Исследовательские работы учащихся

Артамонова Алла Алексеевна
Исследовательские работы были написаны в разные годы участниками краеведческого кружка, посвящены истории малой Родины. Они хранятся  в школьном музее и используются при проведении различных внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simonenko_mariya._referat_schastlivyy_chelovek.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Счастливый человек

 реферат

Автор:

Симоненко Мария

Учащаяся 6 класса

МКОУ Берёзовская СОШ

Научный руководитель:

Артамонова А.А.

Учитель высшей категории

Берёзовка-2013

                                              Содержание:

1.Введение…………………………………………………….стр.3

2. Счастливый человек:……………………………………….      4

2.1. Детство и юность………………………… ……………..4

          2.2. Начало трудового пути…………………………………..5

          3.3.Депутат………………………………………………………5

         4.4. Перемены и испытания………………………………..6

3.Заключение………………………………………………………8

4. Приложение………………………………………………….….9

3

1.Введение

    Когда я была маленькой, любила рассматривать большую фотографию с огромными люстрами. На мою просьбу купить такие домой родные отвечали со смехом, что такие бывают только в кремлёвском Дворце Съездов. Самой большой загадкой было: как  в этом дворце оказалась моя бабушка. Она для меня - вторая мама. Один из самых лучших людей на земле, прошедших нелёгкую жизнь. Но себя она называет себя счастливым человеком. Почему? Со временем вопросов стало больше, и я решила заняться этим всерьёз.

Цель:

воссоздать жизненный путь Ильиной Валентины Фёдоровны

Задачи:

-изучить семейный архив;

-расспросить бабушку о её жизненном пути;

-обобщить собранный материал  в реферате;

-сделать слайдовую презентацию.

Актуальность:

 тема важна для составления  родословной и истории семьи.

Методы исследования:

- интервьюирование респондента;

-обработка документов и фотографий.

4

2. Счастливый человек.

1.Детство и юность

   Важенина Валентина Фёдоровна родилась в сентябре 1939 года в семье колхозников в селе Трубачево Шарчинского района. Отец её - Важенин Фёдор Иванович ещё до рождения дочери был призван на срочную службу. Участвовал в финской  войне, после окончания которой, дослуживал свой срок. (Приложение 1) Ему отправили фотографию шестимесячной дочери, которую он никогда не сможет увидеть, потому что началась Великая Отечественная война. Пришло извещение, в котором сообщалось, что Важенин Ф.И. 27 декабря 1942 года  пропал без вести. (Приложение 2) Как и всем детям войны, Валентине выпало нелёгкое детство, но трудности только укрепили её характер. Росла она с мамой Анастасией Сергеевной и бабушкой. Только закончилась война, и все жили очень бедно.      

  В 1947 году пошла в 1 класс. В их классе учились дети разных возрастов. В школу  ходила с самотканой сумкой и в самотканом платье.  Вместо тетрадей  - газеты, на которых писали  чернилам. Пока  было тепло, ученики ходили босиком. А когда выпадет снег,   многие переставали учиться.   У кого была одежда и обувь, тот и ходил в  школу. Одежда ей доставалась от родственников. Зимой надевала шубу, которая осталась  от отца. Подпоясывала  её верёвкой и шла. До 4 класса    учились в Трубачево, а с 4 по 7 классы за 7 километров в селе Ермачиха. Когда  шла в школу, то вешала туфли на плечо и шла до Ермачихи. В речке   мыла ноги и надевала туфли. (Приложение 3)          

  Была она всегда активной, старалась участвовать во всём. Была она и пионеркой и комсомолкой. В семейном архиве бережно хранится комсомольский билет. (Приложение 4)  Дети не только учились, но и помогали взрослым на сенокосе, уборке урожая и она не отставала от других.

 После окончания 7 классов хотела поступить учиться на геолога. (Приложение 5)   Но мечта осталась мечтой.  У колхозников не было паспортов, а уехать без него из села было невозможно. В сельском совете на просьбу о паспорте ответили отказом. Колхозу были нужны доярки.

5

2. Начало трудового пути.

Так и пришлось пойти работать на ферму. (Приложение 6) В это время заболела мать – отнялись ноги, и Валентина взяла её группу коров. Их было 12. Труд доярки    очень тяжёлый. Вставали рано. Доили коров и раздавали корм вручную три раза в день, сами чистили у коров. Выпаивали новорождённых телят. Всё время были на работе.  За гибель телёнка или коровы спрашивали очень строго, высчитывали из заработка. Колхозники один раз в год получали расчёт. Один трудодень стоил 20 копеек. Выработаешь 100 трудодней - получишь 20 рублей. Из собранного урожая часть оставляли на сдачу плана государству, семена, корм скоту, а оставшееся делили на трудодни. Урожайный год – довольны колхозники, а неурожайный, можно и ничего не получить.  Лучшим давали премии: отрезы ткани на платье, юбку, сапоги… Одежду шили сами. Но в основном грамоты.

  В 1959 году вышла замуж за Ильина Виктора Алексеевича. Он родился и вырос в Вознесенке. Переехал в Барнаул, где работал на железной дороге.  Иногда приезжал в Трубачево  в гости к брату. Здесь и познакомился с Валентиной. В городе ему обещали квартиру, и он звал свою невесту   собой. Но уезжать из родных мест она не захотела, и пришлось Виктору самому переехать в село.  Здесь год проработал на тракторе, а потом всю свою оставшуюся жизнь работал шофёром. Жили в маленькой родительской избушке. Пошли дети - Надя и Катя, потом Вера. (Приложение 7)  С ними оставалась бабушка, а Виктор и Валентина трудились. В избушке стало тесно, и решили построить новый дом. Оба старались для семьи, работали добросовестно.  Не раз награждались грамотами за труд.

3. Депутат

 Трудолюбие Валентины, высокие результаты в работе  (надои-10,5 литров на одну корову) заметили и оценили: выбрали депутатом Краевого Совета. (Приложение 8)  Молодой деревенской женщине, никогда не бывавшей в городе страшно было первый раз ехать в Барнаул. В это время колхозникам уже выдавали зарплату деньгами. Она заказала в шарчинской  швейной мастерской платье из сатина и в нём поехала на сессию Краевого Совета. На сессии ездили на один день, а потом вновь возвращались на свою работу. Два года была депутатом в крае.

6

(Приложение 9) А уже через четыре года в 1966  стала депутатом Верховного Совета СССР. (Приложение10)

  Со всей страны два раза в год собирались в Москву  депутаты. Это

передовики труда - трактористы, доярки, врачи, инженеры и среди них - Ильина Валентина Фёдоровна. (Приложение 11)

На этих заседаниях они утверждали законы и бюджет страны. В дополнение к зарплате депутатам платили ежемесячно 100 рублей. На эти деньги они должны были купить себе одежду, заплатить по приезде  в столицу за гостиницу, питание, проезд. Это были хорошие деньги. Для первой поездки в Москву Валентина Фёдоровна в райцентре купила костюм, штапельное платье и клеёнчатые босоножки. Многие другие депутаты были также одеты небогато, но не это было главное. «Став депутатом человек понимал, какая на нём ответственность и доверие людей. Ты должен вести себя достойно, быть примером для других, как в работе, так и в личной жизни. Человек от государства. Образцовый.»- так говорит Валентина Фёдоровна. Работая депутатом, старалась сделать как можно больше для своего села, района, людей. Со многими  руководителями встречалась на заседаниях, совещаниях и в такой обстановке, сидя в зале заседаний, проще было просить что-то для колхоза. (Приложение12) Звание депутата Верховного Совета СССР было высоким и на просьбы не отказывали. В 1969 избрана делегатом третьего Всесоюзного съезда колхозников. (Приложение 13,14)

  На всю жизнь запомнились люди, которых встречала в Москве. Она видела Юрия Гагарина, Валентину Терешкову, Германа Титова, Будённого, Ворошилова, Брежнева  и многих других. С некоторыми из них  была лично знакома. На удивлённый возглас внучки, Валентина Фёдоровна  этому,   смеётся: "Да что ты! Они такие же люди как мы!"

