"Кто в лесу живет?"

Стукалова Ольга  Ивановна

Цели:дать представление об обитателях леса,учить различать животных по внешним признакам,развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса,вызвать интерес к их жизни.

Материал: картины из серии "Дикие животные",изображение на фланелеграфе леса и его обитаттелей.

Словарная работа:животные,звери,хищники,травоядные,окраска,сезонные изменения.

Ход занятия.

Встреча с Лесовичком

Сегодня мы с вами идем в гости  к старичку-Лесовичку.

Здравствуй, лес .зеленый лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовой?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи: ты же видишь - мы свои.

Чтение  рассказов Е. Чарушина «Заяц», «Волк», «Лиса». После знакомства с каждым из отрывков, детям предлагается рассказать ,что нового  и интересного они узнали из рассказов о жизни описываемого автором обитателя леса.

Лес- это большой дом, где по соседству живут разнообразные растения  и животные .Они  не только живут вместе, но и нужны друг другу .В лесу несколько « этажей» растений :высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы  .На всех этажах  леса и почвы живут животные .Птицы, белочки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери, как лиса, еж, медведь - обитают внизу .В лесу обитает множество насекомых. Какие из них  вам известны?

В лесу много животных ,которые питаются различными  частями растений : листьями ,плодами, корой, почками. Таких животных называют травоядными. Интересно, что такое животное ,как медведь , предпочитает  полакомиться малиной и другими лесными ягодами, любит сладкие коренья некоторых трав. Травоядным мы называем  и зайчика. Кто знает ,чем он питается в лесу?

  Но есть в лесу много  мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными (лиса, волк, еж, куница). Что предпочтет на обед кумушка лиса? А почему по- вашему ,еж -хищник?

.Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Давайте поиграем в игру  «Что было бы , если бы из леса исчезли ..»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых.

Чтобы было с остальными животными? А если исчезли птицы? А если пропали бы ягоды, грибы? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается , не  случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные  растения  и животные связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни  в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, берлоги ,гнезда).Травоядные животные приспособлены к тому, чтобы защищаться от врагов, хищники- чтобы преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску , быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (под зиму запасают корм, ложатся в спячку ,меняют шубку на  более теплую и т.д)

Мы с вами узнали много нового и интересного, а сейчас давайте поиграем в игру  «Противоположность».(Дети ищут противоположности: волк злой- лиса хитрая, волк серый - лиса рыжая и т.д.)

Пальчиковая гимнастика.

Волк -серьезный, грозный зверь.                      Изобразить правой рукой волчью морду;

С  недовольной, злою миной,                            ладонь прямая ,большой палец поднят кверху «ухо»,

Зайцу уши натрепал                                           а мизинчик отведен вниз и то сходится, а то расходится

И еще пообещал:                                                 с безымянным пальцем

То ли будет впереди,                                          «открывается пасть волка».

Ну,заяц.погоди!