Информация для учителей физики

Авдеева Елена Ивановна

Здесь есть файлы, которые интересно применять в работе учителя физики.  Ссылки в последнем документе полезны учителям физики и астрономии,особенно,  для использования новостей из мира науки и техники. Вы сумеете путешествовать во времени, узнаете, что такое тёмная энергия, тёмная материя и где не работают уравнения Эйнштейна. Узнать возраст, размер, вес Вселенной,  узнать что такое реликтовое излучение, сингулярность, чёрная дыра и многое другое - просмотреть интересные материлы видеотеки.  Можно также посмотреть критерии оценивания работ  учащихся по физике,  анализ современного урока, балльно-рейтинговую систему оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образцы выполнения экспериментальных заданий ГИА по физике.

Экспериментальное задание 24 согласно спецификации 2013 года проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин:

плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и

мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в вид таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:

о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Перечень комплектов оборудования для проведения государственной  итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2013 года

(на основе наборов лабораторных)

 Комплект № 1.

 Измерение плотности вещества.

1) весы рычажные с набором гирь

2) измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, с = 1мл

3) стакан с водой

4) цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

5) цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

Комплект № 2.

Измерение выталкивающей силы.

1) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

2) стакан с водой

3) цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

4) цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

Комплект № 3.

  1. Измерение жесткости пружины;
  2. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

1) штатив лабораторный с муфтой и лапкой

2) пружина жесткостью 40±1 Н/м

3) 3 груза массой по 100±2 г

4) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

5) линейка длиной 2030 см с миллиметровыми делениями

Комплект № 4.

  1. Измерение коэффициента трения скольжения;
  2. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

1) каретка с крючком на нити m = 100 г

2) 2 груза массой по 100±2 г

3) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

4) направляющая рейка

Комплект № 5.

  1. Измерение сопротивления проводника;

  1. Измерение работы электрического тока;

  1. Измерение мощности электрического тока в проводнике;

  1. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;

  1. Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов;

  1. Проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

1) источник питания постоянного тока 5,4В  (замена источником питания  постоянного тока 4,5 В)

2) вольтметр 06 В, с = 0,2 В

3) амперметр 02 А, с = 0,1 А

4) переменный резистор (реостат), 10 Ом

5) резистор, 12 Ом, обозначаемый R1

6) резистор, 6 Ом, обозначаемый R2

7) соединительные провода, 8 шт.

8) ключ

9) рабочее поле

Комплект № 6.

  1. Измерение оптической силы линзы.
  2. Исследование свойств изображения,  полученного с помощю собирающей линзы .

1) собирающая линза, фокусное расстояние 60 мм

2) линейка длиной 2030 см с миллиметровыми делениями

3) экран

4) рабочее поле

Комплект № 7.

Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.

1) штатив с муфтой и лапкой;

2) метровая линейка (погрешность 5 мм);

3) шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;

4) часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Комплект № 8

  1. Измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока;
  2. Измерение момента силы, действующего на рычаг.

1) штатив с муфтой

2) рычаг

3) блок подвижный

4) блок неподвижный

5) нить

6) 3 груза массой по 100±2 г

7) динамометр школьный с пределом

8) измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

9) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

     

Образцы оформления экспериментальных  заданий

1.Измерение плотности вещества

Комплект № 1

1) весы рычажные с набором гирь

2) измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, с = 1мл

3) стакан с водой

4) цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

5) цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №1 или №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №1 (№2).

В бланке ответов:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
  2. запишите формулу для расчета плотности;
  3. укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
  4. запишите числовое значение плотности материала цилиндра

1. Схема экспериментальной установки:

2) ,

3)

, V2=90 cм3 

V=90cм3-70см3=20 см3

 m=156 г, ( m = 170 г)

4) ρ==7,8=7800    ( ρ==8,5=8500)

2.Измерение выталкивающей силы

Комплект № 2

1) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

2) стакан с водой

3) цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

4) цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
  3. укажите результаты измерения;
  4. запишите численное значение выталкивающей силы.

1. Схема экспериментальной установки:

2.Fвыт 12

Fупр1 = Р1;  Fупр2 = Р2;

Fвыт = Fупр1 – Fупр2.

3.Fупр1 = 1,7 Н; Fупр2 = 1,5 Н.

4.Fвыт = 0,2 Н

 (Для стального цилиндра  Fупр1 = 1, 56 Н; Fупр2 = 1,36 Н.  Fвыт = 0,2 Н.)

 3.1 Измерение жесткости пружины

Комплект № 3

1) штатив лабораторный с муфтой и лапкой

2) пружина жесткостью 40±1 Н/м или (50±2)Н/м,

3) 3 груза массой по 100±2 г

4) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

5) линейка длиной 2030 см с миллиметровыми делениями

Используя штатив лабораторный с муфтой и лапкой, пружину жесткостью (50±2)Н/м или  (40±1)Н/м,  три груза  массой (100±2)г.,  линейку длиной 2030 см  с миллиметровыми делениями, соберите установку для определения жесткости пружины. Подвесьте пружину за один из концов к штативу. Определите жёсткость  пружины,  подвесив к  ней  три  груза. Для  измерения веса  грузов воспользуйтесь   динамометром.

В бланке ответов:

  1. сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. запишите условие равновесия груза на пружине;
  3. запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
  4. укажите результаты измерений  веса  грузов и удлинения   пружины;
  5. запишите числовое значение  жёсткости  пружины.

1) Схема экспериментальной установки:

2.Fупр=kх   

Fупр = Fтяж=Р

3 .kх=Р

k=Р/х

4. x = 75 мм = 0,075 м; (60мм=0,06м);  Р = 3 H.

5. k  =  3Н/0,075 м =40 Н/м  

или k=/0,06м=50н/м

.

3.2 Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

Комплект № 3

Используя штатив лабораторный с муфтой и лапкой, пружину жесткостью (50±2)Н/м или  (40±1)Н/м,  три груза  массой (100±2)г.,  линейку длиной 2030 см  с миллиметровыми делениями, соберите установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Подвесьте пружину за один из концов к штативу. Прикрепив к свободному концу пружины грузы , измерьте в каждом случае удлинение пружины.

