Методический материал

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Их опыта работы Шехмаметьевой Р.К., учителя русского языка и литературы МОУ «Акчеевская СОШ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Перед учителем-словесником, как и перед любым другим педагогом,     всегда ставятся конкретные цели и задачи, определяемые стандартом образования. Учитель воспитывает, развивает, формирует умения, учит применять полученные знания и умения. Известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Ведь впереди серьёзные испытания ждут детей: итоговая аттестация в 9классе - ГИА и 11классе - ЕГЭ.

Как же достичь хороших результатов в своей работе? Этот вопрос чуть ли не риторический для учителя. И здесь на помощь приходят образовательные технологии, которые нацелены на личность, отсюда - рост мотивации к предмету и в итоге – хорошие результаты. Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся, ставит перед собой вопросы: как оживить урок, поддержать интерес к предмету.  

Очень важно, чтобы обучение воспринималось ребёнком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта. Сейчас много говорят о новых педагогических технологиях. Считается, что этот вопрос интересен и важен, поскольку каждый учитель должен стремиться не только учить,  но и учиться новому. Многие работают по старинке из года в год. Конечно, опыт накапливается со временем, у каждого вырабатывается свой стиль ведения урока, но стаж работы не означает, что нужно забыть о самообразовании и развитии.

Работаю в школе  36 лет, по преподаваемому предмету - 34 года.  Школа наша национальная (татарская), предметы ведутся на русском языке, родной язык преподается  как предмет.  Учителя    русского языка  в национальной школе,   сейчас, во время уравнивания  требований  к выпускникам, без учета  национальных особенностей, волнуют  вопросы  быстрого, осмысленного  и более прочного  восприятия  теоретического материала,  так как  на выпускных экзаменах требуется  очень хорошее знание  большого объема теории, умение  использовать  ее на практике.                  

     В середине 90-х годов, когда  только начиналась моя деятельность как   учителя русского языка, по подписке выписывала очень хороший методический журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», на страницах которого была статья Меженко Ю.С. об использовании опорных конспектов на уроках  русского языка, о блочной подаче материала. Тогда  многие пользовались срисованными  конспектами и, считалось, что такая подача материала вызывала  интерес учащихся, дети лучше запоминали  материал  урока. С тех пор,  постоянно пользуюсь  опорными конспектами на уроках русского языка.  Чем   видится польза ОК?

     Во – первых, блочная подача материала дает возможность увеличить объем изучаемого материала на уроке без перегрузки учащихся, что очень важно;

     Во- вторых,  в ходе чтения опорных конспектов активизировалась познавательная деятельность учащихся, осмысленная устная речь;

     В- третьих,  учащиеся  воспринимают новую информацию, соотнося ее с темой  прошлого урока;

    В- четвертых, развивается аналитический склад ума, так как  дети учатся совмещать максимум информации при минимуме символов и знаков, а для этого нужен анализ;

    В- пятых, параллельная работа учащихся с учебным материалом и опорными конспектами  развивает абстрактное мышление;

    В-шестых,   методика ОК  позволила сформировать у учеников целостную картину восприятия материала.

   И в итоге, появился интерес к предмету, повысилась мотивация к обучению.  Одним из самых важных современных умений ученика считается умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. Работа с ОК привлекает ещё и тем, что помогает совместить несколько принципов  работы с детьми:

-принцип свободы выбора (на основе ОК можно задать многоуровневые задания,  как классные, так и домашние);

-принцип психологической защищённости (при самостоятельном составлении ОК  в групповой работе - все мнения обсуждаются, при индивидуальной - каждый конспект является "правильным");

-принцип активного творчества и принцип доступности (учебную деятельность можно организовать коллективно и является понятным изначально);

-принцип толерантности (чтобы прийти к результату при  составлении конспекта, нужно научить детей быть терпимым и тактичным по отношению к другим, научить прислушиваться к их мнению).

     Таким образом, хоть методика и  не нова, но остаётся актуальной.   Ценность данной  технологии заключается:

    -  в лаконичности (максимум информации при минимуме визуальных или графических знаков);

    - в структурности (один блок содержит несколько тем);

   - в удобстве восприятия и воспроизведения, непохожести опорных конспектов между собой;

   - в цветовом оформлении. Красочно  оформленный конспект  привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическим видом.

   - в занимательности.

      Опорные конспекты  используются мной, в основном, на уроках русского языка. Вначале конспекты ребятами зарисовывались, а затем  учащиеся научились по ходу объяснения новой темы приемам составления  ОК, добились осмысления  информации и составления  произвольного ОК на доске, что нетрудно ни для кого. Сейчас, например,  восьмиклассники  самостоятельно составляют свои ОК, делается акцент на  важных моментах различными цветами, то есть схема становится привлекательной простотой составления и применения.

       ОК уместны  на разных этапах обучения: при объяснении  нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Ученики могут пользоваться ОК на зачетных уроках, самостоятельных  работах, при работе над  тематическими тестами, рассчитанными на каждого ученика.      Для ОК можно завести тетради, куда записываются схемы. По ходу усложнения  материала из года в год  вносятся дополнения, уточнения. В итоге к концу 9 класса, когда весь курс русского языка уже пройден, у учащихся накапливается большой объем справочного материала для  дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ.

      Работа с ОК делает  речь и письмо более грамотной, уровень  запоминания  теоретического материала становится глубже, осмысленнее. Учащиеся умеют выделять главное, то есть теория  переходит в практику.

      Многие учителя – практики считают, что  обучение по ОК  лучше всего начать с пятого класса (полностью поддерживаю их мнение),         когда идет повторение орфографических  правил, грамматических  понятий, изученных в начальном звене, но  недостаточно  усвоенных и  требующих  очень  серьёзной  работы  ещё  длительное  время.

    Так при изучении тем «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», «Предлог», «Не с существительными» можно применять такие ОК:

                         

В ходе объяснения темы они дополняются примерами к каждому пункту. Не менее важно использование ОК  на  уроках литературы в виде тематических схем  Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал.

        ОК на уроках литературы  лучше использовать  с седьмого класса, когда есть первоначальные навыки  обобщения и систематизирования. ОК на уроке литературы – это средство  целостного  осмысления  произведения, активизирующее  познавательную  деятельность, развивающее  логическое  мышление, речь  учащихся.  Учителя, работающие  в национальной школе, считают, что на уроке литературы работу с опорными конспектами можно  проводить все- таки в более подготовленных, как говорится «читающих» классах, а в обычных классах, особенно в среднем звене,  используются так называемые кластеры -   графическое отражение мысли.  Например, при изучении в 8 классе  романа  «Капитанская дочка» А.С.Пушкина,  для  раскрытия образа Петра Гринева создается кластер такого рода:

офицер

человек долга и чести                                                                               наивный

    дворянин                                      Петр Гринев                  

 свидетель,                                                           участник, рассказчик                                                    

     

  дружит с Пугачевым                                                         искренний

любит Машу Миронову                         понимает долг офицера

                 передовой человек времени                      добрый

     Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения.

    По  мнению  самих  учащихся (по проведенным опросам), использование  данной  технологии  намного  разнообразит  уроки,   легче  воспринимаются  изучаемые  языковые  явления, орфографические  и  пунктуационные  правила.   Таким образом, использование ОК на уроках русского языка и литературы, по  результатам  усвоения  программного материала, является одной из  эффективных  методик в современной школе.  

                                   

                                          Литература

  1. Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф.Шаталова в обучении русскому языку. – М.: Творческая педагогика, 1992.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.