К Конкурсу "Учитель года - 2017"

Шехмаметьева Румия Кямилевна

На странице опубликованы материалы к конкурсу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я учитель"47.11 КБ
Файл metodich._seminar.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

http://vlast.io/wp-content/uploads/2016/12/image_1424215849.gif        КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Шехмаметьева  Румия  Кямилевна

МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа

Ельниковский муниципальный район

                                                   Нам каждый год встречать и провожать

                                                  И каждый день глядеть в ребячьи души.

                                                  Нам каждый час единство с ними ощущать

                                                 И с каждым мигом становиться чище, лучше.

     Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. 

   Школа – это  удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее, где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить. 

     Я - учитель и всегда хотела им быть. Я с детства мечтала стать  педагогом, и поэтому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Мой дед по матери был учителем начальных классов в маленькой сельской школе.  Тети  отца тоже были учителями.

  Мы все чьи-то ученики. Многим в выборе профессии я обязана                    изумительным педагогам: своей первой учительнице и классному руководителю – учителю русского языка и литературы. И, пожалуй, ни у кого не повернется язык называть эту профессию ремеслом. Скорее, это все же искусство, т.к.  работа хорошего учителя  состоит из неимоверного количества составляющих: высочайшие душевные качества и  знание преподаваемого предмета. Часто с подругами  в свободное время я любила играть «в школу», обучала  подруг грамоте, письму, счету, «проверяла» тетради. Эти детские забавы увлекали меня, мысленно перенося во взрослую, тогда такую желанную и, казалось, недосягаемую жизнь.

    С 1974 по 1977 год училась в Лукояновском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом училище им. А.М.Горького Нижегородской области, затем работала учителем начальных классов и заочно училась в АГПИ им. А.П.Гайдара, получив специальность «учитель русского языка и литературы».

   Учителем я стала и этим горжусь: школа – моя судьба. Она дала мне ощущение радости, счастья, полноты жизни.  Работа хорошего учителя  состоит из неимоверного количества составляющих: высочайших душевных качеств и  знания преподаваемого предмета.

     Можно ли стать хорошим учителем? Такой вопрос неоднократно  задавала  себе. По мнению педагогов и психологов - можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но   главное здесь должна быть любовь к детям.

    Учитель по природе своей профессии созидатель, Созидатель с большой буквы,  ибо  творит он Человека. Какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель. Очень рада, что среди моих учеников есть поэт, кандидаты наук, врачи, учителя, инженеры, работники  сельского хозяйства …

   Я работаю в школе вот уже 39 лет, из которых 17 лет проработала заместителем директора по УВР в данной школе.  Я до сих пор учусь на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это судьбы детей,  верящих в нас,  не делящих нас на педагогов 1 - 2  и высшей категории, принимающих нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. В связи с этим меня, как учителя-словесника,  интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями.          

   Соглашусь с мнением Л.Н. Толстого «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

   Очень важно научить ребенка решать задачи, поставленные  перед ним жизнью. Я счастлива, так как чувствую себя человеком, сопричастным детскому миру. Моим девизом в жизни стали слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы».   Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце. Ребёнок вырастет человеком там, где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим. За годы работы я не открыла для себя секрета, как научить всех детей. Я лишь стараюсь, чтобы они поняли, как это важно.

   Идут дни, годы, идут очень быстро, а хочется успеть многое. Но как бы то ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика  на уроке и вне урока;
  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
  • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

    Я понимаю и принимаю это. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Результатом моего педагогического труда  станет развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.  Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной профессии, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего. Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.

    Когда я иду по селу и встречаюсь с учениками и их родителями, это всегда по-человечески радостно и поучительно. Эти встречи являются оценкой моей работы, качества моего труда – и выражается эта оценка или молчанием, или приветствием: «Здравствуйте! Как Ваши дела?»



Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс «Учитель года – 2017»

http://vlast.io/wp-content/uploads/2016/12/image_1424215849.gif

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Тема выступления:

«Развитие творческих способностей на уроках

 русского языка и литературы»

                                        Подготовила – ШехмаметьеваР.К.,

                                             учитель русского языка и литературы

                        МОУ»Акчеевская СОШ»

Ельники 2017

http://vlast.io/wp-content/uploads/2016/12/image_1424215849.gif КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Шехмаметьева  Румия  Кямилевна

МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа

Ельниковский муниципальный район

      Последние два десятилетия многое  изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который не задумывался над такими вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой учитель  не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном  для каждого уровня успешности? И не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений и навыков. В основе современного образования лежит активность и учителя, и что не менее важно, самого ученика.  Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ученику урок и в радость, и пользу приносит. И может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

      За 39 лет моей педагогической деятельности (на каком бы участке я не была) сложилось мое педагогическое кредо:  терпение + терпимость + абсолютное приятие  каждого ребёнка (сильного, слабого, творческого и нетворческого). Главная цель – учить светло, радостно, без надрыва.  За эти годы сложилась определенная система моей работы в учебной и внеучебной деятельности. Свою задачу вижу не только в том, чтобы дать глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка.        

     Творчество перестает быть уделом единиц. Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ребенка – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их.»  

     Я считаю, что в каждом ребенке заложен творческий потенциал, но для того, чтобы он активировался, необходимо создать определенные условия, которые помогут его раскрыть и развивать. Выпускники школы должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы.  Это возможно только в результате деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.

Развитию творческих способностей уделяю внимание как на уроках, так и во внеурочное время. Их можно реализовать, опираясь как на традиционные и нетрадиционные методы, так и на собственное мастерство и творчество..

      «В душе каждого человека есть невидимые струны.  Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»,- говорил В.А.Сухомлинский.                                              

                         Людей неинтересных в мире нет,

                         Их судьбы – как истории планет.