В бланке ответов:

  1. сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. запишите формулу для определения силы упругости;
  3. запишите условие равновесия груза на пружине;
  4. измерьте удлинение пружины в зависимости от массы прикрепленного к ней груза, вычислите действующую  на груз силу упругости; результаты измерений занесите  таблицу;
  5. постройте график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины и, используя график, сделайте вывод о характере этой зависимости;
  1. Схема экспериментальной установки:

2. Fупр=kΔl  

3. Fупр = Fтяж=mg

Измерения выполнены с пружиной жесткостью (50±2)Н/м,

 

5. График зависимости силы упругости от удлинения

Вывод: Сила упругости пружины прямо пропорциональна растяжению пружины: чем больше растяжение пружины, тем больше сила упругости.

4.1 Измерение коэффициента трения скольжения

Комплект № 4

1) каретка с крючком на нити m = 100 г

2) 2 груза массой по 100±2 г

3) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

4) направляющая рейка

1) Схема экспериментальной установки:

,  при равномерном движении

  Fтр=μN      μ=Fтяги 

N=P           

Fтяги=0,6Н  

Р=3Н

μ=0,6Н/3Н=0,2

4.2  Работа силы трения

Комплект № 4

Используя  каретку (брусок) с  крючком,  динамометр,  два  груза, направляющую  рейку, соберите экспериментальную  установку для измерения работы силы  трения скольжения  при движении каретки с  грузами по поверхности рейки на расстояние в 40 см.

В  бланке  ответов:

1) сделайте   рисунок экспериментальной   установки;

2) запишите  формулу для расчёта  работы силы  трения  скольжения;

3) укажите   результаты измерения модуля  перемещения каретки с  грузами и силы трения скольжения при  движении каретки с  грузами по поверхности  рейки;

4) запишите числовое значение   работы силы  трения скольжения.

1. Схема экспериментальной установки:

2. Работа силы трения   А = –Fтр · S.

3. Fтяги = 0,6 Н; S = 0,4 м.

4. А =-0,6Н*0,4м= –0,24 Дж.

 4.3 Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Комплект № 4

Используя  каретку (брусок) с  крючком,  динамометр,  два  груза, направляющую  рейку, соберите экспериментальную  установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента
  2. запишите формулу для расчета  силы трения скольжения
  3. укажите результаты измерения
  4. сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

1) Схема экспериментальной установки:

 

2) Fтр= Fтяги , при равномерном движении ,

Fтр=μN      Fтр=μР      

N=P           

3) Результаты измерений

m, кг

0,1

0,2

0,3

Р. Н

1

2

3

Fтр, Н                 

0,2

0,4

0.6

4)График

Вывод: сила трения прямо пропорциональна  силе нормального давления (реакции опоры): чем больше реакция опоры, тем больше сила трения.

5.1 Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников

Комплект № 5

1) источник питания постоянного тока 4,5 В

2) вольтметр 06 В, с = 0,2 В

3) амперметр 02 А, с = 0,1 А

4) переменный резистор (реостат), 10 Ом

5) резистор, 12 Ом, обозначаемый R1

6) резистор, 6 Ом, обозначаемый R2

7) соединительные провода, 8 шт.

8) ключ

9) рабочее поле

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;

3) сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

1) Схема экспериментальной установки:

 

2) Сила тока на резисторе R2: I2 = 0,2 А.

Сила тока на резисторе R1: I1 = 0,1 А.

Общая сила тока в цепи: Iобщ= 0.3 А.

3) Сумма сил тока I1 + I2 = 0.3 А.

4) Вывод: Сила тока на двух параллельно соединенных резисторах равно сумме сил тока на каждом из резисторов.

5.2 Измерение работы электрического тока.

Комплект № 5

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2. Соберите экспериментальную установку для измерения работы электрического тока.  При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета работы электрического тока;
  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А  в течение  10 мин;
  4. запишите численное значение работы электрического тока.
  1. Схема экспериментальной установки:

2)

3) Результаты измерений:

I, А

U, В

t, с

0,5

3

600

4) A = 0.5А·3В·600с = 900Дж

  5.3  Измерение сопротивления проводника.

Комплект № 5

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1)нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;

3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

4)запишите численное значение электрического сопротивления.

  1. Схема экспериментальной установки:

2) ,

3) I = 0,5 А; U = 3,0 В.

4) R=3.0В/0,5А=6 Ом

5.4 Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

Комплект № 5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат,

соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

1) Схема экспериментальной установки:

2) Результаты измерений:

График зависимости I(U)

3)Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающее на концах проводника, также увеличивается.

5.5 Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников

Комплект № 5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений

на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет  0,2 В.  Сделайте  вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

1) Схема экспериментальной установки:

2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В.

Напряжение на резисторе R2: U2 = 1,4 В.

Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ= 4,2 В.

3) Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В.

4) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.

5.6 Определение  мощности, выделяемой на резисторе

Комплект № 5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, 6 Ом,  соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

 Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:

 2) Р = U·I; 

3) I = 0,5 А; U = 3,0 В;

4) Р =  1,5 Вт;

 

6.1 Измерение оптической силы линзы.

Комплект № 6

1) собирающая линза, фокусное расстояние 60 мм

2) линейка длиной 2030 см с миллиметровыми делениями

3) экран

4) рабочее поле

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: собирающая линза, линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,

экран, рабочее поле. Соберите экспериментальную установку для измерения оптической силы линзы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  1. запишите формулы для измерения оптической силы линзы;
  1. укажите результаты измерения;
  1. запишите численное значение фокусного расстояния.

Если источник света достаточно удален от линзы, можно считать, что световые лучи от него идут параллельно, тогда они соберутся в фокусе линзы

1) Схема экспериментальной установки:

2 F = 6 см = 0,06 м

 

  1. Определение свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

Расстояние предмета до линзы

Свойства изображения

d < F

Мнимое, увеличенное, прямое

F < d < 2F

Действительное, увеличенное, перевернутое

d > 2F

Действительное, уменьшенное, перевернутое

 7.1  Измерение периода  свободных колебаний нитяного маятника.

