Работа с одаренными детьми

Ярочкина Оксана Анатольевна

Психопрофилактика и психопросвещение участников образовательного процесса по развитию и воспитанию одаренных детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого мышления у одаренных детей Подготовила педагог-психолог Ярочкина О.А.

Слайд 2

ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов

Слайд 4

Академическая одаренность Мотивационно-личностные характеристики - стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому. Способности к обучению - успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.

Слайд 5

Творческая одаренность Художественная одаренность - проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки). Вокальная одаренность - умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух. Литературная одаренность - х орошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов. Артистическая одаренность - умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память. Конструкторская одаренность - развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.

Слайд 6

Психомоторная одаренность Спортивная одаренность - высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость. Хореографическая одаренность - чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.

Слайд 7

Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность - умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты. Лидерская одаренность - умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.

Слайд 8

Приемы развития творческого мышления Комбинаторика – это раздел математики, изучающий вопрос о числе возможных способов распределения предложенных предметов в определённом порядке (перестановки, размещения, сочетания). Комбинаторика составляет основу детского экспериментирования.

Слайд 9

Комбинаторные способности включают умение: находить оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям ситуации; видеть все разнообразие вариантов, которые построены на основе всех имеющихся данных; прогнозировать как можно более полно возможные последствия комбинаций.

Слайд 10

К комбинаторным задачам относятся также и задачи на: размещение – фигур по условию, с сохранением закономерности и в различных вариантах; разбиение – деление изображения на заданное количество частей в плоскости; разделение – решение логических задач, соблюдая условия; передвижение – решение логических задач на перемещение предметов по условию; зазеркалье – в этой сказочной стране белое становится черным, а черное – белым;

Слайд 11

рисование фигур, не отрывая карандаша от листа бумаги , не проводя дважды по одной и той же линии; нахождение фигур, которые невозможно нарисовать без отрыва карандаша от бумаги

Слайд 12

Отгадывание зашифрованных слов – определение кода для решения арифметических примеров, разгадывания зашифрованных высказываний

Слайд 13

Составление – целой фигуры из частей и различных комбинаций из заданных цифр

Слайд 14

Пересчитывание – счет фигур на картинке: маленькие фигуры могут находиться внутри больших

Слайд 15

Задания на перекладывание - при помощи заданного количества счетных палочек перевернуть изображение в противоположную сторону

Слайд 16

Р асположение – заданные фигуры должны образовать новые, другие фигуры

Слайд 17

Нахождение спрятанных фигур – поиск и раскрашивание определенных фигур или частей, отмеченных каким-либо значком

Слайд 18

Лабиринты – прохождение извилистых дорожек в поисках выхода или входа

Слайд 19

Задачи на размещение : «Какую фигурку надо поместить в пустую клеточку?»

Слайд 20

Введение в образовательный процесс комбинаторных задач учит детей рассуждать и анализировать. Ведь в жизни устойчивый успех имеет тот, кто мыслит последовательно, делает правильные выводы и действует разумно. Важно воспитывать мышление ребёнка так, чтобы он сам сумел находить нужную для него информацию. А интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске действий , уже в дошкольном возрасте может быть привычной и естественной, если усилия воспитателей и родителей направлены на формирование у ребёнка потребности, интереса к самому процессу познания, самостоятельному поиску решения и достижению поставленной цели.

Слайд 21

Список используемой литературы Барчан Т.А. «Комбинаторика для детей 5-7 лет». Матвеева Г.И. «Развитие комбинаторных способностей у старших дошкольников». Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. «Развитие гибкости мышления детей дошкольного возраста с использованием комбинаторных заданий».

Слайд 22

Пособия для дошкольников



Предварительный просмотр:

Консультация

«Характеристика одаренных детей дошкольного возраста»

В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

  • интеллектуальной;
  • академических достижений;
  • творческого или продуктивного мышления;
  • общения и лидерства;
  • художественной деятельности;
  • двигательной.

Разумеется, ни один одаренный или талантливый ребенок не похож на другого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности (таланта) охватывают способности большей части детей. Перечень указанных сфер был составлен в процессе осуществления трехлетней программы по ранней реабилитации и акселерации талантливых детей с сенсорными или физическими недостатками («RAPYHT»). Схема эта доказала свою полезность и применительно к здоровым одаренным детям.

1. Интеллектуальная сфера

Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способность к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

2. Сфера академических достижений

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

3. Творчество (креативность)

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

4. Общение и лидерство

Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают его выбирать в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5. Сфера художественной деятельности

Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот ниже или выше.

6. Двигательная сфера

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т.п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Суммируя, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к детскому саду, школе, т.к.учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует наразного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать. Ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.