Участие в работе МО учителей начальных классов

Эпова Татьяна Михайловна

Предварительный просмотр:

Эпова Т.М.,

учитель начальных классов

МБОУ «Ульдургинская СОШ»

Единое информационно-образовательное пространство учителя.

   Создание единого информационно-образовательного пространства педагога- одна из основных задач развития образовательной среды школы.         Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному учителю эффективное решение своих профессиональных проблем. Доступ педагога к информационным и образовательным ресурсам, поможет раскрыть свои способности, реализовать творческий потенциал, самосовершенствоваться в вопросах образования и профессионального развития.

   Информационное пространство учителя позволит индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс по содержанию, объему, темпу усвоения, активизации учащихся, повысить интерес ребёнка к обучению, создать условия для развития творческих способностей, повысить мотивацию обучающихся к предмету, построить разноуровневое обучение.

    Учащиеся, имея доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, могут взаимодействовать дистанционно с преподавателем, сверстниками, в том числе и в свободное время. Расширение информационного пространства педагога позволит родителям контролировать результаты обучения детей и видеть оценку преподавателя.

К личностному информационному пространству учителя можно отнести:

  1. Сайт школы.

Благодаря сайту, школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Преподаватели могут контролировать уровень знаний учащихся, давать задания и в дальнейшем их оценивать. Родители могут получать информацию о качестве работы школы.

      2. Электронный журнал.

Ведение электронного журнала и дневника позволяет оперативно информировать родителей о результатах текущего контроля, посещаемости уроков, успеваемости обучающихся.

      3. Сетевые объединения учителей.

Сетевые объединения учителей позволяют обмениваться методическими наработками, дидактическими материалами, видеоуроками, тестами, презентациями, использовать опыт ведущих педагогов страны, следить за нововведениями в педагогической деятельности, актуальной информацией.  

     4. On-line тесты.

В настоящее время, в свободном доступе, в сети Интернет имеется множество on-line тестов, которые учитель может использовать в своей практике для отработки навыков по определённой теме, или для контроля знаний. Так же многие серверы предоставляют возможность для создания своих, личных тестов.  

     5. Интернет-учебники.

Интернет-учебники содержат систематизированный материал, позволяют учителю и ученику получать информацию более оперативно, позволяют оптимизировать работу на уроке и дома, индивидуализировать работу с учащимися, систематизировать весь имеющийся материал.

     6. Цифровые/электронные образовательные ресурсы.

Сейчас в Интернете учителя могут найти огромное количество так называемых ЦОРов и ЭОРов - цифровых/электронных образовательных ресурсов. Это один из полезных инструментов организации урока. Использование ЦОРов и ИОРов помогает дополнить урок, обогатить его качественными иллюстрациями, моделировать предметные процессы, сэкономить время учителю и ученику, повысить мотивацию обучения, обогатить урок, сделать его более доступным, насыщенным и содержательным.

    7. Личный сайт педагога.

Личный сайт учителя - потребность времени. Имея свой сайт, учителю можно решить множество задач. На своём сайте учитель наиболее полно имеет возможность обобщить и систематизировать результаты своей педагогической деятельности: представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах. Материалы на сайте должны быть авторскими. Хорошо подойдёт свой сайт для организации дистанционного обучения, осуществления обратной связи учителя, учащихся и родителей.  

     8. Дистанционные курсы.

Дистанционные курсы могут легко удовлетворить потребность учителя в повышении квалификации. Дистанционное образование позволит снизить затраты на обучение; повысить качество обучения. Эффективная обратная связь с преподавателем обеспечит успешность обучения, которое ведётся с помощью современных технологий. Результатом такого обучения является собственный продукт, поэтому очень важно, в начале такой деятельности, поставить свои образовательные цели.  

    Расширяя своё информационное пространство, учитель в своей профессиональной деятельности должен научиться проводить дистанционные уроки, уроки в компьютерном классе с выходом в Интернет, с использованием интерактивной доски, применением мультимедийного оборудования. Правильно организованное информационно-образовательное пространство учителя, грамотное использование ИКТ, создание и демонстрирование интерактивного динамического изображения на каждом уроке позволяет повысить мотивацию учащихся, достичь нового качества образования, научить детей учиться, самостоятельно получать знания современными способами. С применением инструментов средств организации урока учитель получит удивительную возможность превратить учебный труд в увлекательное занятие, соответствующее современным интересам ученика: демонстрации, практикумы, компьютерные лаборатории, электронные журналы, дистанционное обучение, тестирование, аттестация учащихся и многое другое. Что бы более продуктивно проводить уроки, успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащегося учитель должен сам стать автором разработок материалов к урокам: презентаций, тестов, дидактического материала и др. 

   Расширяя своё информационное пространство педагог, в совокупности со своим опытом, будет оставаться компетентным, самосовершенствоваться, вдохновлять коллег, на постоянное развитие.



Предварительный просмотр:

                      Эпова Т.М.,

учитель начальных классов

МБОУ «Ульдургинская сош»

                     Формирование этнической толерантности у младших школьников

    Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как общество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность этническая толерантность приобретает в современных условиях, поскольку изменения, прошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость.

   В связи с этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания  и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особо важный смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войн и других тяжелых периодов в истории Родины.

    Проблема воспитания этнической толерантности, как и во многих регионах нашей страны, существует также в  Бурятии, в селе Ульдурга. Население села принадлежит к различным религиозным и культурным традициям: русским, бурятским, татарским, украинским.  

    Для начальной школы проблема формирования этнической толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают формироваться: этнические представления, этническая идентичность; складывается взаимодействие между   детьми, пришедшими из разных микросоциумов, что во многом определяет дальнейшую жизненную ориентацию учащихся, их выбор в качестве приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания, а не конфликтов.

      В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта различно. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию к какой-либо одной точки зрения.

   В последнее время исследователи все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Так П. В. Степанов предлагает рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Принятие – это положительное безусловное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: собственной и его.

    На мой взгляд, наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б. З. Вульфовым. Она понимается им как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни.

    Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений (этническая толерантность). В настоящее время практически каждый человек включен в систему этносодержащих отношений как носитель культурных традиций, системы связей своего этноса. П. В. Степанов считает, что толерантность можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных ) групп.

    К числу критериев этнической толерантности могут быть отнесены следующие:

- реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);

- взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;

- сотрудничество и солидарность при решении общих проблем;

- отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений;

- гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий.

    В современной ситуации более чем актуален опыт В. А. Сухомлинского. Он считал, что в основе межнациональных отношений должна лежать терпимость, которая является важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться  в сложном мире человеческих страстей и характеров.

   Таким образом, под этнической толерантностью я понимаю «принимающую» внутреннюю установку  личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.

    Ценностный критерий терпимости вытекает из того, что необходимым элементом ее является совесть. Только посредством ее человек понимает, что добро и терпение есть всеобщая обязанность по отношению ко всем. Я считаю этническую толерантность доминантой культуры межнациональных отношений, а уровень ее сформированности – ведущим интегрирующим критерием определения уровня развития культуры межнациональных отношений у учащихся.

    Позитивное понимание этнической толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

    Этническая толерантность является компонентом нравственного воспитания. Одним из показателей эффективности и качества нравственного воспитания является воспитанность. Из выше сказанного следует, что о нравственности человека, том числе и о его этнотолерантном сознании можно судить по его поведению.

     Так как этническая толерантность является нравственной категорией, рассмотрим структуру мотивов и факторов мотивации этнически толерантного поведения младших школьников.

      В становлении личности особую роль играет самостоятельное нравственное поведение ребенка, которое является необходимым условием формирования активной жизненной позиции, способности нравственного мышления и ответственного выбора поступка.

       Отношение к другим людям – не зависимо от их национальности – воспитывается на основе взаимосвязи следующих аспектов:

- познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку;

- ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им;

- ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди такие же, как он, и в то же  время отличные от него, т.е. в нем впервые рождается чувство значимости другого.

    У детей младшего школьного возраста мотивы социального поведения полностью завершают своё формирование и далее, начиная с подросткового возраста, сами по себе, по-видимому, изменяются сравнительно мало (имеются в виду естественные, спонтанные изменения, происходящие в мотивах социального поведения).

      Младший школьный возраст наиболее благоприятен для овладения национальной культурой, так как в это время происходит интенсивное формирование мировоззрения личности, системы оценочных суждений, нравственной сферы. Основным ядром, вокруг которого располагаются все изменения в мышлении учащихся этого возраста, является образование понятий.

     В то же время в многонациональном ученическом коллективе приобретает особую нравственную ценность дружба детей разных национальностей.

      В регионах совместного проживания представители разных этносов младший школьник очень быстро усваивает стиль межэтнических отношений: у него формируется присущая ему эмоциональная позиция по отношению к своему и не своему этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве.

    В нашей школе в той или иной степени решаются проблемы этнической толерантности. Основная работа по данной проблеме ведется в начальных классах, так как   в силу сложившихся традиций основным, необходимым и достаточным считается обучение до 10 лет.

    Несмотря на благоприятную в целом полиэтническую атмосферу и ситуацию данная проблема в школе остается открытой и требует актуализации ее решения на уровне младшего школьного возраста. Это рождает множество воспитательно-образовательных проблем в школе:

-  снятие языкового барьера;

- изменение отношения местного населения (родителей и детей) к детям других национальностей и верований, их семейному укладу, особенностям быта;

- необходимость приобщения детей к местным народным традициям, этнокультурным особенностям наших народов.

   Основные задачи формирования этнической толерантности у младших школьников:  оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их; формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;  формирование умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия; развитие умения действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных жизненных ситуациях.

    Работа с младшими школьниками по формированию этнической толерантности строится на принципах сотрудничества, экологии взаимоотношений, правоведения, поэтому целесообразно  установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между педагогами, с одной стороны, и учащимися – с другой; обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства; формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры и религии. При этом необходимо учитывать национально-психологические особенности школьников.

     Можно выделить три уровни развития этнической толерантности в образовании. Для младших школьников:

  1. Обучение толерантности.

  2. Понимание и принятие другой культуры.

  3. Уважение культурных различий.

   Формы и методы работы по формированию этнической толерантности разнообразны.

Беседа «Расы и народы Земли» расширит знания школьников о национальном и культурном многообразии. При этом акцент должен быть сделан на необходимости быть терпимым в обществе людей.

     Логическим продолжением беседы стало выполнение школьниками проекта «Моя родословная». Тот интерес, который школьники проявляют к представлению проектов, показал, что для многих из них состоялось осознание того, что они являются членами мирового сообщества человечества.

   С целью знакомства детей с играми разных народов, приобщения их к культуре этих народов  может быть проведена игровая программа «Играем в народные игры».  Виртуальное путешествие «Вокруг света на воздушном шаре» познакомит детей ближе с культурой народов, которые являются предками учащихся класса и способствовало воспитанию толерантного отношения к особенностям культуры, традиций и быта различных национальностей.

    Во время подготовки и проведения литературно-художественного вечера «Народная мудрость»  младшие школьники расширят свое представление о разнообразии народного творчества, у них воспитывается уважительное отношение к мудрости, культуре и творчеству разных национальностей.

    Классный час «Мы – команда одного корабля»  даст представление о людях, населяющих планету Земля;  подведёт к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

    Экскурсии в Народный музей села, школы и  посещение национальных празднеств оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

   Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшиеся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народные игры. Народные игры, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служат средством приобщения детей к народной культуре. Особенность их как воспитательного средства заключается в том, что они входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и пр.

   Опыт проведения таких игр, использования разнообразных форм воспитания этнотолерантности показал, что школьники с интересом включаются в предложенную деятельность. Она учитывает их социальный опыт, насыщает их новыми знаниями, позволяет более успешно социализироваться в многонациональном коллективе школы.