Комплект № 7

1) штатив с муфтой и лапкой;

2) метровая линейка (погрешность 5 мм);

3) шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;

4) часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования периода свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

1)    сделайте рисунок экспериментальной установки;

2)    запишите формулу для расчета периода колебаний;

3)    укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4)    запишите численное значение периода колебаний маятника.

1. Схема экспериментальной установки:

  2) Т = t/N          3) t= 60 с N= 30     4) Т = 2 c

7.2  Измерение частоты свободных колебаний нитяного маятника.

Комплект № 7

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для измерения периода свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

1)    сделайте рисунок экспериментальной установки;

2)    запишите формулу для расчета периода колебаний;

3)    укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4)    запишите численное значение периода колебаний маятника.

1. Схема экспериментальной установки:

2) ν = N/ t           3) t= 60 с N= 30     4) ν = 0,5 Гц

8.1 Измерение момента силы, действующего на рычаг.

Комплект № 8

1) штатив с муфтой

2) рычаг

3) блок подвижный

4) блок неподвижный

5) нить

6) 3 груза массой по 100±2 г

7) динамометр школьный с пределом

8) измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

9) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

   1. Схема экспериментальной установки:

 

Вывод: Рычаг находится в равновесии, если отношение сил, действующих на рычаг обратно пропорционально отношению их плеч.

 

Или правило моментов

 

М12

Вывод: Рычаг находится в равновесии, если момент сил, действующий на рычаг по  часовой стрелки равен моменту сил, действующий против  часовой стрелки.

8.2 Определения работы  силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока.

Комплект № 8

Используя штатив с  муфтой,  неподвижный  блок,  нить,  три груза и динамометр, соберите экспериментальную  установку для измерения работы силы упругости при  равномерном подъёме  грузов с использованием неподвижного  блока.  Определите  работу,  совершаемую силой упругости  при   подъёме грузов на  высоту 20  см.

В  бланке  ответов:

1) сделайте рисунок  экспериментальной  установки;

2) запишите  формулу для  расчёта работы силы  упругости;

3) укажите   результаты прямых измерений силы  упругости и  пути;

4) запишите  числовое значение работы  силы упругости.

1. Схема экспериментальной установки:

2. А = Fупр S.

3. Fупр = 3,0 Н; S = 0,2 м.

4. А = 3,0 Н · 0,2 м = 0,6 Дж.

8.3 Определения работы  силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного блока.

Список использованной литературы

  1. Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю.  Физика  9 класс Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственно итоговой  аттестации в новой форме – М.: «Астрель», 2013.
  2. Лебедева И.Ю., Бокатова С.С., Матвеев В.Л., Яковлева Т.Г. Физика ГИА 2012 Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями – М,: «Просвещение», 2012.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Презентация семинара "Использование комплекта "ГИА-лаборатория" при выполнении экспериментальных заданий ГИА в новой форме

          http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/vypolnenie-eksperimentalnyh-zadaniy-gia-v-novoy-forme

  1. Демоверсия ГИА по физике 2013

              http://4ege.ru/gia-po-fizike/2545-demoversiya-gia-po-fizike-2013.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ИНТЕРНЕТЕ

Название

Содержание

Адрес

Физика вокруг нас

Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «Почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе

http://physics03.narod.ru/index.htm

Научно-образовательный сервер по физике Phys.Web.Ru

Новости. Научно-образовательные материалы по различным областям физики для учителей, студентов, абитуриентов и старших школьников, интересующихся состоянием науки в наши дни

http://phys.web.ru/

Новости науки

Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах

http://www.scientific.ru/index.html 

Наука в «Русском переплёте»

Новости из мира науки и техники

http://www.pereplet.ru/nauka/

Новости физики

Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с ней наук

http://www.ufn.ru/news/index_r.html

Элементы. Ру

Популярный сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей

http://elementy.ru/index.html

Наука и техника — электрон. библиотека

Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг

http://www.n-t.org/

Известия Науки

Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование

http://inauka.ru/

Наука и жизнь в иностранной прессе

Обзор публикаций о достижениях зарубежной науки и технологии

http://inopressa.ru/rubrics/ science

Журнал «Квант»

Научно-популярный физико-математический журнал для школьников. Свободный доступ к содержанию всех статей (начиная с 1970 г.)

http://kvant.mirror0.mccme.ru/

Журнал «Потенциал»

Журнал для старшеклассников и учителей. Выходит с 2005 г. Свободный доступ к содержанию статей

http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome

Журнал «Наука и жизнь»

Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию

http://www.nkj.ru/

Энциклопедия «Кругосвет»

Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий

http://www.krugosvet.ru/ science.htm

Как всё работает

Англоязычный сайт с объяснениями явлений природы, устройства и принципов работы самых различных механизмов

http://www.howstuffworks.com/

Словари и энциклопедии на Академике

Самые различные словари и энциклопедии

http://dic.academic.ru/searchall.php



Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой   последовательности   проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обес-печивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части  таков,   что   позволяет   получить   правиль-ные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий,   законов,   правил,   основных   положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия;  ошибки,   вызванные  несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки   в  условных  обозначениях  на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические    и    пунктуационные ошибки.



Предварительный просмотр:

(приложение из книги «Анализ уроков разных типов»)


 


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1


КАРТА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ

№№ параметра

Вербальные показатели

Баллы

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5 

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

3. 

3.1

3.2

3.3

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом

Уровень педагогического и методического мастерства

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися

Внешний вид педагога, мимика и жесты

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ

Степень познавательной активности, творчества и  самостоятельности
Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков
Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке
Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

 ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смена видов деятельности.

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО.
Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий.
Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий.

ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ
Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени).
Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их
 развитию и в какой степени) 

 Используя четырехбалльную систему оценок, учитель (а) и проверяющий (б) оценивают различные параметры входящие в пять компонентов занятия как системы. Полученная сумма указывает на эффективность проведенного занятия. Высший балл - 100.

