Мое портфолио

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Представлены материалы к аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта 

Шехмаметьевой Румии Кямилевны, учителя русского языка и литературы

МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский

    В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Часто в школе обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приемов действий, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут потерять способность к творчеству. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. Творчество перестает быть уделом единиц. Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей  личности в обществе. Л.Н.Толстой советовал учителям: «хочешь наукой воспитать ребенка - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их.» Актуальность и перспективность определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к познавательной и общественной деятельности.

    На творчество можно посмотреть и с другой стороны- как на один из способов создания ситуации успеха, положительной мотивации успеха. Становится очевидным, что нужно опираться на конкретные психологические и педагогические исследования, результаты которых станут основой для развития личности каждого ученика и класса в целом. Я считаю, что в каждом ребенке заложен творческий потенциал, но для того, чтобы он активировался, необходимо создать определенные условия, которые помогут его раскрыть и развивать. Выпускники школы должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы.  Это возможно только в результате деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Развитию творческих способностей уделяю внимание как на уроках, так и во внеурочное время. Их можно реализовать, опираясь как на традиционные и нетрадиционные методы, так и на собственное мастерство и творчество.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 Если ученик в школе не научился сам творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

  Убеждена, что в каждом ребенке есть творческий потенциал, но для ее активизации нужно создать определенные условия, которые помогут его раскрыть и развить дальше. Главной фигурой в реализации проблем творческого развития личности является ученик. Это положение легло в основу моего опыта, целью которого является обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика.

    До сих пор ученые спорят: можно ли научиться творчеству. Я думаю, что да, можно. Если учитель создает такую атмосферу, такие условия, в которых можно формировать навыки непрерывного саморазвития. Творчество- самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие, поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в ученике.

   В современных условиях, когда от человека требуется принятие нестандартных решений, на своих уроках стараюсь пробудить способность к творчеству – важному качеству современного человека. Каждый ученик способен по-своему. Увидеть их, помочь им раскрыться – миссия учителя, поэтому стараюсь превратить свои уроки в совместное сотрудничество.

Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности. Такая работа воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться  от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

   Работая в национальной школе, стараюсь отобрать наиболее эффективные приемы обучения и средства, способствующие  активизации творческой деятельности ученика. Ведущей идеей моего опыта-это учение без принуждения, основанной на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идее саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников становления человека.

   Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.

Теоретическая база опыта

   В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения русскому языку и литературе. В основе ее лежат методы развития творческой самостоятельности как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого потенциала школьников.

   В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.

Я в своей работе опираюсь на научные выводы и идеи Сухомлинского, считавшего творческий подход учителя к учебному процессу способностью пробудить в ребенке скрытые способности и таланты. Обоснование можно также найти и в трудах психологов Л.С.Выготского,  Н.Бердяева, В.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской, М.А.Холодовой и других. Большую роль в формировании моего опыта сыграли также исследования и труды Меженко Ю.С. и Фроловой Т.Я.

   Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я использую двенадцать стратегий, разработанных Стернбергом и Любартом. На их основе я сформулировала для себя следующие правила:

- поощрять сомнения;

- разрешать делать ошибки;

- поощрять разумный поиск;

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;

- подготовить к препятствиям;

- стимулировать дальнейшее развитие.

         На уроках русского языка развиваю творческую активность учащихся, стимулирую развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Осуществляя литературное развитие школьников, на уроках создаю атмосферу креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Такой подход находит отражение в работе В. А. Сухомлинского «О воспитании»: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

       Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

        Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы и каждого учителя. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. При разработке методики формирования творческих способностей учащихся я учитываю:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Я считаю, что творческие способности и творческие потенциалы  заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – единственная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия способностей к той или иной конкретной  деятельности. Кроме того креативность рассматривается не как единственный фактор, а в совокупности разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности, поэтому важно лишь заметить ее и стремиться развивать. Большое внимание уделяю в своей работе подбору разноуровневых заданий для урока в соответствии с их возрастом, психологическими и индивидуальными качествами учащихся.

   Говорят, что личности, склонные к творчеству, принадлежат к сфере интеллекта.  По-моему, для развития личности необходимо сочетание интеллекта и эмоций. Дети, творчески активные, отличаются повышенной ранимостью, обостренным чувством справедливости, нередко застенчивы и даже замкнуты. Но есть личности активные, открытые, доброжелательные. Главное  - не дать угаснуть божьей искре, не мешать цвести «таинственному цветку» (Л.Н.Толстой) в ребячьей душе. Я убеждена, все, что  делаю, должно работать на личностный рост детей. Учу детей любить детей и людей, стремиться изо дня в день познавать что-то новое, вести здоровый образ жизни.

