Главные вкладки

    Самообразование

    Кустова Ирина Сергеевна

    Самообразование

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

    с приоритетным осуществлением деятельности

    C:\Users\HOME\Desktop\ЛОГО.jpgпо физическому развитию детей

    План по  самообразованию

    на тему: «Художественно-эстетическое развитие  личности ребенка

    средствами театрализованной деятельности»

    Срок реализации  – 3 года

    Составила воспитатель:

                                                                                                      Кустова И.С.

    Пыть-Ях, 2016-2019 г.г

    Содержание

    1. Пояснительная записка.
    2. Новизна.
    3. Актуальность.
    4. Педагогическая целесообразность.
    5. Цель и задачи плана.
    6. Возраст детей участвующих в реализации данного плана.
    7. Сроки реализации.
    8. Формы и режим занятий.
    9. Ожидаемые результаты.
    10. Формы подведения итогов реализации плана.
    11. Методическое обеспечение плана.
    12. Библиографический список.

    1. Пояснительная записка.

         Театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…     О.П. Радынова

    1. Новизна

    заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.

    1. Актуальность

         Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

    Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

    1. Педагогическая целесообразность

         Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.

    Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

    —с художественным образованием и воспитанием детей;

    —формированием эстетического вкуса;

    —нравственным воспитанием;

    —развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

    —воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

    —созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

    Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

    Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

    1. Цели и задачи плана

          Цель: формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

          Задачи:

    Образовательные:

    • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
    • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

    Развивающие:  

    • Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
    • Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
    • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

    Воспитательные:

    • Воспитывать у детей художественный вкус.
    • Формировать морально-этические нормы поведения.
    • Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.

            Основными принципами работы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

            Основными методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

    1. Возраст детей участвующих в реализации данного плана

    это дети от 2 до 5 лет.

    1. Сроки реализации

    три года: сентябрь 2016 г. – май 2019г.

    1. Формы и режим занятий

           Непосредственно образовательная деятельность включает пять образовательных областей:

    • Социально-коммуникативное развитие
    • Речевое развитие
    • Познавательное развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
    • Физическое развитие
    1. Ожидаемые результаты

    • РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
    • повышение интереса у детей к театральному искусству;
    • сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
    • дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи;
    • РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
    • проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях;
    • умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
    • пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
    • могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
    • РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
    • способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
    • могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;
    • умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

    1. Формы подведения итогов реализации плана

            Мониторинг освоения детьми программного материала по театральной деятельности.

    Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

     Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

     Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

    1. Методическое обеспечение плана

    • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
    • Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
    • Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
    • Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
    • Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
    • Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
    • Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
    • Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
    • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
    • Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания – М.: ТЦ Сфера, 2010.
    • Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта Книга, 2007.
    • Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
    • Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. Москва. Творческий центр «Сфера», 2009
    • Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной  деятельности. 2012. 287 с.
    • Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
    • Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
    • Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

    Раздел плана

    Сроки

    Форма работы

    Практические выводы

    1

    Подготовительный этап.

    Аналитико-диагностический.

    Сентябрь 2016г – Февраль 2017г.

    Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

    2

    Основной этап.

    Март 2017 г. – Март 2019 г.

    Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

    Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.

    3

    Заключительный этап.

    Апрель 2019 г.

    Диагностика. Мониторинг.

    4

    Обобщение.

    Май 2019 г.

    Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Представление материалов на педсовете.

    МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

         В процессе реализации используются следующие формы работы с детьми:

    · Дыхательная гимнастика

    · Артикуляционная гимнастика.

    · Пальчиковые игры со словами.

    Чтение и совместный анализ сказок.

    · Проигрывание отрывка из сказок.

    · Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

    · Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    · Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    · Словесные, настольные и подвижные игры.

    · Пантомимические этюды и упражнения.

    · Разучивание чистоговорок.

         Правила работы с детьми.

    · Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

    · Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

    · Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

    · При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

         Работа с родителями 

    Познакомить родителей с методами  по  ознакомлению детей с театрализованной деятельностью.

    Обучение организации домашнего театра, в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети.

    Система обучающих занятий по руководству игровой деятельностью.

    Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности.

    Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.

    Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности.

    Оформление папки – передвижки  «Театрализованная деятельность в детском саду»

    Подбор информации и фото-материалов к оформлению папки-передвижки.

    Анкетирование родителей «Нужно ли приобщать детей к театрализованной деятельности?»

    1. Библиографический список
    1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
    2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003
    3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
    4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
    5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
    6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
    7. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
    8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
    9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
    10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
    11. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
    12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
    13. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
    14. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
    15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
    16. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
    17. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
    18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
    19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.—М.,1989.
    20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание.–1983.-N12.
    21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
    22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание.–1983.-N4.
    23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
    24. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
    25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред.А.Д.Кошелевой.-М.,1985.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com