шахматных фигур, развивать воображение, смекалку, умение ориентироваться в схемах.

Описание: ведущий показывает одну за другой карточки-схемы ходов шахматных фигур. При правильном ответе карточка разворачивается обратной стороной, где фигура обозначена буквенно или изображена.

«СПАСАТЕЛИ» Цель: упражнять детей в определении местонахождения шахматной фигуры с помощью сведения вертикали от латинской буквы и горизонтали от цифры и наоборот (вертикали к латинской букве и горизонтали к цифре). Развивать зрительную координацию, используя нотацию.

Описание: ведущий напоминает детям об игре с корабликом в море, который подает сигнал SOS и просит помощи.

Где-то кораблик

В шахматном море

Просит о помощи,

Терпит беду.

Буква латинская

С цифрой знакомится —

«Мчитесь, спасайте

На полном ходу!».

Точно так же вместе с ведущим дети учатся четко  называть местонахождение шахматной фигуры, которую необходимо переставить или защитить.

Ребята по очереди называют координаты фигуры, переставляют ее в другое место, а следующий участник игры называет «адрес».

«ПОСТРОЕНИЕ» Цель: упражнять детей в расстановке фигур в начальное положение, знакомить детей с основными правилами шахмат.

Описание: ведущий предлагает каждому из участников шахматного кружка поставить по две фигуры на шахматную доску, назвав место, используя шахматную нотацию.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Цель: учить изображать шахматные фигуры графически с помощью букв. Описание: ведущий называет фигуру, ребенок с помощью карандаша или мелка пишет букву, которой она обозначается.

«СОТРИ БУКВУ» Цель: развивать внимание, тренировать зрительную память.

Описание: ведущий предлагает каждому из участников (по кругу) стереть с доски ту букву, которая обозначает названную фигуру (буквы прописаны заранее мелом на доске).

РИСОВАНИЕ ФИГУР ПО ОБРАЗЦУ Цель: воспитывать умение действовать по образцу, развивать тонкую моторику, память.

Описание: взрослый предлагает ребятам нарисовать определенную шахматную фигуру с условием: стирать резинкой нельзя, если рисунок не получится, рисовать рядом.

Часто фигуры просят и твердят:

«Миленький дружочек, нарисуй меня!»

«КТО ХОДИТ?» Цель: развивать зрительную память, ориентировку, тонкую моторику, воспитывать умение разбираться в схеме.

Описание: взрослый предлагает с помощью стрелок изобразить ходы какой-либо фигуры, в результате получается схема из горизонталей, вертикалей или диагоналей. По желанию детей рядом изображается эта фигура или ее буквенное обозначение.

«ДОРИСУЙ ПОЛОВИНКУ» (с трафаретами) Цель: воспитывать умение работать с трафаретами, развивать внимание, память, тонкую моторику.

Описание: взрослый предлагает обвести половинку фигурки и дорисовать недостающую часть.

«ХОДИТ-БЬЕТ» Цель: упражнять детей в правильных ходах каждой шахматной фигуры, развивать память, внимание, ориентировку.

Описание: каждый из участников кружка делает ход фигурой (по кругу). Ходы обсуждаются, проговариваются вслух.

«КОРРЕКТОР» (Тест) Цель: выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости.

Описание: ребенку предлагается карточка с латинскими буквами или буквами-названиями шахматных фигур (1 — 2 строчки). Перед началом выполнения задания (зачеркивания заданного элемента) дается способ зачеркивания.

«ДОРИСУЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» Цель: определение скорости переключения и распределения внимания, закрепление ориентировки в вертикалях, горизонталях, диагоналях, развитие внимания, логического мышления.

Описание: ребенку дается бланк с эталонами — целыми геометрическими фигурами и различными элементами фигур. Нужно внимательно посмотреть на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить до целостных фигур.

ТЕСТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ Цель: развивать пространственные представления.

Описание: взрослый предлагает детям показать:

правую верхнюю клетку

левую нижнюю клетку

правую нижнюю клетку

левую верхнюю клетку.

При этом повторяется правило положения шахматной доски перед началом партии.

Взрослый просит назвать кто стоит перед Ферзем.

Кто стоит справа от Ферзя?

Кто стоит слева от Ферзя»

Кто стоит сзади Ферзя?

И так с любой фигурой.

«ОКОНЧАНИЕ СЛОВА» Цель: развивать скорость мышления.

Описание: ведущий говорит: «Отгадайте, что я хочу сказать.»

Предлагаются слоги, дети заканчивают слово на шахматную тематику.

ПЕШ — КА

ПО — ЛЕ

КО — РОЛЬ

ЛА — ДЬЯ

ЧЕР — НЫЙ

БЕ — ЛЫЙ

ШАХ — МАТЫ

ЧЕМ — ПИОН

ТУР — НИР

ЧА — СЫ.

«Я — ФОТОАППАРАТ»

Цель: развивать память, внимание, упражнять в назывании шахматных фигур, позиций.

Описание: взрослый предлагает представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любую ситуацию на шахматной доске. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает все фигуры, находящиеся на шахматной доске и возле нее. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» Цель: развивать внимание, наблюдательность, формировать навыки общения.

Описание: дети получают карточки с изображением фигур и карточки с их буквенным обозначением. Задание детям: найти пару и стать рядом.

«ЗНАКОМСТВО» Цель: развитие навыков общения, установление взаимопонимания, партнерства.

Описание: один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д. (Эта игра проводится в начале года.)