                         У каждой все особое, свое,                      

                         И нет планет, похожих на нее.

Творчество – единственная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия способностей к той или иной конкретной  деятельности,  самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.   Способности человека можно представить в виде дерева: 

                           •корни — природные задатки человека;

                           •ствол — общие способности;

                           •ветви — специальные способности, в том числе и творческие.  

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

      Для формирования творческих способностей школьников я ориентируюсь на следующие условия:

  • создание благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Все эти условия являются обязательными для развития и становления творческой личности.

А что же получает ученик?

  • Интересный, доступный путь усвоения информации.
  • При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни.
  • Повышается мотивация к учебе.
  • Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала.
  • Развивается речевое творчество учащихся.

     Работая в национальной школе, стараюсь отобрать наиболее эффективные приемы обучения и средства, способствующие  активизации творческой деятельности ученика. Ведущая  идея моего опыта - это учение без принуждения, основанной на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идее саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников становления человека. Я научилась сочетать традиционные методы и формы с инновационной практикой, опираясь на научные выводы и идеи В.А.Сухомлинского, считавшего творческий подход учителя к учебному процессу способностью пробудить в ребенке скрытые способности и таланты.

    Большую роль в формировании моего опыта сыграли также исследования и труды Меженко Ю.С. и Фроловой Т.Я.  Уже много лет в своей работе использую опорные таблицы. «Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета, исследовать, отбросить затемненные мелочи», - говорил  Л.Н.Гумилев. За время работы пришла к выводу: с опорными схемами можно работать с 5-9 классы при изучении нового материала; повторении и систематизации изученного; подготовке к ОГЭ и ЕГЭ; на уроке и дома при выполнении домашних заданий; с целым классом и при индивидуальном обучении. Что дают схемы? Наглядность; удобство: всегда под рукой необходимый теоретический материал; кратко и схематично представлен материал по каждой теме; показан алгоритм действий при применении правила; легче запоминать теоретический материал.

     Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, стремимся развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.  Для этого выбираю такие формы работы, через которое информационное поле ребенка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к творческой деятельности. Чтобы воспитать творческую личность, способную реализовать самого себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету,  я использую нестандартные формы уроков: урок-исследование, урок-размышление, урок-путешествие, урок-творчество, урок-семинар и др., обеспечивающие активное участие на уроке, прежде всего самого ученика, повышающие  авторитет знаний, создающие   атмосферу сотрудничества. Когда мы проводим тематические уроки, дети с удовольствием пишут работы на лингвистическую тему – лингвистические сказки. Этот вид работы  использую и в качестве домашнего задания. За многие годы  собрала альбом с такими сказками.

    Практически на каждом уроке языка и литературы стараюсь разбудить ребят с помощью слова, литературы, сделать их  чище, лучше. Нынешние программы как нельзя лучше способствуют этому. Это и «возвращенные» писатели, и уроки-исследования, это и стремление думать самому и учить размышлять других. Это воспитывает у ученика пытливость ума, веру в свои силы. Для меня ученик – это личность со своими способностями и характером. На каждом уроке ребята учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы.

     Детские творческие работы – замечательный материал для многосторонней аналитической работой учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, уровнем мыслительных процессов, следить, как изменяется подход к отбору лексических и грамматических средств. Интересно наблюдать, как текст, благодаря интонации и эмоциональной насыщенности, приобретает индивидуальность и неповторимость. Конечно, не у каждого ребенка все может получиться сразу, но не надо огорчаться, важно помочь любому ребенку открыть в себе способность, о которых он ранее и не подозревал, и сделать все возможное для того, чтобы эти способности нашли свое дальнейшее развитие, зажечь в ребенке искру надежды на дальнейшие успехи. Большое место в моей практике занимают творческие самостоятельные работы, которые развивают детскую наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи.  Для того, чтобы творческая работа была интересна детям, стараюсь разнообразить темы, в которых в большей степени проявилась бы личностная оценка прочитанного. Не ограничиваю ребят и в выборе формы повествования: сочинение-письмо, очерк, размышление и т.д., стараюсь уделять внимание на уроках такому письменному заданию, как сочинение-миниатюра, которое позволяет ученикам представить свою точку зрения на предложенную проблему.  Коллективное обсуждение работ, рецензирование, обмен мнениями также выявляет творческие способности, и делают уроки интереснее. Очень интересной формой работы считаю СИНКВЕЙН, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат.

     Особое место среди различных видов работ по развитию речи занимает творческий диктант. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, потому что они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Такие сочинения всегда вызывают у учащихся затруднения, если не проводить предварительную работу. Например, в 5 классе ученики описывают картину «Сирень» Кончаловского. После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла, я читаю предложения, а ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные.

    В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложениями не только активизируется пассивный словарь ученика, но и обогащается его устная речь, так как он вводит новые слова. На уроках я использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д. Часто в изложения ввожу творческие задания: озаглавить текст, описать внешность героя, описать поведение героя, сформулировать свое мнение о поступке героя и т.п.

      Работая в этом направлении, я заметила, что повысился интерес к знаниям у учащихся - это способствует лучшему усвоению учебного материала, формированию умений и навыков. Мои ученики принимают участие в различных творческих конкурсах. Отрадно то, что пишут не только сильные ученики, но и слабые учащиеся. Творческие работы учащихся получают высокую оценку на разных уровнях: российских, республиканских, районных.

     На основе анализа и обобщения можно сделать выводы: произошла

  • Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний;
  • Как показала практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее;
  • Формирование личностных положительных качеств учащегося;

    Эмоциональная открытость, способность к эмоциональному воплощению в другого — дар, который дети нередко утрачивают у нас в школе. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его — важнейшая для меня задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся.  «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю.