Педсоветы, доклады, выступления

Стельмах Светлана Назаровна

Мои выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие, фрагмент  которого вам сейчас будет представлен, я показывала год назад логопедам нашего города. У ребенка речевой диагноз: моторная алалия или его еще называют общее недоразвитие речи 1 уровня. Про таких детей родители говорят: «Он все понимает, а сказать не может». Давайте посмотрим занятие.

см.видео  Занятие

Почему показала прошлогоднее занятие, потому что в этом году у меня таких детей уже трое и просто не хватает времени на то, чтобы вам "красиво их преподнести".

Елена Юрьевна задала мне такой вопрос, чем отличаются дети неговорящие от немых детей, я позвонила с этим вопросом нашему руководителю метод. объединения, которая сама из Москвы, там же работала в специализированном  учреждении для умственно отсталых детей  и мы с ней поняли, что никогда такое сравнение не проводили. Но она сказала, что в работе с "безречевыми детьми" использует жестовую речь.

см.видео Дактильная азбука

Мне, конечно, не совсем понятно, почему она не поделилась этим тогда , когда мы показывали на ГМО своих тяжелых детей и просили  помощи и совета, но тем не менее, мне удалось достучаться (благодаря вопросу Елены Юрьевны) и вот уже несколько дней мы, изучая буквы, используем  Дактельную азбуку (для глухих), т.е.  жестовую речь.

см.видео Что делает?

Работаем с ребенком  по карточкам Гленна Домана (практикуя метод глобального чтения, т.е. словоцельное обучение), планирую в будущем перейти к кубикам Зайцева, по мере возможного, конечно. Вообще,  чем раньше учить читать, тем лучше, а если еще и по Доману (есть программы с двухнедельного возраста), то дети сразу обладают методикой скорочтения (они просто просматривают фотографии со словами, словосочетаниями, т.е обучаются читать без проговаривания. Такой метод не является дефектным, он просто не использует проговаривание и восприятие здесь быстрее). Очень полезно обучение детей (с 3-х лет) по Доманским программам, а они построены с учетом науки, ребенку все равно, что воспринимать или мы просто картинки показываем или научно объясняем с примерами, что  развивает понятийное мышление, а грамотность - это функция мышления, а не произношения.

Социальная адаптация и жизнь ребенка зависит от того, научился ли он думать, читать, считать, говорить или нет, т.е.  насколько разовьется он интеллектуально и потому с такими детьми надо заниматься не моторным развитием, а интеллектуальным.

Обучать детей не говорящих надо через чтение. Чтение - это не озвучивание, а понимание графических символов. Сначала дети учатся понимать, а потом начинают отвечать на вопросы письменно или показывая пальцем на картинки, ответы напечатанные, потом пишут сами (детям проще прочесть) и со временем у них формируется произвольная речь. Но учить читать надо не фонетическим методом, а зрительно-логическим!

см.видео Ясюкова Л.А.

Так что при подготовке детей к школе и в работе с проблемными детьми лучше использовать методики Н.А Зайцева, Гленна Домана, где существует пока еще зрительный метод обучения.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА «ЕЛОЧКА»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

 «Словарный запас выпускника. Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»

                                                                                                         МДОАУ д/с «Елочка»

Учитель-логопед: С.Н. Малукова

г. Пыть-Ях

2012г.

Семинар-практикум для воспитателей «Учимся, играя».
Провела: Малукова С.Н., учитель-логопед.

Цели: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Словарный запас выпускника. Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».

План.

  1. Оценка речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Условия успешного речевого развития.
  3. Основные направления работы.
  4. Дидактические игры по развитию речи:

- основные виды дидактических игр;

- подготовка к проведению дидактической игры;

- проведение дидактической игры

  1. Игры по развитию речи  в режиме дня (практикум).

Ход семинара- практикума.

          В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

          В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении словарного запаса.

Однако важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Если до школы не исправить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка, то будут серьезные проблемы при обучении.

    Высоким уровнем  речевого развития у  детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

 - умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

       

Условия успешного речевого развития.

  1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о  них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Основные направления работы:

Обогащение словаря именами существительными - дети должны уметь назвать группу предметов одним обобщающим словом: «Тарелка, вилка, нож, стакан - это посуда. Пила, топор, молоток, дрель- это инструменты. » и т.д. Далее необходимо научить ребенка называть детенышей диких и домашних животных и птиц : « У курицы - цыпленок, у овцы- ягненок, у вороны- вороненок, у ежа- ежонок и т.д.». Ваш малыш должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «Стол- столик, шапка- шапочка, жук- жучок, башня - башенка, круг-кружок и т.д.»