   Стараюсь, чтобы учащимся учиться в школе было интересно, радостно, поэтому глубже подхожу к изучаемым вопросам. Для этого выбираю такие формы работы, через которое информационное поле ребенка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к творческой деятельности. Практически на каждом уроке языка и литературы стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, сделать ребят чище, лучше. Нынешние программы как нельзя лучше способствуют этому. Это и «возвращенные» писатели, и уроки-исследования, это и стремление думать самому и учить размышлять других.

  В своей работе использую технологию развивающего обучения, хорошо понимая, что правильная организация обучения должна вести за собой творческое развитие личности. Первым и главным приемом активизации учащихся является сопряжение отдельной частной судьбы, проживающей свою жизнь в единстве с настоящим, прошлым и будущим, с художественным миром литературного произведения. В целом «интрига» урока литературы, например, развивается таким образом, чтобы ученик оказался включен в «большой диалог» культур различных эпох и нравов, оказался причастен свершениям и трагедиям разных времен, смог включить свой личностный опыт читателя в общую культурную копилку человечества. Это воспитывает у ученика пытливость ума, веру в свои силы. Для меня ученик – это личность со своими способностями и характером. На каждом уроке ребята учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы.

  Особое значение придаю проверке знаний школьников. Для этого у меня созданы тематические тесты на бумажных носителях, интерактивные тесты, итоговые тесты. К выпускным классам мои ученики умеют работать с учебной и справочной литературой, писать небольшие исследовательские работы.

Анализ результативности.

Подводя итог, хочу отметить, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности-главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует  росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Строить обучение необходимо так, чтобы ребенок был активным участником-субъектом деятельности.

   На основе анализа и обобщения можно сделать выводы:

    произошла

- положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний;

-как показывала практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому чаще нужно придавать заданиям проблемный характер;

-формирование личностных положительных качеств учащегося;

-формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

  Свой педагогический опыт считаю актуальным и результативным. Мои ученики ежегодно принимают активное участие в муниципальных, республиканских, российских творческих конкурсах: «Сделай выбор!», «Искусство слова», муниципальных этапах Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе; дистанционных олимпиадах.  Считаю участие в таких конкурсах альтернативным способом получения знаний и развитие личности школьников.

    В своих работах доктор педагогических наук, Е.С. Полат отмечал, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Творчество, во всех его проявлениях обязательно увеличивает интерес к любому предмету, развивает кругозор, помогает закрепить изученное, увлекает, поднимает самооценку и  побуждает к расширению знаний. Я считаю, самое главное – не нужно сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут выполнить самостоятельно.

    Считаю актуальными слова доктора педагогических наук, профессора Уильяма Уорда: «Посредственный учитель предлагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

          В условиях работы в сельской школе, где наполняемость классов небольшая, где невысокая самооценка учащихся, где трудно порой преодолеть пассивность и безразличие на уроке отдельных учеников, бывает непросто. Способных детей, с кем можно работать,  в классе единицы. У слабых учеников трудно поддерживать постоянный интерес к обучению. Ведь, так или иначе необходимо трудиться, стремиться к достижению поставленной цели. И чтобы справиться с творческим заданием, необходимы:

  • Повышенная интеллектуальная познавательная активность;
  • Сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы;
  • Видение  путей их достижения;
  • Настойчивость;
  • Трудоспособность;
  • Общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений.
  • Вместе с тем каждый учитель должен понимать, что для того, чтобы достичь желаемого результата, необходимо соблюдать следующие условия:
  • Учитель сам должен быть творческой личностью.
  • Положительный настрой учителя для установления контакта с учениками.
  • Творческие задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников.
  • Уверенность учащихся в хорошем результате своей деятельности

Адресные рекомендации по использованию опыта

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика - это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.Сам процесс внеурочных занятий будь-то живопись, роспись, рисунок на ткани или т.п. приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Трудности при использовании данного опыта работы возникают  из-за бедности  словарного запаса учащихся.  В последнее время дети  мало читают, поэтому с трудом строят высказывания на заданную  тему и не всегда могут четко, логически верно изложить  свои мысли. Поэтому большое  внимание стараюсь  уделять  обогащению словарного запаса учащихся.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.

   «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».  (Антуан де Сент-Экзюпери)

   Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством творческой деятельности с применением разнообразных художественных технологий, а также при подготовке конкурсных работ. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов.

С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта и с разработками проведенных мероприятий и уроков можно познакомиться на личном сайте учителя: http://nsportal.ru/shekhmameteva-rumiya-kyamilevna