На конкурс "Воспитатель года"

Титова Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

В стране доброты

(открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе)

Цель: совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарищей, высказывать своё мнение и относится доброжелательно к мнению другого; побуждать к совершению добрых поступков.

Материал: семена подсолнечника, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, лист бумаги, фломастер, книги, сумка, очки в футляре, иллюстрации по теме, мирилка (плоская подушка с аппликативным изображением ладони,  добринки (подарки).

Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями (родителями и педагогами)

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Психологический настрой детей на урок.
- Ребята! Посмотрите вокруг. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь нашим гостям. Улыбнитесь друг другу. Закройте глазки, мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, радости, успехов! Начнём занятие  стихотворением  про добрый день. Встаньте все красиво…

Добрый день! Добрый день!

Улыбнитесь скорей!

И сегодня весь день будет веселей.

Мы погладим лобик, нос и щёчки

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее,

А теперь похлопаем сильнее.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы.

Воспитатель. - Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в  необычную страну, в которой люди  поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
- Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране  идет речь. Как она называется? 
Дети: Страна Доброты.

Посмотрите на Стасика (ребёнок один сидит на скамейке.) Какой-то он сегодня странный: кулаки сжал, ни на кого не смотрит, к нам не подходит. Давайте спросим у Стасика, почему он такой сердитый?

Воспитатель. Стасик, что с тобой случилось?

Стасик. Настроение у меня плохое. С самого утра все меня обижают. Мама пристала: хотела, чтобы я надел чистую футболку. По дороге в детский сад соседский кот привязался. Я его так напугал, что он надолго запомнит. А ещё я поссорился с ребятами, и теперь никто не хочет со мной играть.

Воспитатель. Мне кажется, что твоё сердце заморозила Снежная Королева. Ребята, давайте возьмём Стасика с собой в страну Доброты. Думаю, там мы сможем найти лекарство, которое отогреет его сердце. Пойдём с нами, Стасик!
           Итак, мы отправляемся  в путешествие по стране  Доброты.

                                                                                     «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

 Как вы думаете, что такое доброта? Можно ли увидеть доброту, прикоснуться к ней? Есть ли у неё запах, вкус? В чём проявляется доброта? (ответы)

 А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
Ответы детей.
- Что же обозначает слово "добрый"? СЛОВАРЬ
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова "добрый".
Добрый - это человек, делающий добро другим, отзывчивый. 
Добрый - это такой человек, который несет благо, благополучие.

Воспитатель. До страны Доброты не нужно ехать на поезде или лететь на самолёте. Она  находится рядом с нами. В этой стране всегда рады гостям, особенно тем, кто знает, что такое быть добрым.

Первый ребёнок

Улыбкой я встречаю день,

Всегда друзьям я рад.

Я с удовольствием иду

Домой и в детский сад.

Второй ребёнок

Друзьям всегда готов помочь,

Утешить, поддержать.

Всегда приветлив и не прочь

Со всеми поиграть.

Третий ребёнок

Умею верным другом быть,

Могу обиды позабыть.

Ошибки всем всегда прощаю

И исправлять их помогаю.

Воспитатель. В Стране доброты много прекрасных городов. Один из них – город добрых предметов.

Дети подходят к столу, на котором лежат семена подсолнечника, цветок, сломанная игрушка, порванная книги, грязная чашка, лист бумаги и фломастер.

 Воспитатель. Это жители города. Скажите, какие добрые дела можно совершить, используя эти предметы?

Дети. Семечками можно накормить птиц. Цветок можно подарить кому-нибудь. Игрушку можно отремонтировать. Книгу подклеить. Грязную чашку вымыть. На листе бумаги можно нарисовать что-нибудь красивое, а потом подарить рисунок кому-нибудь.

Воспитатель. Есть  в стране  Доброты город Помогайск. Его жители всегда приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Здесь живут добрые сказочные герои, а какие вы узнаете после того, как отгадаете загадки.

  1. Человек немолодой
    С усами и бородой.
    Любит ребят,
    Любит зверят.
    Симпатичный на вид,
    А зовется ....Айболит

  2. Этот кот – добрейший в мире. 
    Он мышам в своей квартире 
    Говорил всегда, что нужно 
    Кошкам с мышками жить дружно. 
    (Кот Леопольд.) 

          3.            Девчонкой  родилась  прекрасной,
                         Хоть  с  пальчик,  маленькой  была,
                         Но  появилась  не  напрасно,
                         Творила  добрые  дела!    (Дюймовочка)

           Однажды в этом городе произошла такая история.

Читает рассказ В. Осеевой «Просто старушка». Дети высказывают мнение о поступке мальчика (героя рассказа).

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка! 

Воспитатель. Как вы думаете, как бы поступила девочка, о которой говорится в рассказе, если бы она была одна и увидела упавшую старушку? А как бы поступили вы на месте мальчика?

Воспитатель. Раз вы так хорошо знаете, что значит быть добрым, давайте поиграем.

Проводится игра «Что значит быть добрым?»

Дети садятся на  стулья, расставленные по кругу, и слушают высказывания воспитателя. Если они согласны с его словами, то пересаживаются на соседние стулья, если нет, остаются на месте.

 « Добрый человек всем приходит на помощь в трудную минуту, заботится о близких и  родных, всегда со всеми делится, обижает друзей, всегда благодарит  за подарок или услугу, никогда не обманывает, грубит маме и бабушке,  извинится, даже если сделал плохое нечаянно, считает себя самым добрым».

Воспитатель: Скажите, ребята, что самое горькое?

Ребенок: Что горче всего?

У ребят я спросил.

Одни утверждают:

Неспелый кизил…

Микстура!-

Какой-нибудь скажет храбрец.

Горчицу и лук назовут, наконец.

Но горче горчицы –

Поверьте мне снова –

Обидное, грубое слово.

       (Р.Талипов)

Воспитатель: Ну, а что же слаще всего?

Ребенок: 

Что слаще всего? -

          Я спросил у  ребят.

Всласть выспаться.-

Сони, зевая бубнят.

Сластены, зажмурясь, кричат:

 Леденец! –

Кишмиш называют,

Халву, наконец.

Но слаще халвы

И всего остального

Сердечное, доброе слово.

                                 (Р.Талипов)

Воспитатель. Да, ласковое, доброе слово душу согревает. В Городе добрых игр весело. Давайте поиграем в любимую игру его жителей. Сыграем в игру «Ласковое слово». Воспитатель называет слова, например: «Солнце», дети ласково «Солнышко»

-Птица -…, дерево -…, сказка -…, рука -…, ребенок -…, ручей -…, кольцо -…, сердце -…

Молодцы, вам понравились ласковые слова.

Воспитатель. Есть в стране Доброты город Мирилка. В город Мирилку часто приезжают те, кто хочет помириться.

Дети садятся на ковёр. Выходят два ребёнка и вместе с воспитателем обыгрывают стихотворение В.Орлова «Ссора».

Воспитатель. Кто кого обидел первым?

Первый ребёнок. Он меня!

Второй ребёнок. Нет, он меня!

 Воспитатель. Кто кого ударил первым?

Первый ребёнок. Он меня!

Второй ребёнок. Нет, он меня!

Воспитатель. Ведь вы раньше так дружили!

Первый ребёнок. Я дружил!

Второй ребёнок. И я дружил!

Воспитатель. Что же вы не поделили?

Первый ребёнок. Я забыл!

Второй ребёнок. И я забыл!   Дети обнимаются.

Воспитатель. Очень хорошо, когда поссорившиеся друзья забывают про свою обиду и быстро мирятся. СЛАЙД

Воспитатель. Давным-давно в Америке жили индейские племена, которые воевали между собой. Вожди племён придумали интересный способ  разрешать возникающие споры. Они собирались в одном месте, садились в круг на специальном ковре, раскуривали трубку и, передавая её  друг другу, вели неторопливую беседу. С тех пор, когда люди хотят помириться, они говорят : «Давай выкурим трубку мира». Но поскольку курить – вредно для здоровья, вместо трубки мира мы используем нашу «Мирилку». ( «Мирись, мирись, мирись и другу улыбнись».)

Воспитатель. А теперь мы прибыли в город добрых пословиц. Туда попадёт только тот, кто знает пословицы о добре (но, чур не повторяться). За названную пословицу воспитатель вручает «добринку».

ПОСЛОВИЦЫ О ДОБРЕ. 1.За добро добром и платят. 2. Добрый человек в добре проживет век. 3.Доброму гостю хозяин рад. 4. Доброе слово человеку — что дождь в засуху. 5.Все любят добро, но не всех любит оно. 6. Доброе слово доходит до сердца. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Воспитатель. Все гости Страны доброты получают в подарок от её жителей волшебную чашу доброты.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе красивая чашка. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чашка. Отлейте в неё доброты из своей  полной чашки. Не жалейте! Ваша чашка опустела?! Не беда, доброты мало не бывает. Наполните её вновь. Добрый человек всегда делится своей добротой. Откройте глаза и спокойно, уверенно скажите:

«У меня есть чашка доброты! Я делюсь своей добротой со всеми!»

Дети повторяют слова.

Воспитатель. Вам понравилось путешествовать по Стране доброты? (Да). Посмотрите на Стасика. Добрые поступки и слова, умение мириться и обсуждать возникающие недоразумения помогли ему. Он улыбается, сердце его оттаяло.

Доброта живёт во всём: в стихах и песнях, в улыбках и поступках. Давайте дарить её друг другу и всем окружающим. Пусть весь мир будет добрым!  

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

 Ну вот, пришло время прощаться. 
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. 
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение подойдите к  солнышку, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – подойдите к  тучке. 

Звучит аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз. В.Савельева, сл. А. Хайта.) Воспитатель дарит детям добринки.


- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Звучит песня о доброте.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: