Методическая работа

Севрюкова Евгения Анатольевна

Доклады  на педагогических советах

1.  Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования (доклад на педагогическом совете)

2.  Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

3.  Формирование  мотивации обучения как средство повышения качества образования  

Доклады  на методическом объединении

4.  Реализация технологий углублённого изучения математики в условиях внедрения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»   сл1

Сл 2 Профессор У. У. Сойер в книге "Прелюдия к математике" пишет: "Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума, которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи»

  1. Введение

Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Математика является одним из базовых предметов в школе. Она обеспечивает изучение других дисциплин – это относится не только к предметам физико- математического, технического и естественнонаучного циклов, но и гуманитарным дисциплинам. В современных условиях определенный объем математических знаний, владение некоторыми математическими методами стали обязательными элементами общей культуры – без математических знаний, без сформированных в ходе изучения математики технических навыков и умений (т.е. без владения вычислительными и иными алгоритмами) невозможно дальнейшее обучение, да и практическая деятельность часто оказывается затрудненной.

Этим, однако, далеко не исчерпывается роль и значение математики как учебного предмета. Обучение математике выполняет чрезвычайно важные развивающие функции. При изучении математики формируются интеллектуальные умения, необходимые любому человеку вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он будет занят в дальнейшем.

Совершенствование содержания школьного математического образования связано с требованиями, которые предъявляет к математическим знаниям учащихся практика: промышленность, производство, военное дело, сельское хозяйство, социальное переустройство и т.д.

Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к подготовке учащихся, изменением стандартов образования. Кроме того, непрерывное развитие самой науки, возникновение новых ее отраслей и направлений влечет за собой также обновление содержания образования: сокращаются разделы, не имеющие практическую ценность, вводятся новые перспективные и актуальные темы. Вместе с тем, не стоят на месте и педагогические науки, инновационный педагогический опыт вводится в практику работы массовой школы.

  1. Доклад

Сл 3. Почему возникла необходимость новой концепции математического образования? В первую очередь это проблемы развития математического образования. Их  можно объединить в следующие основные группы.

  1. Проблемы мотивационного характера заключаются в низкой учебной мотивации школьников  и связаны с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.

  1.  Проблемы содержательного характера.

Выбор содержания математического образования устарел и становится оторванным  от жизни. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен .

3. Кадровые проблемы

Существует такое мнение, что в школах не хватает учителей, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.

Сл 4. Цель новой Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Ни для кого не секрет, что математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Сл 5. Приоритеты математического образования  нового поколения – это развитие способностей к:

  • логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);
  • реальной математике: математическому моделированию (построению модели и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ;
  • поиску решений новых задач, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий.

Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования.

Деятельность, как основной элемент математического образования, является базовым принципом Концепции. Деятельность может состоять, в том числе, и в решении задач, доказательстве теорем.

Основными областями математической деятельности являются:

- фундаментальная математика

- прикладная математика

- профессиональное применение математики (в том числе ИКТ как математических инструментов)

- общечеловеческое применение математики.

Новая Концепция требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования.

Сл 6. Опыт нашей школы состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения:

  • Развитие логического мышления учащихся
  • Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении
  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей
  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока
  • Применение дифференцированного подхода в обучении
  • Применение межпредметных связей на уроке.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся сформируются как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета способствуют успешному освоению учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.

Приоритетными направлениями совершенствования математического образования являются:

- совершенствование структуры и содержания в условиях модернизации;

- использование вариативных программ и УМК при сохранении требований к обязательному минимуму содержания;

- дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать

 математическую подготовку разного уровня;

- развитие у школьников абстрактного и логического мышления, умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их;

- применение в учебном процессе новых информационных технологий;

- работа с одарёнными детьми.

Сегодня в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов.

Основной формой изучения математики остается урок. Но урок с применением современных  педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.

Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Данная проблема решается нашим учебным заведением в рамках реализации ФГОС второго поколения и работа со способными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего МО.

В школе сложилась особая система работы со способными детьми. С 7 класса формируется группа детей с углубленным изучением математики.

