Проектно-исследовательская деятельность

Чагаева Ольга Игоревна

Метод: активный, неимитационный

Технология: исследовательская

Форма: проект, курсовая работа, ВКР, конференция

Цель: формирование общих компетенций

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по профессиональному модулю (фрагменты)

 

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Пушкино 2018

автор: Чагаева О.И.

 

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение обучающимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. (Д.А. Иванов). Среди требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО (п.7.1) отмечает, что образовательная организация должна предусмотреть использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

Одним из видов активных методов обучения является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, руководство которой относится к трудовым действиям педагога СПО.

Таблица 5

Умения и знания педагога СПО в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Необходимые умения

Необходимые знания

консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ

электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания ВКР

контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ; проверять готовность выпускника к защите ВКР, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста

методология, теоретические основы и технология научно-исследовательской и проектной деятельности

организовывать проведение конференций

научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся

разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся к участию в конференциях

требования к оформлению проектных и исследовательских работ

________________________________

 

[1] Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты от 08.09.2015 №608н)

 

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. (А.В. Леонтович)

Метод проектов – способ организации обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Проектная деятельность обучающихся представляет собой ограниченную во времени совместная учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, представленную в виде мероприятий, направленную на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков (Яковлева Н.Ф.).

Таким образом, понятие «проектно-исследовательская деятельность» объединяя оба метода – исследовательский и проектный – включает те виды проектов, которые требуют проведения исследования характерного для научной сферы (исследовательский, информационный). Методической целью проектно-исследовательской деятельности обучающихся является: формирование учебно-исследовательских умений, формирование навыка публичного выступления (публикации) и защиты.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в системе СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело представлена:

- Выпускной квалификационной работой (ВКР, дипломная работа)

- Курсовой работой

- Проектной деятельностью (инофрмационный проект, курация пациентов, анализ документации ЛПУ и т.д)

Одной из форм публичной демонстрации учебного исследования является учебная конференция. Под конференцией (лат. conferentia, от conferre — собирать в одно место) понимается мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению, которое отличается наличием регламента и торжественностью. Основная задача преподавателя на конференции заключается в том, что он обобщает и оценивает ее работу, оценивает активность как всего коллектива, так и отдельных его членов, отмечает их достижения. При анализе докладов студентов следует акцентировать внимание не на ошибках и недостатках, а преимущественно на положительных моментах, так как сама инициатива студентов выступать с докладами требует всяческого поощрения. В таких случаях порицание оказывает отрицательное влияние на активность студентов. При проведении конференций рекомендуется организовывать соревнование студентов, которое проводится после выслушивания всех выступлений путем анонимного анкетирования (опроса мнений) всех участников.

Приложения:

  1. Приложение 1. Проектно-исследовательская деятельность в системе СПО.
  2. Приложение2. Пример оформления учебно-исследовательской работы в виде мультимедийной презентации
  3. Приложение 3. Критерии оценки результатов учебного исследования в форме реферативного проекта (курсовой работы)
  4. Приложение 4. Критерии оценки результатов учебного исследования в форме мультимедийной презентации

 

Информационные источники

 

1.     Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /М. Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6(12)). Адрес: http://testuser7.narod.ru/School2/Ivanov2.pdf

2.     Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с. Адрес: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf

3.     Авдеева Т.И. Конференция, как одна из форм активной научной и учебной деятельности студентов / Т.И. Авдеева, М.И. Высокос, С.И. Зыкова // Глобальный научный потенциал. – 2016. - №1 (58). – с.26-28. Адрес: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/58/g-n-p-1(58)-main.pdf

4.     Алалыкина О. Активные методы обучения в контексте дополнительного образования. Учительская газета, 24.07.2017 Адрес: http://www.ug.ru/method_article/1171

5.     Ардашева Н.В. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе формирования современного специалиста // Символ науки. – 2016. –№7-1. –с.99-101. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-v-protsesse-formirovaniya-sovremennogo-spetsialista

6.     Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №76-2. – с.30-35 Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii

7.     Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. – 2016. –№2 (15). – с.11-15. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-obucheniya-pri-izuchenii-tehnicheskih-distsiplin-v-vuzah

8.     Гриншкун В.В. Организация учебной проектной деятельности студентов с применением информационных и телекоммуникационных технологий / Гриншкун В.В., Широченко М.Э.  // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2017. – №2. – с.180-187 Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebnoy-proektnoy-deyatelnosti-studentov-s-primeneniem-informatsionnyh-i-telekommunikatsionnyh-tehnologiy

9.     Князева Н.Г. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки специалистов среднего звена // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №2. – с.225-226 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-protsesse-podgotovki-spetsialistov-srednego-zvena

10. Мурадова Н. С. Семинары по организации научно исследовательской деятельности учащихся // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №1. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/seminary-po-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya

11. Полат Е.С. Метод проектов / Вопросы интернет-образования. – 2001. – №1 [Электронный ресурс] Адрес: https://web.archive.org/web/20080503101731/http://vio.fio.ru/vio_01/Article_0_1.htm

12. Родина Е.В. Анализ организации учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №10 . – с. 127-130. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-kolledzha

13. Ростова А.В. Формы научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Волжского Университета им. В.Н.Татищева. – 2011. – №7. – с. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov

14. Чолак В.В. Интерактивное обучения // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – №3 (21). Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-1

15. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО // Научные исследования в образовании. – 2011. – №7. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-provedenie-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-sistemy-spo

 

Приложение 4.

Критерии оценки результатов учебного исследования в форме мультимедийной презентации[1]

 

критерии оценивания

«5» (отлично)

«4» (хорошо)

«3» (удовлетворительно)

«2» (неудовлетворительно)

полнота раскрытия темы

тема раскрыта полностью

тема в основном раскрыта

раскрыты отдельные аспекты темы

тема не раскрыта

порядок изложения материала

соблюден

соблюден

материал изложен непоследовательно

порядок изложения материала не соблюден

наличие иллюстративного материала (рисунки, графики, диаграммы)

имеется

имеется

приводится минимально

не имеется

Оформление презентации

1

количество слайдов

не более 20, не менее 10

не более 20, не менее 10

требования не соблюдены

требования не соблюдены

2

эстетичный внешний вид

деловой стиль, единое оформление

деловой стиль, единое оформление

стиль отвлекает от восприятия информации, отсутствует единое оформление

стиль оформления отсутствует, стиль отвлекает от восприятия информации, отсутствует единое оформление

3

характеристики компонентов слайда

размер и цвет шрифта и фона оптимальные, отсутствует злоупотребление анимацией

размер и цвет шрифта и фона воспринимаются хорошо, отсутствует злоупотребление анимацией

размер и цвет шрифта и фона воспринимаются плохо, злоупотребление анимацией

размер и цвет шрифта и фона воспринимаются плохо, злоупотребление анимацией

4

цветовое выделение заголовков, терминов

имеется

имеется

частично имеется

не имеется

5

изложение текста

краткое

присутствуют элементы повествования

стиль изложения повествовательный, не умение отделить главное от второстепенного

стиль изложения повествовательный, не умение отделить главное от второстепенного

6

структурирование с помощью таблиц, нумерации, маркеров

достаточное

недостаточное

недостаточное

отсутствует

 

 

Защита презентации

1

соблюдение регламента защиты

соблюдает

соблюдает

не соблюдает

не соблюдает

2

владение материалом

свободное

достаточное

недостаточное

не владеет материалом по теме

3

аргументация ответов

ответ аргументирован

ответ аргументирован

ответ аргументирован плохо

ответ не аргументирован

4

поведение

зрительный контакт с аудиторией, отсутствие излишней жестикуляции, соответствующий внешний вид

зрительный контакт с аудиторией непостоянный, элементы излишней жестикуляции, соответствующий внешний вид

зрительный контакт с аудиторией отсутствует, излишняя жестикуляция, соответствующий внешний вид

зрительный контакт с аудиторией отсутствует, излишняя жестикуляция, несоответствующий внешний вид

 


[1] Оформление презентации осуществляется в программе Microsoft Power point

 

Пример учебно-исследовательской работы. Защита курсовой работы, 2018г.