ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Дударева Елена Анатольевна

Декабрь 2017 года.

Среди детей дошкольного возраста встречается большое количество детей с речевыми нарушениями, поэтому современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, в связи с этим все шире проявляется роль информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми школьного и дошкольного возраста.

При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые, поэтому овладение родным языком – одно из самых важных приобретений в дошкольном возрасте.

По мнению Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др. под общим недоразвитием речи понимается речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня, которые были охарактеризованы Р.Е. Левиной.

Р.Е. Левина и Н.А. Никашина говорят, что, несмотря на различную природу дефектов,  дети с ОНР III уровня,  имеют системное нарушение речевой деятельности. Позднее появление речи, аграмматизмы и недостаточное фонетическое оформление, отставание экспрессивной речи[3].

В.К. Воробьева отмечала основной причиной  у таких детей нарушение звукобуквенного восприятия, что приводит к  торможению приобретения навыка словообразования и словоизменения.

К недостаткам в развитии лексико-грамматического строя речи  относится  не умение ребенком грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости.

Л.Ф. Спирова среди ошибок, допускаемых детьми с ОНР, выделяет три группы: замены одного названия другим на основе смыслового сближения; употребление слова в неправильной грамматической форме и полное неумение назвать слово; отказ от выполнения задания[4]. 

Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, возникла необходимость внедрения компьютерных технологий в специальное коррекционное обучение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

В нашем исследовании диагностика уровня развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня осуществлялась по методикам Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Е.А. Логиновой, Т.А. Ткаченко, которые были преобразованы с учетом внедрения инновационных технологий в диагностический комплекс, предоставленным развивающим порталом «Мерсибо»,  «Логопедическая экспресс-диагностика». Для определения овладения дошкольниками лексико-грамматических категорий мы использовали следующие критерии:

­   выявление способностей навыков словообразования;

­   сформированность грамматического строя речи;

­   сформированность связной речи;

­   сформированность словарного запаса.

После обследования мы выявили преобладание среднего и низкого уровня развития лексико-грамматических конструкций. Поэтому возникла необходимость в проведении коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей данной категории, используя средства информационных технологий.

На формирующем этапе эксперимента, нам потребовались материально-технические условия для использования информационных технологий на логопедических занятиях. МБДОУ №8 «Сказка» г. Гуково Ростовской области является участником экспериментальной деятельности под названием «Информационная среда, как условия достижения нового качества образования». В связи с этим, администрацией детского сада был оборудован компьютерный класс, соответствующий нормам СанПиНа. Были приобретены компьютеры новых моделей, созданы картотеки физ.минуток, релаксационных упражнений, гимнастик для глаз.

Картотека информационных развивающих и обучающих программ, созданная педагогами детского сада, была нами дополнена компьютерными играми, упражнениями и презентациями по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей с нарушениями речи, предоставленные развивающемся порталом «Мерсибо».

Важным фактором в подборе информационных средств является указание на возраст ребенка. В нашем случае, подобранные игры и упражнения предназначались для детей 5-7 лет. Каждая игра или упражнение умеют раздел настройки, где мы могли корректировать игру, начиная с простых заданий, а затем постепенно усложняя их. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, мы подбирали различный наглядный материал, с помощью которого развивали не только лексико-грамматические конструкции, у отдельно взятого ребенка, но восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности, совершенствовали навыки пространственной ориентировки, совершенствовали познавательную деятельность. Включая информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, мы создавали большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляли воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности [2].

Логопедическая работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития с применением информационных технологий реализовывалась в индивидуальной форме. С детьми 2 раза в неделю логопед проводил групповые (фронтальные), подгрупповые занятия по преодолению лексико-грамматического недоразвития, в заключении которых, для закрепления пройденного материала, нами проводились компьютерные игры и упражнения с анимационными героями.  

1.    При формировании навыка построения связных высказываний детям предлагались следующие задания:   компьютерная игра «Заяц - поэт» из серии игр «Баба Яга учится читать», «Танцы с папуасами».  При усвоении различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях дети играли в следующую компьютерную игру: «Игрозвуки». При усвоении наиболее сложных для детей способов связи в словосочетаниях и предложениях детям предлагалось следующие задание: Презентация «Транспорт».

2.    При закреплении навыков словообразования детям предлагались следующие задания: компьютерная игра «Тачкины загадки», «Конструктор картинок. Человек. Части тела». При работе над словообразованием непродуктивных форм словоизменения воспитанникам предлагались задания: компьютерная игра «Конструктор картинок «Зимующие птицы»», «Потерянный хвост», Презентация «Гости и жители Москвы».

3.    При формировании продуктивных и простых по семантике форм воспитанники использовали следующие задания. Компьютерная игра «Фрукты - овощи», «Волк и овцы». При формировании наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения предлагались игры: «На рынке», «Удар - гол», «Дикие животные».

Игры и упражнения вызывали интерес детей к занятиям и четко формулировали конкретные задания, цели и задачи которых совпадали с целями и задачами логопедических занятий. При правильном выполнении заданий воспитанников ждал сюрпризный момент, который также повышал мотивацию к обучению.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике проведенной работы по развитию лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР III уровня в ходе использования средств информационных технологий.

Таким образом, коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР заключается в разработке эффективного  комплекса игр и упражнений с применением информационных средств, учитывая индивидуальные способности каждого воспитанника.

 

Список литературы:

1.  Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2004

2.                Болонина В.В. «Коррекция основных компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи» - г.о. Новокуйбышевск, 2009.

3.                Основы теории и практики логопедии / Под.ред. Р.Е. Левиной - М., 1968.

4.                Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи; 2-е изд. / Л.Ф. Спирова. - М: МСГИ, Е.В. Карпов, 2004. - 200 с.

5.                Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000

6.                Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников.- М., 2003