Большинство учителей, работающие с способными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя стараются создать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Одна из форм работы со способными детьми – проведение факультативов и  внеурочной деятельности. В это учебном году выделено 5 часов на внеуочную деятельность по математике. Это курс «Математика и жизнь».  Именно здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

Дифференцированный подход осуществляется практически во всех классах учителями математики.

Приемы дифференциации, применяемые  педагогами разнообразны, среди них:

- дифференцированные задания;

- решение тестов;

-творческие задания;

-подбор дополнительного материала из Интернет ресурсов;

-разбор олимпиадных заданий;

-дополнительные задания развивающего характера;

-занятия кружка по математике;

-консультации по интересующим темам;

-задания углубленного характера из дополнительной литературы.

-работа по карточкам;

-тесты,

-индивидуальные задания;

-творческие работы;

-творческие индивидуальные задания;

-задачи на смекалку;

-экспериментальные задания;

-выполнение индивидуальных  проектов;

В школе работает научное общество. Направления работы в данных сообществах индивидуализируют каждого обучающегося, углубляют их знания и обучают добывать знания путем постановки эксперимента, проблем и исследованием.

Учителя нашего МО уделяют большое  внимание этой форме работы с обучающимися, т.к. она отвечает требованиям ФГОС  ООО второго поколения и позволяет развивать индивидуальные задатки детей по направлениям их одаренности в частности математического направления, о чем упоминается в «Концепции развития математики в РФ»

В прошлом учебном году ученики Каримовой Р.Х., Кузнецовой И.В., Севрюковой Е.А. представили свои   проекты на научно-исследовательской конференции.


           Таким образом, в связи с введением стандартов второго поколения реализации «Концепции развития математики в РФ»   вопросы углублённого и профильного обучения математике как средства развития детской одарённости остаются в настоящее время для нашей школы актуальными.

Направления деятельности по реализации концепции математического образования в нашей школе:

  1. Анализ результатов проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, мониторингов учебных достижений
  2. Формирование и регулярное обновление банка лучших педагогических практик, методик и технологий по преподаванию математики
  3. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности по развитию математического образования учащихся
  4. Разработка и проведение мероприятий в рамках недели наук
  5. Развитие системы олимпиад и иных конкурсных мероприятий для одаренных детей, направленных на развитие математической грамотности и математической культуры (Школьный  и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников, дистанционные конкурсы)
  6. Создание форм оценки образовательных достижений обучающихся по учебным предмету «Математика» для оценки индивидуального прогресса обучающихся, внеучебных достижений обучающихся (Анкетирование, стартовые работы, тестирование, проверочные и срезовые работы, контрольные и итоговые работы, тренировочные экзамены)
  7. Проектно-исследовательская деятельность (Каримова Р.Х., Кузнецова Е.С., Севрюкова Е.А.)
  8. Участие учителей математики в обучающих семинарах, вебинарах, круглых столах и т.д. в области математического образования.
  9. Организация повышения квалификации учителей математики с использованием различных форм (курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, учебные и методические семинары, вебинары)
  10. Организация участия выпускников в on-line проектах по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок со звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке, прильнув, математик.

Настоящий учёный, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть.

 

К. Анкундинов

«…Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно»      (А. Н. Колмогоров)



Предварительный просмотр:

Тема «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе»

Педагогический совет  11.04.2017

Руководитель МО МФЦ

Севрюкова Е.А.

МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»

Не мыслям надобно учить, а мыслить И. Кант

Фасилитация - производное от английского глагола facilitate - облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал (К. Роджерс).

  Атрибуты понятия «фасилитация»: 1. деятельность, 2. субъект, 3. функция, 4. мотив, 5. цель, 6. способ, 7. предмет, 8. метод, 9. средства, 10. Результат

  Методы фасилитации - это различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы. Технология фасилитации понимается как повышение групповой эффективности.

Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

• чего необходимо достичь;

• кто должен быть вовлечен;

• разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых

заданий;

• коммуникация;

• достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;

• групповая энергия, движущие силы и способности участников;

• физическая и психологическая среда.

  Задачи фасилитации:

  1. решение конкретных вопросов
  2. поиск решений
  3. анализ проблем
  4. обсуждение совместных мероприятий
  5. разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

  Технология фасилитации:

  • стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений;
  • позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого участника за принятое решение;
  • даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

  Формы фасилитации

- взаимодействие,

- воздействие,

- диалог,

- косвенное влияние.

Что же мы получим в итоге применения технологии фасилитации?

  Итог фасилитации:

это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Мы говорим с вами о применения технологии фасилитации в школе, поэтому сейчас дадим определение учителя как фасилитатора.

  Фасилитатор (учитель) - это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.

Технологию фасилитации можно применять не только на уроках, но и на классных часах, и внеурочной деятельности, на родительском собрании, на совещаниях и педагогических советах, семинарах и практикумов.

Характеристики педагога (как фасилитатора):

  • умение строить открытые, доверительные отношения с родителями,
  • способность создавать особую атмосферу сотрудничества,
  • снимать барьеры и помехи во взаимодействии,
  • раскрывать ресурсы участников образовательных отношений.

      -     удерживает встречу (мероприятие) во временных рамках;

  • помогают выдерживать чёткую повестку дня,
  • умеет добиться того, чтобы его слушали,
  • создает ощущение активного общения,
  • конструктивно излагает проблемы,
  •  подводит итог и ищет аргументы,

     -      умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.

Для фасилитатора характерно несколько «не»:

- не заинтересован в итогах обсуждения;

- не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;

- не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;

- не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.

WORLD CAFÉ (Мировое Кафе)

Концепция World Café

The World Cafe - это метод фасилитации групповых обсуждений, в котором во главу угла ставится общение между участниками и добавление новых мыслей и идей.

Правила этикета в «Мировом кафе»:

·  Фокусируйтесь на самом важном

·  «Не сидите в сторонке» - делитесь своими идеями и размышлениями

·  Говорите то, что думаете, и от всего сердца.

·  Слушайте, для лучшего понимания.

·  Соединяйте идеи в единой целое

·  Делайте заметки, творите  на скатертях – здесь это можно и нужно!

·  Получайте удовольствие от процесса!

     

              Хорошие результаты дает использование технологии World Café (Мировое Кафе, далее МК) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке. Это инновационная,  но в то же время простая методика разговора о волнующих вопросах. Беседы разных групп связываются и дополняют друг друга по мере того, как ученики перемещаются между группами, «переопыляются» идеями и открывают для себя новый взгляд на важные для них вопросы. Как процесс, МК пробуждает и делает видимой коллективную мудрость группы и, тем самым, вовлекает учащихся в коллективное эффектное действие по достижению общих целей.

             Методика «Мировое кафе» подходит для обобщающих уроков-диспутов, когда необходимо обменяться знаниями и оставшимися проблемами по пройденной теме.  Цель ее применения – собрать по возможности  максимальный объем информации: мнений, впечатлений и оценок учащихся по определенному разделу программы.  А результатом такой схемы работы является выяснение уровня понимания усвоения изученного материала за короткое время, отражение событий и процессов в умах учащихся, то есть срез общего мнения по проблеме.

              Работа по методике МК отличается от других технологий групповой работы даже внешне. В классе (кафе) столы покрыты листами бумаги, позволяющими писать на них и делать иные пометки, рисовать, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждой партой постоянно сидит ученик (хозяин-модератор), а остальные группы учащихся свободно перемещаются от парты к парте всякий раз, когда объявляется новый круг обсуждения.

             Каждый модератор инструктирует подошедших к его столу, информирует об уже полученных от предыдущих групп и зафиксированных на бумажной поверхности стола идеях и результатах их обсуждения. После этого вновь прибывшая группа озвучивает свои идеи и проекты решений по проблеме, делая свой вклад в общее обсуждение. Вся заслуживающая внимания информация фиксируется на бумаге в обязательном порядке. По окончании обсуждения лист прикрепляется на доске, модератор озвучивает всю дискуссию и ее результаты в мини-презентацию для всех участников. Для обсуждения можно предложить одну и ту же тему или же за каждой партой могут обсуждаться разные проблемы.

    Достоинством этой методики, действительно способствующей появлению интереса к предлагаемой проблеме является выявление у учащихся идей, тут же подвергаемых сомнению и критике и либо опровергаемых, либо принимаемых к дальнейшей работе. В процессе обсуждения концентрируется и фиксируется модераторами значительный объем знаний и опыта учащихся по данной теме. Кроме того, процесс обсуждения по схеме МК создает условия одновременного взаимного обучения участников – «трансферт знаний». Идет интенсивная работа мозга. М. Монтень еще в 16 веке выразил мысль: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Необходимо равномерно распределить время и следить за его соблюдением. Результатом использования методики МК является чрезвычайно концентрированная, насыщенная дискуссия.

Более подробно о технологии:

Участники объединяются в группы от 3 до 7 человек (в зависимости от количества человек в классе).  Каждая группа получает по листу и маркеру (фломастеру) для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. За каждым столом выбирается хозяин

Участники получают время на поиск всех вариантов ответ на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи. Выделяется время на обсуждение .

Участники меняются столами (обычно по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета, в другом секторе листа.

Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят итоги обсуждения.

В обсуждении учащиеся систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на листах А4 или ватмана – так называемых «скатертях»

Данная технология  применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на вопросы, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обмена опытом, т.е. когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

Чем уникален этот метод, что его можно использовать и на классных часах, и внеурочной деятельности, на родительском собрании, на совещаниях и педагогических советах, семинарах и практикумов.

«Научить человека учиться в течение всей жизни», – по мнению ученых ЮНЕСКО, – один из ведущих принципов образования в XXI веке



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  (сл1)

Дата: 12.01.2016

Учитель: Севрюкова Е.А.

Кто он сегодня — современный учитель?

Источник информации, носитель инноваций, консультант, модератор, тьютер, наблюдатель, ресурс , справочник, советник, тот кто учит других или постоянно учится сам? Какой  он — современный УЧИТЕЛЬ?

(сл2) Современный учитель должен быть креативным, самокритичным, предприимчивым, стрессоустойчивым, владеющим информацией и интернет - ресурсами, свободно владеющий современными технологиями и компьютером, конечно же, психологом!

Теперь непосредственно к нашей теме. Для начала давайте определим, что же такое мотив и мотивация:

(сл3)

  • Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности.
  •  Мотив учебной деятельности можно определить как  направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение  знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.
  • Мотивация - склонность, предрасположенность к действию. 

(сл4)

При формировании мотивации учащихся необходимо учитывать их возрастные особенностей развития мотивации:

  • В 5-8 классах мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении.

Возникает стойкий интерес к определенному предмету.

Появляются противоречивые оценки и суждения.

  • В 9-11 классах мотивы обучения связаны с социально-значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора).

Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

(сл5)

Управление развитием мотивации позволяет учителю:

1.Обоснованно планировать учебно-воспитательную работу на уроке:

  • предвидеть направление поведения учеников и контролировать его;
  • согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели;
  • предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности учащихся;

(сл6)

2.Повышать эффективность учебно-воспитательной работы:

  • развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся;
  • формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.)

(сл7)

3.Правильно оценивать  результативность учебно-воспитательной работы.

4.Поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса.

(сл8 сначала пустой)

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Иногда мы слышим от учеников “Нам  тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки (сл8 щелчок) : “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В своей работе мы применяем технологию  проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения,  технологию уровневой дифференциации,  информационно-коммуникационные технологии.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности (сл9).

(сл9).В начале урока создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.

(сл9).В ходе урока создать условия  для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения  от самого процесса учения.

(сл9).В  конце урока создать условия  для  оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или  неудачи, постановке задач для  дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.

Результат:  мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов:  от мотивации начала работы (готовность, включенность)  к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)

Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.

Давайте рассмотрим какие приемы влияют на формирование мотивации. (сл10).Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:

  1. Апелляция к жизненному опыту детей
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Ролевые и деловые игры
  4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику
  5. Элементы занимательности
  6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы, фокусы и  т.п.

(сл11).Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности:

  1. Ситуация удивления.
  2. Ассоциации вместо правил
  3. Презентации, творческие домашние задания
  4.  Накопительная система оценок, рефлексия
  5. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

(сл12 пустой).

Я наткнулась на древнюю мудрость, которая,  на мой взгляд соответствует теме моего выступления: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

 

Да, можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.

Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.

Так как же сформировать интерес у ребенка?

Уже с первых минут урока можно привлечь внимание учеников: 1. к учебе в целом, 2. к предмету, 3. к теме урока, используя различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы и т.д.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса.  Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.

Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.

Известный математик С.В.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом.

Все дети знакомы со сказкой "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Л. Доджсона.

Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.

Л.Ф.Магницкий это псевдоним Л.Ф.Телятина. Данную фамилию он получил благодаря Петру I, за умение притягивать к себе знания как магнит.

Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес. (сл13).

«Точка» – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).

"Конус" - это латинская форма греческого олова "конос", означающего сосновую шишку.

"Цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".

Ещё больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы "Окружность и круг" сообщим детям, что по - латински "радиус" - "спица колеса", и предложим  им нарисовать радиус окружности.

В 7 классе  нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески "параллелос" - это идущие рядом.

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов

Например, урок по теме  « Решение задач с помощью уравнений»,  можно начать с демонстрации рисунка к задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2кг, а на правой чаше - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»

Чтобы у учащихся не возникало представление об оторванности  математики от жизни, можно показать  взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.

Так при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги.

При изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Кстати на экзаменах и в 9, и в 11 классах данные задачи обязательно есть.

При планировании уроков необходимо обратить внимание на  использование проблемного метода обучения. При этом, в зависимости от уровня самостоятельности учащихся и уровня оказываемой им помощи это может быть:

-проблемное изложение  нового материала;

-проблемная беседа;

-исследовательский метод.

Приведу примеры конкретных проблемных задач, которые  приводят детей к необходимости изучения того или иного факта, тем самым помогают вызвать интерес у учащихся. Если  материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен.

 (сл14).Тема  «Длина окружности» 6, 9 класс

Детская карусель, установленная в парке, имеет диаметр  10м. За один сеанс карусель делает 6 оборотов. Какое расстояние  (в метрах) проезжает ребенок за один сеанс катания на карусели? Что нужно знать, чтобы найти расстояние? (длину окружности)

 Проблема: Как найти длину окружности?

(сл14).Тема «Площадь  прямоугольника, квадрата». 5 класс

К  уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2.

Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека.

 Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.)

Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата).

(сл15 пустой).

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому  используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

 «Удивляй» Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер: «Объединяй по общему признаку» «Найди ошибку» «Найди лишнее и аргументируй» «Найди недостающий факт для достоверности», «Интеллектуальная разминка» и др.

Варьируются задания, рисунки, схемы. Необходимо установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели и т.д.

 Методическая ценность  данного приема: -

-  активное включение в работу каждого;

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений.

Для повышения мотивации учащихся на своих уроках используются  занимательные  математические задачи с нестандартным решением. Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи.

Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы и кроссворды. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, а желание поставить в тупик одноклассников своим заданием  придает более творческий характер работам учащихся. Ну и конечно создание проектов (например «Многогранники вокруг нас»)

______________________________________________________________

Так же очень использую софизмы и математические фокусы. Софизм – это ошибочное рассуждение, и чтобы найти в нем ошибку, нужно знать законы математики. (Пример 2*2=4)

То же самое с фокусами (показать пример).

Необычные способы устного умножения (пример на 9, на 11)

Заключение:

На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.

Итак,   я описала некоторые методы, применяемые на уроках математики  и направленные на развитие интереса ученика, на то, чтобы сформировать  положительную  мотивацию к обучению, на то, чтобы ученик был убежден в необходимости получаемых знаний, что в свою очередь приведет к повышению качества образования.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Перечисленные приёмы и методы обучения  способствуют  формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса.

Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».

Таким образом, можно сделать следующие выводы (сл16):

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках и повышения качества образования.
  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения, к снижению качества образования.
  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

В заключение хотелось бы сказать такие слова (сл17): «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым  уроком к ученикам…»

Спасибо за внимание ((сл18))



Предварительный просмотр:

Реализация технологий углублённого изучения математики в условиях внедрения ФГОС


           В классе с углублённым изучением математики наиболее полно можно осуществить переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного раз вития, позволяющему использовать усвоенное. 
Целевые ориентации такой технологии :
 
1) обучение всех на уровне стандартов; 
2) увлечение детей математикой; 
3) выращивание талантливых. 
       Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.                

Считаю, что интересный урок - это урок сомнений, озарений и открытий. Его условия: 
1) теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям (хотя, это класс, где собраны способные ребята, силы здесь далеко неравные) 
2) принцип доступности : ученик должен действовать на пределе своих возможностей (сложность тут в том - угадать эти возможности; правильно определить их степень трудности). Определению этих возможностей идёт в процессе работы на уроках и на факультативных занятиях. 
3) установка не на запоминание, а на смысл, мышление должно главенствовать над памятью. 
           Вы знаете, что уже приняты стандарты нового поколения по математике для основной и старшей школы в основе,  которой лежит личностно-ориентированный подход к учащимся. Индивидуально-личностный  подход, внедрение интерактивных форм обучения, использования информационных технологий помогает решить эту проблему.

Так как, анализируя деятельность учителя и ученика  в ходе урока можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя - обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. Учащиеся должны быть вовлечены в интеллектуальную, информационную, исследовательскую деятельность, самоорганизацию на всех этапах урока.   Основу данной деятельности составляют три,  взаимосвязанные этапа урока: постановка  цели, самостоятельная продуктивная деятельность и рефлексия.

Основные черты урока в классе с углублённым изучением математики: 
1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; 
2) экономный и целесообразный расход времени урока. 
            В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность обучающихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Цели развития творческих способностей с использованием нетрадиционных форм:

- Поддержание интереса к предмету;

- Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;

- Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

- Развитие мышления вообще и творческого в частности;

- Подготовка обучающихся к творческой деятельности;

- Умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Задачи:

- Раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческих способностей  школьников;

- Проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в  школе;

- Выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных форм.

Основные задачи каждого урока в контексте введения ФГОС

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

Любому уроку присущ ряд признаков: — наличие образовательных, воспитательных и развивающих целей; — отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала и определение уровня его усвоения; - достижение этих целей путем подбора под­ходящих средств и методов обучения; - организация соответствующей деятельности учителя и учащихся. При этом урок математики имеет свою специфику.

 Для него характерны и наиболее существенны следующие признаки.

• Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики.

 • В процессе овладения математическими знаниями, по сравнению с другими учебными предметами, уделяется большее внимание развитию у обучающихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна.

Изучая математику, мы фактически изучаем специальный язык, «на котором говорит природа».
          Особая цель математического образования – развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное.
            Математическое образование, играет, пожалуй, одну из самых важных ролей в достижении поставленной цели. Математическая грамотность определяется, как способность человека видеть и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Конкретизация понятия математической грамотности выражена в следующих положениях:
- Распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
-  Формировать эти проблемы на языке математики;
-  Решать эти проблемы, используя математические знания и методы;
-  Анализировать использованные методы решения;
-  Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-  Формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

 Однако добиться поставленной цели и  обеспечить   подготовку выпускников, обладающих ярко выраженными математическими способностями намного проще, чем   выпускников,  которые  обладают гуманитарными способностями. Так как на изучение в математических классах отводится намного больше часов, чем в классах гуманитарного цикла.

Иногда мы слышим от учеников “Нам  тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

В начале урока создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.

В ходе урока создать условия  для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения  от самого процесса учения.

В  конце урока создать условия  для  оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или  неудачи, постановке задач для  дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.

Результат:  мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов:  от мотивации начала работы (готовность, включенность)  к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)

  На первом этапе урока (постановка цели) наиболее эффективным приёмом считаю создание проблемной ситуации с помощью задачи. Ученику предоставляю возможность высказать своё мнение и самому поставить учебную задачу, в соответствии с его способностями. Поставленную цель в дальнейшем на втором этапе урока,  ученик пытается самореализовать.

Второй этап урока – это самостоятельная деятельность учащихся. Для самостоятельной работы предлагаются  задания разного  уровням сложности (базовый, повышенный и высокий), так как учитывается, что дети с большей степенью преобладают гуманитарным складом ума и  в ходе урока  у них могут возникнуть стрессы, которые испытывает ученик, если сталкивается с заданиями, которые не может выполнить. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор. В процессе такого этапа урока не возникает дискомфортного даже в том случае, если ученик с чем-то не смог справиться. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться от нежелательных психологических барьеров. Оценивая ошибки, ученик сразу видит пути их исправления. Эффективность использования данного  этапа урока состоит в том, что он  повышает работоспособность детей, активизирует познавательный интерес и способствует сохранению здоровья ребенка.
             Форма работы может быть как групповой, так и индивидуальной. Для контроля знаний использую часто готовые разноуровневые тесты, предлагаемые в электронных учебниках, дидактических материалах  и часть материалов разрабатываю сама (самостоятельные работы, тесты). Очень часто задаю дифференцированное домашнее задание, дополненное следующими заданиями: подготовить устное или письменное сообщение, про того или иного математика, интересное математическое открытие, теорему; составить схему, таблицу или рисунок по изучаемой теме.

Последний этап   урока направлен на получение результата. Предлагаю учащимся проводить рефлексию. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом (проведи самоконтроль).
         В результате, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы и самооценки. Происходит самореализация через творческую и практическую деятельность, удовлетворение познавательных интересов.

Уже с первых минут урока можно привлечь внимание учеников: 1. к учебе в целом, 2. к предмету, 3. к теме урока, используя различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы и т.д. Например, на доске записываются примеры с наиболее часто традиционно встречающимися ошибками. Требуется их исправить. 
На уроках геометрии на доске обычно выполнены чертежи домашних задач. По готовым чертежам обсуждается план их решения. Выбирается наиболее рациональное. 
             Подача нового материала проходит часто в виде уроков-лекций. Это помогает раскрыть новую тему блоками и экономит время для дальнейшей творческой работы. Если новый материал не слишком сложный стараюсь перед изучением нового создать проблемную ситуацию, подвести учащихся к противоречию и предложить им самостоятельно разрешить эти противоречия. При этом ребята излагают различные точки зрения, делают выводы. Разбираем "ключевые задачи" по теме, способы их решения. Учимся распознавать такие задачи. 
            После разбора "ключевых задач" пытаюсь организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы их решения: ими можно пользоваться и на уроках и на контрольных работах. Наиболее способные ребята, хорошо усвоевшие решение таких задач переходят к решению нестандартных задач. 
            Выделение "ключевых задач" позволяет уделить время на решение более интересных задач и на проведение уроков решения "одной задачи" различными методами. Ребята с удовольствием работают на таких уроках. 
           Уроки решения нестандартных задач лучше проходят методом "мозгового штурма" по готовому чертежу на доске. 
           Уроки решения задач в классах с углублённым изучением математики в основном провожу в виде самостоятельной работы, требующей творческого подъёма. Здесь есть возможность реализовать уровневую дифференциацию и творческие способности всех учащихся. 
             Иногда на уроках используются элементы игровой технологии. В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Пытаюсь использовать это при проведении дидактических игр на некоторых уроках, особенно в 8-9 классе. Например, игра "Математический лабиринт" при проведении устной работы, требующей знания и применения тригонометрических формул, или "Математические тяжеловесы" при решении квадратных уравнений различного вида. 
             Эти приёмы помогают усвоению учащимися элементов учебной деятельности, воспитывают у них более заинтересованное и сознательное отношение к процессу обучения. Опыт работы в классах с углублённым изучением математики помогает мне в работе с классами по общеобразовательной программе. 
             Считаю целесообразным углублённое изучение математики особенно на уровне 8-9 класса, когда закладываются основы алгебры и планиметрии. Здесь есть больше возможности раскрыть красоту науки и развить к ней интерес. 
             Есть, конечно, и проблемы. Не всегда ученики осознанно выбирают такой класс, поэтому в программу приходится вносить корректировки; не хватает связи с институтом, поэтому часть ребят после 9 класса вынуждены переходить в центральные школы. 
Работа в классах с углублённым изучением математики требует от учителя больших затрат, сил и времени, постоянного обновления и расширения багажа знаний, знакомства с новинками методической и математической литературой, что, к сожалению, в наше время не всем доступно. 
           На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.

В заключение хотелось бы сказать такие слова: «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым  уроком к ученикам…»