«НЕ ПРОПУСТИ ФИГУРУ» Цель: развивать способность к переключению внимания, повторить названия шахматных фигур.

Описание: играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди них встретится название шахматной фигуры, нужно встать-сесть. Например: ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, ЛОСЬ, САМОЛЕТ, БАРАН, ДУБ, РОЗА, ЗМЕЯ, ЛАДЬЯ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ЗУБР, МАШИНА, СЛОН, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГВОЗДЬ, .РОМАШКА, ПЕШКА, ВОРОБЕЙ, КАШТАН, ПАЛЬМА, КОРОЛЕВА, КИНО, КЕНГУРУ, БАНАН, БАЛЕТ, КУВШИН, КОРОЛЬ.

1.2.Консультации для родителей.

 Взялся – ходи!

Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут… шахматы.

Выдающийся шахматист Хосе Рауль Капабланка как-то сказал: «Шахматы для умственной работы значат то же, что и спорт для физического совершенствования человеческой натуры». Шахматы как игра в основном сложились около VI в. н. э. в Индии и Арабском Халифате и до сей поры остаются одной из лучших интеллектуальных игр. Решая шахматные задачки, ваш ребёнок учится думать и сравнивать, мыслить более стратегически (то есть предвидеть результаты своих поступков), становится более внимательным. Желание победить вырабатывает у него волю и собранность, плюс развивается не менее важный навык — умение достойно проигрывать, не унывать при неудаче. Ну а «главный приз» достаётся гиперактивным детям — играя в шахматы, они становятся намного спокойнее и уравновешеннее.

Когда начинать?

С какого возраста рекомендуется начинать обучение? На этот счёт нет строгих рекомендаций, но все выдающиеся шахматисты начинали рано. Хосе Рауль Капабланка научился играть в пять лет, наблюдая за отцом. Роберт Фишер своим выдающимся мастерством обязан старшей сестре, которая сама обучила шестилетнего брата премудростям шахматной игры. Гарри Каспаров начал в пять, а в десять уже вошёл в сборную Азербайджана. Отец Анатолия Карпова открыл сыну шахматный мир, когда тому исполнилось пять лет. Судя по всему, для первого знакомства с шахматами наиболее оптимален пяти - шестилетний возраст. У ребёнка уже сформированы основные психологические функции и важные жизненные навыки, он научился оценивать окружающий мир, стал более самостоятельным, делает первые попытки анализа. Если начать обучение шахматам в этом возрасте, то малыш, возможно, и не станет чемпионом, но вырастет здравомыслящим человеком. В последнее время шахматная школа значительно помолодела, и сейчас родители начинают обучать детей с трёх лет. С семи-восьми лет юные шахматисты уже участвуют в турнирах. Правда, преподаватели стараются превратить подобные соревнования скорее в праздник, не акцентируя внимание на спортивной конкуренции.

Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим заниматься или недостаточно таланта, лучше отдать ребёнка в шахматную студию. Обучаясь игре в коллективе, он учится жить в социуме, подчиняясь его законам.

Если нет возможности водить ребёнка в шахматную студию, то придётся обучать его самостоятельно. Вам придётся запастись огромным терпением, но вы наверняка полюбите этот интересный и творческий процесс. Особенно если вы сами не знакомы с этой игрой. В таком случае вы с ребёнком — соперники одного уровня, но руководить процессом придётся вам. Позаимствуйте методики в книгах лучших инструкторов. Автор Наталья Петрушина более двадцати лет преподаёт шахматы детям. Особенно им нравятся персонажи её сказок: Белочка, Лисичка и Сорока, которые знакомят детей с шахматной страной, полной волшебных превращений и неожиданных открытий. Успехом пользуются методики Игоря Сухина и Натальи Костенюк. Игорь популяризирует свои методы через Интернет, и у него есть книги по обучению даже двухлетних крох. Основная идея заключается в том, что малышу лучше начинать обучение игре тридцатью двумя фигурами, а не шестьюдесятью четырьмя. Поэтому он предлагает сначала учиться играть на небольших фрагментах доски. Наталья считает, что дети лучше обучаются с тренером в мини-группах, чем индивидуально. Её методика — это плавный, незаметный и очень постепенный, переход от сказки к реальной игре. Есть ещё вариант компьютерных тренировок, но в этом случае малыш лишается радости общения с живыми соперниками.

Маленькие хитрости:

включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь.

Готовите ужин — расставьте фигурки из макарон разного цвета, предложите ребёнку сыграть в «макаронные шахматы»: пусть вспомнит, как ходят разные фигуры-макароны, и решит хотя бы элементарную задачку. Вот смеху-то будет! Лепите пирожки — попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.

Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное обучение шахматной игре.

Не начинайте изучать новое, пока малыш твёрдо не усвоит пройденный материал. Двигайтесь от простого к сложному.

Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше.

Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений. Не разрешайте возвращать ходы, «перехаживать». Пусть заканчивает партию, соблюдает основное правило шахматистов: «взялся — ходи». Пусть малыш постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать в шахматную страну!

Слайд 11

Кто спрятался?

Слайд 15

Добро пожаловать в шахматную страну!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство продолжается!

Слайд 5

32 32 64

Слайд 19

Приходите еще, мы вас ждем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство продолжается!

Слайд 13

До новых встреч!

Слайд 14

Приходите еще, мы вас ждем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство продолжается!

Слайд 9

А 5 В4 С7 F 2 G 3 E 8

Слайд 10

До новых встреч!

Слайд 11

Приходите еще, мы вас ждем!