Урок русского языка в 3 классе по теме" Предложение и его смысл. Слова в предложении"( Начальная школа XXI века, ФГОС)

Урок русского языка, 3 класс

Тема: Предложение и его смысл. Слова в предложении.

Цель:

-Организовать деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний в рамках темы;

- развивать умение определять границы предложения;

- учить составлять из слов предложения;

- способствовать формированию бережного отношения и любви к природе.

Задачи урока:

-содействовать развитию у школьников общеучебных  умений задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать,

находить главное в теоретических сведениях;

-создать условия для применения умений и навыков в условиях решения УЗ повышенной сложности, овладения учащимися  мыслительными операциями вычленения фактов языка; анализа, синтеза, систематизации;

-способствовать формированию у школьников любви к родной земле, к природе.

планируемые результаты:

личностные:

•        проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

•        понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

•        определять цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

•        учиться работать по предложенному учителем плану; строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

познавательные

■      строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

■      проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

•делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные

•        слушать и понимать речь других;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: рисунки учебника, слайдовые презентации, карточки для работы в группах, материал для физминуток.

 

        Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I.Организационный этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

 

Приветствие.

Игра- приветствие «Здравствуйте».

-Проверим готовность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в тетради число и классная работа.

 

Проверяют свою готовность.

Игра- приветствие «Здравствуйте».

Учащиеся касаются пальцев рук своего соседа и говорят: «Здравствуйте!

Желаю успеха во всем и везде! Удачи тебе на уроке!».

Записывают в тетради число.

 

Личностные УУД

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь к родной земле, стремление беречь её.

Коммуникативные УУД-умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

Проведение самооценки и самоконтроля. Актуализация изученных способов действия, развитие мыслительных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Чистописание.

Совершенствовать отчетливость  форм букв в  письме, закреплять навыки красивого письма, способствовать развитию  плавности письма, достижению чёткой скорописи.

Б б // мл

Береги землю родимую, как мать любимую.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Запишите в тетрадь.

Учащиеся называют свои варианты ответов, записывают предложение, стараются, оценивают себя.

III. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Развивать учебно-организационные навыки ( определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение, осознание  знаний, полученных ранее на уроках, обобщение фактов, связь старых с новыми данными. Активизация внимания обучающихся на приобретении новых знаний.

 

 

 

А теперь я предлагаю Вам  определить тему урока. Посмотрите слайд № 1.  Как Вы думаете, о чем идет речь?

 

Какие же цели мы поставим с вами, чтобы усвоить эту тему? Ведь мы уже знакомились с предложением  во 2 классе.

 

 

 

 

 

 

 

И каким путем мы будем их достигать?

 

 

Итак, прочитайте, что написано справа на экране? Все ли вам понятно?

- Что записано слева? Все ли понятно теперь?

- Из чего состоит предложение?

-Как связаны слова в предложении?

-Какое значение имеет в предложении его смысл?

-Как оформляется предложение на письме?

-Как правильно произносить предложение в устной речи?

 

Обучающиеся самостоятельно определяют  тему урока: «Это - предложение.

 

Дети говорят о том, что необходимо знать, что выражает предложение, из чего состоит, его оформление в речи и на письме, знаки препинания.

 

 

 

 

Будем выполнять различные задания, упражнения, повторять правила

Варианты ответов детей, их предположения.

 

 

 

IV. Обобщение усвоенного материала и применение его для поиска новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Постановка учебной задачи.

Систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Структурирование  полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

VIII. Д/з.

Повторение усвоенного материала и включение его в работу для решения основной задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение УЗ. Мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация самостоятельной работы, решение учебной задачи. Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков использования правил в практической деятельности.

Творческое использование сформированных умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Слайд №2.

*Предложение состоит из слов.

* Предложение выражает      законченную мысль.

* Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

-Какое из определений предложения является наиболее полным, точным?

 

Я предлагаю вам  сравнить ваши высказывания о предложении, сравнив с правилом в учебнике и затем рассказать друг другу

Работа по учебнику. С.48 упр.3.