Приложение 2.

Ход урока
 

Время

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Вопросы, логическая связка этапов урока

1. Организационный момент
2. Опрос

8.00
8.10

Говорит (Г)
Дает задание (ДЗ)

Слушают
(СЛ)

ЛИСТОК ПОСЕЩЕНИЯ

В конце журнала отводится три листа для обобщения записей
1-й лист - “Плюсы в работе”;
2-й лист “Над чем надо работать”. Все записи на этом листе можно занести в рекомендуемую таблицу.

3-й лист - “Что рекомендовано”.

Затруднения учителя

Дата посещения

  1. Многословие
  2. Нелогичность и т. д.

7.09. 16. 09.

7.09-23.09.; 16.10

ЛИСТОК ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА-2

Дата                 Класс                 Предмет                Учитель

Цель посещения

Тема урока

Цель:
Задачи:
Оборудование:
Всего учащихся:        По списку        Присутствовало                        Опрошено
                        в журнале        на уроке                        за урок
Всего выставлено оценок:         

Из них:           объективные:                необъективные:

В том числе:        «5» -

                «4» -
                «3» -
                 «2» -

Схематическая таблица опроса учащихся:

1 ряд                        2 ряд                        3 ряд

1_________________________________________________________________________________

2_________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________

4_________________________________________________________________________________

5_________________________________________________________________________________

6_________________________________________________________________________________

Таблица эффективности:

        1                        2                        3                        4

1. _________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________________________

6. _________________________________________________________________________________

7. _________________________________________________________________________________

8. _________________________________________________________________________________

9. _________________________________________________________________________________

10. ________________________________________________________________________________

Итого:

Эффективность урока в баллах _______, в % _________

Приложение № З 


КАРТА-СХЕМА АНАЛИЗА ТРАДIЩИОIШОГО УРОКА 
(Рекомендуется к использованию в старших классах)


Ф.И.О. учителя

Школа
Класс
_________

Уровень профессионализма

Количество баллов

Эффективность урока

0

1

2

Требования к деятельности учащихся:

  1. Уровень познавательной активности
  2.  Наличие интереса к предмету.
  3. Уровень аналитических и специальных умений и навыков.
  4. Уровень практических и специальных умений и навыков.
  5. Уровень развития речи. Владение терминологией предмета.
  6. Умение работать у доски со спец. приборами и оборудованием.          
  7. Развитие навыков парной, групповой, коллективной работы.
  8. Степень самостоятельности учащихся на уроке.
  9. Самоконтроль, самокоррекция.
  10. Организованность. Дисциплина.

Требования к деятельности учителя:

Организационные:

  1. Выполнение гигиенических требований (чистота, проветриваемость помещений, организация, освещенность рабочего места, оптимальность размеров и размещения наглядных пособий и т. д.).
  2. Четкость поставленной цели и мотивация учебной деятельности на уроке.
  3.  Выбор формы организации учебного процесса (лекций, семинара, консультаций, урок-практикум и т. д.).
  4. Организация проверки домашнего задания.
  5. Наличие обратной связи с учащимися. Контроль и коррекция ЗУН.
  6. Качество речи учителя.
  7. Внешний вид. Такт.
  8. Рациональное использование времени урока.
  9. Реализация основных псих. требований. Создание на
    уроке спокойной, деловой атмосферы.
  10. Выполнение намеченного плана.
    Воспитательные:
  1. Умственное воспитание и развитие учащихся.
  2. Развитие волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.
  3. Привитие интереса к знаниям, предмету.
  4. Формирование трудовых и учебных навыков.
  5. Создание ситуации успеха.
  6. Использование возможностей словесной и бальной системы.
  7. Стиль руководства деятельностью учащихся. Сочетание
    принципиальности с разумной требовательностью.
  8. Воспитательное значение личности учителя (деловитость, организованность).
  9. Эстетическое воздействие урока на учащихся.
  10. Эмоциональный настрой учителя, аккуратность записей, оформление кабинета.
  11. Организованность коллектива.
    Дидактические: 
  1. Реализация принципа научного обучения.
  2. Реализация принципа доступности, посильности в
    обучении.
  3. Осуществление принципа наглядности.
  4. Реализация принципа прочности, осознанности, системности ЗУН.
  5. Реализация принципа проблемности обучения.
  6. Связь обучения с жизнью, теории с практикой.
  7. Правильность и эффективность выбранных методов,
    приемов, средств обучения.
  8. Организация самостоятельной работы и эффективность ее проверки.
  9. Организация работы с учебником, справочником, схемой, картой.
  10. Оптимальность объема домашнего задания и эффективность методики доведения его до учащихся.

Приложение № 4 


КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА

1

Дата

Урок

Учитель

Класс

Твое отношение к уроку

(подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий.
  2. Хороший, содержательный, заставляющий работать.
  3. Нормальный, обычный.
  4. Скучный, работа без интереса.
  5. Бесполезный, совсем не интересный.

2. Вспомни (как можно точнее) название темы урока:

3. Какая цель стояла перед тобой на уроке:

4. . Каков был план урока:

5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке:

6. Чему новому ты научился на уроке:

7. Какие были главные мысли, идеи на уроке:

8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке:

Методика работы с картой.

Данные карты проверяющий выдает учителю ведущему урок, и учащимся (сразу по окончании урока или после 5-б уроков). Учитель и учащиеся заполняют карту эффективности урока. Образцом для проверки служит заполненная карта учителя. Ученик оценивается так:

“5” - текст учащегося соответствует тексту учителя на 100-80%;

“4” - текст учащегося близок к тексту учителя на 80% - 60%;

“З” - работа выполнена скорее хорошо, чем плохо (60% -  40%);

“2” - что-то получается на 40% - 20%;

“1” - получается очень мало (20% - 10%);
“0”
- ничего не написано.
Затем вычисляется коэффициент данного урока (Эу). Если коэффициент урока равен 75-80%, то урок отличный; 65-75%
- урок хороший; ниже 65% - урок удовлетворительный.


Приложение № 5

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УРОКА

 (П.И. Третьяков)

Блок 1. Умения ставить цели и планировать свою деятельность и деятельность ученика.

Учитель

Ученики

1. Умение ставить цели при планировании урока

1. Умение ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока.

2. Умение отбирать материал (необходимую информацию) к уроку в соответствии с психоло- педагогическими особенностями учащихся).

2. Умение воспринимать и перерабатывать информацию (учебный материал).

3. Умение отбирать дидактический материвии с целями урока.

З. Умение работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями.

4. Умение планировать содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, МО в соответствии с целями и задачами урока.

4. Умение планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока.

Блок 2. Умение эффективно организовать свою деятельность и деятельность ученика.

Учитель

Ученики

5. Умение учителя эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с
заданными целями и задачами.

5. Умение учащихся организовать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами.

6. Умение учителя эффективно организовать свое рабочее место и место ученика в соответствии с заданными нормативами.

6. Умение ученика организовать свою деятельность на рабочем месте.


 Блок З. Умения провести анализ, оценку и регулирование своей деятельности и деятельности ученика.

Учитель

Ученики

7. Умение учителя провести самоанализ и самооценку своей деятельности.

7. Умение ученика провести анализ и самооценку своей деятельности.

8. Умение учителя провести анализ и оценку деятельности ученика.

8. Умение осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других.

9. Умение учителя на основе контроля осуществлять регулирование своей деятельности и деятельности учащихся.

9. Умение учащихся на основе самоконтроля осуществлять регулирование своей деятельности.


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:
 
А) Оценить каждый показатель блока умений учителя и ученика: 1- критический уровень; 2- достаточный уровень; З
- оптимальный уровень.
Б) Вычислить средний показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю и разделить эту сумму на общее число показателей блока.
В) Построить диаграмму по данным наблюдения, анализа и оценки.

Систему работы имеет каждый учитель. Но у одних она направлена на решение всего многообразия воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой, используются все или почти все методы воспитания, учитывается конкретность обстановки, условия
педагогического процесса и составляется целое, созданное в результате творческого педагогического Труда. Здесь можно говорить о системе работы.

У других учителей система работы направлена на решение только части образовательных и воспитательных задач, в ее арсенале числится только незначительная часть методов воспитания. Она является следствием недостаточного знания предмета или недостающих педагогических знаний, не дает положительных результатов.

Приложение №6.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

АНАЛИЗ УРОКА

Ф.И.О. преподавателя                         Предмет

Деятельность учителя:                                                                 БАЛЛЫ
Организаторская
1. Выполнение намеченного плана урока.
2. Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО.
3. Реализация основных психол. и гигиенических требований.
4. Наличие эффективной обратной связи с учащимися.

5. Уровень педагогического и методического мастерства.
б. Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока).
7. Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).
8. Рациональность использования времени урока
9. Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя.

10. Соблюдение правил охраны труда.
Обучающая
1. Реализация принципа научности. 
2. Четкость осуществления принципа наглядности.
З. Реализация принципа прочности.
4. Соблюдение принципов проблемности, прочности, осознанности, посильности.
5. Реализация принципа проблемности.
б. Осуществление принципа связи теории с практикой.
7. Оптимальность выбора и степень достижения цели.
8. Правильность выбора методов и форм обучения.
9. Контроль за ЗУН.
10. Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся.
Воспитательная
1. Нравственная и мировоззренческая направленность.
2. Формирование общеучебных навыков.
З. Работа над культурой речевого поведения.
4.
 Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.
5. Соблюдение физических и гигиенических требований.
6. Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.
7. Эстетическое воздействие урока на учащихся.
8. Использование воспитательных возможностей оценок.
9. Стиль руководства учениками.
10. Воспитательное значение личности и его деятельности на уроке.


Деятельность ученика: 
1. Уровень познавательной активности.
2. Наличие интереса к уроку, предмету.
3. Степень самостоятельности.
4. Умение вычленять ведущие цели в учебном материале.
5. Уровень аналитических умений и навыков.
6. Развитие навыков коллективной работы.
7. Развитие речевых, орфографических и иных навыков.
8. Умение работать на доске.
9. Организованность, дисциплинированность.
10. Внешний вид ученика.

Итого по уроку
Среднее значение 

Методика работы с таблицей. Сначала оценивается организаторская деятельность учителя (первый столбик) по 10 названным пунктам, при этом за полное выполнение требований начисляется 2 балла, за частичное -1 балл, за невыполнение требований - 0 баллов. Таким образом, при оптимальном варианте этот вид деятельности может быть оценен в 20 баллов. Затем оценивается обучающая деятельность учителя по указанным пунктам, а потом воспитательная. В заключении оценивается деятельность ученика на уроке. Таким образом, высшее число баллов- 80. Эффективность урока рассчитывается так: если учитель набрал 60 баллов, эффективность его урока составляет 75%.
Если эффективность урока 75-80%
- урок отличный.
Если эффективность урока
65-75% - урок хороший.
Если эффективность урока ниже 65 %
- урок удовлетворительный.

Приложение №7

ФОТОГРАФИЯ УРОКА

Этапы урока

Действия учителя и учащихся 

Отметка

( заметки)
посетившего

урок

Выводы и предложения

С выводами и предложениями ознакомлен.
Учитель

ФОТОГРАФИЯ УРОКА-2

Ход
урока

Время

Замечания по ходу урока

+

Примечания

Начало

8.00
8.04

Мобилизующее начало урока, его эффективность.

Единые требования к организации урока.

Методика опроса, качество знаний, степень активизации учащихся.

Повторение ранее пройденного материала.

Вопросы сравнительного, развивающего, обобщающего характера.

Логическая связь между новым и ранее изученным.

Методика изучения нового материала.

Проблемно-развивающий характер заданий.

Полнота изложения программного материала. Элементы новизны, развивающие любознательность учащихся.

Умственная, творческая активность учащихся, степень самостоятельности.

Дифференциация обучения.

Практическая часть.

Использование ТСО, наглядных пособий.

НОТ учителя и учащихся.

Методика закрепления, степень усвоения нового материала учащимися.

Дополнительная литература.

Задание на дом. Методика. Объем.

Эмоциональная сторона урока.

 

Выводы и предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись посетившего урок ______________________________________________________________

С выводами и предложениями ознакомился. Учитель ________________________________(подпись)

Приложение №8 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

Требования к деятельности учителя

Оценка

Требования к деятельности учащихся

Оценка

1. Начало урока

1. Внимание учащихся на различных  этапах урока: начало - конец

2. Повторение и проверка знаний

2. Активность учащихся при опросе:
при изучении

при закреплении

3. Теоретический уровень знаний:
а) научностъ
б) логичность
в) систематичность
г) последовательность
д) доступность

3. Интерес к теме

4. Раскрытие темы

4. Прочность: знаний

умений

навыков

5. Отбор материала

5.Самостоятельность суждений

6. Организация внимания учащихся

6. Отношение к учителю

7. Воспитательная сторона урока

7. Культура труда

8. Использование ТСО, наглядности, дидактического материала

8. Речь

9. Индивидуальный подход

9. Вопросы к учителю

10 Эмоциональность рассказа

10. Самоконтроль

11. Педагогический такт

11. Дисциплина: а) готовность к уроку,

б) во время урока,

в) во время самостоятельной работы,

г) во время объяснения,

д) во время дачи домашнего задания.

е) реакция на звонок.

12. Речь

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной работы

15. Объективность

16. Домашнее задание

17. Предложение и советы

18. Мнение учителя проводившего урок

Школа         Проверяющий         дата
Класс         Учащиеся в классе         На уроке
Ф.И.О. учителя                 Предмет
Тема:
Учительская специальность проверяющего        пед. стаж

Подпись проверяющего.

Приложение №9  

ШКАЛА АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
(Из опыта работы средней школы №83 г. Ростова-на-Дону).

Критерии оценки: “5- данное качество в деятельности учителя выражено в высшей степени; “4 - в высокой степени; “3” - в средней степени; “2”- ниже среднего; “1” - качество педагогической деятельности выражено крайне слабо; “0” - затрудняюсь оценить данное качество.

Критерии педагогической деятельности учителя 

Учебное занятие

(в баллах) 

1

2

3

1. Структура
1.1. Соответствие типа структуры учебного з
анятия содержанию темы (урок, семинар, обучающая игра, лабораторная работа и т.д.).
1.2. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: актуализация опорных знаний, мотивировка изучения новой темы; применение
знаний, проверка качества их усвоения и т. д.

2. Содержание учебного занятия

2.1. Научность, доступность, новизна и доказательность знаний.
2.2. Наличие в содержании выводов,
работа с научными понятиями и закономерностями.
2.3. Включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы учащихся.
2.4. Реализация вну
трипредметных и межпредметных связей.
2.5.
Формирование системных знаний на основе четкого определения места урока, темы в ряду других тем.

3. Технологическое обеспечение учебного занятия
3.1.
Использование современных педагогических технологий на различной основе (концептуальной, опережающей, проблемной, ситуативной, диалоговой, личностно- 
ориентированной и др). Реализация в соответствии с данными технологиями активных методов обучения (проблемных, игровых, диалоговых, УДЕ, опорных сигналов и конспектов и т.д.)

3.2. Способы организации познавательной деятельности учащихся: обучение динамическими парами, группами взаимное рецензирование, инд. работа и др.

3.3. Поисковый и исследовательский характер занятия: лабораторные, практические, семинарские занятия, исследовательского типа; решение проблемно-познавательных задач и др.

3.4. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся: работа с книгой, документами и др. источниками; использование дидактических материалов; составление планов, рецензий, опорных схем, таблиц и др.

3.5. Организация контроля знаний учащихся: соответствие приемов контроля содержанию проверяемых знаний; объективность оценивания; участие в контроле учащихся в полном составе; разнообразие методик и способов контроля знаний; обучающие, воспитывающие, развивающие, стимулирующие корректирующие и другие функции контроля знаний учащихся.

4. Наглядное и техническое оснащение учебного занятия

4.1. Полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.

4.2. Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства и др.

4.3. Использование современных ТСО и ЭВМ.

5. Характер общения учителя с учащимися

5.1. Контакт учителя с учащимися.

5.2. Использование элементов педагогики сотрудничества.

5.3. Умение организовать позн. деятельность и “держать” дисциплину.

5.4. Характер речевой деятельности учителя.

5.5. Темп учебного занятия, его интенсивность.

5.6. Внешнее восприятие личности учителя.

6. Педагогическая эффективность учебного занятия

6. 1. Уровень усвоения учениками ЗУНов.

6.2. Формирование у учащихся мотивации учения: познавательного интереса, потребности в знаниях, чувства долга и ответственности, осознания необходимости полноценного образования успешного учения, качеств лидера и т. д.
6.3.
Дифференцированный характер обучения: работа с одаренными неуспевающими учениками и т. д.
6.4.
 Развивающие функции учебного занятия: развитие внимания, памяти, мышления, способностей и их целенаправленное формирование от урока к уроку. Выбор наиболее 
продуктивных видов учебной деятельнос
ти, обеспечивающих развитие школьника.
6.5.
 Воспитывающие функции учебного занятия: гуманистическая направленность обучения, создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры и др.

Приложение № 10
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С АНАЛИЗОМ УРОКА ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТАХ
1. Активно-игровые формы в учебно-воспитательном процессе (игры, тренинги, практикумы).
2. Цели учебного процесса в современной школе.
3. Оценивание знаний детей на уроке: требования, педагогические условия, методика.
4. Типы, структура уроков.
5. Организация творческой деятельности учащихся на уроке.

6. Нравственный аспект обучения современного урока.
7. Оргпсихологический момент
- камертон урока.
8. Обучение и воспитание успехом.
9. Формы контроля за познавательной деятельностью учащихся.
10. Научная деятельность учителей в современной школе.

11. Дифференциация и индивидуализация обучения.
12. Как устроить дисциплину на уроке.
13. Психологическая готовность учителя к уроку.
14. Системность в работе учителя.
15. Требования к современному уроку и пути их реализации.
16. Современный урок и проблемы его самоанализа.
17. Оптимальный выбор форм и методов обучения
пути к нормализации учебной нагрузки учащихся.
18. Современные методы организации учебно-познавательной деятельности.
19. Система и методы проверки знаний.
20. Сущность содержательно-оценочной основы обучения.
21. Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать.
22. Методы проблемного обучения и границы их применения.
23. Групповая работа на уроке и границы ее применения.
24. Умение работать с учебником: проблемы, поиск и результаты.
25. Дисциплина на уроке: что это такое, кто и как ее добивается?
26. Роль домашних заданий и развитие творческих способностей.
27. Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса и роль учительского слова на уроке.
28. Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы, и перспективы.
29. Игра как метод организации учебно-воспитательного процесса.
30. Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности.
31. Игра на уроке: “плюсы” и “минусы”.
32. Учебный предмет, тема, урок: о новых подходах к планированию.


РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА

 
1. Парадоксы (противоречия) педагогических традиций в современном уроке.
2. Традиции коллективистского воспитания.

3. Альтернативная (гуманистическая) педагогика. Сущность и значение.
4. Методика творческого формирования коллектива в современной школе.
5. Альтернативные авторские системы.
6. Новые ценности образования.
7. Проблемный портрет современного учителя.
8. Проблемный портрет современного ученика. Функции учителя в организации учебновоспитательного процесса в современной школе.
9. Актуальные проблемы содержания обучения в современной школе.
10. Модели педагогической поддержки.
i. Творчество
цель и условие обучения.
12. Программы-диагностики в работе учителя.
13. Психолого-педагогический тренинг “Творческое саморазвитие”.
14. Методы изучения личности и отношений учащихся.


ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАНАЯ ПАРАДИГМА


1
. Творческие принципы в современной дидактике.
2. Сущность и проблемы педагогического общения на уроке.
3. Стили педагогического общения на уроке.
4. Методы изучения личности и отношений учащихся.
5. Специфика педагогического творчества.
6. Педагогическая технология как отражение педагогической теории.
7. Содержание урока
глобальные и конкретные ценности.
8. Рефлексивная основа уроков.
9. Целесообразное использование опережения.

10. Обновление содержания с учетом социально-экономических перемен (экологизация и экономизация, гуманизация, гуманитаризация и т. п.).
11. Вариативность в содержании урока.
12. Формирование и развитие познавательной и коммуникативной культуры учащихся с помощью содержания образования.
13. Обогащение личностно-смысловой сферы школьников за счет актуального содержания обучения.
14. Обучение умениям творчески и самостоятельно добывать новые знания.
15. Обеспечение за счет проблемного материала развития черт творческой личности.
16. Ориентированность на обнаружение учащимися личностных смыслов в содержании образования.
17. Значение урока в личностном развитии учащихся.
18. Диагностика личностного развития, облученности, воспитанности учащихся.
19. Проектирование индивидуальной работы с учащимися на каждом этапе урока.
20. Роль учащихся в организации урока.
21. Экология урока.
22. Практическая и познавательная деятельность учащихся
 на уроке.
23. Дифференциация и интеграция в содержании урока.
24. Организация самостоятельной творческой работы учащихся на уроке.
25. Развитие гуманитарного мышления учащихся на уроке.
26. Творческие педагогические находки урока.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, М 5, с. 43-44.
Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты). Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов практикантов дневного и заочного отделений.
Липецк,1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.
Андреев В.И.
 Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий. 2000.- с. 575-576.
Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. Обществоведение в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2, с. 22- 26.
Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И.
 Методика русского языка. М., “Просвещение”, 1974, с. 248-249.
Баринова И.И. Современный урок географии. География в школе, 2000, № 6, с. 41- 44, с. 52.
Боголюбов Л.Я. Урок в обществоведческом курсе. Обществознание в школе, научно-методический журнал,
1998, №
 2, с. 27-32.
Бондаревская
 Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Научно-методическая разработка.  Ростов н/Д 1998. 24с.
Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие.
РосТон н/Д, 2000. 43с.
Галицких
 Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе. Литература., 1998, № 8, с. 10.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физическая лаборатория своими руками

Слайд 2

Оборудование для физической лаборатории стоит дорого Без эксперимента качественное преподавание физики невозможно Что делать???

Слайд 3

Собирать оборудование из подручных средств Привлекать школьников к этому процессу, что позволяет: Заинтересовать школьника физикой Обсудить целый ряд физических явлений Развить конструкторские способности

Слайд 4

Калориметр 2 пластиковых стаканчика 0,5 л Кусочки пенопластовой потолочной плитки

Слайд 5

Барометр низкого давления 2 трубочки для коктейлей или шланг от капельницы Скотч Лист картона Лист миллиметровки Кусок проволоки

Слайд 6

Барометр высокого давления 2 трубочки для коктейлей или шланг от капельницы Скотч Лист картона Лист миллиметровки Кусок проволоки

Слайд 7

Датчик расхода жидкости Пластиковая бутылка Наконечник от шариковой ручки Полоска миллиметровки Шланг от капельницы

Слайд 8

Измерение вязкости воды Раковина Пластиковая труба, шланги Два манометра высокого давления Датчик расхода Кран Датчик расхода

Слайд 9

Измерение коэффициента поверхностного натяжения Сосуд, игла от шприца, штатив, линейка, грузик, электронные весы*

Слайд 10

Осицлограф демонстрационный Два старых динамика, лазерная указка, штатив, два кусочка зеркала, клей.

Слайд 11

Удвоитель частоты Четыре диода, провода Вход Выход

Слайд 12

Фазовращатель Резистор Реостат Конденсатор Провода



Предварительный просмотр:

Балльно-рейтинговая система оценивания учащихся
на уроках физики

http://counter.rambler.ru/top100.cnt?1028045

         Рейтинговая система контроля качества образовательного процесса разработана на основе новых педагогических технологий. В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы: от абсолютно- образовательного идеала (всесторонне развитой личности) к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Для реализации поставленной задачи используются все виды инновационного обучения, одним из которых является рейтинговая система контроля качества образовательного процесса.

