4. Родителям

Юнусова Ольга Евгеньевна

     На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений.

     Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

     В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…»

     Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (раздел III, п.3.2.5) отвечают новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, в достаточной степени реализованный в теории и практике дошкольного образования, позволяет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, способствует успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы ДОУ.

      Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.

      Эффективное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников позволяет осуществить личностно - ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

 

Методические рекомендации по музыкальному развитию детей раннего возраста:

-Методические рекомендации "Пойте ребенку песни", 2017 г

-Методические рекомендации "Музыкальное развитие ребенка в семье", 2017 г

-Методические рекомендации "Музыкально- игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста", 2017 г 

-Методические рекомендации "Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка", 2017 г

-Методические рекомендации "Шумовой оркестр дома", 2017 г

Творческий проект "Книжки - малышки" (совместно с детской художественной школой), 2018 г

-"Красота или здоровье?"

-"Лисичка"

-"Непослушный зайчонок"

Консультации для родителей:

-"Праздник для детей и их родителей", 2019 г

-"Как организовать праздник для ребенка дома", 2019 г

-"Развитие музыкального слуха", 2019 г 

-"Учимся петь вместе", 2019 г

-"Правила поведения родителей на детском празднике", 2019 г

В 2020–2021 гг. в сложившейся эпидемиологической ситуации организовала дистанционное обучение, которое успешно осуществлялось посредством приложения – мессенджера WhatsAp (родительские чаты):

Домашние задания с  детьми:

-«Пойте вместе детьми»,

-«Танцуем и поем»,

-«Рисуем музыку»,

Комплект «Чем заняться с детьми по музыкальному воспитанию в период самоизоляции (полезные ссылки) 

Анкеты

Методический доклад на тему : «Значение музыкального воспитания в развитии ребенка», составитель: Яковлева Самира Мамедовна, преподаватель по классу фортепиано, МБУ ДО ДШИ, п. Усть- Камчатск, 2020 г

https://infourok.ru/metodicheskij-doklad-na-temu-z...

дата обращения 18.08.2022 г

Список литературы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пойте  дома с малышом

                Песня «Мяу» (на мотив «Я на горку  шла»)

                                          Кошка – кошечка,

Кошка – кошечка,

Спой нам песенку скорее,

Спой немножечко.

Мяу, мяу, мяв….

«Бобик»

Вот наш Бобик славный пес

Гав-гав.

Белый лобик черный нос

Гав-гав.

Бобик, Бобик, лапку дай

Гав-гав.

Сядь на коврик и не лай

Гав-гав.

«Собачка»

К нам пришла собачка,

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает.

Гав-гав.

«Киска к детям подошла»

Киска к детям подошла,

Молока просила, молока просила,

Мяу говорила.

Мяу-мяу.

Угостили молочком,

 Кисонька поела, кисонька поела,

Песенку запела

Мур-мур.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Методические рекомендации

Музыкальное развитие

«Пойте ребенку песни»

C:\Users\Ольга\Documents\i..jpeg

Когда человек в настроении, то ему хочется петь песни. И поёте вы их себе под нос в ванной, в лесу. А попробуйте спеть песенку вашему малышу. Поверьте – это благодарный слушатель! Пение нравится всем детям, и вы увидите, что во время пения между вами установится совершенно особый контакт, связь.

Пение – мощный источник положительных эмоций, подарите их ребёнку! Ваш ребёнок будет вам подпевать, и вы скоро заметите, что он стал спокойнее, улыбчивее.

Совсем не обязательно петь ребёнку на ночь, хотя, безусловно, мелодичное монотонное пение убаюкивает, но и днём найдётся, наверное, время, когда можно попеть. Можно просто спеть ребёнку любимые, знакомые и приятные вам песенки  медленно, тихо или, наоборот, звонко, бодро, ритмично – это зависит от настроения.

Петь можно во время домашней работы, можете спеть в ванной во время купания, на прогулке – если вы одни или вас окружает не очень много народу. Можно просто обнять  ребёнка и посидеть с ним рядом – песенка получится ласковая. Можно во время пения взять ребёнка на руки и походить, потанцевать с ним под песню.

Очень хорошо под песенки заниматься живописью, кисть ложится плавно, неспешно. Песни бывают хороводные, под которые можно танцевать, покружиться по комнате, взявшись за руки и прихватив с собой куклу.

С использованием песен разыгрываются сказочные, театральные сценки, которые нравятся малышам. С песенкой можно лепить из пластилина, проводить ритмические упражнения. Применение песен разнообразно.

Если вы не умеете петь или вам кажется, что вы не умеете петь, не комплексуйте, пойте, как умеете, или говорите нараспев. Можно петь на двух нотах – получится немножко занудно, но ребёнку всё равно понравится. Если вы совсем не знаете мотива песни, то пойте её на любой мотив. Единственное требование – старайтесь, чтобы ваше пение было ритмичным.