4. Перемены и испытания

  Прошло десять лет трудной работы доярки. Однажды  к ней на работу приехал муж и сказал: «Собирайся! Приехали из Славгородского техникума. Будут принимать экзамены».  Это было неожиданно - уже многое забылось из школьных знаний. Особенно боялась диктанта. Но решила рискнуть и поступила на ветеринара. Позже перевелась в Каменский сельхозтехникум. И вновь трудности: заочная учёба, работа,

7

трое детей  и большое хозяйство. Иногда за конспектами засыпала.

После окончания техникума,  30 лет проработала ветеринаром. Не раз ей приходилось спасать животных. В первые годы было очень трудно - не хватало знаний, а в колхозе другого ветеринарного работника не было. Очень помогали и словом и делом сотрудники шарчинской ветлечебницы. Дети учились в школе,  и она все годы их учёбы была бессменным членом родительского комитета. В те годы они шефствовали над слабоуспевающими детьми, ходили с рейдами  в неблагополучные семьи. Избиралась депутатом сельского совета, женсовета, членом товарищеского суда. Всегда была в гуще дел. Много лет была донором – дарила свою кровь другим. (Приложение 15)  У неё множество самых разных наград. (Приложение 16)

 Самым большим испытанием в эти годы стало рождение последней дочери. Она инвалид детства и семье Ильиных сразу предложили ребёнка с церебральным параличом сдать в специальный детский дом. Врачи уговаривали Валентину Фёдоровну «Ребёнок не будет слышать, видеть говорить, ходить…»  Но они не сдались, боролись за дочь как могли, возили в Камень, Барнаул, Междуреченск и улучшение наступило. (Приложение17)

  Казалось, жизнь наладилась. Жили в достатке: получали зарплату, до 30 центнеров зерна и отходов. Держали корову, овец, поросят, гусей, уток и много кур (более 100). Были сбережения на сберкнижке. Хотели купить автомобиль, но это был большой дефицит, поэтому стояли на очереди на покупку машины. Виктор Алексеевич поехал в   командировку на уборку в Оренбургскую область. И ему, как лучшему без очереди продали автомобиль «Жигули». Это было целым событием для семьи.

  Но новое потрясение ожидало семью: через несколько дней после 40- летнего юбилея совместной жизни умер Виктор Алексеевич. Но это не сломило Веру Фёдоровну: она, прежде всего мать, пример для детей  и значит нужно жить дальше. С   года Вера Фёдоровна на заслуженном отдыхе. Но её некогда скучать. Она помогает детям и внукам. (Приложение 18) Никогда не падает духом и считает себя счастливой, несмотря ни на что.

8

3.Заключение

  В ходе проведённой работы удалось достичь поставленной цели. Я узнала о жизненном пути моей бабушки – Ильиной Веры Фёдоровны, о работе депутатов Верховного Совета СССР, о жизни простых людей села.

Главное, я хочу, чтобы знали, какой она замечательный человек.

 Человек  с огромным сердцем. Именно благодаря ей у меня есть семья, родные и она, такая добрая и замечательная.

 Я живу в опекунской семье. Но для меня это самые родные в мире люди потому, что я с ними с 3 месяцев. Когда умер папа, решался вопрос: что будет со мной. Оставить меня с одной мамой нельзя – она инвалид. И во многом   благодаря бабушке я осталась дома. Она для меня - вторая мама. В людях учит видеть хорошее, помогает, советует. Бабуля прекрасная хлебосольная хозяйка.

Моя бабушка считает себя счастливым человеком. Она прожила нелёгкую жизнь. Но никогда не опускала руки. У неё добрая, ласковая улыбка и такие милые глаза. Трое детей и пятеро внуков по праву гордятся ей. Я из них – самая младшая.

Как бы хотелось, чтобы мои внуки могли бы также гордиться мной.

 Это очень трудно. Но я постараюсь.