        Поскольку физика являются практической  наукой  и предполагают не только сообщение некоторого объема знаний учащимся, но и отработку общеучебных и специальных умений и навыков. Возникает проблема распределения данного объема материала в рамках, отводимых на изучение предмета часов. Если использовать традиционное планирование, которое предполагает изложение материала и первичное его закрепление на одном уроке, то уровень решаемых на уроках задач очень низок. Так как нет времени на детальную отработку с каждым учащимся определенных навыков по решению тренировочных и практических задач, на формирование алгоритмов их решения. Так же при традиционном планировании достаточно трудно индивидуально дозировать домашнее задание и организовывать индивидуальную, самостоятельную работу на уроке.

       Одним из способов решения данных проблем является укрупнение теоретических единиц в изложении материала, что позволит выделить большое количество часов на практические и индивидуальные занятия с учащимися.

       Реализовать это позволяет блочно-модульная технология.

Цель: оптимизация образовательного процесса по физике и информатике посредством применения блочно-модульной технологии обучения.

Задачи: 

  • выбор оптимальной группировки материала в блоки;
  • подбор форм и методов обучения;
  • разработка необходимого дидактического материала для учащихся;
  • разработка системы контроля за уровнем развития учащихся;
  • разработка контрольно-измерительных материалов.

      При внедрении блочно-модульной технологии в образовательный процесс необходимо рассмотреть новые критерии оценочной системы знаний учащихся. Данными критериями может служить организация рейтингового контроля качества образовательного процесса.

Основные принципы рейтинговой системы:

  • блочно-модульное структурирование изучаемого материала;
  • системность;
  • гибкость и мобильность;
  • оценки – баллы имеют накопительную силу;
  • создаются условия сотрудничества учителя и ученика;
  • незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется;
  • ученик сам волен выбирать стратегию своей деятельности.

           Внедрение данной технологии надо  начинать с составления списка всех учебных действий, которые будут учтены при оценивании учеников. Затем полученный список следует ранжировать, т. е. распосложить все действия по значимости для обучения, и определить стоимость каждого действия в баллах, в результате вы получите «таблицу стоимости» (Приложение 2).

           Создаётся электронный журнал, в котором отмечаются выполненные действия учеников и баллы за их выполнение (см. приложение 1). А в классный журнал выставляются не все оценки, а только рабочей группе на уроке. Оценку рассчитываем по формуле (1):

где Р – набранные за работу баллы; Рmax – наибольшее число баллов, которые можно было набрать за данную работу; Omax – наибольшая оценка за данную работу. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_290e3df5.png

           Все действия учеников на уроке разделяются на основные (оценочные) и дополнительные. При подведении итогов учитываются оценочные баллы и дополнительные, вводится коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой оценки добавлять к оценочным 10% дополнительные баллы, т. е. коэффициент соответствия равен 10%.

Тогда, с учетом приведенных примеров (максимум дополнительных баллов не может превышать максимум основных баллов и коэффициент соответствия равен 10%), ученик за счет дополнительных баллов сможет увеличить свою отметку не более чем на единицу. Оценка в этом случае будет рассчитываться по формуле (2):

http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_m7fb7a233.png

где Рдоп – дополнительные баллы; Рmax – наибольшее число оценочных баллов, которые можно было набрать за данную работу. При таком подходе отметка может оказаться больше наибольшей (Omax).

          При составлении таблицы баллов (приложение 2) учитываются замечания учителей предметников нашей школы, вошедшие в рамки эксперимента, а так же мнения учеников, занимающихся по этой системе в ВУЗах.

Подведение итогов 

При подведении итогов общий рейтинг ученика рассчитывается как доля выполненного задания:

http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_m5d294b21.png

где D – доля выполненного задания; http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_m71b1c822.png– сумма всех набранных оценочных баллов; http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_264f85dc.png– сумма всех набранных дополнительных баллов; http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_4a323192.png– сумма всех наибольших оценочных баллов, которые можно было набрать за все работы.

Для перевода доли выполненного задания в 5 балльную систему, можно применять формулу (5):

http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219479809883707/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB.%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80._html_m57ac9238.png

Внедрение данной технологии позволило:

1. Снизить субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика.

2. Стимулировать как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников.

3. Снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка времени.

Приложение 1

Таблица перевода баллов в отметки 

(для Рmax = 40 баллов; Оmax = 5)

Набранные баллы

отметка

меньше 20

2

от 20 до 26

3

от 27 до 33

4

от 34 до 40

5

4. Повысить роль текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу учеников.

5. Учесть поуровневый подход в обучении.

6. Устранить негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» ученик, «десятый», «двадцатый». «При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными».

7. Ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Приложение 2

Таблица баллов 

Виды деятельности

Балл

Выполнение домашней работы (за 1 задачу)

основная

0,15

Выполнение теста (за 1 ответ)

основная

    1

Ответ устной темы

основная

1

Написание реферата

основная

10

Выполнение лабораторной работы

основная

5

Сдача зачета (формула)

основная

0,5

Выполнение самостоятельной работы (за 1 урок)

основная

2

Выполнение контрольной работы (за 1 урок)

основная

5

Проверка домашнего задания

дополнит.

1

Поиск информации в Internet (200 кБ)

дополнит.

1

За дополнительный вопрос отвечающему

дополнит.

1

За дополнение ответа

дополнит.

2

Рецензирование ответа

дополнит.

2

Объяснение темы другим ученикам

дополнит.

3

Объяснение задачи

дополнит.

3

Проверка темы

дополнит.

3

Проверка задачи

дополнит.

3

Опережающая сдача темы, самостоятельной работы (за 1 день)

дополнит.

3

Защита оригинального решения (точки зрения)

дополнит.

3

Решение дополнительных задач

дополнит.

5