Личностно-ориентированный подход

Кравченко Анна Михайловна

Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primery_metodov_i_priemov.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке математики

Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке

 Назначение

 Речевые обороты

Помогает преодолеть неуверенность в

собственных силах, робость, боязнь

самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может

что-то получиться”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот

материал мы с вами проходили”.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и

возможности.

“У вас обязательно получиться..”

“Я даже не сомневаюсь

в успешном результате”.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

Показывает ребенку ради чего, ради кого

совершается эта деятельность, кому

будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…”

Обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей или совершаемой

деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу

обратиться с этой просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных

действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

 

Помогает эмоционально пережить

 не результатав целом, а какой-то его

отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то

объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе

понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает

эта часть твоей работы”.

Использование исторического материала

Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь математики, повышается интерес к предмету.

Что сделано

Кто сделал

1

Составлена первая печатная книга

 по занимательной математике

Альберти Леон Батиста (1472)

итальянский ученый, архитектор,

писатель, музыкант

2

Впервые дан общий метод

построения магических

 квадратов

Де-Бесси Френикль Бернар (1675)

 французский математик

3

Впервые встречаются термины:

натуральное число,

множитель

Боэций Аниций Манлий Северин

  римский ученый, философ

4

Впервые встречаются знаки «+» и «-»

Видман Ян ( 1-я половина XVI в.) 

 немецкий математик

5

а) Вошли во всеобщее употребление

 точка как знак умножения и

двоеточие как знак деления.

б) Появляются термины

уменьшаемоевычитаемое

Вольф Христиан (1754) 

немецкий математик, физик и

философ

6

Введен термин сочетательный

закон

Гамильтон Уильям Роуан (1865) 

ирландский математик

7

  Встречаются высказывания о

двоичной системе счисления

Гарриот (Харриот) Томас

 (1621)  английский математик

8

Встречаются термины деление,

делимоеделитель

Герберт Орийякский (1003) 

французский математик

9

Введен термин натуральное число 

в современном смысле

Даламбер Жан Лерон (1783) 

французский математик, механик

 и философ

10

Отмечено, что деление на ноль не

есть деление

Магавира (IX в.) индийский

математик

11

Введен знак умножения 

(косой крест)

Оутред Вильям (1660) 

английский математик

12

Введен современный знак

равенства

Рекорд Роберт (1558)

 английский врач и математик

13

а) Введен термин скобки;

б) круги Эйлера

Эйлер Леонард (1783)  математик,

 физик, механик и астроном.

Родился в Швейцарии, работал в

Берлине и Петербурге

14

Введен термин множимое

Сакробоско де Иоанн (1256) 

 английский математик и астроном

15

Впервые ввел русские названия 

множитель, произведение, 

делитель, делимое, частное

Магницкий Леонтий

Филиппович (1739)  русский

математик-педагог

16

Введение написания круглых скобок

Жирар Альберт (1632) 

голландский математик;

Тарталья Никколо (1557) 

итальянский математик

17

а) Распространение круглых

скобок;

б) употребляет двоеточие как знак

деления

Лейбниц Готфрид Вильгельм

(1716)  немецкий математик

18

Впервые термин частное

Леонардо Пизанский 

(Фибоначчи) ( 1228)

 итальянский математик

19

В России (следовательно, и в

Беларуси) впервые применен

 метр в качестве единицы

измерения

Лобачевский Николай Иванович

(1856)  русский математик

21

Таблица умножения Пифагора

Пифагор Самосский ( 500 до н.э.)

 древнегреческий математик и

философ

История происхождения некоторых терминов

Деление, делимое, делитель. От франц. Dividere- делить, распределять.

Квадрат. Термин quadratus означает - четырехугольный и получился как буквальный перевод соответствующего греческого названия.

Куб. Термин происходит от греческого   - игральная кость. Так как она имела форму кубика, то название перешло на любое тело той же формы. Название введено пифагорейцами.

Математика. Это слово греческого  - наука, происхождения:   в свою очередь произошло от соответствующего глагола, означавшего учусь через размышление. Пифагорейцы знали четыре раздела математики: учение о числах (арифметику), теорию музыки (гармонию), учение о фигурах (геометрию), астрономию и астрологию.

Минус. Термин образован от латинского minus – меньше.

Плюс. Термин произошел от слова plus? ?больше.  

Произведение. Среди многочисленных обозначений умножения употреблялся и прямоугольник как символ того, что площадь его получается при перемножении двух измерений. В связи с этим вплоть до XVII в. вместо произведение говорили – прямоугольник.

Точка. Слово происходит от глагола ткнуть и означает результат мгновенного прикосновения, укола. Тот же смысл имеет и латинское.

 punctum, от которого произошло русское слово пункт.

Пусть на рис. 6 радиус окружности равен 1. Тогда:

по теореме Пифагора AC2 + BC2 = AB2, откуда получается первое из требуемых равенств.

BE = BD sin (α/2) = sin2 (α/2); в то же время BE = BC/2, откуда получается второе из требуемых равенств.

Использование исторических сюжетов

Урок алгебры в 9 классе. Тема : «Сумма n – первых членов геометрической прогрессии».

Легенда о шахматной доске

Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны придания. Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений.

Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.

- Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь – я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание – предложил царь.

- Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

Сета молчал.

- Не робей, - ободрил его царь – выскажи свое мнение. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.

На что Сета сказал, что он обдумает ответ и завтра сообщит царю свою просьбу. На другой день, когда Сета сообщил свою просьбу, царь удивился беспримерной скромности бедного мудреца.

- Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. За вторую клетку выдать 2 зерна, за третью – 4, за четвертую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32…

- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию. Но знай, что твоя просьба недостойна моей щедрости. Поистине, как  учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Царь Шерам засмеялся.

Учитель: Ребята, как вы думаете, стоит ли царю смеяться?

Задача

1, 2, 4, 8, 16, 32, …   = ?

Учитель: Как велико это число? Кто может объяснить?

Ученик: Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и горы, и пустыни и получить хороший урожай, то лет за пять он смог бы рассчитаться.

Это «чудовищное» число звучит так: 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615.

И все-таки , история о шахматной доске могла бы закончиться иначе, будь царь силен в математике. Для этого нужно было лишь предложить изобретателю самому отсчитать себе  зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу, на это потребовалось бы 586 549 402 017 лет.