ГМО учителей-логопедов

Стельмах Светлана Назаровна

Работа в рамках городского методического объединения учителей-логопедов образовательных учреждений

П Р И К А З 20.01.2022 ПР-11 О проведении городского мероприятия среди детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы разные, но мы вместе»https://vk.com/wall-158240462_2102https://cloud.mail.ru/public/nPPC/JawjBC87d

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Хочу вам рассказать о таком речевом диагнозе как стертая дизартрия. Как говорили  нам на курсах по логопедии «дислалия ушла с рынка логопедических услуг». А дислалия- это более легкое нарушение звукопроизношения, значительно отличающееся от дизартрии.

   Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены, отсутствие  звуков.

Симптоматика детской дизартрии

Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при физических нагрузках. Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по логоритмике, где дети отстают при переключении с одного движения на другое, отстают в темпе, они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица.

Мелкая моторика рук. Такие дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф, на занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены.

   У одних детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Наблюдается паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: губы вялые, язык тонкий, находится на дне полости рта, в нем как будто бы нет мышц.

У других наоборот  наблюдается  Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб: могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц,  быстрая утомляемость мышц. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. В отличие от дислалии речь при стертой дизартрии еще имеет нарушения и просодической стороны.

Просодика- это интонационно-выразительная окраска речи. Здесь  резко снижена. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, массаж, физиотерапию и др.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, т.к мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным  поражением к 4–5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения.

   Этот диагноз во многом объясняет, почему так долго, мы работаем с детьми дизартриками. Это не мы так плохо работаем, это патология такая тяжелая, называется она  стертая дизартрия.


Еще  хочется прочитать вам статью "взгляд ортодонта на роль функции речи в формировании зубочелюстной системы"

Нарушение функции речи у детей диагностируется после 3-летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. В большинстве случаев речевые нарушения так или иначе связаны с врожденными или приобретенными дефектами органов речи. Развитие речи — сложный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы.

Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходимы тщательный осмотр ребенка и беседа с родителями,  вопросы которые включают в себя

  • выявление нарушений осанки. В норме голова и корпус должны образовывать одну вертикальную линию.

   Нарушения осанки обусловлены положением нижней челюсти (единственной подвижной костью черепа) и, следовательно, могут привести к развитию аномалий прикуса. Есть  зависимость между позвоночником и языком. Дети, имеющие неправильную осанку, нередко страдают плохим зрением, а также заболеваниями органов дыхания и нервной системы.

Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи, так как отклонения от нормы той или иной функции ведут не только к нарушениям формирования прикуса, но и отражаются на здоровье ребенка в целом.

Давайте посмотрим видеоролик.

Трейнеры- это средство коррекции тонуса, мускулатуры, когда есть нарушение прикуса, носовой тип дыхания. Его можно носить от 3 до 6 лет, дневное ношение по 2 часа и плюс ночное, сначала постепенное, потом полное. Губки при ношении трейнера находятся в жесткой дуге, ребенок развивает правильную подвижность языка, тренируется круговая мышца рта и формируется мощный тонус. Носятся они 6 месяцев, максимум год. Формирование лицевого скелета заканчивается к 12 годам, так что до этого времени можно успеть исправить нарушения в строении артикуляционного аппарата.

Вот  мы и увидели, что дизартрия – это и есть органическая причина, действие которой ,  приводит к нарушению анатомического строения речевого аппарата. Родители  не хотят вести ребенка к ортодонту, неврологу а  мы воспитатели и логопеды просто обязаны научить ребенка хорошо говорить.

Как мы это будем делать?

Во-первых будем делать артикуляционную гимнастику. Для начала все упражнения для языка  делаем внутри полости рта.(часики, качельки, маляр)

Во-вторых включим в гимнастику артикуляционную  наши руки (руками мы показываем, как работают органы артикуляции), делаем все под музыку и это называется биоэнеогопластика- рука связана в топике мозга с артикуляционным аппаратом. Дети в дошкольном  возрасте кинестетики (они живут ощущениями), нам визуалам(те , кто картинку воспринимает зрительно) и аудиалам (те, кто информацию воспринимает на слух) лучше давать все в форме биоэнергопластики. Сюда можно включить мимику. Давайте попробуем под песню гномы.

В-третьих возьмем на вооружение гимнастику Стрельниковой. Детям объясняем, что мы как будто сопли втягиваем вместе с грудью и плечиками. Кому будет интересно, могу на флешке дать фильм, у кого-то  в группе есть телевизор можно включить и поучиться, там доступно все объясняется, можно выполнять все по-подражанию.

В-четвертых полезно говорить медленно, это очень подкорково, особенно с детьми маленького возраста: читать им сказки так, потом эти дети показывают хороший уровень речевого развития в младших группах. Лечебная речь - это медленная речь, с широко открытым ртом, в  такой атаке происходит четкое разделение на слоги, если дети спрашивают, почему мы начинаем так  говорить, отвечаем  им, что у нас  болит горлышко. Медленный темп речи он невероятным образом терапевтичен, на таких занятиях уходит тахилалия и тахикардия.

И в заключении хотелось бы отметить , что дети дизартрики больше подвержены заиканию и  как средство профилактики заикания не спрашивайте у ребенка почему он  плачет навзрыд, т.к в каждом из нас есть ростки заикания, заикание может сформироваться до 8 лет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Преемственность в работе

учителя-логопеда МДОАУ «Ёлочка»

и учителя-логопеда СОШ № 5

учитель-логопед Стельмах С.Н.

учитель-логопед Гатауллина К.Х.

Преемственность в работе

учителя-логопеда ДОУ и учителя-логопеда ОУ.

Преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Общая цель непрерывного логопедического воздействия на детей дошкольного и младшего школьного возраста в единой системе преемственности: развитие, сохранение и поддержка речевой индивидуальности ребенка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактике вторичных нарушений.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает достижение следующих коррекционных задач:

на дошкольной ступени:

  • выявление причин, характера и структуры речевых нарушений у детей;
  • разработка эффективных дифференцированных методов профилактики и коррекции выявленных речевых нарушений;
  • разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедического воздействия;
  • реализация вопросов логопедической помощи.

на ступени начальной школы:

  • Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся;
  • Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедической реабилитации с учетом деятельностного подхода;
  • Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений;
  • Проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.

Формы и методы взаимодействия учителей – логопедов в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» предоставляют широкие возможности:

  • использования многообразных форм развития и обучения детей с речевыми нарушениями на интегрированной основе, включая детские виды деятельности;
  • использования цикличности, методов и условий содержания обучения, обеспечивающих востребованность «предыдущего в настоящем» для коррекции речевых нарушений;
  • поддержания развивающей предметной среды, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности.

Взаимодействие учителей - логопедов в единой системе осуществляется в ознакомлении с анамнезом, планом сопровождения, индивидуальным образовательным маршрутом и речевой картой детей с речевыми нарушениями в ходе работы совещания «Круглого стола»; в составлении плана работы по устранению речевых нарушений на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссией; в посещении и проведении занятий, участие в родительских собраниях, консультировании будущих первоклассников в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

Преемственность   в   логопедической   работе МДОАУ  «Ёлочка»  и  СОШ №5 между учителем логопедом Стельмах С.Н. и учителем-логопедом Гатауллиной К.Х. осуществляется  систематически благодаря заинтересованности  учителей-логопедов, воспитателей, учителей, родителей, близкому месторасположению. Ежегодно  проводятся   следующие   мероприятия   по  преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:

Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой (в условиях детского сада);

  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования;
  • Взаимопосещение коррекционных занятий, итоговых логопедических занятий.
  • Выступления учителей-логопедов   на   родительских   собраниях   для   родителей    будущих первоклассников (в детском саду и школе)   по  теме  «Речевая   подготовка  ребёнка  к  школе», «Речевая готовность выпускника детского сада».  Родителям предлагаются буклеты с методическими рекомендациями по подготовке к школьному обучению.
  • Обсуждение  учителей-логопедов  основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедического пункта, которые нуждаются в продолжении коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей.

Прогнозируемый результат совместной работы учителей - логопедов:

  1. Прогноз уровня усвоения учебного материала по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с речевыми нарушениями.
  2. Возможность отслеживания результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.
  3. Мягкое прохождение периода адаптации детей с речевыми нарушениями.
  4. Успешное завершение работы по коррекционным (логопедическим) программам.