Обогащение словаря глаголами – умение называть способы передвижения разных животных : «Птицы, мухи, комары летают. Рыбы, утки, киты плавают. Змеи, черви, гусеницы ползают. Лягушки, зайцы прыгают.». Ребенок должен уметь назвать действия, которые совершает тот или иной пред мет: «Собака стоит, лежит, спит, лает, ест, играет и т.д.». Трудности вызывает и называние голоса животных и птиц: «Тигр рычит, змея шипит, собака лает, лошадь ржет и т.д.» Для закрепления материала ребенка надо спрашивать: «Кто рычит? Кто кукует? Что делает собака? А волк?». Необходимо научить малыша образовывать глаголы при помощи приставок: входит, выходит, заходит, подходит, обходит, переходит и т.д.

Обогащение словаря именами прилагательными: ребенок должен уметь назвать вкус продукта: « Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый…» и ответить на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т.д.». Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? - Небо синее.». В речь ребенка необходимо вводить прилагательные-антонимы («скажи наоборот»): «Дерево высокое, а куст низкий. Река широкая, а ручей узкий. Береза белая, а черника черная.». Есть имена прилагательные, которые образуются от имен существительных. Их тоже надо вводить в речь дошкольника. «Этот стакан сделан из стекла. Значит, он какой? Стеклянный.». Для обучения образованию притяжательных имен прилагательных можно поиграть в игру « Чей? Чья? Чьё?»: « У оленя голова чья? Оленья. У белки хвост чей? Беличий. У зайца уши чьи? Заячьи

Обогащение словаря наречиями можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т.д.

Все эти занятия не только значительно обогатят словарный запас детей, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку.

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам. Дальше придется, что называется, "догонять", не отстать или догнать помогут игры для пополнения словарного запаса и развития мышления.

Дидактические игры по развитию речи.

                                       Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом… Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

                                                                                               А.С. Макаренко

       Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр                                       

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр:

-  игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);

-  настольно-печатные игры;

-  словесные игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

-  установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

-  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

-  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

-  определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-  подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

-  подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

-  подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

-  ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-  объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

-  показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

-  определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    -  подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

   Я хочу предложить вам ряд игр, которые можно использовать в различных режимных моментах в течение дня.
Итак, утро. В группе несколько ребят, которые всегда приходят раньше других.

Игра «Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли.

Игра «Цепочка слов»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза

И т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Так же интересны будут для детей игры «Назовите только веселые (мокрые, холодные) слова», «Угадай предмет по названию частей», «Да-нетка».


Игра только весёлые слова

Цель: расширение словарного запаса , ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т.д., пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т.д.

Итог семинара. При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель — это организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и всегда это требовал от своих коллег».

Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста».

Слайд 1.   Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2. Цель: ознакомление  педагогов с системой методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Слайд 3.   ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МНЕМОТЕХНИКИ

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Слайд 4.                      Недостатки  мнемотехники:

  • на начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике;
  • не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Слайд 5.   Выдающийся педагог и детский писатель Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является –наглядность.

Слайд 6.    Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать. Учить его контролировать правильность запоминания.

Слайд 7.  Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания,

мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Слайд 8.    Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:

-Кодирование в образы;

-Запоминание (соединение двух образов);

-Запоминание последовательности;(пересказ информации с опорой на символы)

-Закрепление в памяти.

Слайд 9.    Мнемотехника помогает развивать: связную речь, воображение, зрительное и слуховое внимание, словарный запас, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление.

Слайд 10.  Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты (это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией). Познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. 

С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Слайд 11.  Мнемотаблица –это схема, в которой заложена определенная. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Слайд 12. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.

Слайд 13.   Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 14.    Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Слайд 15.  Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2-Преобразование из абстрактных символов в образы.

3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 16.   Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. Использование в работе загадок способствует всестороннему развитию речи и мышления ребенка.

 Слайд  17.     Составление описательного рассказа. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 18.    Мнемотаблицы отображают последовательность действий. Алгоритмы.

Слайд 19.   При использовании в работе методов и приемов мнемотехники:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 20. Спасибо за внимание.

Слайд 21. Мнемотехника помогает изучить алфавит с неговорящими детьми. Работа с этими малышами начинается с разучивания букв, сначала гласных, но перед этим я знакомлю ребенка с изображением на картинке, дальше вызвать и закрепить у малыша ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим. Для каждой картинки есть своё, легко запоминающееся движение и своё звукоподражание.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомим с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учим произносить звук;
  • для закрепления знаний развиваем словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляем по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Птенчик маму потерял,

Птенчик маму звал и звал,

Ротик шире открывал,

Громко звуки «А» кричал: А, А, А!


Предварительный просмотр: