Картотеки

Минулина Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для первой младшей группы

Минулина Татьяна Юрьевна

 «Перед нами елочка: 

сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи» 

Сухари толчет,   стучат кулачком о кулачок

Кошка в окошке

Полотенце шьет. показывают как шьют иголкой

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив  кисти вниз

На печке сидят,  качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едят. щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так, 

Тесто разминали. «мнут тесто» руками

Мы вот так, мы вот так,

Тесто раскатали. пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка –рябушечка»

 не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки» 

дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует». 

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

«Как в лесу на кочке» 

выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

С ветерком шептались трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают, как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой! указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки»,

имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!» поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики!»

 вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь, крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке»

 показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляй-ки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки»

 показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата, «ушки зайчика»

И поют ее лисята, «лисьи лапки»

Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка»

 «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»

Слышишь, указательный палец вверх

Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«Наши девочки и наши мальчики»

 руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

«Ах, как жутко на лесной лужайке»

 руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки, выставив указательный и средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь взяться за голову руками

Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для второй младшей группы

музыкальный руководитель Минулина Татьяна Юрьевна

Яблочко. (Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду сложите руку в кулак и покрутите

                                                   кулаком.

И упало прямо в воду –

Бульк!     уроните руку вниз.

Дождик. (Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, машем открытыми ладошками

                                                 вверх – вниз.

Будет травка зеленей, ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке! свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

Жук, жук. (Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи! изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи! разводим руками в стороны и пожимаем плечами.

Мой дом под кустом, изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом! Опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и залетает жук.

Муха строит дом. (Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром? ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону

Муха строит новый дом. изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух – важно, вразвалочку.

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека, сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке, поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты. приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты. Обе руки поднимаем к голове,изображаем кошачьи когти и шипим.

Тетери. (Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу. ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, машем пальчиками обеих рук,м«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели. указательный и средний палец – клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

Отличные пшеничные. (Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные. одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные? две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора. по очереди загибаем пальцы,начиная с большого.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже. машем ладонями по направлению

к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы, изображаем руками, как месим тесто.

Сахар не забыли мы, сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные

В печку посадили мы. воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся. изображаем, как воробей клюёт крошки –

указательным пальцем одной руки с ладони другой руки.

Синий чиж. (Русская народная потешка)

По дубочку постучишь стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж. машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький. поднимаем вверх четыре пальца

и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на  хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький. указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал

И головкою кивал. машем «крыльями», киваем головой.

Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.

Не дай дождичка, машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко. ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой

из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко –

Колоколнышко! поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.

Шла собака через мост… (Русская народная потешка)

Шла собака через мост, изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова, остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост. показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится, две ладони поставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится. разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр 4–5 лет

 «Улитка»

Одна из рук – «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,

«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Ползет вперед по столу.

Вот улиточка ползет

Потихонечку вперёд.

«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

На цветочек заползет

Лепесточки погрызет.

Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак).

Рожки в голову втянула,

"Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне".

В домик спряталась, заснула.

«Червячки»

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе.

Раз, два, три,четыре, пять,

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Головой она кивает,

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Каркает: «Вот и обед!"

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Глядь - а червячков уж нет!

«Перчатка»

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладони смыкаются "ковшом"

Гнездо в ней устроив,

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают - разгибают пальцы («зовущий» жест).

мышат позвала.

Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.

Им корочку хлеба дала покусать,

Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

Погладила/отшлепала всех

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

и отправила спать.

На слово «отшлепала» - стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.

«Зайцы»

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьем»

Двое закричали:

«Давайте убежим!».

Двое прошептали

«Давайте помолчим!».

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили:

Хлопнуть в ладоши.

«Он может сделать «Бах?»

«Бах» - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пробежать пальчиками по столу или коленям.

Пустились наутек.

«Пчелки»

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке".

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать,

Дети заглядывают в «улей».

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.

Я стучу, стучу по елке,

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки.

Где же, Где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчелки летают)

Раз два, три, четыре, пять!

«Двое толстых поросят»

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Поросята эти ждут

Что им кушать принесут.

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.

Двое толстых поросят

Снизу в щёлочки глядят,

Бегают туда - сюда:

"Где же вкусная еда?"

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат,

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.

Вдруг открылась эта дверь:

"Можно выбежать теперь!"

Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

"Вот корыто, да, да, да,

А в нём вкусная еда!"

«Два рыжих»

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана, крутят ими.

Два рыжих таракана

пришли ко мне домой (2 р.)

Кулаки прижаты друг к другу, сгибают - разгибают пальцы.

Уселись тараканы, уселись тараканы

на полочке одной.

Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.

Четыре таракана

попили киселя (2 р.)

Выполняют движение "фонарики".

Весь вечер баловались,

весь вечер баловались

и пели тра-ля-ля.

Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).

И вшестером на кухню

поесть они пошли (2 р.)

Шесть ловких тараканов, шесть ловких тараканов

под дверью проползли.

Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.

«Два козлика»

Руки положить на стол или колени, пальцы расслабить. В соответствии с текстом приподнимать поочерёдно пару одноименных пальцев, начиная с больших.

Руки положить на стол или колени, пальцы расслабить. В соответствии с текстом приподнимать поочерёдно пару одноименных пальцев, начиная с больших.

На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держа кисти горизонтально, сближать руки.

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

На слово "бух" - хлопок в ладоши.

Уронить руки на колени.

Вот с разбега лбами - бух!

И с моста в водичку - плюх!

«Котята»

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачивают руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к мизинцу).

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

и самых красивых.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок

Положили на бочок,

Перец и морковку

Уложили ловко,

Помидор и огурец (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец.)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик –апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик –абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик –груша,

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

Просит«Ну –кА, скушай!»

Этот пальчик – ананас, (Поочередно разгибают пальчики и на себя.

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошки вокруг и на себя.)

«За грибами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

«Осень»

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки,

Бусы красные -рябине,

Фартук розовый - осине,

Желтый зонтик - тополям,

Фрукты осень дарит нам.

«Транспорт»

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать. (Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка, и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет. (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки).

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.)

«Домашние животные»

Кто в деревне живет?

Лежебока рыжий котенок,

Маленький теленок

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка по крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять, их не трудно сосчитать.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

музыкальный руководитель Минулина Т.Ю.

Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

«Подумай и отгадай»

Игровой материал: Карточки (по числу играющих, на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

«Найди игрушку»

Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры: Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

«Чудесный мешочек»

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры: Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«Буратино»

Игровой материал: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д., знакомым детям.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д. Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игры для развития чувства ритма

«Что делают дети?»

Игровой материал: Карточки на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят, вторая половина пустая; фишки.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения: «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты. Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

«К нам гости пришли»

Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Прогулка»

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с нами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, — продолжает воспитатель, — светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» — частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», — воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», — быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», — воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», — быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

«Зайцы»

Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна, в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки - «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игры для развития тембрового слуха

«Нам игрушки принесли»

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

«Колпачки»

Игровой материал: Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры: Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. Игра проводится в свободное от занятий время.

«Наш оркестр»

Игровой материал: Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники, большая коробка.

Ход игры: Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.



Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы

Игры для развития звуковысотного слуха

«Птенчики и птичка»

«Качели»

«Эхо»

«Курицы»

«Бубенчики»

Игры для развития тембрового слуха

«Угадай на чем играю?» «Колпачки»

«Чья очередь?»

Игры для развития ритмического слуха

«Ритмический кубик» «К нам гости пришли»

«Веселые лягушата» «Песенка про имя»

«Прыг, прыг, скок» «Куколка любит танцевать»

Игры для развития динамического слуха

«Тихие и громкие ладошки» «Тихие и громкие звоночки»

Игры для развития восприятия музыки

«Три цветка»

«День рожденье зайки»

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Птица и птенчики»

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков: "до" первой октавы и "до" второй октавы. Необходимо знание попевки Е. Теличеевой «Птица и птенчики»

Оборудование: Картинка «Птица и птенчики», разрезная картинка «птички и птенчики», металлофон.

Ход игры: ведущий дает детям нераскрашенную картинку. Напоминает играющим голоса птицы и птенчиков (ударяет по пластинке металлофона сначала звук "до" первой октавы, затем "до" второй октавы). После этого берет поочередно маленькие цветные карточки (рисунком переворачивают к себе, ударяет по пластинке соответствующий звук и спрашивает: "Кто нас зовет? Птица или птенчик?" После правильного ответа дети получают маленькую карточку и закрывают его часть изображения большой картинки. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не сложат большую картинку.

«Качели»

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков: "ре" первой октавы и "до" второй октавы. Необходимо знание попевки «Качели».

Оборудование: игрушечные качели, кукла, карточки с изображением качелей в разном положении.

Ход игры: Педагог спрашивает, как качаются дети на качелях, и просит помочь ей петь песню. После пения она предлагает детям посмотреть, как качается на качелях кукла: вверх вниз,- и просит детей спеть вместе «вверх» и «вниз», а воспитатель в соответствии с пением раскачивает куклу. Затем педагог дает детям карточки и объясняет, как они будут играть в «музыкальную угадайку» с карточками. Педагог играет низкий звук и поднимают карточку те дети, у которых на карточках нарисовано низкое положение качелей и т д.

«Эхо»

Цель: Развивать восприятие звуков сексты («ре»-«си» первой октавы). Необходимо знать песню «Эхо» Е. Теличеевой.

Оборудование: Картинка с изображением девочек в лесу, карточки с изображением девочек с поднятой и опущенной головой.

Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию, рассказывает, что на картинке нарисованы девочки, которые гуляли в лесу, а одна заблудилась. Девочки стали звать ее «а-у», а далеко отозвалось эхо «а-у». Педагог предлагает спеть песню, которая так и называется «Эхо». Потом педагог рассказывает, что девочки, когда поют «а» наклоняют голову вниз, а когда поют «у» поднимают голову вверх. Затем раздает карточки и предлагает поиграть. Когда звучит верхний звук, поднимают карточки те дети, у которых нарисованы девочки с поднятой головой, и наоборот.

«Курица»

Цель: Развивать восприятие детьми звуков квинты «фа» первой октавы и «до» второй октавы. Необходимо знание песни-упражнения «курицы» Е. Теличеевой.

Оборудование: Картинка «Курицы». Карточки с изображением двух куриц, у одной голова наклонена вниз, а у другой вверх. Металлофон.

Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию. Затем предлагает вспомнить как кудахчут курочки. Потом предлагает спеть песню «Курицы» и обращает внимание детей на правильное подпевание слов «Кудах-тах-тах». После пения детям раздаются карточки с изображением куриц, у одной голова наклонена вниз, у другой вверх. И предлагает поиграть в музыкальную «угадай-ку».

«Бубенчики»

Цель: упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия): «до2 – ля1 – фа1». Знать песню «Бубенчики» Е. Тиличеевой и песню – зачин «Бубенчики» Н. Мурычевой:

Три веселых бубенца – динь – дан – дон.

Три веселых молодца - дин – дан – дон. Кто из них поет – угадай! Называй!

Описание: в один игровой комплект входят 12 пар карточек: на карточках одной серии изображены на нотных линейках ноты («до2 – ля1 – фа1», на карточках другой серии изображены бубенчики (верхний, средний, нижний) на линейках, соответствующих этим нотам. Таких комплектов в игре – четыре: красного, синего, зеленого, желтого цвета. Цвет дается с обеих сторон. Для игры используется металлофон и ширма.

Ход игры: ведущий раздает четверым детям по три карточки с бубенчиками разного цвета стопа карточек. Перед ними остается стопа карточек с рисунками бубенчиков. Карточки с нотами ведущий перемешивает и кладет стопу перед собой. Данные карточки и металлофон закрываются ширмой. Ведущий показывает карточки с изображением бубенчиков, напоминает звучание каждого из них и предлагает детям спеть песню «Бубенчики», затем песню – зачин. Игра начинается. Он берет верхнюю карточку (рисунком к себе, показывая детям ее цвет с обратной стороны, проигрывает соответствующий звук и спрашивает: «Какой бубенчик звенел?» Если играющий ответил правильно, он получает карточку с нотой, показывает всем обе парные карточки: с изображением бубенчика и ноты, соответствующий ему, и данная пара карт выбывает из игры. Если ответ был неправильным, ведущий кладет карточку в низ своей стопы. Затем ведущий берет из стопы следующую маленькую карточку – игра продолжается. Заканчивается она тогда, когда у детей не останется ни одной карточки. Выигрывает тот ребенок, который первым подберет и сбросит свои парные карточки.

Игры на развитие тембрового слуха

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Оборудование: ширма, детские, музыкальные инструменты: бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, погремушка.

Ход игры.

1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. Дети показывают карточку со звучащим муз. инструментом.

Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играют на нём.

«Колпачки»

Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Оборудование: красочные бумажные колпачки. Детские музыкальные инструменты: колокольчик, музыкальный молоточек, бубен, погремушка и т. д.

Ход игры: Дети сидят полукругом, перед ними стол, на котором под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог предлагает ребенку подойти к столу, выбрать колпачок, под которым спрятан муз. инструмент, повернуться спиной и угадать, на чём он будет играть. Педагог играет на муз. инструменте, а ребенок угадывает. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок и поиграть на отгаданном инструменте.

«Чья очередь»

Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Оборудование: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.

Ход игры: Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились. Для «зайчиков» - треугольник, для «птиц» - колокольчик, для «лошадок» - ложки, для «медвежат» - бубен. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.

Игры для развития ритмического слуха

«Ритмический кубик»

Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т. д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Оборудование: кубик

Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:

1 – 1 бабочка

2 – 2 цветка

3 – 3 клубнички

4 – 4 листика

5 – 5 шишек

6 – 6 елочек

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши или проигрывают на муз. инструментах и т. д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

Игра для развития чувства ритма

«К нам гости пришли»

Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей

Оборудование: Игрушки: медведь, зайчик, лошадка, птичка. Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, ложки, колокольчик.

Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки:

Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно, зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек, птичка летает под звон колокольчика.

«Веселые лягушата».

Цель: Способствовать умению детей различать ритмические рисунки. Необходимо знание попевки «Лягушки»

Оборудование: Ложки

Ход игры: Дети стоят в кругу и поют попевку «Лягушки»:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

«Песенка про имя»

Цель: развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное творчество, ритмический слух.

Ход игры: Педагог спрашивает у ребенка: «Как тебя зовут?» Ребенок должен постараться пропеть свое имя так, как он захочет. Пропетое имя тоже несет в себе какую-то ритмическую формулу. Ребенок, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последовательность звуков. Педагог дает положительную оценку каждому ребенку, тем самым поддерживая в них желание участвовать в игре, петь, импровизировать.

Та-ня – Та-не-чка

Се-ре-жа – Се-ре-жень-ка

Ма-ша – Ма-шень-ка

Во-ва – Во-воч-ка

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Необходимо знание песенки «Заинька»

Оборудование: Барабан, Маска-шапочка «Зайчик».

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Оборудование: Ложки, бубны, треугольники, барабаны, маракасы.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

Игры для развития динамического слуха

«Тихие и громкие ладошки»

Цель: Развивать динамическое восприятие.

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать две песни «Барабанщик» М Красева и «Серенькая кошечка» В. Витлина. Первую песню я играю громко, а вторую – тихо. И предлагает детям прохлопать эти песни – громко и тихо.

Тихие и громкие звоночки.

Цель: развивать динамическое восприятие.

Оборудование: колокольчики.

Ход игры: Педагог предлагает прослушать пьесу «Пальчики и Ручки». Под тихое звучание музыки (1 части) дети играют на колокольчиках тихо, а на звучание громкой музыки (2 части) дети играют на колокольчиках громко. Потом усложняю: мальчики играют тихо, а девочки – громко и наоборот.

Игры для развития восприятия музыки

«Три цветка»

Цель: Развитие восприятия музыки.

Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»- спящее, плачущее или весёлое, изображающее три типа характера музыки:

1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)

2. Грустная, жалобная.

3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Ход игры: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, показывают цветы, соответствующие характеру музыки, поднимают их.

«День рождения»

Цель: Развитие восприятия музыки, упражнять детей определять характер музыки.

Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др., небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.

Ход игры:

Муз.рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?

Муз. руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.



Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр (старший дошкольный возраст)

                         музыкальный руководитель Минулина Т.Ю.

«Ассоциации»

На развитие музыкального слуха

Цель: развитие музыкального слуха, воображения

Ход игры:

Воспитатель ставит подобранные мелодии (3-4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений (на выбор: Э. Грин «Утро», П. Чайковкий «Буря» ч. 2, А. Вивальди «Осень», Моцарт «Вальс цветов», Бетховен «Лунная соната»).

Дети должны слушать музыку и передать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д. Время прослушивания 5-7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.

«Зарисовки»

На развитие музыкального слуха

Цель: развитие музыкального слуха, воображения

Ход игры:

Воспитатель ставит различные отрывки из музыкальных произведений (на выбор: П. Чайковский «Песня жаворонка», Бетховен «Сурок», Штраус увертюра «Маленькая мышь», Моцарт «Колыбельная»).

Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.

Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.

«Придумай нотам имена»

Знакомство с нотной грамотой

Цель: знакомство детей с нотами (их названиями)

Ход игры:

В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито.

«На чем играю»

Знакомство с музыкальными инструментами

Цель: Развитие тембрового слуха.

Игровой материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов (по 3-4 на ребёнка в отдельном конверте, ширма и детские музыкальные инструменты. Можно предложить звучание музыкальных инструментов в грамзаписи.

Ход игры: Детям раздают по 3-4 карточки в конверте. Педагог проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте за ширмой. Дети определяют звучание инструмента и поднимают соответствующую карточку.

«Какой инструмент лишний?»

Знакомство с музыкальными инструментами

Цель: Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Предварительная работа: Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, внешним видом, принадлежностью к разным видам оркестров: духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.

Игровой материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.

Ход игры:

Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек (4-5): 4 карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

«Корзинка»

На развитие ладового чувства

Цель: развивать умение различать средства музыкальной выразительности.

Оборудование и материалы: корзинки по количеству определений, муляжи, отрывки из музыкальных произведений разного характера.

Ход игры:

Воспитатель включает на стереосистеме или играет на фортепиано отрывки из музыкальных произведений. Дети складывают в корзинки слова-определения (яблоки-медленно, вишни-быстро, грибы-плавно, персики-отрывисто и т. п., которые способствуют музыкальным отрывкам.

«Угадай по описанию»

На развитие ладового чувства

Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах. Развитие активной речи. Пополнение словаря дошкольника.

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты, знакомые дошкольникам, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры: За ширмой находятся музыкальные инструменты. Ребенок подходит к ширме, выбирает инструмент, и, не показывая детям, начинает его описывать. Если остальные дети затрудняются, тогда взрослый задает вопросы: «Что умеет делать инструмент?», «Как извлекаются звуки?», «на что похож звук инструмента».

Так же дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика.

Музыкально- дидактическая игра помогает разнообразить и усовершенствовать знания детей о музыкальных инструментах, что в дальнейшем позволяет проводить с ними индивидуальную работу, целью которой является обучение детей игре на простейших детских музыкальных инструментах. Для закрепления материала, дошкольникам раздаются картинки или раскраски с инструментами, которые были за ширмой.

«Угадай-ка»

На развитие ладового чувства

Цель: закреплять умение определять музыкальный лад-мажор или минор.

Оборудование и материалы: двухсторонние картинки-смайлики (весёлый-грустный); несколько небольших разнохарактерных музыкальных произведений.

Ход игры:

Педагог исполняет или включает на стереосистеме музыкальное произведение, дети определяют лад и показывают соответствующий смайлик.

«Принц и принцесса»

На развитие ладового чувства

Цель: совершенствование динамического восприятия и чувства ритма, воображения, творческих способностей.

Ход игры: дети сидят на коврике лицом в круг, руки прячут за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик или корону. Она - принцесса. Принц должен узнать принцессу по смене динамики музыки. Звучит Любой вальс или полонез, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми педагог регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Тихая - далеко от девочки, а громкая - близко.

Услышав громко звучащую музыку, принц выбирает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик или корону. Если принц угадал. то они вдвоем танцуют в кругу.

Игра проводится несколько раз и «ритмические танцы», придуманные детьми должны быть разнообразны.

«Живая шляпа»

На развитие ладового чувства

Цель: Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, воображения.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, у ведущего в руках шляпа. Под быструю, веселую музыку дети передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, ребенок, у которого осталась в руках шляпа должен одеть ее и выйти в круг. Под другую музыку дошкольник показывает танцевальные движения, а остальные за ним повторяют.

«Аплодисменты»

На развитие музыкальной памяти

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

«Угадай мелодию»

На развитие музыкальной памяти

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещетки и т. д., которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.

«Стучалки»

На развитие музыкальной памяти

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память.

Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки и т. д. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

«Стучалки»

На развитие музыкального слуха, памяти, воображения

Ход игры:

Дети разделяются на две группы.

Воспитатель играет мелодию или дает ее прослушать. Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.

Затем ведущий дает время (5-7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.

После того как дети 5-7 минут поразмышляют над заданием, воспитатель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в сюжете.

Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.

«Зеркало»

На развитие музыкального слуха, памяти, воображения

Ход игры:

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу (хоровод, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

«Песенный хоровод»

На развитие музыкального слуха, памяти, воображения

Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число – не менее 4 человек.

Ход игры:

Дети встают в хоровод (в круг, берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод, так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.

Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки – ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры.

Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития у детей творческих способностей

Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю.

Игра «Перевоплощение».

Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание своему соседу.

Музыкальное дополнение: по ходу рассказа ребенок должен изображать на подручных предметах звуки, которые мог бы издавать предмет, в который он превратился.

Упражнение «Изобразите по-своему».

Изобразите как можно больше предметов, используя пластику своего тела.

Музыкальное дополнение: рисуем музыку (цветопись). Звучит любая музыкальная композиция.

Упражнение «Иллюстрирование книги».

Для иллюстрирования мы взяли сказку «Морозко».

Инструкция: «Давайте представим себя художниками и нам необходимо сделать иллюстрации к данной книге».

Музыкальное дополнение: во время выполнения задания звучит соответствующая, характеру сказки, музыка.

Упражнение «Представь и услышь».

Инструкция: «Вы знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит, и так далее. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить:

представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик;

бьющееся стекло и т.д.»

Музыкальное дополнение: Придумайте свой звук и опишите его.

Упражнение «Сказочный лес».

Инструкция: «Представьте, что мы с вами находимся в сказочном лесу. Давайте, выполним композицию на тему «Сказочный лес» из различных материалов: цветной и бархатной бумаги, открыток и различных картинок из старых журналов, картона и тому подобное».

Музыкальное дополнение: во время данного упражнения звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы».

Игра «Скажи в рифму».

Зачитывается стихотворение или загадка, а дети в рифму должны договорить подходящее по смыслу слово.

Загадки:

1. Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пяточком,

Ушастая голова. Это … (Сова).

2. Шапки белые надели

Нынче яблони и ели,

И машины и дома -

Это к нам пришла … (Зима).

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (Снегири).

4. Они обычно для шитья,

У ежа их видел я,

Бывают на сосне, на елке

И называют их … (Иголки).

5. Грызть дрова - простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила

Кто такая я? (Пила).

6. Пахучие ветки

Принес я из тени:

Лиловые, белые

Ветки … (Сирени).

Стихотворение «Пирог» Д. Хармс.

Я хотел устроить бал, Я ждал, пока хватило сил,

И гостей к себе … (позвал). Потом кусочек … (откусил).

Купил муку, купил творог, Потом подвил стул и сел

Испек рассыпчатый … (пирог), И весь пирог в минуту… (съел).

Пирог, ножи и вилки тут - Когда же гости подошли,

Но что-то гости … (не идут). То даже крошки … (не нашли).

7. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных … (зверей),

Он известен, знаменит - это доктор … (Айболит).

8. Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена … (крокодил).

9. Самовар поет, гудит.

Только с виду он … (сердит).

Музыкальное дополнение: попробовать придумать на одно из четверостиший мелодию. Попросить ребенка спеть его.

Игра «Дорисуй».

Каждому участнику группы выдается лист, на котором изображено 20 карточек. Каждая карточка - какая-то геометрическая фигура. Схем 5, но каждая из них расположена на листке 4 раза в разных проекциях. Инструкция: «Превратите фигурку в любой образ, картину, сюжет. Для этого нужно дорисовать ее, придумать название. Изображения на карточках не должны повторяться».


Музыкальное дополнение: упражнение проводится несколько раз. Каждый раз звучит музыка, отличающаяся по характеру от предыдущей.

Упражнение «Фантастический образ».

Инструкция: «Необходимо выполнить фантастический образ животного, используя различные материалы: обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее. Образ должен быть оригинальным».

Музыкальное дополнение: во время упражнения звучит произведение К.Сен-Санса «Карнавал животных».