Хорошо, если вам удастся раздобыть записи песен, - тогда вы сможете подпевать, включив CD проигрыватель. Не забудьте, что аудио записи не заменяют живое пение.

Пение для малыша и вместе с ним стимулирует речевое развитие. «Поющие и слушающие» дети более заинтересованы в живом общении, у них больше возможностей «тренировки», тем более что в песнях часто встречаются повторы, и это позволяет более легко и приятно осваивать артикуляцию (движение губ, языка). Выученная мелодия помогает легче выговаривать (петь) слова, а выученный текст облегчает и произношение, и понимание. В дальнейшем вы можете использовать выученные песни, стихи, занимаясь чтением – читать легче знакомое, привычное, любимое. Почаще пойте с вашим малышом.

D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\собачка\DSC08990.JPG             D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\кошечка\DSC08811.JPG 

   «Ладушки»                                                   «Где же ваши ручки?»



Предварительный просмотр:

Пойте, играйте, танцуйте дома с малышом

                «Ладушки-ладошки»

                     Текст

Движения

1. Ладушки – ладошки

Звонкие хлопошки

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко

Да!

2. Ладушки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

Деток забавляли

Да!

Мамы хлопают в ладоши с малышом

Кладут руки на колени

Пропевают «да»

Делают «фонарики»

Кладут руки на колени

Пропевают «да»

 «Где же наши ручки?»

1.Где же, где же наши ручки

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки

Пляшут наши ручки

Вот, вот наши ручки

Пляшут наши ручки  

Мама прячет ручки ребенка за спину

Показывают ручки, делают «фонарики»

«Игра с погремушкой»

1.Побежали малыши,

Держат погремушки.

До чего же хороши

Новые игрушки

Ля-ля ля-ля-ля

Новые игрушки

2.По ладошке постучим

Быстро погремушкой.

Очень весело плясать

С новенькой игрушкой.

Ля-ля ля-ля-ля

С новенькой игрушкой

Мама с ребенком бежит по кругу

Остановились. Стучат погремушкой по ладошке

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Методические рекомендации

«Музыкальное развитие ребенка в семье»

D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\петрушка\DSC08031.JPG

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье.

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\открытие\DSC07828.JPG                  D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\мишка\DSC08135.JPG     

C:\Users\Ольга\Documents\011.jpg

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.  

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.  

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\мишка\DSC08128.JPG                            D:\работа 2014 -2015 уч.г\ЦИПР\фото\открытие\DSC07831.JPG



Предварительный просмотр:

Пойте, играйте,  дома с малышом

                Потешки с жестами

                     Текст

Движения

«Коза рогатая»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает, забодает!

Ритмично топать ногами.

Грозить попеременно указат. пальцами.

Сделать рожки, бодаться.

 Пальчиковые игры

   «Прилетели гули»

  Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку, на головку дочке.

Ты, моя дочка, помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш.

Этот пальчик – дедка,

 Этот пальчик – бабка,

 Этот пальчик – папенька,

 Этот пальчик – маменька,

 А вот этот пальчик – наш малыш

 И зовут его Денис (имя ребенка)!

Маховые движения кистями рук.

Положить ладошки на голову.

Быстро помахать кистями рук.

Сжимать и разжимать пальцы.

Загибать пальчики ребенка и приговаривать.

Песенки – попевки

«Ой, лады»

Ой, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся – вот так!

Маме улыбаемся – вот так!

«Умница, Катенька (имя ребенка), ешь, кашку сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Умывать ребенка, напевая.

Кормить ребенка, напевая.

Колыбельные

«Баю, баю, Мишу (имя ребенка)  раздеваю, Мишенька (имя ребенка) устал, целый день играл».

Укладывая ребенка  спать, напевать

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Методические рекомендации

Музыкальное развитие

«Музыкально-игровая деятельность

как средство повышения речевой активности

детей раннего возраста»

D:\Работа 2016 уч. г\ЦИПР 2015-2016 уч.г\фото\IMG_2007.JPG

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.



Предварительный просмотр:

звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз;

блюз.

Хорошо, когда  родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой.

И еще, даже если ребенку очень нравится музыка, не стоит, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.

   

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Методические рекомендации

Музыкальное развитие

«Советы родителям

 о музыкальном воспитании

ребенка»

C:\Users\Ольга\Documents\011.jpg

Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную. Родители, отвечающие за духовное развитие ребенка, должны учить ребенка понимать музыку.

-Родители могут выполнять с ребенком под веселую, ритмичную музыку различные физические упражнения. Музыка создаст необходимый энергичный фон для ребенка, поможет ребенку почувствовать ритм.

-Включать спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки.

-Включать музыку  почаще и танцевать  с ребенком.

Это замечательно для воспитания ребенка. Ребенок научится танцевать, хорошо двигаться под музыку, чувствовать ритм каждой мелодии, кроме того, ребенок посредством танца общается с  родителями без слов, что важно для наилучшего взаимопонимания.

-Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении.

-Пойте с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Если у вас дома есть система караоке, замечательно, тогда под музыку родители могут петь самые разнообразные песенки. Если нет, то можно петь под аудиодиск.

-Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки» или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие края – хорошие соседи-хорошие друзья» или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и т.д.

-Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например, колыбельные – сигнал для ребенка, что пора идти спать, веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку, песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора есть, другая мелодия – время игр и т.п. Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит.

-Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо почаще петь. Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания.

-Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего почаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами. Если ребенок гиперактивный – ему надо почаще ставить слушать спокойную музыку.

-Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов и, поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль».

-Покупать ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее.

- Чаще слушать с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц,



Предварительный просмотр:

А теперь давайте позовём наших детей и дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр».

                                                       

                         

C:\Users\Ольга\Desktop\IMG_4549.JPG

                                 

                         

 МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Методические рекомендации

Музыкальное развитие

«Шумовой оркестр дома»

Игра в оркестре развивает у детей  не только музыкальный слух, но и воспитывает дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость, волю, художественный вкус, т. е. все те качества, которые так необходимы будущему ученику. Работа с детьми показала, что обучаться игре на инструментах могут все ребята без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких-то определенных музыкальных данных. Развитие музыкальных способностей зависит не только от психолого-педагогических условий, но и, конечно, от музыкальной предметно-развивающей среды. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, которые затем закрепляет в самостоятельной деятельности с родителями дома. Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов,  купленных и самодельных музыкальных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.

Некоторые инструменты можно сделать самим из того,  что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.  

Инструменты должны быть аккуратными, красиво оформленные.

«Шуршунчики»

 Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Озорные колпачки»

Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

Звучащие ключи

 Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

Трещотка "Гармошка"

 Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п.

                                                       

                                               



Предварительный просмотр:

Консультация

«Праздник для детей и их родителей»

                      (новые подходы к проведению праздников с детьми и их родителями)

Праздник – серьезное событие, структурирующее всю жизнь сообщества в детском саду, основная форма совместной деятельности взрослых и детей. Именно такая форма позволяет объединить музыкальное, физическое, познавательное и личностное развитие детей в общем педагогическом процессе, увлекательном, максимально благоприятном для развития творческих способностей детей.

 Праздник включает в себя спектакль или игровой досуг и период подготовки. Подготовка к празднику превращается в развернутую культурно – образовательную программу для малышей, их родителей и даже для самих педагогов.

 В процессе работы мы неоднократно наблюдали, что родители с интересом наблюдают за детьми, занятых в творческой и театральной деятельности. Поэтому возникла идея о привлечении родителей к участию в театральном творчестве.

 Мы поставили перед собой следующие задачи:

 содействовать гармонизации отношений в семье в семье между взрослыми и детьми, между самими взрослыми,

 объединить родителей, дети которых посещают одну группу, комфортное сообщество,

 формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.

Шаг первый: совместное посещение спектаклей.

В выходные дни семьи начали ходить на детские спектакли, рекомендованные педагогами ДОУ. Затем предлагалось семьям выполнить творческие работы по мотивам просмотренных спектаклей, и организовали выставку рисунков, поделок детей и взрослых.

 Можно сказать, что посещение театра перестало быть делом отдельной семьи и стало предметом общего интереса: для ребенка и родителей; для всех семей групп; для родителей и сотрудников ДОУ.

Шаг второй: семейный проект

После того, как мы убедились, что семьи готовы принять участие в совместной деятельности, мы предложили родителям реализовать свои проекты. Это были и театрализованные мини – постановки на утренниках, совместные номера, подготовленные дома. Взрослые придумывали декорации, костюмы и даже грим. Дети - в восторге!

Шаг третий: совместный выпускной праздник

Чтобы выпускной праздник запомнился на всю жизнь, необходим тесный контакт детей и родителей, родителей и педагогов и, конечно же, педагогов и детей. Такая совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

 Совместная деятельность положительно сказывается на социально – психологическом климате, ориентирующем на обмен опытом и сотрудничество. Деловая и творческая направленность в работе коллектива, совместная поисковая деятельность дает возможность педагогам стремиться к вершинам профессионального мастерства, переживать чувство радости, единения, удовлетворенности своей работой.

 Через праздники родители больше знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в детском саду, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.

 Все это, как правило, способствует улучшению эмоционального и познавательного развития детей. А детский сад становится детско – взрослым сообществом, для которого характерно сотворчество, сопереживание, учет интересов, склонностей и особенностей каждого члена.



Предварительный просмотр:

Чем заняться с детьми по музыкальному воспитанию в период самоизоляции

https://upload2.schoolrm.ru/iblock/eed/eed6a07373476271728d270a4a1712ee/c8c8142a41280c5dcd5d657edd6ba30a.jpg

Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?

      – Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных образовательных учреждений, и это действительно очень важно.

          Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Он не придет и не скажет: "Мам, не могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал". Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.

          В связи со сложившейся ситуацией, в режиме самоизоляции дети находятся дома и не имеют возможности получать знания в рамках детского сада. Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Мы предлагаем родителям разнообразить нахождение своих детей дома, вместе с ними окунуться в мир музыки и провести время с пользой.

Рекомендации для детей и родителей 1-2 младших групп:

• можете послушать и посмотреть клипы к песенкам и выполнять простейшие движения по словам.
https://youtu.be/xGSpEtxHcS0
https://yandex.ru/video/preview?filmId=13894548562520815217&text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0... https://youtu.be/xGSpEtxHcS0 https://youtu.be/QvisfFDJIzw
https://youtu.be/NyAB7g4Z89E
https://youtu.be/18P_YzVNtXM

• можно устроить небольшой шумовой оркестр: взять подручные материалы- ложки, крышки от кастрюль, любые пластиковые бутылочки или контейнеры с любым содержимым( крупа, пуговицы, орешки, камушки и т.д.)
https://youtu.be/p4Cxk_tun9Y
https://youtu.be/2icdpQjlETw
https://youtu.be/dtiL4HmIhxQ

• также можете устроить маленькую дискотеку
https://youtu.be/f4_dBsOQJjg
https://youtu.be/kZUTrLqDJVQ


Рекомендации для детей и родителей средних и старших групп:

• детям средних и старших групп можно начать с прослушивания музыкальных произведений, далее можно разучить какую - нибудь понравившуюся песенку
https://youtu.be/iPGFJirBo00
https://youtu.be/Czqlyjxmkx8
https://youtu.be/cqlE5MUntdw
https://youtu.be/CCgXO54tru0
https://youtu.be/UqT2Ig1wIG8
https://youtu.be/qS-rHln3lBY
https://youtu.be/7PRs5Zqw7qg

• разминка и танцы

https://youtu.be/C84BaGhn3Q4
https://youtu.be/7ELMG_9fVeY
https://youtu.be/t-jaP5EObEk
https://youtu.be/lQomX2J-PTU
https://youtu.be/vre4MVRIq4k
https://vk.com/muzika_biorki?z=video-193128784_456239032%2F0cc3709684d38d68b7%2Fpl_wall_-193128784
https://vk.com/muzika_biorki?z=video-193128784_456239026%2F5a338203b47cd8a620%2Fpl_wall_-193128784

• также можно устроить шумовой оркестр из подручных материалов (ложки, крышки от кастрюль, любые пластиковые бутылочки или контейнеры с любым содержимым (крупа, пуговицы, орешки, камушки и т.д.)

https://youtu.be/HY2KBJySEpk
https://youtu.be/27YaoeK3c8w
https://youtu.be/QRadlhNSovk
https://youtu.be/artQtLzx_tc
https://youtu.be/729NcZRsAQo

• и закончить занятие можно игрой

https://youtu.be/O1NSXPQ1wMo
https://youtu.be/zxY0NcS4sTo
https://youtu.be/bM21gQ7CmGw
https://youtu.be/emo5Wyh5APk



Рекомендации для детей и родителей подготовительной к школе группы:

• детям подготовительной к школе группы можно начать с прослушивания музыкальных произведений

https://youtu.be/fpQUwq2V_Hc
https://youtu.be/s_Xe59rTR_g
https://youtu.be/--LrbA3_pLI
https://youtu.be/cqTw5vQvtu4

• далее распеваемся

https://youtu.be/zN5czDUFxqY
https://youtu.be/c5T2n0sT1SA
https://youtu.be/NsOhnp0Hm2c
https://youtu.be/V0W03vQEHL0
https://youtu.be/E33mA5PaYj4

• учим понравившуюся песенку

https://youtu.be/gfx1_4xoOso
https://youtu.be/qTfisRXe_Kw
https://youtu.be/ibZOs-RQZ1M
https://youtu.be/s-1zbebBJDo

• разминка и танцы

https://youtu.be/zsmODnF3dW4
https://youtu.be/b0lnHl0cxGo
https://youtu.be/7ELMG_9fVeY
https://youtu.be/hroHApWK578
https://youtu.be/t-jaP5EObEk
https://youtu.be/7WrGbuA0OVg
https://vk.com/muzika_biorki?z=video-193128784_456239028%2Fcbd2a8add66542aeab%2Fpl_wall_-193128784

• оркестр: https://youtu.be/oA5_a6nn4Pw

• заканчиваем игрой

https://youtu.be/Pn-XYp5vdu4
https://youtu.be/I6dkLxSrPX8
https://youtu.be/jAd4pYDM1T8

Чтобы весело и интересно заниматься с ребенком, вовсе не обязательно выделять специальное время. Такие простые игры, песенки не будут отрывать вас от домашних дел и, в то же время, принесут много пользы вашим детям.
Главное, чтобы вам было интересно и весело вместе.



Предварительный просмотр:

                                                            Анкета для родителей

Уважаемые родители, просим вас ответить на некоторые вопросы для планирования сотрудничества с вами в работе с детьми по музыкальному воспитанию.

1.Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к любому источнику музыки?

-да;

-нет;

-не всегда.

2.Есть любимые мелодии, которые он узнаёт и активно на них реагирует?

-да;

-нет;

-почти все;

-только избранные.

             Перечислите_______________________________________.

3.С интересом слушает пение взрослого?

-да;

-нет;

-только пение мамы.

4.Различает и по-разному реагирует на радостную, грустную, танцевальную мелодию?

-да;

-всегда по-разному;

-всегда одинаково.

5.Подпевает за взрослым различные слоги, звукоподражания?

--да;

всегда;

-да, только с мамой;

-да, когда один в комнате;

-нет, ему это не интересно.

6.Легко вовлекается в игровые ситуации?

-да;

-нет;

--постоянно испытывает трудности;

постепенно, когда привыкнет к ситуации.

7.Какие элементы плясок освоил?

-хлопки в ладоши под музыку;

-«фонарики»;

-«пружинка»;

-хлопки по коленям;

-покачивание с ноги на ногу;

-притопы ногами.

Спасибо!



Предварительный просмотр:

                                                        Анкета для родителей

Уважаемые родители, просим вас ответить на некоторые вопросы для планирования сотрудничества с вами в работе с детьми по музыкальному воспитанию.

1. Какое место занимает музыка в вашей жизни?

А. Музыка, как фон.

Б. Слушаем музыку часто.

В. Всей семьёй поём песни, танцуем, играет на инструментах.

Г. Не слушаем музыку.

2. Любит ли ваш ребёнок слушать музыку?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю.

3. Какую музыку предпочитает?

А. Детские песни. Б. Современную. В. Классическую.

4. Назовите любимое музыкальное произведение ваше и вашего ребёнка

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Любит ли ребёнок двигаться, танцевать под музыку?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю.

6. Понимает ли ваш ребёнок содержание музыки? Характер?

А. Да Б. Нет. Б. Не знаю.

7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребёнок на музыку? В чём это выражается? _________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Стремиться ли ребёнок, поделиться с вами своими музыкальными впечатлениями и переживаниями? Как вы на это реагируете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Любит ли ребёнок петь?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю.

10. Каково ваше участие в развитии ребёнка?

А. Есть дома фонотека.

Б. Посещаем концерты.

В. Организуем совместные праздники, конкурсы, вечера.

Г. Смотрим вместе программы по ТВ.

Д. Обсуждаем программы по ТВ.

Е. Иногда поём Караоке.

8. Какие бы вы дали советы по улучшению музыкального воспитания в детском саду______________________________________________________

9. На какие особенности вашего ребенка необходимо обратить музыкальному руководителю?

__________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Администрация детского сада проводит опрос мнения родителей на тему: «Любите ли Вы театр?». Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.

1. Как Вы относитесь к театральному искусству?

1. Положительно;        2. Отрицательно;        3. Нейтрально.

2. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?

1. 1 раз в год;                2. 1 раз в 6 месяцев;                3. 1 раз в месяц.

3. Какой вид театра Вам нравится больше всего:

1. Кукольный;        2. Настольный;        3. Театр теней;        4. Театр марионеток;                5. Опера и балет;        6. Музыкальный театр;

7. Другой____________________________________________________

4. Как Вы относитесь к созданию в нашем детском саду «Семейного театра»? 1. Положительно;        2. Отрицательно;        3. Нейтрально.

5. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?

1. Да;                2. Нет.

6. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми в детском саду?        

1. Да;                2. Нет;         3. Затрудняюсь ответить.

7. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду?

1. Изготовление кукол;        

2. Пошив костюмов для театральных постановок;                          3. Изготовление декораций;        

4. Изготовление афиш, пригласительных билетов и тп.;

5. Личное участие в постановках.

Благодарим за сотрудничество

Уважаемые родители!

Администрация детского сада проводит опрос мнения родителей на тему: «Любите ли Вы театр?». Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.

1. Как Вы относитесь к театральному искусству?

1. Положительно;        2. Отрицательно;        3. Нейтрально.

2. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?

1. 1 раз в год;                2. 1 раз в 6 месяцев;                3. 1 раз в месяц.

3. Какой вид театра Вам нравится больше всего:

1. Кукольный;        2. Настольный;        3. Театр теней;        4. Театр марионеток;                5. Опера и балет;        6. Музыкальный театр;

7. Другой____________________________________________________

4. Как Вы относитесь к созданию в нашем детском саду «Семейного театра»? 1. Положительно;        2. Отрицательно;        3. Нейтрально.

5. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?

1. Да;                2. Нет.

6. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми в детском саду?        

1. Да;                2. Нет;         3. Затрудняюсь ответить.

7. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду?

1. Изготовление кукол;        

2. Пошив костюмов для театральных постановок;                          3. Изготовление декораций;        

4. Изготовление афиш, пригласительных билетов и тп.;

5. Личное участие в постановках.

Благодарим за сотрудничество



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Администрация детского сада проводит опрос мнения родителей по определению индивидуальных потребностей по развитию детей и семейному воспитанию. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу.

1. В чем, по Вашему мнению, заключается цель воспитания детей в семье?

1. Воспитание культурного, образованного человека;

2. Воспитание хорошего семьянина;         

3. Воспитание человека, способного обеспечить свое благосостояние;

4. Что еще?__________________________________________________

2. Как Вы проводите совместный семейный досуг:

1. Совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах);

2. Семейное чтение вслух (обмен мнениями о прочитанном);

3. Посещение театров, музеев, концертов (обмен мнениями о посещении);

4. Посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении);

5 Что еще?__________________________________________________

3. Может ли семья помочь в развитии творческих способностей у ребенка?

1. Да;                 2. Нет;         3. Затрудняюсь ответить.

4. Есть ли в Вашей семье традиции?

1. Да, есть;                2. Нет.

5. Передаются ли они от поколения к поколению?

1. Да, есть;                2. Нет.

6. Какую помощь может оказать детский сад в развитии творческих способностей ребенка?

1. Провести консультации;                 

2. Организовать «Семейный театр» в детском саду;

3. Что еще?___________________________________________________

7. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с ребенком в детском саду?        

1. Да;                2. Нет;         3. Затрудняюсь ответить.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Уважаемые родители!

Администрация детского сада проводит опрос мнения родителей по определению индивидуальных потребностей по развитию детей и семейному воспитанию. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу.

1. В чем, по Вашему мнению, заключается цель воспитания детей в семье?

1. Воспитание культурного, образованного человека;

2. Воспитание хорошего семьянина;         

3. Воспитание человека, способного обеспечить свое благосостояние;

4. Что еще?__________________________________________________

2. Как Вы проводите совместный семейный досуг:

1. Совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах);

2. Семейное чтение вслух (обмен мнениями о прочитанном);

3. Посещение театров, музеев, концертов (обмен мнениями о посещении);

4. Посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении);

5 Что еще?__________________________________________________

3. Может ли семья помочь в развитии творческих способностей у ребенка?

1. Да;                 2. Нет;         3. Затрудняюсь ответить.

4. Есть ли в Вашей семье традиции?

1. Да, есть;                2. Нет.

5. Передаются ли они от поколения к поколению?

1. Да, есть;                2. Нет.

6. Какую помощь может оказать детский сад в развитии творческих способностей ребенка?

1. Провести консультации;                 

2. Организовать «Семейный театр» в детском саду;

3. Что еще?___________________________________________________

7. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с ребенком в детском саду?        

1. Да;                2. Нет;         3. Затрудняюсь ответить.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!



Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР –д/с «Улыбка»

МУ ДО «Детская художественная школа»

Творческий проект «Книжки – малышки»

24 мая в Детской художественной школе  прошла презентация книжек-малышек «Непослушный зайчонок», «Красота или здоровье», «Лисичка». Участники «Семейного театра» сочинили сказки, а учащиеся Детской художественной школы под руководством преподавателя Поповой М. В. нарисовали иллюстрации к понравившимся сказкам.

В теплой дружественной атмосфере авторы сказок и юные художники вновь перечитали сказки, рассмотрели иллюстрации, наметили планы на будущее. Марина Владимировна предложила создать мультфильмы по сказкам. Авторам сказок  эта идея понравилась.

В ближайшее время договорились начать работу над созданием мультфильмов.

В завершении встречи заместитель заведующего Шепелина Н. И. наградила учащихся, преподавателя  художественной школы сертификатами за участие в реализации инновационного проекта «Семейный театр».

C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_5049.jpg                   C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_5052.jpg

C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_5065.jpg            C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_5068.jpg 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

п. Усть-Камчатск

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Значение музыкального воспитания в развитии ребенка»

Составитель: Яковлева Самира Мамедовна

преподаватель по классу фортепиано

684414, Камчатский край, п. Усть-Камчатск,

ул. Бодрова, д.30,  МБУ ДО ДШИ

8 (415 34) 25274

п. Усть-Камчатск

2020 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Музыка в «семье» искусств…………………………………...

3

Термин «воспитание»……………………………………………………..

5

Музыкальное воспитание в семье………………………………………..

6

Педагог-музыкант. Современный облик…………………………………

9

Список литературы………………………………………………………..

11

ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКА В «СЕМЬЕ» ИСКУССТВ

Педагог А. Гольденвейзер в своих работах говорит том, что «музыкальное воспитание должно пронизывать обучение детей и в школе, и в семье. Поэтому музыке нужно учить всех детей в той или иной форме и степени, а воспитывать профессиональными музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих. И чем шире сеть музыкальных школ и чем распространённое изучение музыки в общеобразовательных школах - тем лучше. Мы живем только один раз, и каждому из нас необходимо стараться прожить эту жизнь, чтобы принести максимальную пользу людям, среди которых мы живем» [2].

Музыка в семье искусств (живопись, поэзия, музыка) занимает особое место, благодаря её комплексному воздействию на человека. Она влияет и на психику, и на физиологию человека, а также может оказывать успокаивающее или возбуждающее действие, вызывать положительные или отрицательные эмоции.

Люди давно заметили влияние музыки и звуков на психику человека, его здоровье, физическое и психическое самочувствие.

В Норвегии в середине 1980-х годов преподаватель Олав Скилле начал использовать музыку в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Он разработал так называемую «музыкальную ванну» - специальную среду, где дети, как в воду, погружались в звук. Ученый сделал вывод, что современные оркестровки, народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряженность и успокаивать детей. Метод Скилле, который получил название «виброакустическая терапия», был использован во многих странах Европы.

Музыку можно использовать для стимуляции творческой активности, расслабления или наоборот, сосредоточения. Поэтому важно разобраться, какая музыка подходит для различных ситуаций, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыка может улучшать память и обучаемость. Выполнение упражнений под музыку повышает наше самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Прослушивание легкой музыки (например, Моцарта или Вивальди) в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов.

Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

Музыка романтизма (Шуман, Чайковский, Шопен, Лист и Григ) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, национализм или мистицизм. Ее лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр и Равель) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

Человек живет в обществе, и зависит от требований этого общества, в этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Именно поэтому смело можно говорить о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития мышления, воображения, памяти, внимания, воли – для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой личности. музыкальный педагогический ребенок.


ТЕРМИН «ВОСПИТАНИЕ»

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Термин «воспитание» возник в России в XVII веке и имел тогда иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскармливание, т. е. правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие.

За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании. Попробуем выделить наиболее распространенные подходы к нему. Прежде всего, это неоправданно широкое понимание воспитания. В этом случае оно трактуется как формирование личности под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихийных, и целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества. При таком понимании воспитание отождествляется с понятиями «формирование» и «социализация» и становится термином скорее психологическим или социологическим, чем педагогическим.

Рассмотрим другое, тоже расширенное, понимание термина «воспитание». В этом смысле оно толкуется как целенаправленное влияние на становление и развитие личности или целенаправленное создание условий для развития личности, с тем, чтобы обеспечить передачу знаний, опыта, навыков, накопленной человечеством культуры от старших поколений к младшим, подготовку молодого поколения к жизни и труду. При таком рассмотрении воспитание включает в себя обучение, образование и, опять-таки, воспитание, но уже в более узком смысле.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Современная жизнь с ее бешеным ритмом, суетой, грохотом и скрежетом – не самая лучшая среда для занятий музыкой. Нас повсюду окружают шумы. На улице – транспорт, дома – различная техника, бесконечные стройки, ремонтные работы и т.д. В качестве «музыки» со всех сторон раздаются низкопробные песенки, много всего компьютерного, неживого… Больше и больше становится «имитаций жизни», причем проявляется это во всех сферах. Не обошло это явление и музыку… и в голове проносится печальное «голос, идентичный натуральному», «инструменты, идентичные натуральным»…часто отсутствуют мелодичность и красота.

И вот в таком постоянном дефиците подлинной красоты подрастают и развиваются наши дети. Обилие «неживых» звучаний замедляет развитие музыкальных способностей. Музыкальное воспитание должно основываться на знакомстве с «живой» музыкой, на посещении концертов исполнителей (на различных музыкальных инструментах), симфонического, духового, народного оркестров, ансамблей, хора и.т.д. [5].

Из всех учебных дисциплин по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но и чувства и облагораживает их. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом: его тело, мозг и душу – мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого учим.

Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ и ДШИ и сравнивая их с детьми, которые не посещают эти школы, можно заметить, что дети из школ эстетической направленности более развиты во всех отношениях.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, если даже не слишком преуспевают в развитии музыкального слуха и памяти, зато обходят своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Педагог Московской консерватории и Музыкальной школы им. Гнесиных А. Д. Артоболевская говорила: «Всем детям надо дать начальное музыкальное образование, независимо от степени их одаренности. Обучая ребенка родному языку, мы учим его любить красоту и поэзию русского языка. Параллельно нужно знакомить его с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкального искусства, их понимание». Главная задача педагога - «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки» [1].

Что же дает ребенку школа искусств? Какова в ней польза?

  • Занятия музыкой оказывает сильное воздействие на детей, способствует интеллектуальному развитию ребенка. Дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.
  • Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным Моцартом, экспрессивным Прокофьевым, философским Бахом и другими очень выдающимися музыкальными персонами.
  • Занятия музыкой приучает ребенка к ежедневному труду. Ребенок, занимающийся музыкой особенный. т.е. немного по-другому воспринимает мир! Занятия закаляют характер ребенка (твердость, собранность), также воспитывает в нем терпение, силу воли, усидчивость, дисциплину - заниматься на инструменте необходимо регулярно и без перерывов.
  • У детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах, улучшается координация движений, мелкая моторика рук. При игре пальцы и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того, правая и левая рука совершают абсолютно разные движения. Вследствие чего, развивается пространственное мышление.
  • Во время заучивания произведения наизусть развивается память. Так как музыка воздействует на работу мозга, при этом улучшаются внимание, восприятие, запоминание, повышается способность мозга к обучению, снижается уровень тревожности.

При обучении игре на каком – либо инструменте главная задача состоит в приобщении к музыке. Ребёнок не только учится на инструменте играть, он учится играть для других, учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее. Психологами доказано, что обучение музыке делает людей добрее, сердечнее. Когда родителям задают вопрос: «Зачем вы учите ребенка музыке? Родителей отвечают:

•        «Чтобы умел играть на инструменте»;

•        «Для общего развития»;

•        «Хотим, чтобы стал музыкантом»;

•        «Чтобы полюбил музыку».

•        Лишь немногие отвечают «Чтобы не рос злым».

Таким образом, музыкальное образование даёт ребёнку эстетическое, нравственное воспитание и духовное развитие. Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее. За годы обучения в ДШИ, ребенок будет выступать на классных концертах, на отчетных концертах нашей школы, у него пропадет страх перед сценой.

Роль родителей в обучении ребенка.  

Именно родители могут заразить ребёнка любовью к музыке. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка [5].

Когда походы на концерты становятся доброй семейной традицией, когда в доме регулярно звучит классическая музыка, это способствует поддержанию интереса, развитию музыкальных представлений, расширяет кругозор.

Очень важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность чувствовать и понимать искусство сохраняет любовь к нему на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.


ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ. СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

Выдающимся государственным деятелем А. В. Луначарским были намечены основные пути музыкального воспитания подрастающего поколения:

- развитие способности воспринимать музыку (слушание);

- развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);

- усвоение знаний (грамотность) [3].

Музыка – идеальный инструмент для самовыражения. Всю глубину переживаний можно передать: танцем, песней или игрой на музыкальном инструменте. Со временем музыкальный вкус ребенка станет более тонким, более разнообразным, творческое начало возьмет верх.

Основная задача музыкального воспитания заключается в формировании хорошего музыкального вкуса, в понимании прелести большого искусства, в ощущении разницы между хорошим и плохим. И классическая, и современная музыка должны обязательно входить в круг человеческих интересов с самого раннего детства.

Перед учителями музыкальных школ стоит задача воспитывать как можно больше детей средствами культуры и искусства. В школах часто устраивают классные собрания с концертами, конкурсы на лучшее исполнение пьес, тематические классные часы, проводятся концерты для воспитанников детских садов. Для того чтобы ребенок мог стать участником какого-либо концерта, он должен обладать необходимыми игровыми навыками, умением понимать особенный музыкальный язык. Дети с помощью учителя учатся мыслить и говорить на новом для них языке – образно-музыкальном, а еще они учатся звуками нести людям радость.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методы и программы.

В наше время обществу (особенно детям) требуются не просто хорошо обученные преподаватели музыки, но и в первую очередь творчески мыслящие педагоги, обладающие уникальным воображением и неординарным мышлением. Чем интереснее и разносторонне образованнее педагог, чем выше его духовный и интеллектуальный потенциал, тем вероятнее воспитание им человека самобытного, яркого, коммуникабельного, лучащегося смыслом.

Сейчас особенно важно дать детям музыкальное образование, чтобы они смогли самостоятельно ориентироваться в музыкальном многообразии, были способны распознать подлинное искусство и ценить его. Правильно понимаемое и хорошо организованное музыкальное воспитание обеспечивает высокий уровень культуры и образования каждого человека, помогая в становлении богато и гармонично развитой личности.

Не каждый ребенок станет музыкантом. Воспитание музыканта не должно быть единственной задачей педагога. Самая главная задача - научить ребенка воспринимать музыку, расширить его кругозор, обогатить музыкальные представления, развить музыкальные способности.

Музыка открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь вне школы. Дает возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Музыка помогает выработать своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться и не зачерстветь в современном мире [5].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. М., 1985.

2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании детей. М., 1967.

3. Григорьева А. И. Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста.

4. Мацуев Д. Аргументы и факты. №40. 2012, №52. 2011.

5. Рябых М. А. Роль музыки в жизни современного ребенка. Ростов-на-Дону, 2012.

6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1985.



Предварительный просмотр:

Список

литературы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.

2. Боякова Е. В. Формирование интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. канд. дисс. М., 2001.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. канд. дисс. М., 1998.

5. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. М., 1990.

6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982.

7. Кабалевский Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании. М., 2004.

8. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.

9. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.