Транслирование опыта

Власова Наталья Васильевна

Выступления, открытые занятия, мастер-классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

Муниципальный конкурс

«Педагог года Советского района -2014»

Номинация «Сердце отдаю детям – 2014»

Методическая разработка занятия.

Тема: «Путешествие в Страну бисера».

Автор: педагог дополнительного образования

Власова Наталья Васильевна

Советский

2014


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БИСЕРА»

Наталья Васильевна Власова, педагог дополнительного образования.

МБОУ ДОД Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

628240, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра,

 г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4

Тел.: (675) 3-07-74

E-mail: sozvezdie62@mail.ru

Аннотация. Приводится описание занятия «Путешествие в страну бисера» по программе «Волшебный мир бисера». Предлагается содержание занятия, формы и методы его проведения, прикладываются необходимые материалы.

Разработка может быть использована в качестве основы для проведения любого занятия по декоративно-прикладному искусству.


Содержание

Ведение

4

  1. Целеполагание

7

  1. План занятия

9

  1. Содержание занятия

10

Заключение

17

Список использованных источников

18

Приложение 1. Схема плетения цветка.

Приложение 2. Инструкция по технике безопасности.

Приложение 3. Фотографии.

Приложение 4. Мультимедийная презентация занятия


Введение

Фантазии полет и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках.…

Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелец может сделать из железки, 
Из камня, дерева- шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно, 
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно,
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья -
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы.…Нет сомненья, 
Наш мир спасут талант и красота.

Зинаида Митрофановна Торопчина

Бисероплетение – плетение поделок из бисера, то есть бусинок, один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества.

Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка. Техника бисероплетения требует безукоризненного вкуса, тонкого понимания красоты, фантазии, художественного такта и, конечно же, мастерства. К тому же данный вид деятельности воспитывает терпение и усидчивость. Бисероплетение – это весьма кропотливое и сложное занятие, требующее аккуратности и большого внимания.

Данный вид творчества формирует умение работать сосредоточенно, развивает навык самостоятельности. Необходимо долгое время повторять бесконечный ряд типовых движений, не отвлекаясь и находя в этом ритмику и своеобразную красоту.

Бисероплетение - это отличный способ научить детей многим вещам. Дети учатся разбираться в нарисованных схемах изделий. Делая вещь, необходимо постоянно все просчитывать, контролировать выбор цвета, следовательно, дети обучаются различать оттенки цвета. И самое главное - у них постоянно задействован в работе большой и указательный пальцы, которые влияют на развитие речевых центров мозга. Постепенно развивается моторика, появляется правильность и скорость письма, исправляется почерк ребенка, расширяется его словарный запас.


Конспект занятия по теме:

«Путешествие в страну Бисера».

Цель: формирование у воспитанников представлений о бисероплетении.

Задачи: 

  • познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства – бисероплетением: материалами, инструментами для работы, правилами техники безопасности на занятиях.
  • формировать умения работы со схемами;
  • развивать творческое мышление, мелкую моторику;
  • способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, целеустремленности.

Возраст детей: 8-9 лет, воспитанники первого года обучения.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Тип занятия: изучение нового.

По цели – вводное учебное занятие.

Форма учебной деятельности: групповая.

Форма проведения занятия: нетрадиционная, занятие - путешествие.

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
  • Наглядные (демонстрация наглядности: фотографии, схемы плетения);
  • Практические (практическая работа).

Словарная работа: активизировать в речи детей термины - бисероплетение, низание, приёмы плетения.

Предварительная работа: подбор фото на занятие, подготовка схем, изготовление  наглядных пособий.

Оборудование и материалы:

  • схемы;
  • готовый образец;
  • проволока, ножницы;
  • бисер, бусины;
  • мультимедиа;
  • изображения гномов для рефлексии, рисунки полянок.

Межпредметные связи:

  • ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
  • Математика – использование определенного количества бусинок.


План занятия.

Ход занятия

Вид деятельности

Задачи педагога

1. Организационный этап:

(3 минуты).

- Приветствие.

- Введение в тему.

Настроить на занятие, познакомиться.

2. Основной этап

(22 минуты):

2.1. Подготовительный:

(5 минут).

2.2. Изучение новых знаний и способов деятельности

 (3 минуты)

2.3. Применение изученного.

(12 минут)

2.4. Этап коррекции.

 (2 минуты)

- Изложение нового материала.

- Напоминание о технике безопасности.

- Практическое изложение темы.

- Выполнение практической работы.

- Корректирующие действия учителя.

Формировать представление о бисероплетении.

Познакомить с инструментами, правилами их использования.

Учить правильно работать по графическим схемам.

Оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия.

Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы.

3. Этап обобщения и систематизации + рефлексия.

(5 минут).

- Мобилизация воспитанников на самооценку и самоанализ.

- Оценка работы каждого и группы.

- Подведение итогов занятия.

- настроить на дальнейшее творчество.


Содержание занятия:

Этапы занятия

Задачи

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

Результат

1.

1. Организационный этап:

(3 минуты).

Создать положительный эмоциональный настрой, хорошее настроение, раскрепостить детей.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Наталья Васильевна, я руководитель объединения «Бисероплетение» в Центре «Созвездие».

Занятие я хочу начать с небольшой загадки.

А вы умеете отгадывать загадки?

Ну я сейчас проверю…

Маленькие бусинки на капельки похожи.

На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.

Из них мы соберем цветок и фенечки сплетем.

Скажите, как мы бусинки такие назовем? 

Воспринимают информацию.

- да

- бисер.

Дети отдыхают после учебного дня. Улыбаются перед занятием, у них приподнятое настроение, желание заниматься.

2.

2. Основной этап

(22 минуты):

2.1. Подготовительный:

(5 минут).

2.2. Изучение новых знаний и способов деятельности

 (3 минуты)

2.3. Применение изученного.

(12 минут)

2.4. Этап коррекции.

 (2 минуты)

Настроить детей на тему занятий.

Отвлечь от умственного труда, снять напряжение.

- активизировать творческий подход к заданию.

- совершенствовать навыки работы со схемой.

Исправить ошибки;

проанализировать умения детей, похвалить, отметить лучшее;

- мобилизация детей на самооценку.

Оценивается работа каждого и группы в целом, отмечаются лучшие работы, указывается на ошибки.

А что вы знаете о бисере? Как он появился?

Многие думают, что бисер – это просто стеклянные разноцветные бусинки, которые можно нанизать на ниточку или на леску, – и получится красиво.

Но это не так!  

Сейчас я расскажу вам одну интересную легеду.

Давным-давно, когда Земля была ещё совсем юной и населяли её не только люди, но и разные волшебные сказочные народы, бисер и чудеса из него могли создавать только гномы.

 Сегодня, я предлагаю вам, отправится в Волшебную Страну Бисера и ненадолго превратится в гномов. В этом нам помогут волшебные колпачки!

(Одевает колпаки на детей).

Мы готовы отправится в путешествие, а сейчас встаем, и повторяем за мной.

Встаем и держимся руками

Сейчас потопаем ногами

Глаза закроем

Раз! Два! Три!

Волшебная поляна нас прими.

- Посмотрите, где мы оказались?

- Мы с вами в Волшебной стране на поляне грибов, давайте соберем их.

-грибы эти не простые и мы не сможем путешествовать дальше пока не повторим правила безопасной работы.

- Читаю правила ТБ при работе с бисером.

С проволокой нужно работать очень аккуратно, не берите проволоку в рот, не подносите близко к глазам, не размахивайте руками, чтобы не поранить соседа, не перегибайте проволоку, а то она сломается и придется начинать все сначала.

- Будем соблюдать правила?

- Нам пора отпраляться дальше.

Встаем и держимся руками

Сейчас потопаем ногами

Глаза закроем

Раз! Два! Три!

Волшебная поляна нас прими.

- Смотрите какая красивая поляна. Давайте присядем.

- Пришло Время открыть Вам Самую Главную Тайну!

Я приглашаю вас в волшебный мир бисера. Ведь у нас есть бисер, есть чудо-проволока, которая умеет принимать любые формы.

Сейчас мы создадим себе самого настоящего Помощника. Это Волшебный Цветочек, с которым возможно почти всё!

  1. Берем проволоку, нанизываем на неё 5 бисеринок и на серединке скручиваем проволочки 2 раза

2. На вторую проволочку набираем 5 бисеринок, складываем два длинных кончика и скручиваем два раза.

3. Вам необходимо сделать 5 лепестков

Пока дети работают, можно рассказать о качестве бисера.

Очень важно, чтобы выбранный Вами бисер не был сделан наследниками ленивых гномов, которые, к сожалению, тоже иногда встречались. Эти гномы утратили волшебную силу и стали изготавливать бисер «дешёвыми производственными методами с использованием ускоренных технологий и низкокачественных материалов пятьдесят шестого сорта». Представляете, как может выглядеть подобный бисер? К счастью, его можно легко узнать:

               * и по тонким стенкам, которые очень хрупки и часто ломаются;

               * и по непрочному покрытию, которое стирается. Наиболее распространённая форма такого бисера выглядит очень ярко и нарядно, но если присмотреться, то можно увидеть, что цвет бисера определяет краска, находящаяся внутри бисеринки. Стоит сквозь такую бисеринку продеть проволоку – и краска слущивается, превращая цветной бисер в грязно-прозрачный. Ещё одним из недостатков покрытия бывает его нестойкость на самих бисеринках. Если потереть такой бисер пальчиками, то цветная бисеринка превратится в прозрачную или существенно поменяет свою яркость. А нестойкое жемчужное покрытие превратит ваш бисер из сокровищ русалочки в некрасивые поцарапанные шарики.

«Ленивый» бисер также можно различить:

               * по маленьким отверстиям в бисеринках. Проволока (0,315 мм в диаметре) должна проходить в бисеринку хотя бы четыре раза! В крайнем случае – три.

               * по неодинаковому размеру бисера одного вида, когда в одном пакетике встречаются бисеринки высотой от 0,5 мм до 1,5 мм.

 Я, советую Вам не поощрять леность неумёх, а дружить только с хорошими здоровыми светлячками-бисеринками.

Помогает оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия. Поощряет. 

У всех получилось? Здорово! А теперь свершится чудо… Складываем серединку и лепестки, и плотно скручиваем все проволочки. Аккуратно расправьте лепестки вокруг серединки.

Я вас поздравляю, ваши руки вас не подвели! Вы стали немного волшебниками и создали свое первое маленькое Чудо!

- это шарики.

-Готовятся к занятию, воспринимают информацию и настраиваются на работу.

Дети активно участвуют в разговоре, слушают, сравнивают, анализируют.

Вспоминают правила работы с острыми предметами.

- на грибной полянке.

- собирают грибы и видят что на них информация.

- вспоминают ТБ

- да.

- собирают цветы, видят схему., рассаживаются по местам

Дети работают со схемой, пытаются самостоятельно разобраться, доработать, подобрать цветовую гамму. Проверяют наличие необходимого материала.

Изготавливают лепестки с помощью схем и объяснений педагога.

У детей возникает заинтересованность в предстоящей деятельности, они готовы воспринимать информацию.

Мобилизация желания на изготовление изделий и потребности в дальнейшем знакомстве с бисероплетением.

Активизация творческого подхода к работе, поиска новых решений, индивидуальности.

Правильно подобранные упражнения снимают напряжение, дают отдых глазам и всему телу.

3.

Этап обобщения, систематизации + рефлексия.

Отмечается, что с задачами справились. Объявляется тема следующего занятия.

Сейчас вы познакомились с одним из направлений декоративно-прикладного творчества: бисероплетением.

А значит, нам пора возвращаться:

Встаем и держимся руками

Сейчас потопаем ногами

Ручки подняли, сели-встали

Покружились

Раз! Два! Три!

Волшебная поляна нас прими.

- Где мы теперь?

-На поляне ягод.

- Сейчас мы будем собирать ягоды. Кому понравилось занятие берите красные зрелые ягоды, кому было скучно собирайте зеленые ягоды.

Скажите, что вам показалось самым интересным на нашем занятии?

А что трудным? Что самое главное при работе с бисером и проволокой? Чему научились?

Ребята, пока мы собирали ягоды и подводили итоги, мы снова оказались в кабинете школы. Но как же нам опять попасть в Волшебную страну?

Если вы снова захотите попасть в Волшебную страны Бисера, вам нужно просто найти меня. В этом вам помогут вот эти гномики (раздает гномиков – визитки).

Я буду очень рада новым гостям и непременно научу Вас всему, что умею сама...

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Используют подсказку педагога в своей работе. Корректируют свою деятельность, исправляют ошибки.

Приводят в порядок рабочие места, возникает желание придти на следующее занятие, доделать работу.

- Самооценка;

- Анализ уровня качества выполнения задания;


Заключение

Данная тема является введением в блок «Плетение на проволоке» по программе «Волшебный мир бисера», рассчитана на одно занятие.

Для развития интереса к дальнейшему изучению бисероплетения предлагается провести занятие в форме путешествия.

На занятии воспитанники вспоминают правила техники безопасности при работе с проволокой, ножницами. Знакомятся с легендой появления бисера.

Разработка может быть использована в качестве основы для проведения любого занятия по декоративно-прикладному искусству.


Список использованных источников

  1. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. – М: изд-во Вако, 2013. – 224 с.
  2. Ляукина М. В. Бисер. Техника. Приёмы. Изделия. – М. : АСТ-Пресс, 2010. – 288 с.
  3. Татьянина Т. И. «Энциклопедия бисера. Главные правила сочетания цветов». – СПб.: изд-во «Астрель», 2011. – 80 с.
  4. Шнуровозова Т. В. «Цветы из бисера. Делаем сами». – М.: ВЛАДОС, 2012. – 64 с.
  5. Легенды и мифы о номах. https://qna.center
  6. Изображения гномов. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/g/gnom.html


Приложение 1

Схема плетения лепестка. 

Сборка цветка


Приложение 2

Общие правила

1. Работу следует начинать только с разрешения педагога.

2. Пользоваться только исправными инструментами.

3. Нельзя пользоваться инструментами правила работы, с которыми не изучены.

4. Использовать инструменты только по назначению.

5.  Каждый должен содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

Правила поведения на занятии:

  1. Работать только на своем рабочем месте.
  2. Не трогать чужие поделки.
  3. Не выходить из класса без разрешения педагога.
  4. При обрезании проволоки пользоваться ножницами.
  5. НЕ бросать бисер, куски проволоки на пол.
  6. По окончании работы убрать свое рабочее место.

Правила безопасной работы с ножницами.

  1. Пользоваться ножницами с закругленными концами, хранить ножницы в указанном месте в определенном положении.
  2. Не оставлять ножницы не сомкнутыми.
  3. Не работать с тупыми или неисправными ножницами.
  4. Передавать ножницы кольцами вперед.
  5. Не держать ножницы лезвием вверх, близко к лицу, не размахивать ими.

Правила безопасной работы с проволокой.

  1.  Не берите проволоку в рот.
  2. Не подносите близко к глазам.
  3. Не размахивайте руками, чтобы не поранить соседа.
  4. Не перегибайте проволоку, а то она сломается и придется начинать все сначала.

Правила безопасной работы с бисером.

  1. Не берите бисер в рот.
  2. Не подносите близко к носу, ушам.
  3. Не размахивайте руками, чтобы не рассыпать бисер.


Приложение 3

Фотографии.

C:\Users\наталья\Documents\педагог года\открытое занятие\i-8088.jpg