Упражнение «Путешествие в сказку».

Инструкция: «Возьмите любую тему из предложенных и сочините на нее одну из сказок: «Щенок на уроке», «Мой друг бурундук», «Волшебная парта». Проиллюстрируйте свою сказку».

Музыкальное дополнение: рассказ должен сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. То есть каждое действие героев должно иллюстрироваться с помощью звуков.



Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия

музыкальный руководитель Минулина Т.Ю.

1. «Оркестр», «Что звучит?»

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. «Определи, где звучит?», «Кто хлопал?»

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети, не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3. «Найди пару», «Тихо – громко»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

4. «Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

5. «Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

6. «Угадай, что делать».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз

7. «Кто летит»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

8. «Кто внимательный?»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.

9. «Угадай, кто идет».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.

10. «Запомни слова».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

12. «Телефон»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

13. «Волшебная палочка»

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.).

Логопед и дети рассматривают предметы в комнате. У логопеда в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как можно четче. Логопед постоянно обращает внимание детей на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами.

14. «Назови первый звук слова»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на речевом материале.

Логопед. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

15. «Игрушка ошибается»

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” - “шкаф” и т. п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки



Предварительный просмотр:

Голосовая разминка

  1. «Разминка. Дорожки.  Прямые линии»

Предложите сидящим в кругу детям по очереди петь какой-нибудь протяжённый звук и одновременно сделать похожее движение рукой в любом направлении. Покажите и спойте несколько своих вариантов, чтобы детям стало понятным ваше задание. Можно сказать, что все вместе нарисуете в воздухе много невидимых линий.

      То же задание выполните с движением в пространстве. Дети могут двигаться сначала по одному, а потом все вместе. Закончив рисовать одну линию, могут начать другую, но при этом изменить и звук.

  1. «Эстафета».

Дети свободно стоят в кругу с опущенными руками. Скажите им, что будете играть с ними в игру «Эстафета». Начав двигаться к любому ребёнку, пойте звук-линию и делайте направленное движение рукой. Подойдя к нему, передайте ему эстафету, дотронувшись рукой, и становитесь на его место (тот, кто уже двигался, соединяет руки перед собой внизу замком). Каждый следующий должен начать петь другой звук. Игра продолжается, пока все не примут в ней участие.

      Завершением данного исследования может быть рисование: на ватманском листе каждый проведёт свою линию цветным мелком и споёт её. Дети выполняют это задание друг за другом, постепенно добавляя линию за линией. Линии могут быть разной длины, идти в любом направлении, пересекаться друг с другом (рис.1)

  1. «Два друга».

Жили-были два друга: один вот такой – спойте линию-звук вверху, а другой вот такой – спойте такую же линию внизу. Представляя детям этот пример, обязательно сопровождайте звук движением руки. Затем предложите нескольким парам детей спеть две разные линии: вверху и внизу. После этого покажите им два листа бумаги, на одном из которых нарисована одна линия вверху, на другом – линия внизу  (рис.2, 3). Сделайте линии разного цвета, нижнюю -  заметно толще. Спросите у детей, какой рисунок подходит для высокого звука, а какой для низкого.

       Установим таким образом для детей крайние границы высоты звуков и определив местоположение высокого и низкого на листе, предложите им двигаться по залу, пропевая то высокий, то низкий звук и сопровождая это движением.

  1. «Слепой музыкант». (Пение с закрытыми глазами на ощупь.)

Покажите детям ватманский лист, разложенный на полу, на котором приклеены вверху и внизу две линии из тесьмы (или верёвок) разной толщины и текстуры. Их разница должна отчётливо определяться на ощупь. Покажите, как вы споёте эти линии, закрыв глаза и ведя по ним пальцами. Многие дети захотят попробовать тоже!

  1. «Начинка – серединка».

Покажите детям лист, на котором нарисованы две линии – высоко и низко – и скажите, что сейчас между ними нарисуете голосом серединку  (рис. 4.) Начертите фломастером спетый вами звук и предложите детям спеть по очереди все три линии: сначала сверху вниз, а затем наоборот.

  1. «Пирамида»

Покажите детям рисунок 5 . Поговорите с ними о том, сто они видят на рисунке и как, по их мнению, надо сеть линии разной длины? Договоритесь о порядке пения: сверху вниз или снизу вверх.