-Прочитайте внимательно слова каждой строчки. Что необходимо сделать, чтобы из слов каждой строчки получилось предложение?

 

           Физминутка

 

Для того, чтобы справиться со следующим заданием вспомним, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.

-Послушайте стихотворение А.Шибаева. Догадайтесь, о каком знаке идёт речь. Поставьте нужный знак после прочтения каждого отрывка.

1.Загораживает путь,

   Предлагает отдохнуть. (Точка).

2.Вечно думая над смыслом,

   Изогнулся коромыслом.(?).

3.Стоят 3 кумушки рядком,

   Ведут беседу, но тайком.

   Какими-то далекими

   Туманными намеками…

                                (Многоточие).

4. Бурным чувствам нет конца:

    Пылкий нрав у молодца! ( ! ).

 

Сейчас вы будете работать в группах.

Необходимо разделить текст на предложения.

Выберите руководителя и получите задания на карточке.

Если что-то непонятно , обратитесь ко мне.

 

 

 

 

 

Слушаем результаты работы групп.

-Какая группа хотела бы ответить 1?

-Согласна ли 2-я группа с 1-ой?

Учитель помогает строить диалог, подводя к решающей гипотезе.

-На что обратили внимание и какой сделаем вывод?

Сверим свою работу с доской.

 

Гимнастика для глаз.

Слайд №3.

-Определите, какие из записей являются предложением, а какие нет.

1. Наступило прекрасное утро.

2. в воскресенье друзьями пошли

3. Под моим окном свила гнездо птичка.

4. Я читаю интересный…

 

 

Послушайте стихотворение С.Михалкова «Прогулка».

-Почему дети не нашли чистого местечка возле речки?

-Как нужно вести себя, отдыхая в лесу, возле водоёма?

-Какие правила нужно соблюдать , отдыхая на природе?

Посмотрите  на картинки и составьте правила поведения на природе.

1.Не разбрасывайте  пакеты, пустые банки, битое стекло и другой мусор на природе.

2.Не оставляйте тлеющие костры.

3.Не шумите, не пугайте животных и птиц.

4. Не разоряйте птичьи гнёзда.

5.Не засоряйте родники.

6. Берегите природу, сохраняйте её для себя и для потомков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Над какой темой мы сегодня работали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Что понравилось на уроке?

Выставление оценок за урок.

С.49 упр.5- 1 вариант

        Упр.6- 2 вариант.

 

Учащиеся размышляют, выбирают вариант ответа, выражают свои мысли, доказывают свой выбор варианта ответа.

 

 

 

 

Дети работают в парах и рассказывают правило друг другу, оценивают друг друга.

 

Составляют из слов предложения, делают вывод: « Слова в предложении всегда необходимо ставить в определенной форме!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей.

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, рассуждают, анализируют, сопоставляют записи с определением, совещаются, проводят исследование о границах предложений, приходят к выводу, готовятся защищать свою точку зрения.

Представитель от каждой группы показывает задание, объясняет наблюдение группы.

При несовпадении выводов детей возможна дискуссия, происходит обсуждение, в результате которого рождается истина.

 

 

 

 

Дети читают записи, определяют какие из них являются предложениями.

Предложения записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения С.Михалкова «Прогулка» 2-мя уч-ся наизусть.

Дети рассуждают, анализируют, делают выводы, в парах составляют правила поведения возле рек, в лесу.

 

 

Учащиеся по очереди записывают  составленные предложения на доске

 

 

Дети ещё раз проговаривают правила.

Работали в группах, в парах, выполняли задания.

Дают словесную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

Регулятивные УУД

Проведение самооценки и самоконтроля. Актуализация изученных способов действия, развитие мыслительных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Решение грамматико-орфографической задачи, овладение действиями анализа, синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

Регулятивные УУД

Осознание учениками основной цели урока, формулировка учебной задачи.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала.

Решение проблемы.

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Проведение самооценки и самоконтроля. Актуализация изученных способов действия, развитие мыслительных операций.

Решение орфографических задач.

Самостоятельное выполнение заданий:

 я умею…

Взаимопроверка.

 

 

Личностные УУД

 

Регулятивные УУД

Организация работы, решение учебной задачи.

 

 

Коммуникативные УУД

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Урок русского языка, 3 класс

Тема: Предложение и его смысл. Слова в предложении.

Цель:

-Организовать деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний в рамках темы;

- развивать умение определять границы предложения;

- учить составлять из слов предложения;

- способствовать формированию бережного отношения и любви к природе.

Задачи урока:

-содействовать развитию у школьников общеучебных  умений задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать,

находить главное в теоретических сведениях;

-создать условия для применения умений и навыков в условиях решения УЗ повышенной сложности, овладения учащимися  мыслительными операциями вычленения фактов языка; анализа, синтеза, систематизации;

-способствовать формированию у школьников любви к родной земле, к природе.

планируемые результаты:

личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определять цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану; строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

познавательные

  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

•делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: рисунки учебника, слайдовые презентации, карточки для работы в группах, материал для физминуток.

        Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I.Организационный этап.










Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

Игра- приветствие «Здравствуйте».

-Проверим готовность.










Запишите в тетради число и классная работа.

Проверяют свою готовность.

Игра- приветствие «Здравствуйте».

Учащиеся касаются пальцев рук своего соседа и говорят: «Здравствуйте!

Желаю успеха во всем и везде! Удачи тебе на уроке!».

Записывают в тетради число.

Личностные УУД

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность











Любовь к родной земле, стремление беречь её.

Коммуникативные УУД-умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

Проведение самооценки и самоконтроля. Актуализация изученных способов действия, развитие мыслительных операций.










II. Чистописание.

Совершенствовать отчетливость  форм букв в  письме, закреплять навыки красивого письма, способствовать развитию  плавности письма, достижению чёткой скорописи.

Б б // мл

Береги землю родимую, как мать любимую.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Запишите в тетрадь.

Учащиеся называют свои варианты ответов, записывают предложение, стараются, оценивают себя.

III. Актуализация знаний.







Развивать учебно-организационные навыки ( определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность)












Воспроизведение, осознание  знаний, полученных ранее на уроках, обобщение фактов, связь старых с новыми данными. Активизация внимания обучающихся на приобретении новых знаний.



А теперь я предлагаю Вам  определить тему урока. Посмотрите слайд № 1.  Как Вы думаете, о чем идет речь?


Какие же цели мы поставим с вами, чтобы усвоить эту тему? Ведь мы уже знакомились с предложением  во 2 классе.








И каким путем мы будем их достигать?



Итак, прочитайте, что написано справа на экране? Все ли вам понятно?

- Что записано слева? Все ли понятно теперь?

- Из чего состоит предложение?

-Как связаны слова в предложении?

-Какое значение имеет в предложении его смысл?

-Как оформляется предложение на письме?

-Как правильно произносить предложение в устной речи?

Обучающиеся самостоятельно определяют  тему урока: «Это - предложение.


Дети говорят о том, что необходимо знать, что выражает предложение, из чего состоит, его оформление в речи и на письме, знаки препинания.





Будем выполнять различные задания, упражнения, повторять правила

Варианты ответов детей, их предположения.



IV. Обобщение усвоенного материала и применение его для поиска новых знаний.





























V. Постановка учебной задачи.

Систематизация знаний.













































Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.












VI. Структурирование  полученных знаний.













VII. Рефлексия.







VIII. Д/з.

Повторение усвоенного материала и включение его в работу для решения основной задачи урока.






























Решение УЗ. Мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.































Возникновение проблемы.











Организация самостоятельной работы, решение учебной задачи. Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.







Формирование навыков использования правил в практической деятельности.

Творческое использование сформированных умений и навыков.















Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Слайд №2.

*Предложение состоит из слов.

* Предложение выражает      законченную мысль.

* Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

-Какое из определений предложения является наиболее полным, точным?


Я предлагаю вам  сравнить ваши высказывания о предложении, сравнив с правилом в учебнике и затем рассказать друг другу

Работа по учебнику. С.48 упр.3.

-Прочитайте внимательно слова каждой строчки. Что необходимо сделать, чтобы из слов каждой строчки получилось предложение?


           Физминутка


Для того, чтобы справиться со следующим заданием вспомним, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.

-Послушайте стихотворение А.Шибаева. Догадайтесь, о каком знаке идёт речь. Поставьте нужный знак после прочтения каждого отрывка.

1.Загораживает путь,

   Предлагает отдохнуть. (Точка).

2.Вечно думая над смыслом,

   Изогнулся коромыслом.(?).

3.Стоят 3 кумушки рядком,

   Ведут беседу, но тайком.

   Какими-то далекими

   Туманными намеками…

                                (Многоточие).

4. Бурным чувствам нет конца:

    Пылкий нрав у молодца! ( ! ).


Сейчас вы будете работать в группах.

Необходимо разделить текст на предложения.

Выберите руководителя и получите задания на карточке.

Если что-то непонятно , обратитесь ко мне.






Слушаем результаты работы групп.

-Какая группа хотела бы ответить 1?

-Согласна ли 2-я группа с 1-ой?

Учитель помогает строить диалог, подводя к решающей гипотезе.

-На что обратили внимание и какой сделаем вывод?

Сверим свою работу с доской.


Гимнастика для глаз.

Слайд №3.

-Определите, какие из записей являются предложением, а какие нет.

1. Наступило прекрасное утро.

2. в воскресенье друзьями пошли

3. Под моим окном свила гнездо птичка.

4. Я читаю интересный…



Послушайте стихотворение С.Михалкова «Прогулка».

-Почему дети не нашли чистого местечка возле речки?

-Как нужно вести себя, отдыхая в лесу, возле водоёма?

-Какие правила нужно соблюдать , отдыхая на природе?

Посмотрите  на картинки и составьте правила поведения на природе.

1.Не разбрасывайте  пакеты, пустые банки, битое стекло и другой мусор на природе.

2.Не оставляйте тлеющие костры.

3.Не шумите, не пугайте животных и птиц.

4. Не разоряйте птичьи гнёзда.

5.Не засоряйте родники.

6. Берегите природу, сохраняйте её для себя и для потомков.











Рефлексия.

Над какой темой мы сегодня работали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Что понравилось на уроке?

Выставление оценок за урок.

С.49 упр.5- 1 вариант

        Упр.6- 2 вариант.


Учащиеся размышляют, выбирают вариант ответа, выражают свои мысли, доказывают свой выбор варианта ответа.





Дети работают в парах и рассказывают правило друг другу, оценивают друг друга.


Составляют из слов предложения, делают вывод: « Слова в предложении всегда необходимо ставить в определенной форме!»



















Варианты ответов детей.








Работают в группах, рассуждают, анализируют, сопоставляют записи с определением, совещаются, проводят исследование о границах предложений, приходят к выводу, готовятся защищать свою точку зрения.

Представитель от каждой группы показывает задание, объясняет наблюдение группы.

При несовпадении выводов детей возможна дискуссия, происходит обсуждение, в результате которого рождается истина.





Дети читают записи, определяют какие из них являются предложениями.

Предложения записывают в тетрадь.










Чтение стихотворения С.Михалкова «Прогулка» 2-мя уч-ся наизусть.

Дети рассуждают, анализируют, делают выводы, в парах составляют правила поведения возле рек, в лесу.



Учащиеся по очереди записывают  составленные предложения на доске



Дети ещё раз проговаривают правила.

Работали в группах, в парах, выполняли задания.

Дают словесную оценку.














Коммуникативные УУД






Личностные УУД




Регулятивные УУД

Проведение самооценки и самоконтроля. Актуализация изученных способов действия, развитие мыслительных операций.













Познавательные УУД

Решение грамматико-орфографической задачи, овладение действиями анализа, синтеза.













Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД

Осознание учениками основной цели урока, формулировка учебной задачи.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала.

Решение проблемы.




Коммуникативные УУД












Регулятивные УУД

Проведение самооценки и самоконтроля. Актуализация изученных способов действия, развитие мыслительных операций.

Решение орфографических задач.

Самостоятельное выполнение заданий:

 я умею…

Взаимопроверка.



Личностные УУД


Регулятивные УУД

Организация работы, решение учебной задачи.



Коммуникативные УУД

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.










Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.