Урок в третьем классе по теме : " Правописание имён прилагательных" ( " Начальная школа XXI века")

Урок по русскому языку по теме " Правописание окончаний имён прилагательных"проводится в третьем классе в разделе " Правописание" по системе учебников " Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_pril.docx23.62 КБ
Файл retsenziya.docx12.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  по теме "Правописание окончаний имен прилагательных»"в 3 «Б» классе

                        Иванова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов

 Цель:    

1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.   Развивать  умение выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.

2.Развивать познавательные и творческие способности  учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и  развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.

3.Воспитывать любовь к родному краю, эстетическое восприятие природы.

Учебно – методическое обеспечение:  учебники «Русский язык» С.В.Иванова, тетради на печатной основе, карточки с заданиями.

Материальное обеспечение: компьютер, проектор.

Тип урока: урок- обобщение.

Ход урока

1. Организационный момент.

 - Прозвенел звонок! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и

  пожелайте себе и всем удачи на уроке.

 - Руки? (- На месте)

 - Ноги? (- На месте)

 - Локти? (- У края)

 - Спина? (- Прямая)

 - Сегодня на уроке нам необходимо :

 Быть – внимательными, активными, старательными;

 Будем – продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать.

 - Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу

 мудрости».

 - Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

 - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

-  Откройте тетради и запишите число и классная работа.

 

2. Минутка чистописания.

 - Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв.  

  ая         яя          ий         ый       ой      ое     ее       ые           ие

Учитель: Прочитайте эту строку. Что она вам напоминает?

Дети: Окончания имён прилагательных.

УЧИТЕЛЬ. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.

(ДЕТИ работают самостоятельно)

УЧИТЕЛЬ. Сколько групп у вас получилось?

ДЕТИ. Четыре группы.

- Первая группа окончания имен прилагательных женского рода, вторая окончания имен прилагательных  мужского рода, третья окончания имен прилагательных среднего рода, окончания имен прилагательных множественного числа.

3.Поэтическая минутка.

-Ребята, послушайте отрывок стихотворения                                

и подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении, какие слова помогают ярче описать картины природы.

                         С.Есенин «Черемуха»

                        Черемуха душистая

                        С весною расцвела

                        И ветки золотистые

                        Что кудри, завила.

                                     А рядом, у проталинки,

                                     В траве, между корней,

                                     Бежит, струится маленький

                                     Серебряный ручей.

(Душистая, золотистые, маленький, серебряный).

                             

                          Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

                    Он голосисто с вышины

                    Поет на солнышке, сверкая:

                   - Весна пришла к нам молодая,

                   Я здесь пою приход весны.

                                             В.А.Жуковский

(Темный, тонкий, раннюю, звонкий, молодая).

-О каком времени года говорится в стихотворении ?

- Какие слова помогают ярче описать картины природы?

(Имена прилагательные). Дети перечисляют их.

 -Запишите эти слова, выделите окончания, род.

4. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, ребята, как будет звучать  тема сегодняшнего урока?

Дети:  Безударные окончания имён прилагательных. Их правописание.

Учитель: Кто сможет определить цель нашего урока?

Дети: Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного.

5. Актуализация опорных знаний.

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- Что такое имя прилагательное?

- Для чего нужны прилагательные в речи?

- С какой частью речи согласуются имена прилагательные ?

- Изменяются ли имена прилагательные по родам? По числам?

На экране:

 Облако

 иней

 природа

прозрачный

Учитель: Прочитайте слова.

Дети читают про себя.

Учитель: Назовите орфограммы в именах существительных.

Дети называют орфограммы в словах: облако, иней, природа.

Учитель: Какое слово может быть лишним?

Варианты ответов детей.

Вариант 1. Слово облако лишнее, так как все согласные звуки в этом слове твёрдые.

Вариант 2. Лишнее слово иней, так как в этом слове все согласные звуки мягкие.

Вариант 3. Лишнее слово прозрачный, так как это прилагательное, а остальные слова -  имена существительные.

Учитель: Составьте и запишите словосочетания с прилагательным прозрачный, используя слова: облако и природа.

Покажите графически связь главного и зависимого слова. Определите род и число прилагательных.

Прозрачное(ср.р., ед.ч.)  облако, прозрачная(ж.р., ед.ч.)  природа.

Дети работают самостоятельно, один ученик выполняет это задание с обратной стороны доски. Проверка - коллективная.

Учитель: Проверим , все ли у нас  получилось?

Дети проверяют  и высказывают своё мнение.

Учитель: Дети, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

Дети: Прилагательное является признаком предмета, эта часть речи характеризует предмет, поэтому прилагательное и согласуется с существительным.

 Существительные не изменяются по родам, а имена прилагательные изменяются по родам. Все признаки имени прилагательного зависят от признаков имени существительного, к которому относится прилагательное.

Учитель: Ребята, почему природу, облака, иней мы называем прозрачными весной?

Дети: Природа весной только пробуждается. На деревьях появляются первые нежно-зелёные листочки, местами видна травка, первые весенние цветы, и  поэтому, природа весной  «прозрачна», ведь сквозь деревья хорошо видны дома, голубое небо, лёгкие, как дымок облака. Местами лежит прозрачный снег… Ранней весной природа не имеет таких густых сочных красок, как,  например,  летом.

Словарная работа. (Слайд )

Работа в парах.

-Замените словосочетание именем прилагательным, имена прилагательные запишите, определите род и выделите окончание.

-Сок из моркови – морковный

-Варенье из земляники – земляничное

-Кисель из молока – молочный

-Суп из гороха – гороховый

-Салат из капусты  -  капустный

-Хлеб из пшеницы – пшеничный

-Пюре из картофеля – картофельное

- Печенье из овса – овсяное

- Сок из помидоров – томатный

Проверка

 Самостоятельная работа. (1 ученик  самостоятельно у доски).

Упр.1 с.129

Выпишите словосочетания с именами прилагательными в форме родительного падежа.

Проверка по цепочке.

У Черного моря, от светлого платья, без теплой куртки, для картофельного пюре, без острого карандаша, у зеленой лягушки, возле коричневого портфеля.

- Почему в правописании окончаний имен прилагательных в родительном падеже можно ошибиться?

?(Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.)

Работа с таблицей по учебнику. С.130

-Сравните окончания имен прилагательных  (по рядам).

1р.- сущ. с прил. муж. рода

2р.- сущ.  с прил. сред. рода

3р.- сущ. с  прил. жен. рода.

-Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы –о- или –е- в окончании имен прилагательных после шипящих и буквы ц ?Сможем ли мы сформулировать правило?

Дети формулируют правило.с.131

- Совпадают ли условия выбора буквы –о- или буквы –е- после шипящих и буквы ц в окончаниях имен существительных и имен прилагательных?

Можем ли мы сформулировать общее правило?

Дети формулируют правило.

С.131- читает ученик вслух.

Физминутка

Упр.3 самостоятельно по вариантам.

1в.- выписать прил.с буквой –О- в оконч.

2в.- выписать прил. с буквой  -Е- в оконч.

 Работа  в группах  с заданиями разного уровня сложности.

-Садимся по группам.

Задания напечатаны на карточках. На парте лежат задания всех трёх уровней сложности. Каждая группа выбирает свой уровень  выполняет задание.

Учитель: Каждый выберите для себя задание по силам и выполните его самостоятельно.

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

Долгожданн…    весна пришла в наш маленьк…    городок. В голуб…   небе засветило ярк…   солнышко. На тёпл…   земле показалась зелён…   травка. Лёгк…  ветерок заиграл  ветками  высок…    деревьев.

2 уровень сложности

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

(Долгожданный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.

…………………  весна пришла в наш   ………    городок. В …………… небе засветило ……………  солнышко. На ………………  земле показалась ………………… травка.   ………………   ветерок  заиграл ветками ………………  деревьев.

1,2 уровни сложностей проверяют по образцу на экране. (Слайд )

3 уровень сложности. Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель ставит оценки.

Работа у доски.( По одному человеку с каждого ряда).

-Подберите синонимы(1ст.) и антонимы(2ст.) к  прилагательным:

Мудрый- умный                   быстрый- медленный

косматый- лохматый            ласковый - грубый

душистый - ароматный         грустный - веселый

ветхий - старый                     злой - добрый

страшный - ужасный            смешной - печальный

12. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

- Когда пишутся буквы –о- и –е- в окончаниях имен прилагательных после шипящих и ц ?

- Испытывали ли в чём-то затруднение?

13. Рефлексия.        

- Оцените своё участие в уроке, используя условные обозначения:

- Мне было очень интересно.

 - Мне было скучно.

 - Я затруднялся, работая в группе.        Дети отвечают на вопросы.

 

Показывают соответствующий смайлик, оценивая свою работу на уроке.

Домашнее задание   с.130 у.2 прав. С. 131

                                   раб. в Т.

Карточки

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

Долгожданн…    весна пришла в наш маленьк…    городок. В голуб…   небе засветило ярк…   солнышко. На тёпл…   земле показалась зелён…   травка. Лёгк…  ветерок заиграл  ветками  высок…    деревьев.

2 уровень сложности

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

(Долгожданный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.

…………………  весна пришла в наш   ………    городок. В …………… небе засветило ……………  солнышко. На ………………  земле показалась ………………… травка.   ………………   ветерок  заиграл ветками ………………  деревьев.

2 уровень сложности

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

(Долгожданный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

Долгожданн…    весна пришла в наш маленьк…    городок. В голуб…   небе засветило ярк…   солнышко. На тёпл…   земле показалась зелён…   травка. Лёгк…  ветерок заиграл  ветками  высок…    деревьев.



Предварительный просмотр:

 Рецензия

на урок учителя начальных классов Ивановой Л.А. «Правописание окончаний имен прилагательных».

Данный урок русского языка проводится в 3 классе в разделе «Правописание».

Тип урока по основным этапам учебного процесса – урок-обобщение (знаний о правилах  написания безударных окончаний имён прилагательных,  способов проверки безударных окончаний имён прилагательных).

Методы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (мультимедийная презентация); практические.

Средство обучения: мультимедийная презентация.

В работе учителя четко поставлена цель и определены задачи, которые решаются на уроке. Структура урока логична и завершена.  Дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов, выбирают подходящие для прилагательного безударные окончания, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Учитель применяет разнообразные формы работы (индивидуальные, фронтальные, работа в парах, группах), методические приемы с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательных и творческих способностей обучающихся,  формированию и развитию навыков  сотрудничества, взаимопомощи, развитию устной и письменной речи,   расширению кругозора. Информационные технологии, открывают не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу детей в проектном режиме. Активности учащихся способствовало интересное оформление презентации. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей.

Дети не устали на уроке, о чём говорят положительные ответы на вопросы: Что  понравилось на  уроке?  Чем он вам запомнился?

Данный урок создаёт благоприятные условия для творческого и познавательного развития учащихся, для роста их учебной самостоятельности.

Руководитель ШМО начальных классов

МБОУ СОШ № 18 г. Белгорода

Канищева Л.В.