Можно провести  короткую игру «Угадайка»: вы поёте звуки в верхнем, нижнем и среднем регистре, а дети рукой в движении показывают, где живут эти линии.

  1. «Маленькие и большие волны. Извилистые линии.»

Скажите детям, что сейчас споёте линию, а их попросите показать рукой, какая она получится. Первый раз спойте линию, раскачивая звук в узком диапазоне (тон или полутон), а второй раз увеличьте амплитуду, глиссандируя голосом вверх-вниз, как по волнам (рис.6,7) Рассмотрите внимательно рисунок 8. Исполните его с детьми на два голоса: пусть партию «маленьких волн» начнут петь дети, а вы сверху наложите свою парию «большой волны».

  1. «Волны и дорожки».

Предложите нескольким детям спеть две линии: прямую, а потом извилистую или наоборот. Каждый ребёнок на своём листе должен нарисовать это задание, а затем некоторые попробуют спеть то, что у них нарисовано, обращая внимание на взаимное высотное положение линий.

  1. «Танцующий звук».

Предложите детям, стоящим в кругу, поиграть линиями звука, представив, будто они танцуют. Солист начинает двигаться, голосом пропевая любые затейливые узоры и изгибы, рукой и телом стараясь танцевать то, поёт. Эта игра похожа на эстафету: станцевав свой танец, солист передаёт очередь другому. Желательно, чтобы движение не прерывалось и на смену одному танцующему в круг сразу же выходил другой. Дети могут зарисовать после движения каждый свою линию на листе.

  1. «Дорожка и горка».

Споёте то, что изображено на рисунке 9, и спросите детей, на что это, по их мнению похоже. Возможно, что кто-нибудь догадается про горку. Предложите детям снова зайти на горку по ступенькам и съехать с неё на санках. Объясните: съезжая голосом вниз, они опускаются на пол, а затем снова идут на горку. Покажите детям рисунок 10 после, как споёте его с движениями.

  1. «Музыкальный узор»

Глиссандируя голосом резко с небольшой остановкой на контрастных точках, можно «нарисовать» очень простой музыкальный узор. Покажите движения голоса рукой, а затем ещё шагами на полу, стараясь соответствовать заданному образу. Потом покажите детям рисунок и спросите, отражает ли он то, что они видели и слышали.

  1. «Фигурное  катание. Восьмёрки»  

Делая соответствующее движение рукой, спойте большие и маленькие восьмёрки. Покажите детям их на рисунке и затем спойте вместе с ними.

  1. «Круги и кружочки. Спиральки»

Поработав с данными картами, предложите детям нарисовать круги различного размера в движении, сопровождая рисование голосом. Это игра-исследование: дети могут рисовать телом большие круги, маленькие и совсем крошечные. Очень важно, чтобы при этом менялся звук.

  1. «Ожившие картины».

Нарисуйте вместе с детьми разноцветными карандашами на листе бумаги две-три разных линий и один- два круга, а затем попросите их выбрать для себя мысленно одну линию или один круг. Дети исполняют в движении со звуком выбранную фигуру несколько раз, чтобы делать её непринуждённо (работают все одновременно). После чего «картина» исполняется несколько раз солистами, которые вызовутся нарисовать в движении со звуком линии и круги.

  1. «Искорки» 

Очень коротко произнося на разной высоте звук «у» и помогая себе указательным пальцем, изобразите мерцание искорок вверху и внизу. Затем то же самое делают дети.

Спросите их, были ли это линии или что-то другое. Может быть, кто-нибудь скажет слово «точки».Они были отрывистые и отдельные друг от друга. Искорки и узор представлены на рисунке 15.

  1. «Бусы» 

Скажите детям, что сейчас вы посадите все точки на ниточку, и у вас получатся «музыкальные бусы» Спойте точки на одной высоте. Спросите детей: бусинки в этих бусах были разного цвета или все одинаковые (реакция и память на высоту звука). Скажите, что сейчас споёте им другие бусы: пусть послушают и отгадают, скольких цветов тут есть бусинки. Спойте, моделируя высоту  рукой, бусы на интервале секунды или малой терции.

  1. «Большая угадай - ка».

В игре принимают участие все известные «персонажи»: дорожка, змейка, волны, горка, узор, восьмёрки,

Круги, спиральки, искорки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: