Самообразование

Кустова Ирина Сергеевна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

C:\Users\HOME\Desktop\ЛОГО.jpgпо физическому развитию детей

План по  самообразованию

на тему: «Художественно-эстетическое развитие  личности ребенка

средствами театрализованной деятельности»

Срок реализации  – 3 года

Составила воспитатель:

                                                                                                  Кустова И.С.

Пыть-Ях, 2016-2019 г.г

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Новизна.
  3. Актуальность.
  4. Педагогическая целесообразность.
  5. Цель и задачи плана.
  6. Возраст детей участвующих в реализации данного плана.
  7. Сроки реализации.
  8. Формы и режим занятий.
  9. Ожидаемые результаты.
  10. Формы подведения итогов реализации плана.
  11. Методическое обеспечение плана.
  12. Библиографический список.

  1. Пояснительная записка.

     Театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…     О.П. Радынова

  1. Новизна

заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.

  1. Актуальность

     Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

  1. Педагогическая целесообразность

     Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

—с художественным образованием и воспитанием детей;

—формированием эстетического вкуса;

—нравственным воспитанием;

—развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

—воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

—созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

  1. Цели и задачи плана

      Цель: формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

      Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развивающие:  

  • Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
  • Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей художественный вкус.
  • Формировать морально-этические нормы поведения.
  • Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.

        Основными принципами работы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

        Основными методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

  1. Возраст детей участвующих в реализации данного плана

это дети от 2 до 5 лет.

  1. Сроки реализации

три года: сентябрь 2016 г. – май 2019г.

  1. Формы и режим занятий

       Непосредственно образовательная деятельность включает пять образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  1. Ожидаемые результаты

  • РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
  • повышение интереса у детей к театральному искусству;
  • сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
  • дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи;
  • РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
  • проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях;
  • умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
  • пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
  • могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
  • РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
  • способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
  • могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;
  • умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

  1. Формы подведения итогов реализации плана

        Мониторинг освоения детьми программного материала по театральной деятельности.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

 Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

 Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

  1. Методическое обеспечение плана

  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
  • Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
  • Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
  • Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
  • Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
  • Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
  • Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
  • Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
  • Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта Книга, 2007.
  • Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
  • Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. Москва. Творческий центр «Сфера», 2009
  • Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной  деятельности. 2012. 287 с.
  • Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
  • Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  • Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Сентябрь 2016г – Февраль 2017г.

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Март 2017 г. – Март 2019 г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.

3

Заключительный этап.

Апрель 2019 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Май 2019 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

     В процессе реализации используются следующие формы работы с детьми:

· Дыхательная гимнастика

· Артикуляционная гимнастика.

· Пальчиковые игры со словами.

Чтение и совместный анализ сказок.

· Проигрывание отрывка из сказок.

· Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

· Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

· Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

· Словесные, настольные и подвижные игры.

· Пантомимические этюды и упражнения.

· Разучивание чистоговорок.

     Правила работы с детьми.

· Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

· Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

· Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

· При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

     Работа с родителями 

Познакомить родителей с методами  по  ознакомлению детей с театрализованной деятельностью.

Обучение организации домашнего театра, в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети.

Система обучающих занятий по руководству игровой деятельностью.

Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.

Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности.

Оформление папки – передвижки  «Театрализованная деятельность в детском саду»

Подбор информации и фото-материалов к оформлению папки-передвижки.

Анкетирование родителей «Нужно ли приобщать детей к театрализованной деятельности?»

  1. Библиографический список
  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
  4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
  5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
  6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
  7. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
  9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
  10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
  11. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
  13. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
  14. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
  15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
  16. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
  17. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.—М.,1989.
  20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание.–1983.-N12.
  21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
  22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание.–1983.-N4.
  23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
  24. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
  25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред.А.Д.Кошелевой.-М.,1985.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: